Бюджетный учет. Применение КЭКР при уплате пени за просрочку платежа

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 86
В избранном В избранное
Печать
Статья

Применение КЭКР при уплате пени за просрочку платежа

 

Учреждение заключило с ОАО «Укртелеком» договор на предоставление телекоммуникационных услуг. Договором предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты телекоммуникационных услуг учреждение должно уплатить пеню за каждый день просрочки.

Какой код экономической классификации расходов необходимо применять при уплате пени — 1138 или 1139?

(г. Ужгород)

 

Взаимоотношения

между операторами, провайдерами и потребителями телекоммуникационных услуг — юридическими и физическими лицами регулируются Правилами предоставления и получения телекоммуникационных услуг, утвержденными постановлением КМУ от 09.08.2005 г. № 720 (далее — Правила).

Предоставление телекоммуникационных услуг осуществляется на основании

договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, который заключается между оператором, провайдером и потребителем. В договоре определяются условия поставки и порядок расчетов за телекоммуникационные услуги.

Как определено

ч. 5 ст. 33 Закона Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV , одной из обязанностей потребителей является выполнение условий договора о предоставлении телекоммуникационных услуг, в том числе своевременная оплата полученных ими телекоммуникационных услуг и исполнение других обязанностей согласно законодательству.

Правилами

предусмотрен следующий порядок оплаты телекоммуникационных услуг. Так, плата за полученные телекоммуникационные услуги вносится потребителем после получения им счета, но не позднее 20 числа месяца, следующего после полного расчетного периода, и до 20 числа текущего месяца в случае применения предварительной оплаты, если иное не предусмотрено договором. Оператор не может включать в обязательные условия договора требования о предварительном внесении абонентской платы или авансового платежа за услуги более чем за один расчетный период.

Юридические лица, финансируемые за счет средств государственного и местного бюджетов, должны подать справку финансового органа о подтверждении их полного финансирования за счет бюджетных средств с целью применения тарифов, которые устанавливаются для бюджетных учреждений и организаций.

В случае неоплаты полученных услуг в установленный срок абоненту отправляется письменное предупреждение с указанием конечного срока оплаты. Если в течение 10 дней после указанного в предупреждении срока не поступило подтверждение об оплате, оператор имеет право сократить перечень (ограничить исходящие соединения или пользование услугами междугородной и международной связи и т. п.) или прекратить предоставление услуг местного и/или других видов телекоммуникационных услуг в зависимости от осуществленной оплаты

(п. 110 Правил).

В случае когда в течение месяца после указанного в предупреждении срока оплаты подтверждение о погашении задолженности не поступило, оператор имеет право в одностороннем порядке прекратить предоставление услуги, о чем в письменном виде сообщает абоненту. Неуплата полученной телекоммуникационной услуги может быть основанием для расторжения договора с абонентом в одностороннем порядке по инициативе оператора, если это предусмотрено договором.

Согласно требованиям

п. 191 Правил непоступление в течение месяца после указанного в предупреждении срока подтверждения о погашении задолженности может быть основанием для расторжения договора с абонентом в одностороннем порядке по инициативе оператора, если это предусмотрено договором.

Таким образом, оплата за предоставленные потребленные телекоммуникационные услуги производится абонентами в соответствии с

Правилами и в порядке, определенном договором.

Кроме того,

Правилами предусмотрено, что в случае несвоевременной оплаты предоставленных телекоммуникационных услуг в сроки, установленные договором, оператор (провайдер) имеет право применять к таким абонентам различные меры.

Так, в соответствии с

п. 41 Правил в случае несвоевременной оплаты предоставленных услуг оператор, провайдер имеют право:

начислять пеню, которая исчисляется в зависимости от стоимости неоплаченных услуг в размере учетной ставки НБУ, действовавшей в период, за который начисляется пеня;

— устанавливать уровень кредитования и/или задолженности по их оплате;

— сокращать перечень телекоммуникационных услуг или прекращать их предоставление, предупредив об этом абонента;

— изменять порядок оплаты.

При этом уплата потребителем пени, правомерное приостановление или сокращение перечня телекоммуникационных услуг

не освобождают потребителя от обязанности оплатить оператору (провайдеру) предоставленные ему телекоммуникационные услуги.

Таким образом, руководствуясь вышеуказанным пунктом

Правил, в отдельном пункте договора оператор может предусмотреть ответственность потребителя телекоммуникационных услуг в случае нарушения им сроков оплаты потребленных услуг.

Так за счет каких же источников бюджетное учреждение должно уплатить соответствующую сумму пени, начисленную оператором (ОАО «Укртелеком») в связи с несвоевременной оплатой телекоммуникационных услуг?

В соответствии с

Разъяснениями по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (далее — Разъяснения № 194), по КЭКР 1138 «Услуги связи» осуществляется оплата за услуги фиксированной телефонной (городской, междугородной, международной) связи, радиоточки, факсимильной связи, электронной почты и пр. По этому же коду осуществляется оплата расходов на установку телефонов, абонентских телеграфных аппаратов, телефаксов.

Что касается

КЭКР 1139 «Оплата прочих услуг и прочие расходы», то этот код бюджетные учреждения применяют, в частности, для осуществления расходов на перечисление всех видов пени, штрафных санкций, неустойки и убытков от инфляции. В связи с этим КЭКР 1139 предназначен непосредственно для осуществления расходов на уплату различных штрафных санкций, пени и неустойки, взыскиваемых с учреждения. Об этом также сказано в письме Госказначейства Украины от 18.07.2005 г. № 07-06/1390-6029.

Однако, прежде чем осуществлять расходы по КЭКР 1139 на уплату пени, начисленную за несвоевременную оплату телекоммуникационных услуг, необходимо определить причины, которые привели к возникновению задолженности за телекоммуникационные услуги и, как следствие, к начислению пени за несвоевременную оплату. Такие причины могут быть как объективные, так и необъективные.

К

объективным причинам можно отнести, к примеру, несвоевременное финансирование бюджетного учреждения. В этом случае для своевременной оплаты таких расходов учреждение просто не располагало необходимой суммой средств, что в конечном счете и привело к тому, что оплата за телекоммуникационные услуги была перечислена по истечении установленных сроков уплаты. Считаем, что в таком случае учреждение имеет право осуществить расходы на уплату пени по КЭКР 1139.

Следует обратить внимание на то, что при планировании расходов в смете по КЭКР 1139 расходы на уплату пени наверняка не планировались, что может привести в результате к нехватке средств по КЭКР 1139. В связи с этим необходимо пересмотреть запланированные по КЭКР 1139 расходы и в случае необходимости направить письмо в вышестоящую организацию с просьбой увеличить ассигнования по КЭКР 1139 на сумму незапланированной пени, т. е. внести изменения в смету.

Теперь остановимся на

необъективных причинах несвоевременной оплаты услуг связи. Например, учреждение получило финансирование вовремя, однако оплата за телекоммуникационные услуги была перечислена несвоевременно из-за того, что бухгалтер расчетной группы забыл подписать счет на оплату телекоммуникационных услуг у руководителя учреждения и т. п.

В этом случае руководитель учреждения прежде всего должен принять соответствующие меры по выявлению виновного лица и возложить на него ответственность за несвоевременную оплату телекоммуникационных услуг. Ведь в соответствии с

Законом Украины «О бухгалтерском учете» от 16.07.99 г. № 996-XIV ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Полагаем, что в такой ситуации

учреждение не имеет права осуществлять расходы на уплату пени по КЭКР 1139, а уплата пени должна быть проведена за счет средств виновного лица.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд