Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению материалов внеплановых проверок отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 86
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 21.08.2009 г. № 453

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению материалов внеплановых проверок отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования

Приказ от 21 августа 2009 года № 453

(извлечение)

 

С целью усовершенствования государственного контроля за организацией и проведением контрольно-проверочной работы Департаментом контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНА Украины (далее — Департамент) и его региональными управлениями, за соблюдением субъектами хозяйствования организационных, технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового и обеспечения единого порядка оформления материалов таких внеплановых проверок на основании части 1 ст. 16 Закона Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», Положения о Департаменте контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации Украины, утвержденного приказом ГНА Украины от 10.02.2007 № 71,

приказываю:

1.

Утвердить Методические рекомендации по оформлению материалов внеплановых проверок деятельности субъектов хозяйствования в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового (далее — Методические рекомендации) (прилагаются).

<...>

4. Признать

утратившим силу приказ ГНА Украины от 14.08.2002 № 388/дск «Об утверждении Порядка оформления материалов проверок соблюдения субъектами предпринимательской деятельности требований, установленных законодательством Украины, являющихся обязательными к выполнению при осуществлении оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и/или табачными изделиями».

<...>

 

И. о. председателя В. Кайзерман

 

 

Утверждены приказом ГНА Украины от 21 августа 2009 г. № 453

Методические рекомендации по оформлению материалов внеплановых проверок деятельности субъектов хозяйствования в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового

 

Методические рекомендации и приложения к ним разработаны на основании статьи 16 Закона Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», законов Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», от 15 сентября 1995 года № 329/95-ВР «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия», постановления Кабинета Министров Украины от 23 апреля 2003 года № 567 «О введении марок акцизного сбора нового образца с голографическими защитными элементами для маркирования алкогольных напитков и табачных изделий», в соответствии с Положением о Департаменте контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой администрации Украины, утвержденным приказом ГНА Украины от 10.02.2007 № 71, и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими производство, хранение и оборот спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий в Украине, с целью усовершенствования форм и методов при организации проведения контрольно-проверочной работы, улучшения качества проведения проверок субъектов хозяйствования.

Нормы настоящих Методических рекомендаций

при организации и оформлении материалов внеплановых проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования организационных, технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового являются специальными по отношению к Методическим рекомендациям по порядку взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок плательщиков налогов, утвержденным приказом ГНА Украины от 27.05.2008 № 355, и имеют приоритет в применении.

Образцы форм актов (справок) проверки разработаны с целью их использования должностными (служебными) лицами Департамента САТ ГНА Украины и его региональных управлений при оформлении материалов внеплановых проверок субъектов хозяйствования и применяются при составлении актов (справок) внеплановых проверок за соблюдением субъектами хозяйствования организационных, технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового. В материалах проверок возможно изложение более расширенной информации по проверенным данным.

По результатам проведения внеплановых выездных проверок в случае установления нарушений законодательства оформляется акт проверки, а в случае отсутствия нарушений — справка

.

В настоящих Методических рекомендациях термины употребляются в следующем значении:

акт

— служебный документ, который подтверждает факт проведения выездной внеплановой проверки хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований законодательства, регулирующего производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового;

справка

— служебный документ, который утверждает факт проведения выездной внеплановой проверки хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и является носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований законодательства, регулирующего производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового.

Акт проверки (вместе с приложениями) должен содержать информацию о деятельности субъекта хозяйствования со ссылкой на фактически проверенные соответствующие первичные документы, лицензии, документы бухгалтерского учета и т. п.

Акт проверки и справка составляются на государственном языке.

 

Об оформлении распорядительного документа на проведение проверки

С целью проведения проверки руководителем Департамента (регионального управления Департамента) издается приказ об осуществлении должностными лицами (в составе не менее двух человек) проверки определенного субъекта хозяйствования.

На основании приказа об осуществлении проверки Департаментом (региональным управлением Департамента) выдается

направление на проведение проверки субъекта хозяйствования (приложение 3*), которое подписывается руководителем Департамента (регионального управления Департамента) и скрепляется гербовой печатью.

* Приложения, за исключением приложения 9, не публикуются. —

Примеч. ред.

В направлении на проверку указываются дата выдачи, название Департамента (регионального управления Департамента), цель, вид проверки, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания, фамилии и инициалы должностных лиц Департамента (регионального управления Департамента), которые будут проводить проверку.

Направление на проведение внеплановой выездной проверки регистрируется в выписавшем Департаменте или региональном управлении Департамента в специально заведенном для этих целей Журнале учета выдачи направлений на проверку должностным лицам, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции Департамента (регионального управления Департамента), по форме согласно приложению 8.

В журнале учета выдачи направлений, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью, в обязательном порядке указываются вид проверки, основания для ее проведения (часть или пункт статьи закона), дата начала и дата окончания.

Первый экземпляр направления (при проведении внеплановых выездных проверок — вместе с копией приказа) вручается субъекту хозяйствования под роспись. Если внеплановая выездная проверка осуществляется на основании решения суда, копия указанного решения предоставляется субъекту хозяйствования вместе с направлением на проверку и копией приказа руководителя Департамента (регионального управления Департамента) о проведении такой выездной внеплановой проверки. Второй экземпляр направления после окончания проверки приобщается к материалам проверки.

В состав проверяющих, кроме представителей Департамента, региональных управлений Департамента, могут привлекаться специалисты органов государственной налоговой службы (по решению руководителей ОГНС соответствующего уровня по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами ГНА Украины), других контролирующих органов и организаций (с согласия).

В случае привлечения к проверке работников органов государственной налоговой службы, других контролирующих органов и организаций они также включаются в направление на проведение проверки (приложение 3).

В случае изменения сроков

, определенных в приказе на проведение проверки, издается новый приказ и направление с указанием даты начала и окончания проведения проверки с соблюдением продолжительности ее проведения, определенной предыдущим приказом. При этом в приказе указываются причины изменения сроков проведения проверки.

Основанием для принятия решения (оформления приказа) о продлении срока проведения внеплановой выездной проверки является

докладная записка руководителя структурного подразделения Департамента (регионального управления Департамента), которое организовало (возглавило) такую проверку, на имя руководителя Департамента (регионального управления Департамента) с изложением объективных причин необходимости такого продления (факты затягивания субъектом хозяйствования в предоставлении документов на проверку, значительные объемы операций, проведенных субъектом хозяйствования в проверяемом периоде, отсутствие учета или ведение его с нарушением установленного порядка, значительный проверяемый период, а также необходимость привлечения к проверке других работников или изменения по объективным причинам состава проверяющих и т. п.).

 

Об оформлении акта (справки) о результатах внеплановой выездной проверки

Оформление результатов внеплановых выездных проверок субъектов хозяйствования по организационным, техническим и технологическим требованиям осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового, контроль за выполнением которого возложен на Департамент и его региональные управления, осуществляется согласно приложениям 1 и 2 к Методическим рекомендациям и с учетом особенностей деятельности субъекта хозяйствования и вопросов, подлежащих проверке.

Акт проверки (справки)

составляется в двух экземплярах. Первая страница первого экземпляра акта (справки) составляется на номерном бланке органа, осуществляющего проверку (Департамента или регионального управления Департамента). Все другие страницы акта проверки (справки), в том числе первая страница второго экземпляра акта (справки), составляются на листах бумаги, которые нумеруются и подписываются проверяющими и другими участниками проверки (представителями субъекта хозяйствования, свидетелями).

Номер на оборотной стороне первой страницы второго экземпляра акта (справки) должен соответствовать номеру, указанному на оборотной стороне номерного бланка Департамента (регионального управления Департамента) и проставляется собственноручно представителем органа (Департамента или регионального управления Департамента), осуществляющего проверку.

Один первый экземпляр акта проверки (справки) предоставляется под роспись руководителю субъекта хозяйствования или его уполномоченному представителю, второй экземпляр — хранится в органе, проводившем проверку (Департамент или региональное управление Департамента).

Если при организации выездной внеплановой проверки установлено отсутствие субъекта хозяйствования по местонахождению, в тот же день составляется акт (произвольной формы) о неустановлении местонахождения субъекта хозяйствования, который регистрируется в Журнале регистрации актов (приложение 7) в соответствии с установленным порядком оформления и реализации материалов проверок. Не позднее следующего рабочего дня после составления этого акта подразделению налоговой милиции органа государственной налоговой службы, на учете в котором находится субъект хозяйствования, передается отдельный запрос на установление местонахождения субъекта хозяйствования. Копия акта о неустановлении местонахождения субъекта хозяйствования предоставляется подразделению учета плательщиков налогов и подразделению налогообложения юридических или физических лиц органа государственной налоговой службы, на учете в котором находится субъект хозяйствования, для изменения состояния плательщика налогов.

Если представители субъекта хозяйствования отказываются от подписания акта проверки, составляется

акт отказа от подписания акта проверки, который подписывается не менее чем двумя работниками органа, осуществляющего проверку (приложение 4).

Если представители субъекта хозяйствования отказываются от получения акта проверки, составляется

акт отказа от получения акта проверки, который подписывается не менее чем двумя работниками органа, осуществляющего проверку (приложение 5).

При недопуске к проверке при наличии определенных законами Украины оснований для ее проведения, умышленном создании ненадлежащих условий для проведения проверки, игнорировании законных требований работников Департамента (регионального управления Департамента), осуществляющих проверку, работником подразделения, осуществляющим (возглавляющим) проверку, в тот же день составляется

акт отказа от допуска к проверке, который подписывается не менее чем двумя работниками органа, осуществляющего проверку (приложение 6).

Одновременно подразделение Департамента (регионального управления Департамента), осуществляющее (возглавляющее) проверку, обеспечивает принятие мер для обеспечения проведения проверки и не позднее следующего рабочего дня предоставляет в подразделение налоговой милиции письменное уведомление об изложенных фактах, а также соответствующие материалы для оперативного реагирования.

 

Структура акта проверки (справки)

Акт проверки (справка) состоит из четырех разделов: раздела I — «Вступительная часть»; раздела II — «Общие положения»; раздела III — «Результаты проверки»; раздела IV — «Заключение»; информативных приложений.

При составлении акта проверки (справки) в верхней его части указываются дата и номер акта проверки (справки) и фактическое местонахождение субъекта хозяйствования или месторасположение объекта права собственности, в отношении которого проводится проверка.

Датой акта проверки (справки) является дата регистрации акта проверки (справки) в едином журнале регистрации актов, который ведется структурным подразделением, в функции которого входит регистрация проверок субъектов хозяйствования.

Номер акта состоит через дробь из порядкового номера журнала регистрации актов, кода структурного подразделения, ответственного за проведение проверки, и кода субъекта хозяйствования по ЕГРПОУ/ГРФЛ.

 

1. Рекомендации по разделу I «Вступительная часть»

Во вступительной части акта проверки в обязательном порядке указываются название Департамента (регионального управления Департамента), выдавшего направление на проведение внеплановой выездной проверки, названия структурных подразделений, должности, фамилии, имена, отчества должностных (служебных) лиц, проводивших проверку. В случае продления сроков проверки и выписки нового направления указываются его реквизиты.

Указываются правовое основание для проведения проверки (соответствующий пункт (часть), статья Закона Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», пункты и статьи других законодательных актов), тип проверки, по каким вопросам и период, за который проведена проверка.

Также указывается информация о должностных лицах субъекта хозяйствования, с ведома и/или в присутствии которых проведена проверка, и о совершении записи в журнале регистрации проверок субъекта хозяйствования.

Непредоставление субъектом хозяйствования журнала регистрации проверок фиксируется в акте проверки.

 

2. Рекомендации по разделу II «Общие положения»

В разделе 2 «Общие положения» указываются следующие данные:

2.1. Срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

Если срок проведения проверки продлевался, указываются срок такого продления, а также дата и номер приказа Департамента (регионального управления Департамента) о продлении проверки и/или название суда, принявшего решение о продлении срока проведения проверки, дата и номер решения (постановления и т. п.).

2.2. Данные о регистрации (перерегистрации) субъекта хозяйствования в органах исполнительной власти (название органа, которым выдано свидетельство, дата и регистрационный номер). Для государственных предприятий также указывается центральный или местный орган исполнительной власти, к сфере управления которого относится государственное предприятие.

2.3. Код субъекта хозяйствования по ЕГРПОУ/ГРФЛ.

2.3.1. Местонахождение субъекта хозяйствования в соответствии со свидетельством о государственной регистрации.

Если фактическое местонахождение субъекта хозяйствования и местонахождение в соответствии со свидетельством о государственной регистрации не совпадают, в акте проверки указывается также фактически установленное местонахождение субъекта хозяйствования (адрес, по которому в случае необходимости будет направлен акт проверки и принятые решения о применении финансовых санкций) и документы, в соответствии с которыми субъект хозяйствования находится по установленному адресу.

2.3.2. Информация о предыдущих внеплановых выездных проверках субъекта хозяйствования, проведенных Департаментом или его региональными управлениями, устранении выявленных недостатков (в случае необходимости).

Если результаты любых других предыдущих проверок субъекта хозяйствования влияют на заключения и результаты проводимой проверки, необходимо также указать их результаты.

 

3. Рекомендации по разделу III «Результаты проверки»

Проверяются и описываются вопросы, приведенные в приложении 9 к Методическим рекомендациям, с учетом вида проверки и специфики деятельности субъекта хозяйствования. При этом перечень приведенных в приложении 9 вопросов не является исчерпывающим. В случае необходимости Департамент (региональное управление Департамента) в рамках компетенции может определить также другие вопросы, которые необходимо выяснить при проведении проверки определенного субъекта хозяйствования.

 

При описании установленного(ых) нарушения(й) в обязательном порядке указываются:

пункты и статьи Закона Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», а также других законодательных и нормативно-правовых актов, которыми установлены соответствующие нормы, которые были нарушены;

период, в котором это нарушение совершено;

содержание установленного нарушения;

первичные и (или) другие документы (их отсутствие), которые зафиксированы (должны быть зафиксированы) в бухгалтерском и налоговом учете и подтверждают наличие установленных фактов;

в случае необходимости — перечень контрольных мероприятий, благодаря которым выявлено нарушение (по результатам инвентаризации, проведенной проверки сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с субъектом хозяйствования и т. п.);

запись об отборе и опечатывании образцов продукции соответствующими компетентными органами;

должностные лица субъекта хозяйствования, ответственные за соблюдение законодательства в периоде совершения нарушения.

В случае предоставления должностными лицами субъекта хозяйствования письменных объяснений по установленным фактам нарушений и (или) причинам непредоставления документов, в акте осуществляется запись об их получении и краткое содержание таких объяснений. При этом письменные объяснения должностных лиц по установленным нарушениям прилагаются к акту.

Факт отказа должностных лиц субъекта хозяйствования предоставить проверяющим письменные объяснения по установленным фактам нарушений и (или) причинам непредоставления документов также отражаются в акте.

 

4. Рекомендации по разделу IV «Заключение»

Указывается обобщенный перечень выявленных проверкой нарушений законодательства субъектами хозяйствования организационных, технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового.

Любое заключение акта проверки по соблюдению (несоблюдению) субъектом хозяйствования требований нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, должно основываться на соответствующих доказательствах, полученных в ходе проверки.

Последний абзац акта выездной внеплановой проверки должен содержать информацию о правах субъекта хозяйствования на подачу возражений (замечаний) к акту проверки в случае несогласия с его заключениями.

После подписей должностных лиц, осуществлявших проверку, совершается запись о том, что первичные документы, использованные при проведении проверки, являются достоверными, предоставлены в полном объеме, дополнительных (других) документов, которые свидетельствуют о деятельности субъекта хозяйствования (опровергают изложенные в акте проверки факты) за проверявшийся период нет, а также указываются должности, инициалы, фамилии должностных лиц субъекта хозяйствования.

Указывается количество экземпляров составленного акта (акт составляется в двух экземплярах).

В случае отказа субъекта хозяйствования от подписания акта проверки такой факт фиксируется в акте за подписью проверяющих органа, проводившего проверку. При этом указываются должностные лица, которые отказались от его подписания.

В случае наличия возражений (замечаний) к акту проверки такой факт указывается в акте за подписью должностных лиц субъекта хозяйствования. При этом предоставленные в установленном порядке субъектом хозяйствования возражения (замечания) прилагаются к акту проверки (материалам проверки) и являются его неотъемлемой частью

.

При отказе должностного лица субъекта хозяйствования от получения одного экземпляра акта проверки с соответствующими приложениями делается запись на последней странице обоих экземпляров, составляется акт отказа от получения (приложение 5) и один экземпляр акта проверки с соответствующими приложениями направляется не позднее следующего рабочего дня после проведения проверки субъекту хозяйствования по почте с уведомлением о вручении.

При этом к экземпляру акта, хранящемуся в органе, возглавлявшем проверку (Департаменте, региональном управлении Департамента), прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления и вручения акта адресату.

 

Информативные приложения

К акту проверки (справке) прилагаются:

объяснения представителей субъекта хозяйствования (при наличии);

материалы (описи, ведомости, протоколы, инвентаризационная опись) о результатах проведенных в ходе проверки обследований;

чеки РРО, расчетные квитанции, копии накладных;

другие материалы, подтверждающие наличие фактов нарушений нормативно-правовых актов.

Все приложения, содержащие информацию о деятельности субъекта хозяйствования, подписываются представителями субъекта хозяйствования.

О наличии приложений в обязательном порядке указывается в акте проверки (справке) и указывается их перечень.

 

5. Принятие решения по результатам проверки

5.1. В случае выявления нарушений требований Закона по установленным им организационным, технологическим, техническим и другим условиям осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности руководитель органа (Департамента или регионального управления Департамента), осуществившего проверку, принимает решение о применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций в виде штрафов.

5.2. В случае несогласия субъекта хозяйствования с заключениями, фактами и данными акта проверки и предоставления им возражений к акту проверки, такие возражения рассматриваются в порядке и сроки, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

По результатам рассмотрения составляется обоснованное заключение, которое подписывается должностными лицами Департамента (регионального управления Департамента), проводившими проверку, их непосредственными руководителями и утверждается руководителем (заместителем руководителя) Департамента или регионального управления Департамента, работники которого проводили (возглавляли) проверку.

Заключение в обязательном порядке учитывается при принятии решений о применении штрафных (финансовых) санкций.

5.3. Решения о применении финансовых санкций принимаются в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 2 июня 2003 года № 790 «Об утверждении Порядка применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», и в соответствии с Инструкцией о порядке применения финансовых санкций, утвержденной приказом Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНА Украины от 08.07.2003 № 80.

5.4. Если в ходе проверки субъекта хозяйствования установлены обстоятельства, содержащие признаки состава преступлений, подследственных подразделениям налоговой милиции, материалы проверки в установленном порядке в течение 10 дней с даты составления акта проверки передаются в оперативное подразделение налоговой милиции для принятия соответствующих мер.

5.5. Акт проверки снимается с контроля после получения информации о фактическом поступлении сумм финансовых санкций в бюджет и письменного подтверждения об устранении выявленных нарушений.

 

Директор Департамента САТ ГНА Украины М. Залетин

Приложение 9

к Методическим рекомендациям по оформлению материалов

внеплановых проверок деятельности субъектов хозяйствования

в сфере производства и оборота спирта,

алкогольных напитков и табачных изделий,

парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств

с использованием спирта этилового

 

 

Примерный перечень вопросов, которые необходимо отработать при осуществлении внеплановых выездных проверок субъектов хозяйствования в части соблюдения организационных, технических и технологических требований осуществления хозяйственной деятельности по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств с использованием спирта этилового

 

1. Проверка регистрационных, разрешительных и распорядительных документов субъекта хозяйствования.

2. Проверка наличия лицензий, справок и других разрешительных документов.

3. Наличие документов, подтверждающих объемы имеющихся у субъекта хозяйствования на момент проведения проверки спирта этилового, алкогольных напитков, табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции (товарно-транспортные накладные, наряды, счета-фактуры, приходно-расходные накладные, налоговые накладные и т. п.).

4. Наличие документов, подтверждающих безопасность и надлежащее качество алкогольных напитков, табачных изделий, парфюмерно-косметической продукции.

5. Соблюдение правил маркирования алкогольных напитков и табачных изделий марками акцизного сбора установленного образца.

6. Наличие соответствующей маркировки алкогольных напитков и табачных изделий.

7. Соответствие мест торговли и мест хранения алкогольных напитков и табачных изделий установленным нормативно-правовыми актами требованиям.

8. Торговля алкогольными напитками и табачными изделиями через РРО, указанные в лицензиях.

9. Наличие в месте хранения алкогольных напитков и табачных изделий справки о внесении места хранения в Единый государственный реестр (ЕГР).

10. Наличие документов, подтверждающих право собственности, аренды или другого использования субъектом хозяйствования складских, торговых и других помещений.

11. Достоверность информации в документах, поданных субъектом хозяйствования при получении лицензии или справки о внесении места хранения алкогольных напитков и табачных изделий в ЕГР.

12. Соответствие данных, поданных субъектами хозяйствования в отчетах по формам № 1-ОА № 1-ОТ, документам, на основании которых эти отчеты выполнены (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, приходно-расходные накладные, налоговые накладные и другие документы).

13. Выявление случаев продажи табачных изделий поштучно, кроме сигар.

14. Оптовая или розничная торговля коньяком, алкогольными напитками, изготовленными по коньячной технологии, водкой и ликеро-водочными изделиями по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на коньяк, алкогольные напитки, изготовленные по коньячной технологии, водку и ликеро-водочные изделия.

15. Соблюдение максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий.

16. Соблюдение ограничения по продаже алкогольных напитков и табачных изделий.

17. Хранение, транспортировка, реализация фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора.

18. Наличие у субъекта хозяйствования соответствующей материально-технической базы (регистраторов расчетных операций в случае расчетов с потребителями наличными или книг учета расчетных операций в случаях, предусмотренных законодательством; необходимых средств и оборудования для обеспечения условий реализации, хранения продукции в соответствии с требованиями законодательства, установленного для продукции такого вида).

19. Наличие статуса предприятий общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров в случае продажи алкогольных напитков на разлив для потребления на месте, продажи на разлив виноградных натуральных сухих вин из тары емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками.

20. Наличие в лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками соответствующей записи органа, выдавшего такую лицензию, о разрешении предприятиям первичного и смешанного виноделия исключительно по месторасположению таких предприятий в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел) с уплатой акцизного сбора в размере, установленном Законом Украины «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки», осуществлять такую торговлю.

21. Использование спирта-сырца виноградного или спирта-сырца плодового способом, не предусмотренным Законом Украины от 19 декабря 1995 года № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».

22. Наличие справки о внесении в Единый государственный реестр мест хранения спирта, алкогольных напитков или табачных изделий.

23. Наличие фактов хранения, транспортировки, реализации алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора.

24. Своевременность регистрации субъекта хозяйствования как плательщика акцизного сбора.

25. Соответствие производства, производственных цехов, участков, лабораторий и других структурных подразделений, осуществляющих производство и контроль за производством табачных изделий и алкогольных напитков. Наличие аттестованного производства и аккредитованной лаборатории.

26. Документы на право владения и/или пользования помещением и оборудованием, обеспечивающим полный технологический цикл изготовления продукции, в том числе местами хранения спирта, при условии, что использование таких помещений (в том числе мест хранения спирта) и оборудования осуществляет только один субъект предпринимательской деятельности.

27. Использование спирта по целевому назначению.

28. Соблюдение Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Минпищепромом СССР 29 сентября 1985 года, при изготовлении продукции с его содержанием.

29. Правильность ведения первичного учета сырья, материалов, тары, регистрации параметров технологических процессов и результатов химико-технологического контроля.

30. Полнота и своевременность предоставления Департаменту и его структурным подразделениям установленной законодательством отчетности.

31. Обеспечение предприятия технологической документацией (стандартами, технологическими регламентами, технологическими инструкциями, рецептурами).

32. Соблюдение технологических и технических норм при изготовлении продукции согласно требованиям нормативной документации.

33. Обеспечение производства оборудованием для соблюдения технологического режима в соответствии со стадиями технологического цикла.

34. Обеспечение производства контрольно-измерительной аппаратурой, лабораторным оборудованием и реактивами для проведения контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в объеме, предусмотренном действующей нормативно-технической документацией, наличие свидетельств о поверке оборудования.

35. Соблюдение при производстве алкогольных напитков (табачных изделий) ассортимента, указываемого в приложениях к лицензиям на право производства алкогольных напитков (табачных изделий).

36. Анализ расходов электроэнергии, газа, воды на производство продукции.

37. Правомерность и подтверждение осуществления экспортных операций с подакцизной продукцией.

38. Наличие на предприятии специалистов соответствующих квалификаций, работников технологического контроля, имеющих специальное высшее или среднее образование и стаж работы в отрасли.

39. Выполнение распоряжений (по результатам предыдущей проверки) об устранении выявленных нарушений требований нормативно-правовых актов.

40. Проверка субъекта хозяйствования по другим вопросам, контроль за соблюдением которых возложен на Департамент и региональные управления Департамента.



комментарий редакции

Контроль за производством и оборотом спирта,
 алкогольных напитков и табачных изделий:
 требования к оформлению результатов проверки

Вопрос проведения проверок органами государственной налоговой службы стоит сегодня наиболее остро, подтверждением чему стали комментируемые Методрекомендации.

В первую очередь привлекает к себе внимание, условно говоря, идеологическая сторона вопроса. В этой связи снова приходится констатировать, что ГНАУ прилагает максимум усилий, чтобы вывести налоговые органы теперь уже не только из сферы действия Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877), но и из сферы действия постановления Кабмина от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — постановление № 502). Последнее, напомним, устанавливает запрет на проведение плановых проверок до 31.12.2010 г., за исключением проверок в некоторых сферах, в том числе в рамках контроля за соблюдением налогового законодательства, и вводит ограничения в части оснований на проведение внеплановых проверок. Поскольку законодательство, регулирующее производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, не является налоговым, то мы изначально говорили о том, что при острой необходимости субъекты хозяйствования могут не допускать проверяющих к проверке, за исключением случаев, когда она внепланово проводится по заявлению физического или юридического лица о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства либо по заявлению самого субъекта хозяйствования (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46, с. 30).

Теперь остановимся на более конкретных моментах.

1.

Документами, наличие которых является обязательным для проведения проверки, ГНАУ обоснованно называет приказ об осуществлении должностными лицами проверки и направление на проверку, подписанное руководителем Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ (либо его регионального управления) и скрепляющееся гербовой печатью.

В качестве

реквизитов направления названы: дата выдачи, название органа контроля (Департамент либо его региональное управление), цель, вид проверки, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания, фамилии и инициалы должностных лиц, которые будут проводить проверку. Такой набор реквизитов соответствует предписаниям Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (далее — Закон № 509), но не в полной мере отражает требования Закона № 877, который предусматривает необходимость дополнительного указания: наименования субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения; его местонахождения; номера и даты приказа, во исполнение которого осуществляется проверка; предмета осуществления проверки; информации о предыдущей проверке. Однако вынуждены признать, что недопуск проверяющих к проверке на основании такого несоответствия скорее всего приведет к судебному спору с налоговиками. И как показывает анализ судебной практики, в данной категории дел победа далеко не всегда оказывается на стороне налогоплательщиков (более подробно см. статью на с. 37).

Методрекомендации № 453 отдельно оговаривают случай, когда среди документов, подтверждающих право на проведение проверки, фигурирует

решение суда. Однако при этом ничего не сказано о том, при каких обстоятельствах может возникнуть необходимость в получении налоговиками решения суда, подтверждающего их право на проведение проверки. Если опять же руководствоваться позицией судов по данному вопросу, то решение суда может выступать основанием для проведения проверки только в том случае, когда становится результатом обжалования действий налогоплательщика по недопуску проверяющих к проверке и подтверждает наличие законных оснований для ее проведения (определение Киевского апелляционного административного суда от 11.04.2009 г. по делу № 22-а-11888/08). При этом ГНАУ, пытаясь предупредить распространенную на практике ошибку, указывает региональным управлениям Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий на то, что само по себе решение суда является лишь основанием для вынесения приказа о проведении проверки и не отменяет обязательности его наличия как условия проведения проверки.

2. В комментируемых Методрекомендациях ГНАУ

допускает возможность изменения сроков проверки, указанных в приказе на ее проведение. Для этого контролирующий орган должен издать новый приказ с указанием причин изменения сроков проведения проверки и выдать новое направление с соблюдением продолжительности проверки, определенной в первоначальном приказе. Напомним, что в отношении плановых налоговых проверок ГНАУ не допускает изменения сроков проведения проверки, о которых изначально был уведомлен налогоплательщик, руководствуясь, видимо, необходимостью обеспечения для субъектов хозяйствования определенности условий осуществления ими предпринимательской деятельности. Поскольку проверки в рамках контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий проводятся в порядке, предусмотренном для внеплановых налоговых проверок, и не предполагают предварительного уведомления налогоплательщика об их проведении, данное требование к ним не применяется.

3. Как и в Обзорном письме от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 70, с. 5), ГНАУ признает возможность

продления сроков проверок, проводимых налоговыми органами, и предлагает аналогичный раскрываемому ранее механизм согласования необходимости такого продления (путем подачи докладной записки руководителя структурного подразделения Департамента (регионального управления), который организовывал проверку, на имя руководителя Департамента (регионального управления) с изложением объективных причин необходимости такого продления). Мы со своей стороны продолжаем настаивать на незаконности фактов продления проверок, прямой запрет на что установлен в ч. 5 ст. 5 и ч. 4 ст. 6 Закона № 877.

4. Спорным остается вопрос об

основаниях проведения проверок соблюдения законодательства о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. На практике для ответа на него сами налоговики часто ссылаются на ч. 6 ст. 111 Закона № 509, в котором перечислены основания для проведения внеплановых налоговых проверок. Однако, как справедливо отмечают суды, названные основания применимы исключительно к проверкам своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей). На наш взгляд, поскольку специальная норма в данном случае неприменима, для определения оснований проведения проверок соблюдения законодательства о производстве и обороте спирта, алкогольных напитков и табачных изделий следует обращаться к общему перечню оснований, а именно: подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган госнадзора о проведении проверки по его желанию; выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных субъектом хозяйствования в документах обязательной отчетности; проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом госнадзора; обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства; неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов (см. определения ВАСУ от 02.02.2009 г. № К-151/07, от 14.04.2009 г. № К-5742/07). Хотя, следует признать, есть решения той же судебной инстанции с противоположными выводами (см. определения ВАСУ от 17.03.2009 г. № К-5125/07, от 28.04.2009 г. № К-5218/07).

5. В Методрекомендациях также раскрыт

алгоритм действий налоговиков в случае установления отсутствия субъекта хозяйствования по местонахождению, т. е. по адресу его государственной регистрации. При этом, напомним, местонахождением юрлица считается адрес органа либо лица, которые в соответствии с учредительными документами либо согласно закону выступают от его имени (ст. 93 Гражданского кодекса Украины). Если по адресу государственной регистрации такого органа (лица) не будет, налоговый орган, пришедший на проверку, составляет акт (свободной формы) о неустановлении местонахождения субъекта хозяйствования и передает налоговой милиции запрос о его установлении. И только если подразделением налоговой милиции после осущестления мер по установлению местонахождения субъекта хозяйствования будет подтверждено его отсутствие, соответствующая информация передается подразделению по учету налогоплательщиков, которые направляют государственному регистратору уведомление об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 18-ОПп. После получения такого уведомления госрегистратор в свою очередь должен направить ценным письмом юрлицу уведомление о необходимости подачи госрегистратору регистрационной карточки о подтверждении сведений о юридическом лице (см. письмо Госкомпредпринимательства от 12.01.2007 г. № 134 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 22, с. 13). В случае возврата к госрегистратору ценного письма с отметкой отделения связи об отсутствии юрлица по указанному адресу госрегистратор должен внести в Единый госреестр запись об отсутствии юридического лица по местонахождению (ч. 7 ст. 19 Закона о госрегистрации), что может стать основанием для подачи иска об отмене государственной регистрации такого юридического лица. Перспектива весьма иллюзорная, поскольку юридическое лицо при желании в любой момент может подать госрегистратору информацию о своем местонахождении.

6. В части рекомендаций ГНАУ своим региональным подразделениям обращаться в случае недопуска проверяющих к проверке к налоговой милиции с целью применения ею мер оперативного реагирования хотим напомним, что согласно ч. 14 ст. 111 Закона № 509 сотрудникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел либо расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (их должностных лиц). На практике в таких случаях налоговики используют более обоснованный метод —

обращаются в суд с требованием обязать налогоплательщика допустить к проверке.

7. Отметим также в качестве позитивных моментов признание ГНАУ необходимости проведения проверок в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования и с обязательным занесением в журнал регистрации проверок субъекта хозяйствования. Факт непредоставления такого журнала отдельно фиксируется в акте проверки.

Как видим, ГНАУ достаточно внимательно относится к подробному раскрытию различных процедурных моментов проведения проверок соблюдения законодательства. Однако в очередной раз вынуждены подчеркнуть, судебная практика по-прежнему не дает однозначного ответа на вопрос, является ли нарушение порядка проведения проверки достаточным основанием для отмены принятого на ее основании решения о применении штрафных санкций. Есть решения судов как положительно отвечающих на этот вопрос (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 10.02.2009 г. по делу № 22-а-10464/08), так и отрицательно (см. определения ВАСУ от 03.06.2009 г. № К-38739/06, от 03.06.2009 г. № К-26770/06). Более надежным вариантом действий в такой ситуации выступает недопуск проверяющих к проверке, если есть на то достаточные основания.

Напоследок напомним, что акт проверки не подлежит обжалованию. Поэтому в случае несогласия с его выводами субъект хозяйствования может изложить свои возражения как при подписании акта проверки, так и в течение трех дней после его подписания в виде отдельного документа направить органу контроля. Обжалованию же будет уже подлежать решение о применении к субъекту хозяйствования санкций, принятое на основании акта проверки (определение ВАСУ от 09.04.2009 г. № К-36513/06).

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд