О мерах по улучшению администрирования налога на добавленную стоимость

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 85
В избранном В избранное
Печать
Распоряжение от 14.10.2009 г. № 1218-

Кабинет Министров Украины

 

О мерах по улучшению администрирования налога на добавленную стоимость

Распоряжение от 14 октября 2009 г. № 1218-р

 

1. С целью повышения эффективности уплаты налога на добавленную стоимость, предотвращения и своевременного выявления фактов уклонения от его уплаты в период экономического кризиса и в соответствии с законами Украины «О государственной налоговой службе в Украине» и «О налоге на добавленную стоимость» ГНА:

1) в течение 10 рабочих дней провести

инвентаризацию плательщиков налога на добавленную стоимость, которыми в течение восьми месяцев 2009 года на общую сумму осуществленных операций, подлежащих налогообложению, которая превышает определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» сумму:

допущено несоответствие данных расшифровок

налогового кредита и налоговых обязательств контрагентов, указанных в приложении 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, за отчетный месяц;

осуществлены корректировка

и уточнение налоговой отчетности в связи с несвоевременным (до трех лет) включением в налоговую отчетность налоговых накладных;

изменен способ возмещения

сумм налога на добавленную стоимость;

2) в течение трех рабочих дней после завершения инвентаризации провести

анализ и обобщение ее результатов для представления Кабинету Министров Украины и Минфину;

3) внести

изменения в план-график проведения плановых выездных проверок на IV квартал 2009 года с учетом результатов проведенной инвентаризации;

4) обеспечить в течение двух месяцев

усовершенствование системы планирования проверок плательщиков налога на добавленную стоимость для минимизации рисков уклонения от уплаты указанного налога в период кризиса в отраслях экономики;

5) способствовать подаче плательщиками налога декларации по налогу на добавленную стоимость с применением

электронной системы подачи такой декларации с целью достижения стопроцентного получения данных налоговой отчетности в автоматическом режиме;

6) с целью повышения эффективности работы органов государственной налоговой службы

усовершенствовать систему подачи отчетности таких органов в ГНА;

7) подавать ежеквартально

до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Минфину результаты мониторинга нарушений налогового законодательства плательщиками налога вместе с предложениями по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Минфин.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко



комментарий редакции

Усовершенствование администрирования НДС продолжается

В отличие от предыдущих скандально известных распоряжений Кабмина, это можно назвать

законным. Другое дело, что своевременным его назвать можно с натяжкой. Как известно, распоряжения КМУ вступают в силу со дня принятия, если более поздний срок не установлен в самом распоряжении (т. е. комментируемое распоряжение вступило в силу с 14.10.2009 г.). В этой связи достаточно странным выглядит требование пересмотреть план проверок на текущий — четвертый квартал 2009 года (да еще и с учетом того, что данные инвентаризации будут получены только через 10 дней, а их анализ займет еще 3 дня).

Что касается самой инвентаризации налогоплательщиков, то круг потенциальных «уклонистов» не так велик, как может показаться с первого взгляда из-за

запутанной формулировки части первой п. 1 распоряжения. Судя по всему, критерии, приведенные в нем, следует понимать так, что в поле зрения проверяющих должен попасть налогоплательщик, который осуществил одно из перечисленных действий (допустил несоответствие данных в приложении 5, несвоевременно включил налоговую накладную, изменил способ возмещения НДС) на сумму, превышающую 300 тыс. грн. в течение восьми месяцев. Причем это не сумма НДС, а общая сумма осуществленной сомнительной, с точки зрения ГНАУ, облагаемой операции, т. е. сумма «сомнительного» НДС должна быть более 60 тыс. грн. (поскольку ссылка идет на п.п. 2.3.1 Закона об НДС, а в нем объем операций приведен без учета НДС). Именно такими налогоплательщиками, видимо, должны быть пополнены планы проверок.

Впрочем, если принимать во внимание надуманную проблему отражения запоздавших налоговых накладных вкупе с фактической невозможностью подачи «отрицательных» деклараций, то проверки могут грозить

далеко не крупному плательщику. Да и несоответствия данных в приложении 5 совсем не редкость, и не столько по причине применения схем уклонения, сколько из-за банальных ошибок. К тому же широкая формулировка этого «несоответствия» предполагает, что внимание будет обращено не только на продавцов, но и на покупателей, и не только в случае, если налоговые обязательства первого меньше налогового кредита второго, но и в обратной ситуации.

Настораживает и часть пятая п. 1 распоряжения. Неужели ее нужно понимать как очередное навязывание электронной отчетности, но уже носящее тотальный характер?

 

Дмитрий Костюк

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд