Об особенностях взимания платы за землю

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 85
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 10.07.2009 г. № 14447/7/15-0617

Об особенностях взимания платы за землю

Обзорное письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.07.2009 г. № 14447/7/15-0617

 

В письме использованы следующие сокращения:

Закон Украины от 28 декабря 2007 года № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» — Закон № 107;

Закон Украины от 26 декабря 2008 года № 835-VI «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» — Закон № 835;

Закон Украины от 3 июля 1992 года № 2535-XII «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями) — Закон № 2535;

Закон Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (с изменениями и дополнениями) — Закон № 2181;

Земельный кодекс Украины (с изменениями и дополнениями) — Кодекс.

С целью правильности администрирования платы за землю и обеспечения полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности сообщаем следующее.

 

1. Об индексации ставок земельного налога и денежной оценки земли в 2009 году

Законом № 835 (статья 63) установлено, что в 2009 году по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные частью второй статьи 7 Закона № 2535, увеличенные в 3,1 раза. То есть по указанным землям коэффициент индексации ставок земельного налога в 2009 году остался на уровне 2008 года.

При этом в соответствии со статьей 7 Закона № 2535 по земельным участкам населенных пунктов (за исключением сельскохозяйственных угодий), где не установлена денежная оценка, ставки земельного налога дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из средних ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не выше чем в два раза средних ставок налога с учетом соответствующих коэффициентов.

Статьей 63 Закона № 835 также установлено, что по сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2009 года, применяются ставки земельного налога, установленные статьей 6 и частью первой статьи 7 Закона № 2535.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 12 мая 2000 года № 783 «О проведении индексации денежной оценки земель» (пункт 3, далее — постановление № 783) Государственный комитет Украины по земельным ресурсам письмом от 9 января 2009 года № 14-22-6/87 уведомил Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации, Республиканский комитет по земельным ресурсам Автономной Республики Крым, главные управления земельных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе о том, что денежная оценка земель населенных пунктов, проведенная по исходным данным по состоянию на 01.04.96, и денежная оценка сельскохозяйственных угодий, проведенная по состоянию на 01.07.95, подлежит индексации по состоянию на 01.01.2009 на коэффициент 3,022, который определяется исходя из произведения коэффициентов индексации за 1996 год — 1,703, за 1997 год — 1,059, за 1998 год — 1,006, за 1999 год — 1,127, за 2000 год — 1,182, за 2001 год — 1,02, за 2005 год — 1,035, за 2007 год — 1,028 и за 2008 год — 1,152. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли на 2009 год рассчитывается исходя из среднегодового индекса инфляции за 2008 год — 125,2 % в соответствии с Порядком проведения индексации денежной оценки земель, утвержденным постановлением № 783.

Следовательно, при исчислении суммы земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности нормативную денежную оценку земель за 2008 год необходимо индексировать на

коэффициент 1,152.

 

2. Об особенностях начисления налоговых обязательств по плате за землю

Преамбулой Закона № 2535 установлено, что этим Законом определяются размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов, а также направления использования средств, поступивших от платы за землю, ответственность плательщиков и контроль за правильностью исчисления и взимания земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Согласно статье 14 Закона № 2535 плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Подача такой декларации освобождает от обязанности подачи ежемесячных деклараций.

Плательщик налогов имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что не освобождает его от обязанности подачи налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней следующего за отчетным месяца.

В соответствии со статьей 17 Закона № 2535 налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Статьей 18 Закона № 2535 установлено, что плательщики, которые своевременно не были привлечены к уплате земельного налога, уплачивают налог не более чем за два предыдущих года, а пересмотр неправильно начисленного налога, взыскание или возврат его плательщику допускаются не более чем за два предыдущих года.

В соответствии со статьей 26 Закона № 2535 за нарушение норм этого Закона плательщики налогов несут ответственность, предусмотренную Кодексом и законами Украины.

Преамбулой Закона № 2181 определено, что этот Закон является специальным законом по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона № 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 этого Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право подать уточняющий расчет.

Подпунктом 15.1.1 пункта 15.1 статьи 15 Закона № 2181 установлено, что за исключением случаев, определенных подпунктом 15.1.2 этого пункта, налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств плательщика налогов в случаях, определенных этим Законом, не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а в случае, когда такая налоговая декларация была предоставлена позднее, — за днем ее фактической подачи.

Учитывая приведенное, а также то, что в соответствии с пунктом 19.6 статьи 19 Закона № 2181 законы и другие нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей нормам этого Закона, плательщики земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (юридические лица) имеют право подать

уточняющий расчет для самостоятельного исправления ошибок в показателях ранее поданных налоговых деклараций в течение 1095 дней, следующих за последним днем предельного срока подачи таких налоговых деклараций, а в случае, когда такие налоговые декларации были предоставлены позднее, — за днем их фактической подачи.

 

3. О подаче налоговых деклараций за вновь отведенные земельные участки

В соответствии со статьей 14 Закона № 2535 плательщики земельного налога, а также арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности (кроме граждан) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и арендной платы ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года и подают в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной центральным налоговым органом, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Подача такой декларации освобождает от обязанности подачи ежемесячных деклараций.

Плательщик налогов имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что не освобождает его от обязанности подачи налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в том числе и за вновь отведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности подачи налоговой декларации в течение месяца со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 4 Порядка подачи налогового расчета земельного налога, утвержденного приказом ГНА Украины от 26.10.2001 № 434 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.11.2001 под № 963/6154 (с изменениями и дополнениями), в случае приобретения права собственности и/или права пользования земельным участком в течение года плательщик земельного налога подает отчетный Расчет в течение месяца со дня возникновения такого права.

Методическими рекомендациями по подаче и заполнению налоговой декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, направленными подчиненным органам государственной налоговой службы письмом ГНА Украины от 01.02.2006 № 1833/7/15-0217, также установлено, что плательщик налогов имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что не освобождает его от обязанности подачи налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в том числе и за вновь отведенные земельные участки, что не освобождает от обязанности подачи налоговой декларации в течение месяца со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Таким образом,

налоговые расчеты земельного налога и налоговые декларации арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности за вновь отведенные земельные участки подаются собственниками земли и землепользователями в течение месяца со дня возникновения права на вновь отведенный земельный участок.

При этом собственники земли и землепользователи, как определено статьей 15 Закона № 2535, уплачивают земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Согласно статье 17 Закона № 2535 налоговое обязательство по земельному налогу, а также по арендной плате за земли государственной и коммунальной собственности, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе и за вновь отведенные земельные участки, уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за базовый налоговый (отчетный) период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

 

4. Об исчислении суммы земельного налога за земельные участки, приобретенные на основании гражданско-правовых соглашений

Пунктом 7 раздела II Закона № 107 внесены изменения в Закон № 2535-XII в части расчета суммы земельного налога в случае приобретения земельных участков на основании гражданско-правовых соглашений.

В соответствии со статьей 2 Закона № 2535 использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая определяется в зависимости от денежной оценки земель.

Согласно статье 7 Закона № 2535 ставки земельного налога с земель населенных пунктов, денежная оценка которых определена, устанавливаются в размере одного процента от их денежной оценки.

Статьей 8 Закона № 2535 определено, что налог за земельные участки за пределами населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, взимается из расчета 5 процентов от денежной оценки единицы площади пашни по области.

Частью третьей статьи 7 и частью второй статьи 8 Закона № 2535 установлено, что в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения размер налога рассчитывается от суммы, равной денежной оценке земли, но в любом случае сумма, от которой рассчитывается размер налога, не может быть ниже цены земельного участка, указанной в соглашении.

В соответствии с Заключительными положениями Закона № 107 раздел II, в частности пункт 7, вступает в силу с 1 января 2008 года.

Однако пунктом 2 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп по делу по конституционным представлениям Верховного Суда Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона № 107 и 101 народного депутата Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1 — 4, 6 — 22, 24 — 100 раздела II Закона № 107 (дело о предмете и содержании закона о Государственном бюджете Украины) Конституционным Судом Украины признан не соответствующим Конституции Украины (являющимся неконституционным), в частности, пункт 7 раздела II «Внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины» Закона № 107.

Пунктом 5 резолютивной части указанного выше Решения Конституционного Суда Украины установлено, что положения Закона № 107 признаны неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого решения, т. е. с момента принятия решения, а именно с 22.05.2008 г.

Законом Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 309), в частности пунктом 1 раздела I, внесены изменения в статьи 7, 8 Закона № 2535, аналогичные изменениям, внесенным в статьи 7, 8 Закона № 2535 разделом II Закона № 107.

Пунктом 1 раздела II Заключительных положений Закона № 309 установлено, что этот Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется со дня утраты силы соответствующих положений раздела II Закона № 107.

Закон № 309 был официально опубликован в газете «Голос України», 2008, 06, 04.06.2008 № 105 и газете «Урядовий кур'єр», 2008, 06, 04.06.2008 № 101, т. е. указанный Закон вступил в силу 04.06.2008.

Таким образом, изменения к статьям 7 и 8 Закона № 2535 в части определения земельного налога за земельные участки, приобретенные на основании гражданско-правовых соглашений, применяются в соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона № 107 и пунктом 1 раздела II Заключительных положений Закона № 309.

Следовательно, в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения земельный налог рассчитывается субъектами налогообложения (независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям) от

нормативной денежной оценки земли, а в случае, если цена земельного участка, установленная в соглашении, превышает нормативную денежную оценку, от которой рассчитывается размер налога, то при расчете суммы земельного налога применяется цена земельного участка, указанная в соглашении.

 

5. Об уплате земельного налога за земельные участки, предоставленные жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам

Пунктом 12 раздела X Переходных положений Кодекса определено, что до размежевания земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства (статья 20 Кодекса).

Процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками определяет государственный земельный кадастр, который согласно статье 193 Кодекса является единой государственной системой земельно-кадастровых работ и содержит совокупность сведений и документов о месторасположении и правовом режиме этих участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей.

Статьями 125 — 126 Кодекса* установлено, что право собственности на земельный участок и право постоянного пользования им возникают после получения его собственником или пользователем документа (государственного акта), удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком и его государственной регистрации.

* Положения норм статей 125 и 126 Земельного кодекса Украины распространяются на налоговые обязательства в отношении документов, удостоверяющих право на земельный участок, возникшие до вступления в силу Закона Украины от 05.03.2009 № 1066-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка раздела и объединения земельных участков», который вступил в силу 2 мая 2009 года.

Поэтому вопросы возникновения или прекращения права собственности или права пользования земельными участками, установления денежной оценки земли и определения размеров земельных участков являются компетенцией подразделений землеустроительных органов, подчиненных Государственному комитету Украины по земельным ресурсам.

Взимание земельного налога осуществляется в соответствии с Законом № 2535, которым определены круг плательщиков земельного налога, ставки налога, порядок его исчисления и уплаты, а также льготы отдельным категориям плательщиков.

В соответствии со статьей 5 Закона № 2535 объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, а субъектом являются собственник земельного участка и землепользователь, в том числе арендатор.

Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата (статья 2 Закона № 2535). Основанием для начисления земельного налога, как установлено статьей 13 Закона № 2535, являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

Согласно части второй статьи 12 Закона № 2535 не взимается плата за земельные участки в границах предельных норм, установленных Кодексом, инвалидов I и II групп, граждан, воспитывающих троих и более детей, и граждан, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионеров, а также других лиц, пользующихся льготами в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

Подпунктом «д» пункта 1 статьи 121 Кодекса нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам из земель государственной или коммунальной собственности для строительства индивидуальных гаражей установлены в размере не более 0,01 гектара.

В соответствии со статьей 40 Кодекса гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и гаражного строительства в пределах норм, определенных этим Кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных потребностей по гражданско-правовым соглашениям.

Согласно статье 41 Кодекса жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Следовательно, граждане, являющиеся собственниками земельных участков, предоставленных непосредственно им для гаражного строительства, на которых распространяются льготы, определенные частью второй статьи 12 Закона № 2535, будут освобождаться от уплаты земельного налога. Граждане — арендаторы таких земельных участков должны уплачивать арендную плату за землю в соответствии с заключенными договорами на аренду земли.

Статьей 12 Закона № 2535 освобождение жилищно-строительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога

не предусмотрено.

Поэтому такие кооперативы являются плательщиками земельного налога за предоставленные им земельные участки в размере трех процентов суммы земельного налога, исчисленного в соответствии с частями первой и второй статьи 7 Закона № 2535. Что касается арендной платы за землю, то жилищно-строительные (жилищные) и гаражно-строительные кооперативы уплачивают эту плату в соответствии с условиями договора на аренду земли.

 

6. О налогообложении земельных участков, предназначенных для садоводства

Статьей 35 Кодекса определено, что граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать бесплатно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства.

Граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок и такая приватизация осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью и к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, строениями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

Согласно статье 116 Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.

Статьей 121 Кодекса, в частности, установлено, что гражданам Украины могут бесплатно передаваться земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности для ведения садоводства в размере не более 0,12 гектара.

Как установлено статьей 125 Кодекса*, право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.

* См. сноску на с. 39. —

Примеч. ред.

Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами, а право аренды оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом (статья 126 Кодекса*).

* См. сноску на с. 39. —

Примеч. ред.

Взимание земельного налога осуществляется в соответствии с Законом № 2535, которым определены круг плательщиков земельного налога, ставки налога, порядок его исчисления и уплаты, а также льготы отдельным категориям плательщиков.

Объектом платы за землю является земельный участок, находящийся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата. Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (статья 13 Закона № 2535). Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налогового обязательства по земельному налогу в порядке и по ставкам, определенным Законом № 2535.

В соответствии с частью второй статьи 12 Закона № 2535 не взимается плата за земельные участки в границах предельных норм, установленных Кодексом, инвалидов I и II групп, граждан, воспитывающих троих и более детей, и граждан, члены семей которых проходят срочную военную службу, пенсионеров, а также других лиц, пользующихся льготами в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», граждан, которым в установленном порядке выдано удостоверение о том, что они пострадали в результате Чернобыльской катастрофы.

Если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческих товариществ и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, то такие граждане, кроме тех, которым предоставлены льготы по земельному налогу согласно части второй статьи 12 Закона № 2535, самостоятельно будут уплачивать земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является

садоводческое товарищество и члены товарищества не оформили право на свой земельный участок, то такое товарищество и будет плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования), за исключением площадей земельных участков, используемых гражданами — членами товарищества, которым согласно части второй статьи 12 Закона № 2535 установлены льготы по земельному налогу.

Учитывая требования действующего законодательства,

члены садоводческих товариществ — пенсионеры, ветераны войны и другие категории граждан, определенные частью второй статьи 12 Закона № 2535, имеют право пользоваться льготой по земельному налогу в пределах нормы, установленной статьей 121 Кодекса.

 

7. Об уплате бюджетными учреждениями земельного налога за земельные участки под переданными в аренду зданиями

Взимание земельного налога осуществляется в соответствии с Законом № 2535, которым определены круг плательщиков земельного налога, ставки налога, порядок его исчисления и уплаты, а также льготы отдельным категориям плательщиков.

Согласно статье 2 Закона № 2535 использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, а плательщиками — собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, в том числе арендаторы (статья 5 Закона № 2535), т. е. непосредственно те субъекты хозяйствования, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование, в том числе на условиях аренды.

При этом граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности, как определено статьей 116 Кодекса, по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами, а право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом (статья 126 Кодекса*).

* См. сноску на с. 39. —

Примеч. ред.

Пунктом 3 части первой статьи 12 Закона № 2535 установлено, что от земельного налога освобождаются (за земельные участки, переданные им в собственность или предоставленные в пользование), в частности, заведения, учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет бюджета.

Если предприятия, учреждения и организации, пользующиеся льготами по земельному налогу, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, уплачивается в установленных размерах на общих основаниях (последняя часть статьи 12 Закона № 2535).

Законом № 2535

не предусмотрены исключения по освобождению от уплаты земельного налога бюджетных учреждений, сдающих во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части другим субъектам хозяйствования, в том числе бюджетным учреждениям.

Таким образом, плательщиками земельного налога в бюджет в установленных размерах на общих основаниях являются собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки переданы в собственность или предоставлены в пользование.

Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрено

возмещение арендодателю зданий, сооружений (их частей) платы за пользование земельным участком. Так, в соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса Украины плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование ими и платы за пользование земельным участком.

 

8. Об уплате арендной платы за землю при приобретении здания

Как установлено статьей 120 Кодекса, к лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они расположены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором.

Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимую для их обслуживания.

Если жилой дом, здание или сооружение расположены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на которой они расположены, и частью земельного участка, необходимой для их обслуживания.

В соответствии со статьей 15 Закона № 2535 собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Согласно статье 125 Кодекса* право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего такое право, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.

* См. сноску на с. 39. —

Примеч. ред.

Следовательно, к субъекту, который приобрел здание, переходит право собственности или право пользования земельным участком, которое должно быть оформлено согласно требованиям действующего законодательства.

До оформления правоустанавливающих документов на землю предыдущий собственник земли или землепользователь либо арендатор уплачивает земельный налог или арендную плату за землю, если иное не оговорено в договоре купли-продажи здания.

Основанием для начисления земельного налога, как установлено статьей 13 Закона № 2535, являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

Все другие предоставленные налоговые разъяснения действуют в части, не противоречащей настоящему

обзорному письму.

 

 

Заместитель председателя ГНА Украины С. Чекашкин

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд