О порядке применения штрафных санкций при консолидированной уплате налога на прибыль

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 84
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 19.09.2009 г. № 20375/7/15-0217

О порядке применения штрафных санкций при консолидированной уплате налога на прибыль

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.09.2009 г. № 20375/7/15-0217

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о порядке применения штрафных санкций при консолидированной уплате налога на прибыль и сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 7.5 статьи 7 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181) запрещается любая уступка налогового обязательства или налогового долга плательщика налогов третьим лицам, а также уступка контролирующим органом права требования налогового долга плательщика налогов другим лицам.

Положения этого пункта не распространяются на случаи, когда гарантами полного и своевременного погашения налоговых обязательств плательщика налогов выступают другие лица, если такое право предусмотрено этим Законом или другими законами Украины по вопросам налогообложения.

Исходя из норм подпункта 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон № 334) плательщик налога, который имеет филиалы и перешел на консолидированную уплату налога, несет ответственность за уплату налога на прибыль в бюджеты территориальных громад по местонахождению своих филиалов, а также в бюджет территориальной громады по своему местонахождению.

Согласно пункту 17.1 статьи 17 Закона № 2181 за нарушение налогового законодательства на плательщика налогов налагаются штрафные санкции в размерах, определенных этой статьей, кроме штрафных санкций за нарушение валютного законодательства, устанавливаемых отдельным законодательством.

Ввиду того что при консолидированной уплате налога на прибыль обязанность по начислению и уплате налога на прибыль за филиалы возлагается на головной офис,

ответственность за неподачу за свои филиалы налоговых деклараций в сроки, определенные законодательством, а также неуплату за филиалы согласованных сумм налогового обязательства в течение предельных сроков, возлагается на головной офис (подпункты 17.1.1 и 17.1.7 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181).

При этом филиалы остаются плательщиком налога на прибыль по своему местонахождению и имеют карточки лицевых счетов. Головной офис при консолидированной уплате налога на прибыль осуществляет начисление этого налога в Расчете налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль предприятия, форма которого утверждена приказом ГНА Украины от 10.02.2003 № 68.

Одновременно следует отметить, что налоговое обязательство определяется по каждому филиалу отдельно. Поэтому в графе 4 «Идентификационный код по ЕГРПОУ» указывается код ЕГРПОУ филиала, подающего такой Расчет (приказ ГНА Украины от 19.12.08 № 784).

Следовательно, штрафные санкции, налагаемые органом государственной налоговой службы, в частности за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности по налогу на прибыль, а также несвоевременную уплату этого налога, учитываются в карточках лицевых счетов филиалов или головного офиса по факту нарушения.

Учитывая изложенное выше,

при консолидированной уплате налога на прибыль в соответствии с подпунктами 17.1.1 и 17.1.7 статьи 17 Закона № 2181 применять штрафные санкции необходимо к головному офису. Информация о факте нарушения передается из инспекции, в которой на учете находится филиал, в налоговую инспекцию по местонахождению головного офиса, где на основании полученной информации составляется акт и выписывается налоговое уведомление-решение.

В случае применения штрафной санкции за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности по налогу на прибыль (п.п. 17.1.1 ст. 17 Закона № 2181) составляется единый

акт, в котором за соответствующий отчетный период указываются все имеющиеся факты нарушения в разрезе филиалов. По этому акту на головной офис выписывается уведомление-решение с указанием штрафа в сумме, которая рассчитывается как произведение количества нарушений на размер штрафа за одно нарушение.

При применении штрафной санкции, установленной подпунктом 17.1.7 ст. 17 Закона № 2181, полученную информацию группируют по отчетным налоговым периодам, в которых возникли непогашенные налоговые обязательства, и по часовым периодам (до 30 календарных дней; от 31 до 90 календарных дней; более 90 календарных дней), в которых происходит погашение этих обязательств. По каждой из определенных групп составляется

акт (пример формы акта прилагается), в котором в разрезе филиалов указываются погашенная сумма налогового долга и количество дней задержки уплаты. По каждому акту на головной офис выписывается уведомление-решение с указанием штрафа в сумме, которая рассчитывается как произведение погашенной суммы в целом по акту (по всем филиалам и головному офису) и соответствующей процентной ставки.

При этом до внедрения автоматического режима такое налоговое уведомление-решение формируется в «ручном режиме». После направления уведомления-решения плательщику (головному офису), в инспекцию, где на учете находится филиал, передается информация о применении штрафной санкции, являющаяся основанием для уменьшения (снятия) условно рассчитанных штрафных санкций по соответствующему филиалу.

 

Заместитель председателя О. Любченко

 

АКТ

№_____ від ___ _________» 20__ р.

про результати невиїзної документальної перевірки своєчасності
сплати податку на прибуток до бюджету

 

На підставі п. 1 ст. 11 Закону України від 4 грудня 1990 року № 509-ХII «Про державну податкову

службу в Україні», зі змінами та доповненнями,


(посада, назва структурного підрозділу, назва органу державної податкової служби, звання, прізвище, ім’я, по батькові
посадової особи, яка проводить перевірку)

проведена невиїзна документальна перевірка в приміщенні ДПІ

(район, місто)                                             


платника податку на прибуток

(повне найменування суб’єкта господарювання)                               

ідентифікаційний код платника податків

місцезнаходження


з відома та в присутності посадових осіб підприємства

(посада, прізвище ініціали, заповнюється за необхідності)     




з питання своєчасності сплати податку на прибуток за

(звітний податковий період)                         

з граничним терміном сплати ______________________

                                                                                (число, місяць, рік)

із строком затримки до 30 календарних днів; від 31 до 90 календарних днів;

більшою 90 календарних днів (вибирається один із запропонованих періодів, а непотрібні закреслюються)

 

Перевіркою встановлено:

На порушення п. 16.4 ст. 16 Закону України від 28 грудня 1994 року № 334/94-ВР «Про оподаткування прибутку підприємств», зі змінами та доповненнями, п.п. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 Закону України від 21 грудня 2000 року № 2181 «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами», зі змінами та доповненнями, платником податку на прибуток несвоєчасно сплачено податок на прибуток:

 

Назва філії та її місцезнаходження

Податкове зобов’язання, грн.

Дата та № документа, на підставі якого здійснено сплату податкового зобов’язання

Погашена сума, грн.

Кількість днів затримки

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Головний офіс

 

 

 

 

В цілому по юр. ос.

Х

Х

 

Х

 



комментарий редакции

Как головное предприятие отвечает за консолидированные филиалы

В письме ГНАУ разъяснила механизм привлечения к ответственности за промахи при подаче и уплате обязательств по консолидированной отчетности.

Как известно, при администрировании налога на прибыль в тандеме «головное-филиалы» существуют некоторые особенности (подробнее о них см. в статье «Выбираем уплату консолидированного налога на прибыль: уведомляем об этом налоговый орган до 1 июля» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 48).

Во-первых

, и головное предприятие, и филиал в терминологии Закона о налоге на прибыль являются плательщиками, даже при консолидированной уплате налога (а мы говорим именно о консолидированной уплате).

Во-вторых

, весь налоговый учет и всю налоговую отчетность (включая декларацию по налогу на прибыль и Расчеты филиалов) составляет головное предприятие, но предоставляет: декларацию — головное в свою ГНИ, а филиал — свой Расчет в свою ГНИ.

В-третьих

, платежи осуществляет головное предприятие, как за себя, так и за филиал, только не в бюджеты территориальных громад, как указано в письме (ведь налог на прибыль — уже давно общегосударственный), а в госбюджет через казначейские счета соответствующих громад, где расположены плательщики. Для осуществления оплаты налога на прибыль за филиал головное предприятие в соответствующем платежном документе в поле «Назначение платежа» должно указать идентификационный код ЕГРПОУ филиала (п. 4.1 Методических рекомендаций относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденных приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784).

Таким образом, получается, что лицевой счет по филиалу ведется в налоговой филиала, начисления по которому проходят на основании филиального Расчета, а отметка об уплате — на основании перечислений головным филиалом.

Как видите, в этой схеме есть и налоговая декларация — это филиальный Расчет, и ответственный плательщик — это головное предприятие. То есть за

неподачу Расчета и неуплату налоговых обязательств штраф будут налагать на головное предприятие. В случае таких нарушений ГНИ филиала сообщает об этом в ГНИ головного предприятия, та, в свою очередь, составляет акт и выписывает уведомление-решение, штрафуя по п.п. 17.1.1 Закона № 2181. Учтите, что если у вас несколько филиалов и Расчет не был подан ни одним из них, то сумма штрафа за неподачу умножается на количество таких филиалов.

Если филиальной ГНИ зафиксирован

факт нарушения в сроках оплаты, то опять-таки, по ее сообщению, ГНИ головного предприятия составляет акт (прилагается к письму) и штрафует по каждому такому нарушению в зависимости от суммы недоплаты и сроков задержки, как это предусмотрено п.п. 17.1.17 Закона № 2181.

 

Наталия Яновская

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд