Обобщающее налоговое разъяснение по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства с государственной, коммунальной и другими формами собственности

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 71
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 23.06.2006 г. № 352

Утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 23 июня 2006 г. № 352

Обобщающее налоговое разъяснение по применению упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства с государственной, коммунальной и другими формами собственности

 

Статьей 1 Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа от 28 июня 1999 года № 746/99) установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится, в частности, для юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривень.

Одновременно частью четвертой статьи 7 Указа определено, что его действие не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.

Для выяснения вопроса распространения действия Указа на предприятия, основанные на государственной и коммунальной собственности, следует учитывать, что государственное предприятие согласно положениям Хозяйственного кодекса Украины является предприятием, которое действует на основе государственной собственности, создается уполномоченным органом государственной власти и имущество которого закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (статьи 63, 73, 74).

Коммунальное предприятие — это предприятие, которое действует на основе коммунальной собственности территориальной громады, создается органом, который является представителем собственника — соответствующей территориальной громады и выполняет его функции и имущество которого закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (статьи 63, 78 указанного Кодекса).

Следовательно, независимо от наличия или отсутствия уставного фонда единым учредителем (участником) государственных и коммунальных предприятий является соответственно государство или территориальная громада в лице уполномоченных органов. То есть их доля в этих предприятиях превышает 25 процентов.

Учитывая понятие субъекта малого предпринимательства, приведенное в статье 1 Указа, уполномоченные органы, действующие от имени государства или территориальных громад, не являются субъектами малого предпринимательства.

Кроме того, частью первой статьи 8 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

Таким образом,

поскольку учредители (органы государственной власти и органы местного самоуправления) государственных и коммунальных предприятий не являются субъектами малого предпринимательства и их доля в этих предприятиях превышает 25 процентов, действие Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» на указанные предприятия не распространяется.

Учитывая приведенное, письмо ГНА Украины от 18.01.2006 г. № 743/7/15-0416 считать отозванным.

 

Директор Департамента налога на прибыль
 и других налогов и сборов (обязательных платежей)
 Н. Хоцяновская



комментарий редакции

Единый налог закрыт для государственных и коммунальных предприятий

Главная мысль Обобщающего налогового разъяснения № 352 сводится к тому, что любые государственные и коммунальные предприятия (и с уставным фондом, и без него)

не могут быть плательщиками единого налога. В качестве основного «отказного» аргумента ГНАУ использует положения Указа № 727 о запрете на применение упрощенной системы налогообложения лицами, в уставном фонде которых 25 и более процентов принадлежит «нехозяйствующим» субъектам.

Хотя, напомним, что еще несколько лет назад главный налоговый орган признавал возможность перехода указанных предприятий на уплату единого налога, о чем свидетельствуют, например, его письма от 29.03.2000 г. № 4408/7/15-1317, от 27.11.2000 г. № 6535/6/15-1316 и от 15.05.2001 г. № 6153/7/15-1317. Свое отношение к данному вопросу он изменил под влиянием писем Минюста от 12.12.2005 г. № 20-35-389 и Госкомпредпринимательства от 30.01.2006 г. № 587.

Тогда не все государственные и коммунальные предприятия подчинились требованиям Обобщающего налогового разъяснения № 352, а стали решать свои проблемы в судебном порядке. Свидетельство тому — постановление Киевского апелляционного административного суда от 30.11.2007 г. по делу № 22а-1540/07, которое признало недействительным указанное разъяснение.

Но, к сожалению, история на этом не закончилась: ВАСУ оставил в силе Обобщающее налоговое разъяснение № 352 (см. определение от 01.07.2008 г. № К-235/08 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, №  76), поэтому на сегодняшний день единый налог закрыт для государственных и коммунальных предприятий. Подтверждает это и Обзорное письмо ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 63).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд