Некоторые вопросы организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 72
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 29.07.2009 г. № 868

Кабинет Министров Украины

 

Некоторые вопросы организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков

Постановление от 29 июля 2009 г. № 868

 

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Утвердить Положение об основных требованиях к организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков (прилагается).

2.

Внести в постановление Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 г. № 278 «О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса» (Официальный вестник Украины, 2009 г., № 23, ст. 758) прилагаемые изменения.

3. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским, районным, районным в гг. Киеве и Севастополе государственным администрациям, Государственному комитету по вопросам регуляторной политики и предпринимательства при участии органов местного самоуправления и местных отраслевых советов предпринимателей

провести в течение двух месяцев инвентаризацию рынков, действующих в пределах административно-территориальной единицы, и создать их реестр, в котором указывать наименование рынка, его собственников, местонахождение, информацию об организационно-правовой форме хозяйствования, наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, специализацию рынка, количество торговых мест.

4.

Рекомендовать органам местного самоуправления:

создать в случае выявления обустроенных торговых мест, на которых осуществляется торговая деятельность без соответствующих документов, для обеспечения защиты прав потребителей и предпринимателей на период до трех лет временные коммунальные рынки, в течение действия которых провести общественное обсуждение генерального плана населенного пункта с целью определения мест для расположения рынков;

предоставлять в случае выявления других торговых мест, на которых осуществляется торговая деятельность без соответствующих документов, предпринимателям и производителям сельскохозяйственной продукции торговые места для осуществления торговой деятельности на действующих рынках.

5. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским, районным, районным в гг. Киеве и Севастополе государственным администрациям совместно с соответствующими территориальными органами центральных органов исполнительной власти и при участии органов местного самоуправления

принять меры к должностным лицам субъекта хозяйствования, который имеет право на пользование или распоряжение земельным участком, организует и/или обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления торговой деятельности, в случае отсутствия утвержденного плана территории рынка или надлежащих условий для осуществления торговой деятельности, определенных правилами торговли.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

 

 

Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009 г. № 868

Положение об основных требованиях к организации деятельности продовольственных, непродовольственных и смешанных рынков

 

1.

Действие настоящего Положения распространяется на продовольственные, непродовольственные и смешанные рынки (далее — рынки) независимо от формы собственности.

2. В Положении

под термином «рынок» понимается объект торговли, на территории которого субъект хозяйствования, имеющий право на пользование или распоряжение земельным участком, на котором данный объект расположен, организует и/или обеспечивает создание надлежащих условий для осуществления торговой деятельности предпринимателями (далее — субъект хозяйствования).

Объекты торговли, которые функционируют как гипермаркеты, торговые центры, универмаги, универсамы, супермаркеты, мини-маркеты, магазины, лавки, являются обособленными капитальными сооружениями и имеют отдельный почтовый адрес, к рынкам

не относятся.

3. Услуги по обслуживанию и содержанию торговых мест на территории рынка предоставляются субъектом хозяйствования, являющимся юридическим лицом.

4. Если предприниматель уплатил рыночный сбор за 30 и более дней на одном рынке, субъект хозяйствования обязан по заявлению такого предпринимателя заключить с ним

договор аренды торгового места согласно типовой форме, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 г. № 278 «О мерах по стабилизации цен за предоставление услуг и аренду торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса» (Официальный вестник Украины, 2009 г., № 23, ст. 758).

5. Субъект хозяйствования обеспечивает создание и ведение реестра заключенных договоров аренды и субаренды торговых мест и присваивает каждому такому месту порядковый номер (цифрами).

В случае заключения договора субаренды предприниматель в письменном виде уведомляет в пятидневный срок субъекта хозяйствования о заключении такого договора. Предоставление торгового места в субаренду

не может быть основанием для увеличения субъектом хозяйствования размера арендной платы.

6. Субъект хозяйствования должен иметь утвержденный соответствующим органом местного самоуправления план территории рынка, в котором указываются размер земельного участка, информация о наличии правоустанавливающих документов на него, количество торговых мест и занятая ими площадь, площадь стоянок для транспортных средств (с указанием количества таких средств, которые могут разместиться на стоянке), наименование, назначение и площадь зданий и других сооружений, расположенных на территории рынка.

7. Реконструкция (переоборудование, модернизация) и закрытие рынка осуществляются в установленном порядке

при условии обеспечения предпринимателей другими торговыми местами с учетом рекомендаций местного отраслевого совета предпринимателей.

Субъект хозяйствования

за год до начала проведения работ по реконструкции (переоборудованию, модернизации) и закрытию рынка сообщает об этом предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность на территории рынка, и подает в орган местного самоуправления заявление о необходимости обеспечения таких предпринимателей другими торговыми местами.

 

 

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009 г. № 868

Изменения, вносимые в постановление Кабинета Министров Украины от 5 марта 2009 г. № 278

 

1.

Пункт 2 постановления изложить в следующей редакции:

«2. Утвердить Типовой договор аренды торгового места (прилагается».

2.

Примерный договор аренды торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров (с включением услуг по их обслуживанию), утвержденный указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

 

 

 

«ЗАТВЕРДЖЕНО постановою Кабінету Міністрів України від 5 березня 2009 р. № 278

(у редакції постанови Кабінету Міністрів України

від 29 липня 2009 р. № 868)

 

Типовий договір

оренди торговельного місця

 

____________________________________
       (найменування населеного пункту)

___ ____________ 20__ р.

(повне найменування орендодавця)

в особі

 


(посада, прізвище, ім'я та по батькові)

,

 

що діє на підставі

 


(найменування документа)

, з однієї сторони (далі —

 

орендодавець), та

 


(повне найменування орендаря)

в особі

 


(посада, прізвище, ім'я та по батькові)

,

 

що діє на підставі

 


(найменування документа)

,

 

(далі — орендар), з другої сторони (далі — сторони), уклали договір про нижченаведене.

 

Предмет договору

1. Предметом договору є торговельне місце № ___ загальною площею ______ кв. метрів, що розташоване на території ринку


(найменування ринку, сектор та номер ряду)

(далі — об'єкт оренди) та надається орендодавцем у тимчасове користування орендареві для провадження торговельної діяльності.

2. Об'єкт оренди облаштовано тимчасовою нестаціонарною спорудою, право власності на яку має


(орендар, орендодавець)

.

 

3. Місцезнаходження об'єкта оренди зазначається на плані території ринку.

4. Орендар набуває права користування об'єктом оренди з дня підписання договору.

 

Права та обов'язки орендодавця

5.

Орендодавець має право:

проводити перевірку використання орендарем об'єкта оренди відповідно до договору;

вимагати в орендаря своєчасно та у повному розмірі сплачувати орендну плату;

ініціювати внесення змін до договору або його розірвання в разі погіршення стану об'єкта оренди внаслідок невиконання або неналежного виконання орендарем умов договору.

6.

Орендодавець зобов'язаний:

передати орендареві в тимчасове користування об'єкт оренди;

забезпечити охорону об'єкта оренди;

надавати орендареві документи, які підтверджують витрати, пов'язані з модернізацією, реконструкцією об'єкта оренди, що здійснені орендодавцем за рахунок орендаря;

пропускати транспортний засіб орендаря до об'єкта оренди під час і після закінчення торгівлі без додаткової плати за в'їзд на територію ринку;

не вчиняти дій, які б перешкоджали орендареві користуватися об'єктом оренди згідно з умовами договору;

у разі реорганізації орендаря до припинення строку дії договору переукласти договір на таких самих умовах з одним з правонаступників;

підтримувати територію, на якій розташований об'єкт оренди, в належному санітарно-технічному і протипожежному стані.

 

Права та обов'язки орендаря

7.

Орендар має право:

здавати об'єкт оренди у суборенду за згодою орендодавця, якщо інше не встановлено договором або законом;

вносити з дозволу орендодавця зміни до об'єкта оренди, здійснювати його реконструкцію, технічне переоснащення та інші поліпшення, що підвищують його вартість;

користуватися системами комунікацій на території, на якій розташований об'єкт оренди;

установлювати відповідні вивіски, таблички, рекламні стенди щодо місцезнаходження об'єкта оренди;

заїжджати транспортним засобом до об'єкта оренди під час і після закінчення торгівлі без додаткової плати за в'їзд на територію ринку;

вимагати в орендодавця відшкодування витрат, пов'язаних з реконструкцією, модернізацією об'єкта оренди, що здійснені за рахунок орендаря;

ініціювати внесення змін до договору або його розірвання в разі погіршення стану об'єкта оренди внаслідок невиконання або неналежного виконання орендодавцем умов договору.

8.

Орендар зобов'язаний:

прийняти об'єкт оренди у тимчасове користування;

використовувати об'єкт оренди за його цільовим призначенням відповідно до пункту 1 договору;

своєчасно і в повному обсязі сплачувати орендну плату;

утримувати об'єкт оренди в належному санітарно-технічному і протипожежному стані, не допускати погіршення його стану;

у разі припинення або розірвання договору повернути орендодавцеві об'єкт оренди у належному стані, не гіршому ніж на момент передачі його в оренду, з урахуванням фізичного зносу та відшкодувати орендодавцеві збитки у разі погіршення стану або втрати (повної або його частини) об'єкта оренди з вини орендаря;

дотримуватися правил торгівлі на ринках, роздрібної торгівлі непродовольчими товарами, роздрібної торгівлі продовольчими товарами, ветеринарно-санітарних правил, правил протипожежної безпеки, законодавства про захист прав споживачів та інших вимог законодавства;

не здійснювати без письмової згоди орендодавця перебудову, добудову та перепланування об'єкта оренди.

 

Орендна плата та порядок розрахунків

9. Орендна плата за об'єкт оренди становить за місяць оренди ____________________ гривень.

Нарахування податку на додану вартість на суму орендної плати здійснюється у порядку, визначеному законодавством.

10. Розмір орендної плати за весь строк оренди становить _________________ гривень.

11. Орендна плата обчислюється на підставі розрахунку згідно з додатком та вноситься до 20 числа місяця, що передує місяцю, за який проводиться оплата.

Орендна плата підлягає сплаті незалежно від результатів провадження господарської діяльності орендаря.

12. Інші види платежів, не передбачені у договорі, орендарем не вносяться.

 

Відповідальність і вирішення спорів за договором

13. Орендодавець не відповідає за зобов'язаннями орендаря, а орендар не відповідає за зобов'язаннями орендодавця, якщо інше не передбачено договором.

14. За невиконання або неналежне виконання зобов'язань за договором сторони несуть відповідальність згідно із законодавством.

15. Спори, що виникають з договору або у зв'язку з ним, не усунуті шляхом переговорів, вирішуються в судовому порядку.

 

Строк дії, порядок зміни та розірвання договору

16. Договір укладено строком на

 


(місяців)

та діє з ___ _____________ 20__ р. до ___ _____________ 20__ р. включно.

17. Договір може бути автоматично продовжено, якщо орендар продовжує користуватися об'єктом оренди після закінчення строку дії договору за умови відсутності протягом одного місяця заперечень орендодавця.

18. Договір підлягає автоматичному продовженню на той самий строк і на тих самих умовах, що передбачені договором, з урахуванням змін у законодавстві на дату продовження договору.

19. За ініціативою однієї із сторін договір може бути розірвано за рішенням господарського суду у випадках, передбачених законодавством.

20. У разі припинення або розірвання договору здійснені орендарем за рахунок власних коштів поліпшення об'єкта оренди, які можна відокремити від об'єкта оренди не завдаючи йому шкоди, визнаються власністю орендаря, а невідокремлювані поліпшення — власністю орендодавця. Питання компенсації орендодавцем підвищення вартості об'єкта оренди в результаті зазначених невідокремлюваних поліпшень вирішується відповідно до умов договору та законодавства.

21. Зміни та доповнення до договору вносяться за взаємною згодою сторін і оформляються шляхом укладення додаткової письмової угоди. Зміни та доповнення, що пропонується внести, розглядаються протягом одного місяця з дати їх подання до розгляду іншій стороні.

22. Зміни та доповнення до договору є його невід'ємною частиною та оформлюються у письмовому вигляді.

23. Договір укладається у двох примірниках, що мають однакову юридичну силу, по одному для кожної із сторін.

24. Взаємовідносини сторін, не врегульовані договором, регулюються законодавством.

 

Реквізити сторін

Орендодавець


(повне найменування, адреса,


розрахунковий рахунок у банку,


МФО, ЗКПО)


(підпис)

(ініціали та прізвище)

М. П.

 

Орендар


(повне найменування (для юридичних осіб), паспортні


дані (для фізичних осіб), адреса, розрахунковий рахунок


у банку, МФО, ЗКПО)


(підпис)

(ініціали та прізвище)

М. П.

 

 

Додаток до Типового договору

Орендодавець

 


(повне найменування, адреса,

розрахунковий рахунок у банку, МФО, ЗКПО)

Орендар

 


(повне найменування (для юридичних осіб), паспортні дані (для фізичних осіб), адреса,


розрахунковий рахунок у банку, МФО, ЗКПО)

 

Розрахунок

орендної плати

Найменування об'єкта оренди, послуг з обслуговування та утримання торговельного місця

Вартість, гривень

Усього

 

 

Орендодавець     Орендар
________ ___________________ ________ ___________________
(підпис) (ініціали та прізвище) (підпис) (ініціали та прізвище)

М. П.
   
М. П.

 

 



комментарий редакции

В поле зрения Кабмина — деятельность рынков

Разработка данного документа стала совместной инициативой Госкомпредпринимательства и Совета предпринимателей при Кабмине. Обратим внимание на его основные положения.

1. Госадминистрациям и Госкомпредпринимательства при участии органов местного самоуправления и местных отраслевых советов предпринимателей дано распоряжение

провести инвентаризацию рынков, действующих в границах административно-территориальной единицы, и создать их реестр, в котором будут указываться наименование рынка, его собственники, местонахождение, информация об организационно-правовой форме хозяйствования, наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, специализация рынка, количество торговых мест. Как можно предположить, основная цель ведения такого реестра — создание единого механизма контроля за законностью использования земли для организации рынков и базы данных о количестве торговых мест.

Обращает на себя внимание тот факт, что Кабмин дает соответствующие распоряжения не органам местного самоуправления, а госадминистрациям. Дело в том, что

установление правил торговли на рынках является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (п. 44 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР), т. е. это тот вопрос, регулирование которого не может быть передано (делегировано) органам исполнительной власти. Кабмин вмешиваться в его регулирование может исключительно путем «обеспечения взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения» (ст. 41 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI). Именно поэтому в той части, где речь идет о предписаниях органам местного самоуправления (п. 3 комментируемого постановления), такие предписания сформулированы как рекомендация, а не обязательное к исполнению распоряжение.

2. Следует отметить, что

рекомендация правительства органам местного самоуправления создавать в случае выявления обустроенных торговых мест, на которых проводится торговая деятельность без соответствующих документов, на период до 3 лет временные коммунальные рынки, а также предоставлять предпринимателям и производителям сельхозпродукции торговые места для осуществления торговой деятельности на действующих рынках (п. 4 комментируемого постановления), уже вызвала первые протесты на местах введением столь существенного послабления для лиц, осуществляющих незаконную торговлю.

3.

Комментируемый документ не отменяет действия Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Минэкономики, МВД, ГНАУ и Госкомстандартизации от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 (далее — Правила торговли на рынках). Однако если Правила торговли на рынках носят рекомендательный характер и выступают основой для принятия местными советами соответствующих локальных актов, регулирующих деятельность рынков в отдельном населенном пункте (см. письмо Госкомпредпринимательства от 11.06.2008 г. № 4933), то постановление Кабмина имеет обязательную силу для всех участников отношений, связанных с деятельностью рынков, уже с момента вступления в силу, т. е. 21.08.2009 г. Однако с учетом сделанного выше замечания об исключительной компетенции органов местного самоуправления по регулированию вопросов торговли на рынках обязательность постановления можно оспаривать.

4. Не вполне понятно,

о применении каких мер воздействия госадминистрациями с соответствующими территориальными органами центральных органов исполнительной власти к должностным лицам субъекта хозяйствования в случае отсутствия утвержденного плана территории рынка либо надлежащих условий для осуществления торговой деятельности, определенных правилами торговли, идет речь в п. 5 постановления Кабмина. Можно предположить, что подразумеваются санкции по ст. 159 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа на должностных лиц от 3 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 119 грн.). Однако этот штраф уполномочены налагать исключительно административные комиссии при исполнительных органах местных советов (ст. 218 КоАП) и их исполнительные комитеты (ст. 219 КоАП) на основании протоколов, составленных органами внутренних дел либо лицами, уполномоченными на это исполнительными комитетами местных советов (ст. 255 КоАП).

5. Как указано в п. 1 Положения об основных требованиях к организации деятельности рынков, утвержденного комментируемым постановлением, его

действие распространяется на продовольственные, непродовольственные и смешанные рынки. В то же время согласно п. 5 Правил торговли на рынках по товарной специализации выделяются рынки по продаже продовольственных товаров, непродовольственных товаров, транспортных средств, скота и кормов, животных и птицы, цветов и др., а также смешанные. В связи с этим неясно, охватывает ли действие постановления деятельность рынков по продаже транспортных средств, скота и кормов, животных и птицы, цветов. По нашему мнению, охватывает, а формулировка п. 1 Положения указывает лишь на то, что его разработчики исходили из более обобщенной классификации рынков, относя к непродовольственным все рынки, на которых реализуются любые другие товары, кроме пищевой продукции.

6. Некорректным выглядит само определение рынка: во-первых, оно дано через родовое понятие «объект торговли», которое не раскрыто в законодательстве; во-вторых, в нем не названы существенные признаки рынка, которые бы позволили отличить его от других объектов, деятельность которых направлена на организацию торговли.

7. К услугам, о которых идет речь в п. 3 Положения, можно отнести услуги по бронированию торговых мест, прокату торгового инвентаря, оборудования, средств измерительной техники, санитарной одежды, хранению личных вещей и продукции в камерах хранения, на складах и в холодильниках, взвешивания на товарных весах, разрубки мяса (рубщиками мяса рынка), содержанию торгового места в надлежащем состоянии, информационному оглашению рекламного и справочного характера, обеспечению местами в гостиницах и на автостоянках при наличии их на рынке, консультированию, погрузочно-разгрузочным работам и транспортным услугам, приему для последующей продажи сельхозпродуктов и других товаров в бюро торговых услуг и др. (п. 19 Правил торговли на рынках).

8. Включено

условие об обязанности субъекта хозяйствования, организующего работу рынка, заключить договор аренды торгового места по требованию предпринимателя, уплатившего рыночный сбор за 30 и более дней на одном рынке, по типовой форме, утвержденной постановлением Кабмина от 05.03.2009 г. № 278. Данная типовая форма внесена в указанное постановление также в результате принятия комментируемого документа (правда, в одном из положений постановления, видимо, ошибочно форма названа примерной, а не типовой). Это нововведение следует толковать так, что применение типовой формы, т. е. формы, от которой стороны не могут отступать при заключении договора, но имеют право конкретизировать его условия (ч. 4 ст. 179 Хозяйственного кодекса Украины), может становиться обязательным в тех случаях, когда внесена оплата рыночного сбора за 30 и более дней. В остальных случаях ее применение необязательно для сторон.

Таким образом снята неопределенность в вопросе о том, что должно выступать предметом аренды — земельный участок или торговое место (споры об этом приходилось решать на уровне ВХСУ (см., например, постановление ВХСУ от 11.06.2008 г. по делу № 16/178-07)).

9. Важным нововведением является возложение на организующего деятельность рынка субъекта хозяйствования обязанности обеспечить предпринимателей другими торговыми местами в случае реконструкции (переоборудования, модернизации) рынка, а также предупредить их о реконструкции либо закрытии рынка за год до начала соответствующих работ. Напомним, Правила торговли на рынках в таких ситуациях защищали только потребителей, обязывая субъектов хозяйствования предупредить их об этом не позднее чем за 14 дней, разместив возле входа на рынок информацию о порядке его работы, датах и периоде закрытия, оповестить об этом через радиоузел рынка, средства массовой информации (п. 9 Правил торговли на рынках).

В целом следует сказать, что комментируемое постановление действительно может внести большую определенность в деятельность рынков, которая сегодня недостаточно урегулирована.

 

Елена Уварова

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд