Рекламный розыгрыш призов
Одним из самых распространенных и эффективных способов проведения рекламных акций является розыгрыш призов. Такое мероприятие проводится с целью привлечения покупателей, рекламирования товаров и повышения спроса на них. О том, как оформляется проведение розыгрыша призов и как отражаются в налоговом и бухгалтерском учете связанные с ним операции, пойдет речь в данной статье.
Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документальное оформление рекламного розыгрыша
В случае если предприятие приняло решение провести розыгрыш призов среди покупателей, первым делом следует определить, не подлежит ли такая деятельность лицензированию и патентованию.
Лицензированию подлежат выпуск и проведение лотерей*, организация деятельности по проведению азартных игр (
п. 29 ст. 9 Закона о лицензировании).* Согласно Закону Украины «О введении моратория на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей» от 02.06.2005 г. № 2630-IV на выдачу лицензий на проведение хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей наложен мораторий до принятия закона о государственном регулировании деятельности по выпуску и проведению лотерей и денежных розыгрышей.
Рекламный розыгрыш не является лотереей, поскольку покупатели становятся его участникам бесплатно, в то время как лотерея предполагает продажу игроку за деньги или в обмен на другие ценности права на участие в розыгрыше приза, что следует из
п. 1.33 Закона о налоге на прибыль. Подтверждением данной позиции служит п. 1.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденных приказом Госкомпредпринимательства и Минфина от 12.12.2002 г. № 128/1037, в котором указано, что эти Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной и имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы.Розыгрыши на бесплатной основе с целью рекламы (популяризации) отдельного товара, услуги, торговой марки, знаков для товаров и услуг, наименования или направлений деятельности субъектов ведения хозяйства, коммерческой программы с выдачей выигрышей в денежной или имущественной форме не относятся к азартным играм (
ст. 1 Закона Украины «О запрещении игорного бизнеса в Украине» от 15.05.2009 г.№ 1334-VI), которые запрещены в Украине согласно указанному Закону.Следовательно, деятельность по проведению розыгрышей в рекламных целях лицензированию не подлежит.
Еще одним важным моментом, требующим выяснения, является вопрос о необходимости приобретения
торгового патента для осуществления деятельности по проведению розыгрышей.В соответствии со
ст. 5 Закона о патентовании подлежат патентованию операции по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями.Розыгрыши призов, проводимые в рекламных целях, не имеют отношения к игорному бизнесу. Поэтому такие розыгрыши патентованию не подлежат. Это подтверждает ГНАУ в
письмах от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31, от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102, от 28.07.2009 г. № 8984/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет, 2009, № 82).Очень важно, чтобы у предприятия были доказательства того, что розыгрыш носит рекламный характер. Для этого необходимо:
1) оформить розыгрыш как рекламную кампанию по стимулированию продажи товаров (работ, услуг) и назначить ответственного за его проведение;
2) при подготовке документов проводимое мероприятие следует определять как акцию, не используя термин «лотерея»;
3) соблюсти бесплатность участия покупателей в розыгрыше;
4) проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.
Таким образом, очень важно, чтобы
все оформленные документы свидетельствовали именно о рекламных целях проводимого розыгрыша.Теперь конкретизируем список необходимых документов. Итак, при проведении рекламного розыгрыша предприятие-организатор оформляет следующие документы:
1. Приказ руководителя о проведении розыгрыша призов. В приказе указываются:
— дата, место и цель проведения розыгрыша призов;
— круг лиц, ответственных за организацию акции;
— перечень товаров, которые предполагается вручать в виде призов;
— условия проведения розыгрыша;
— способы доведения информации о проводимых розыгрышах до покупателей (объявление о розыгрыше призов на видном месте в магазине, на листовках, в средствах массовой информации);
— состав комиссии (ответственных лиц) для подведения итогов розыгрыша.
2. Смету расходов на проведение розыгрыша призов. В этом документе указывается ассортимент, количество и стоимость товаров, которые будут разыгрываться в качестве призов.
3. Накладные на отпуск ТМЦ со склада. Ответственное лицо получает товары, которые будут предоставляться в качестве призов, на складе предприятия под отчет. Отпуск ТМЦ оформляется накладной.
4. Решение комиссии. Документ составляется после проведения розыгрыша и отражает его результаты, соответствие проведенной акции требованиям и условиям, предусмотренным в приказе руководителя, а также объявляются победители.
5. Акт о вручении приза. Данный документ составляет комиссия при передаче призов получателям с указанием необходимых реквизитов предприятия, паспортных данных получателя приза и его идентификационного номера, Ф.И.О. работника предприятия, уполномоченного вручать приз, стоимость приза.
6. Отчет о фактических расходах по проведению розыгрыша призов. Этот документ составляется после проведения рекламного розыгрыша.
Налог с доходов физических лиц
В связи с тем что в рекламных розыгрышах призов принимают участие физические лица, возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов в виде стоимости таких призов. Для ответа на него обратимся к
Закону № 889.В соответствии с
п.п. 4.2.12 Закона № 889 доходы физического лица в виде призов включаются в его общий месячный налогооблагаемый доход.Порядок налогообложения призов, в частности, полученных физическими лицами в результате рекламных акций (с персонификацией получателей), регулируется
п.п. 9.5.1 Закона № 889. На то, что при налогообложении призов, полученных в ходе рекламных розыгрышей, следует руководствоваться п.п. 9.5.1 Закона № 889, указывали и налоговики (см. письма ГНАУ от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116, от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510 (с. 44)).Налоговым агентом при начислении в пользу налогоплательщика дохода в виде приза является лицо, осуществляющее такое начисление. В данном случае это продавец, который проводит рекламный розыгрыш.
Доходы в виде призов, полученные в результате проведения рекламных розыгрышей, облагаются по
двойной ставке налога с доходов — 30 % (п. 7.3 Закона № 889).Поскольку при рекламных розыгрышах призы предоставляются в неденежной форме, при определении объекта налогообложения необходимо учитывать требования
п. 3.4 Закона № 889. В соответствии с указанными требованиями объект налогообложения определяется как стоимость такого начисления, умноженная на «натуральный» коэффициент (1,428571).Следует отметить, что налоговики придерживаются другой точки зрения. В своих письмах ГНАУ разъясняет, что «натуральный» коэффициент при налогообложении доходов в неденежной форме не применяется (
письма ГНАУ от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717, от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717). В качестве аргумента приводится тот факт, что предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность исключительно в денежной единице Украины.Однако мы с данной позицией не согласны, поскольку, получая приз в натуральной форме, участник розыгрыша получает фактически «чистый» доход. Чтобы удержать с такого дохода налог с доходов, при определении объекта налогообложения необходимо применить «натуральный» коэффициент.
Налог с доходов, удержанный с доходов физических лиц в виде выигрышей и призов, подлежит уплате в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем выплаты дохода, т. е. выдачи приза (
п.п. 8.1.4 Закона № 889).В Налоговом расчете по форме № 1ДФ доходы физических лиц в виде розыгрышей и призов отражаются
с признаком «13». Для заполнения Налогового расчета по форме № 1ДФ победитель розыгрыша должен предоставить копию идентификационного номера.Обращаем внимание: за
несообщение или несвоевременное сообщение налоговым органам сведений о доходах граждан ст. 1634 КоАП предусматривает административное наказание должностных лиц предприятий и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в виде:— предупреждения или наложения штрафа в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34 грн. до 51 грн.);
— наложения штрафа от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 грн. до 85 грн.) за такое же повторное нарушение в течение года.
Решение по делу об административном правонарушении выносится районными (городскими) судами на основании протоколов, составленных органами налоговой службы. При этом следует иметь в виду, что административное взыскание может быть наложено не позднее трех месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — трех месяцев со дня его выявления (
ст. 38 КоАП).
Налоговый и бухгалтерский учет
Для целей налогового учета призы рассматриваются как безвозмездно предоставленные товары (
п. 1.23 Закона о налоге на прибыль). При включении затрат на приобретение товаров, которые будут вручаться в виде призов, в состав валовых расходов следует руководствоваться п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. Согласно указанной норме Закона о налоге на прибыль расходы на приобретение призов попадут в состав валовых расходов только в размере 2 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год.При бесплатной передаче призов неплательщику налога на прибыль, в том числе физическому лицу, плательщику-льготнику или связанному лицу у предприятия возникает валовый доход исходя из обычных цен (
пп. 7.4.1, 7.4.3 Закона о налоге прибыль). Как следует из положений п. 1.20 ст. 1 Закона о налоге на прибыль, обычной ценой в данном случае будет считаться стоимость этих или аналогичных им товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях. При определении обычной цены, в частности, учитываются скидки, связанные с маркетинговой политикой предприятия*.* Подробнее об обосновании обычной цены при бесплатных передачах товаров (работ, услуг) см. статью на с. 8.
Что касается НДС, отметим следующее. Товары, приобретенные для рекламных розыгрышей, фактически используются в хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому предприятие вправе включить суммы уплаченного (начисленного) при приобретении таких товаров НДС в налоговый кредит.
В связи с тем что формирование налогового кредита не зависит от размера валовых расходов налогоплательщика (см.
письмо ГНАУ от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55), предприятие не должно корректировать сумму «входного» НДС по бесплатно предоставленным призам, стоимость которых превысила 2-процентный предел и не была включена в валовые расходы.При бесплатной передаче товаров (в данном случае призов) предприятие обязано начислить налоговые обязательства по НДС. База налогообложения определяется исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен (
п. 4.2 Закона об НДС).Пример.
Предприятие «Электрон» в рекламных целях провел розыгрыш приза среди покупателей, которые в течение октября 2009 года приобрели товары на сумму не менее 1000 грн. В качестве приза победителю (идентификационный номер — 2777777777) предоставляется утюг, который был приобретен за 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Цена приобретения является обычной ценой. Вручение приза оформлено путем составления акта-передачи с указанием его стоимости. Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2008 год составила 200000 грн.Сумма затрат, которая может быть включена в валовые расходы, составляет 4000 грн. (200000 грн. х 2 %).
Определим объект налогообложения: 360 х 1,428571 = 514,29 (грн.).
Сумма налога с доходов составляет: 514,29 х 30 % = 154,29 (грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете операции, связанные с проведением рекламного розыгрыша, отражаются следующим образом:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | ВД | ВР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Приобретен утюг с целью передачи в виде приза | 281 | 631 | 300,00 | — | 300,00* |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости приобретенного утюга | 641/НДС | 631 | 60,00 | — | — |
3 | Перечислены поставщику денежные средства за приобретенный утюг | 631 | 311 | 360,00 | — | — |
4 | Вручен приз покупателю по результатам проведения розыгрыша | 377 | 281 | 300,00 | 300,00 | — |
5 | Отражены налоговые обязательства по НДС | 377 | 641/НДС | 60,00 | — | — |
6 | Начислен налог с доходов физических лиц | 377 | 641/НДФЛ | 154,29 | — | — |
7 | Списана задолженность покупателя в состав расходов на сбыт | 93 | 377 | 514,29 | — | — |
8 | Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц | 641/НДФЛ | 311 | 154,29 | — | — |
*Поскольку 2-процентный предел не превышен, расходы на приобретение товара, передаваемого в качестве приза, включаются в состав валовых расходов предприятия в полном объеме на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. |
Доход физического лица — покупателя в виде приза должен быть отражен предприятием, которое проводило розыгрыш, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за 4 квартал 2009 года следующим образом:
Извлечение из Налогового расчета по форме № 1ДФ за 4 квартал 2009 года
№ п/п | Идентификационный номер | Сумма начисленного дохода (грн., коп.) | Сумма выплаченного дохода (грн., коп.) | Сумма удержанного налога (грн., коп.) | Признак дохода | Дата | Признак налогов. соц. льготы | Признак (0, 1) | ||||||
начисленного | перечисленного | приема на работу дд/мм/гггг | увольнения с работы дд/мм/гггг | |||||||||||
1 | 2 | 3а | 3 | 4а | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
...
| ||||||||||||||
15
| 2777777777
| 514
| 29
| 514
| 29
| 154
| 29
| 514
| 29
| 13
| —
| —
| —
| —
|
...
|
В заключение еще раз напомним: во избежание сложностей розыгрыш призов должен быть оформлен как рекламная акция. В этом случае бухгалтер с легкостью отразит все операции, связанные с проведением рекламного розыгрыша, в налоговом и бухгалтерском учете.