Темы статей
Выбрать темы

О применении сельхозпредприятиями к видам деятельности по обработке, переработке и/или консервированию продукции спецрежима налогообложения

Редакция НиБУ
Письмо от 04.08.2009 г. № 16536/7/29-1017

О применении сельхозпредприятиями к видам деятельности по обработке, переработке и/или консервированию продукции спецрежима налогообложения

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 04.08.2009 г. № 16536/7/29-1017

 

В связи с принятием постановления Кабинета Министров Украины от 01.07.2009 г. № 648 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — постановление), в дополнение к письму от 11.02.2009 г. № 2581/7/29-1017 «О применении перечня видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», Государственная налоговая администрация Украины сообщает следующее.

1. Постановлением из перечня видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Перечень),

исключен абзац четвертый пункта 16 — обработка и/или консервирование рыбы или других пресноводных, код согласно КВЭД 05.01.0 (позиция 16.3 в таблице соответствия и справочнике).

Учитывая изложенное, субъекты специального режима налогообложения, в Специальных свидетельствах которых указан вид деятельности «05.01.0 — обработка и/или консервирование рыбы или других пресноводных»,

утрачивают право на применение специального режима налогообложения по этому виду деятельности как не входящему в Перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон). Такой плательщик налога на добавленную стоимость (далее — НДС) не отвечает критериям сельскохозяйственного предприятия и подлежит перерегистрации как субъект специального режима налогообложения (в связи с изменением видов деятельности) или регистрации плательщиком НДС на общих основаниях.

Перерегистрация или аннулирование Специального свидетельства осуществляется на основании соответствующего

заявления сельскохозяйственного предприятия. В случае неподачи таких заявлений Специальное свидетельство аннулируется по инициативе органа государственной налоговой службы в соответствии с подпунктом «б» пункта 81.12 статьи 81 Закона (сельскохозяйственное предприятие подлежит регистрации плательщиком НДС на общих основаниях) и в порядке, определенном подпунктом 33.2 пункта 33 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.03.2000 г. № 79, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.04.2000 г. под № 208/4429 (с изменениями).

2. Постановлением Перечень дополнен

новым пунктом 17, которым предусмотрены такие виды деятельности, как обработка, переработка и/или консервирование плательщиком НДС продукции, полученной в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных этим Перечнем, с определением кодов согласно КВЭД. При этом указано, что такая продукция должна выращиваться, откармливаться, вылавливаться или собираться (заготавливаться) непосредственно плательщиком НДС (кроме приобретения ее у других лиц).

Учитывая указанное, если сельскохозяйственное предприятие при регистрации субъектом специального режима налогообложения указывает в заявлении

один или несколько видов деятельности, указанных в пункте 17 Перечня, по обработке, переработке и/или консервированию продукции, такое предприятие должно одновременно указать в регистрационном заявлении виды деятельности согласно другим пунктам Перечня, подтверждающим факт выращивания, откорма, вылова, сбора (заготовки) соответствующей продукции непосредственно таким предприятием.

Следовательно, в регистрационном заявлении и Специальном свидетельстве

каждый вид деятельности из пункта 17 Перечня должен иметь «пару» согласно другому пункту (пунктам) Перечня. Например, вид деятельности согласно пункту 17 Перечня по КВЭД 15.32.0 (производство фруктовых и овощных соков) может быть внесен в Специальное свидетельство только при условии внесения в него хотя бы одного из видов деятельности согласно пунктам Перечня вторым (овощеводство; декоративное садоводство и выращивание продукции питомников) или третьим (выращивание фруктов, ягод, орехов, культур для производства напитков и пряностей).

3. Если сельскохозяйственное предприятие осуществляет обработку, переработку и/или консервирование

нескольких видов продукции или виды деятельности определены в разных абзацах пункта 17 Перечня, то в Специальном свидетельстве указывается перечень таких кодов видов деятельности и один раз указывается наименование вида деятельности согласно пункту 17 Перечня. Пример заполнения перечня видов деятельности сельскохозяйственного предприятия — в Специальном свидетельстве.

 

Код КВЭД

Название КВЭД

01.11.0

Выращивание зерновых и технических культур

01.21.0

Разведение крупного рогатого скота

15.11.0

15.51.0

15.71.0

Обработка, переработка и/или консервирование плательщиком налога на добавленную стоимость продукции, полученной в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных этим Перечнем, при условии, что такая продукция выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога (кроме приобретения ее у других лиц)

 

4.

В приложении к этому письму направляется таблица соответствия видов деятельности с Перечнем и КВЭД на замену таблицы, направленной письмом ГНА Украины от 11.02.2009 г. № 2581/7/29-1017 «О применении перечня видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Письмо ГНА Украины от 06.03.2009 г. № 4763/7/29-1017 «

О замене таблицы соответствия» считать утратившим силу.

 

Заместитель председателя С. Лекарь

 

 

Приложение

 

Таблица

Таблица соответствия видов деятельности по Перечню и КВЭД

№ в Перечне

Наименование вида деятельности согласно Перечню

Код

Наименование вида деятельности согласно КВЭД

Должен быть выбран одновременно с одним из пунктов Перечня

Наименование и код вида деятельности в Заявлениях и Специальных свидетельствах

 

 

Код и наименование вида деятельности в Едином государственном реестре

1

2

3

4

1

Выращивание зерновых и технических культур

01.11.0

Выращивание зерновых и технических культур

 

2

Овощеводство; декоративное садоводство и выращивание продукции питомников

01.12.0

Овощеводство, декоративное садоводство и выращивание продукции питомников

 

3

Выращивание фруктов, ягод, орехов, культур для производства напитков и пряностей

01.13.0

Выращивание фруктов, ягод, орехов, культур для производства напитков и пряностей

 

4

Разведение крупного рогатого скота

01.21.0

Разведение крупного рогатого скота

 

5

Разведение овец, коз, лошадей

01.22.0

Разведение овец, коз, лошадей

 

6

Разведение свиней

01.23.0

Разведение свиней

 

7

Разведение птицы

01.24.0

Разведение птицы

 

8

Разведение других животных

01.25.0

Разведение других животных

 

8.1

Смешанное сельское хозяйство

01.30.0

Смешанное сельское хозяйство

 

9

Лесоводство и лесозаготовки

02.01.1

Лесоводство и лесозаготовки

 

10

Получение продукции лесного хозяйства

02.01.2

Получение продукции лесного хозяйства

 

11

Рыбоводство: морское и пресноводное рыбоводство

05.02.0

Рыбоводство: предоставление услуг в рыбоводстве

 

12.1

Услуги, связанные с рыболовством

05.01.0

Рыболовство: предоставление услуг в рыболовстве

 

12.2

Предоставление услуг, связанных с деятельностью рыбопитомников и рыбных ферм, обследование состояния водоемов

05.02.0

Рыбоводство: предоставление услуг в рыбоводстве

 

13

Предоставление услуг в растениеводстве; обустройство ландшафта

01.41.0

Предоставление услуг в растениеводстве; обустройство ландшафта

 

14

Предоставление услуг в животноводстве

01.42.0

Предоставление услуг в животноводстве

 

15

Предоставление услуг в лесном хозяйстве

02.02.0

Предоставление услуг в лесном хозяйстве

 

16.1

Разведение и вылов пресноводной (лиманной) рыбы или других пресноводных (лиманных)

05.02.0

Рыбоводство; предоставление услуг в рыбоводстве

 

05.01.0

Рыболовство; предоставление услуг в рыболовстве

 

16.2

Разведение и вылов морской или океанической рыбы или беспозвоночных

05.02.0

Рыбоводство; предоставление услуг в рыбоводстве

 

05.01.0

Рыболовство; предоставление услуг в рыболовстве

 

16.4

Упаковка и подготовка к продаже, в том числе сушка, очистка, размол, дезинфекция и силосование сельскохозяйственной продукции

01.41.0

Предоставление услуг в растениеводстве; обустройство ландшафта

 

16.5

Предоставление услуг, сопутствующих ведению сельскохозяйственной деятельности, а именно: по вопросам налогообложения, бухгалтерской отчетности и учета, организации внутреннего производственного управления

74.14.0

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

 

17.1

Обработка, переработка и/или консервирование плательщиком налога на добавленную стоимость продукции, полученной в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных этим перечнем, при условии, что такая продукция выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога (кроме приобретения ее у других лиц)

05.01.0

Рыболовство; предоставление услуг в рыболовстве

16.1, 16.2

17.2

15.11.0

Производство мяса

4, 5, 6

17.3

15.12.0

Производство мяса домашней птицы и кроликов

7, 8

17.4

15.13.0

Производство мясных продуктов

4, 5, 6, 7, 8, 16.1, 16.2

17.5

15.20.0

Производство рыбных продуктов

16.1, 16.2

17.6

15.31.0

Переработка и консервирование картофеля

1

17.7

15.32.0

Производство фруктовых и овощных соков

2, 3

17.8

15.33.0

Переработка и консервирование овощей и фруктов, не отнесенных к другим группам

2, 3

17.9

15.41.0

Производство нерафинированных растительных масел и жиров

1, 3, 4, 5, 6

17.10

15.42.0

Производство рафинированных растительных масел и жиров

1

17.11

15.43.0

Производство маргарина и аналогичных пищевых жиров

1, 4, 5, 6

17.12

15.51.0

Переработка молока и производство сыра

4, 5

17.13

15.61.0

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности

1, 3

17.14

15.62.0

Производство крахмала и крахмальных продуктов

1, 2

17.15

15.71.0

Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах

1

17.16

15.81.0

Производство хлеба и хлебобулочных изделий

1

17.17

15.83.0

Производство сахара

1

17.18

15.85.0

Производство макаронных изделий

1

 



комментарий редакции

ГНАУ разъясняет обновленный Перечень № 23

Спустя месяц после издания Кабмином постановления от 01.07.2009 г. № 648 (далее — постановление № 648) ГНАУ высказала свое мнение на привнесенные им новации в Перечень № 23 — один из основополагающих актов законодательства в порядке применения сельхозпредприятиями спецрежима налогообложения, установленного ст. 81 Закона об НДС. Напомним, что обновленный Перечень № 23 (т. е. с учетом изменений и дополнений согласно указанному выше постановлению Кабмина) нами опубликован в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 55, с. 39.

Отметим, что в комментируемом письме ГНАУ освещает лишь две из четырех привнесенных постановлением № 648 новаций, а именно лишь в отношении пунктов 16 и 17 Перечня № 23. При этом не упоминает ни об исключении примечаний к Перечню № 23, ни об изменениях п. 2 Перечня № 23, в котором в графе «Наименование вида деятельности» после абзаца пятого появился новый абзац следующего содержания: «выращивание цветов, семян, рассады, цветочных луковиц, клубней и т. п. ». Понятно, что такое нововведение позволяет распространять спецрежим и на указанный вид деятельности.

Что же касается освещаемых ГНАУ изменений пунктов 16 и 17 Перечня № 23, то поскольку формулировки и выводы налоговиков, по нашему мнению, отчасти не соответствуют нормам законодательства, на них следует остановиться подробно. Так, говоря об обновленной редакции первого из названных пунктов, нами не оспаривается то, что:

— после вступления в силу постановления № 648 (с 03.07.2009 г.) исчезло законодательное основание для распространения спецрежима налогообложения на вид деятельности кода КВЭД 05.01.0 (обработка и/или консервирование рыбы или других пресноводных), что прежде было возможно согласно абзацу четвертому п. 16 Перечня № 23 (исключенного постановлением № 648);

— сельхозпредприятия,

в Спецсвидетельствах которых отмечен этот вид деятельности, теряют право на применение спецрежима налогообложения относительно именно этого вида деятельности.

Но почему при этом ГНАУ говорит, что такой плательщик НДС

не отвечает критериям сельскохозяйственного предприятия, нам непонятно. По нашему мнению, исключение абзаца четвертого п. 16 Перечня № 23 влечет лишь потерю права применения спецрежима к указанному виду деятельности, а не потерю собственно статуса сельхозпредприятия, определение которого дано п. 81.6 Закона об НДС. Ведь в этом случае никаких противоречий критериям отнесения его к таковым не появляется.

Обращаем внимание на сказанное ГНАУ о перерегистрации или аннулировании Спецсвидетельства спецрежимного плательщика НДС. Прозрачно видно, что ее мнение сводится к следующему. Если сельхозпредприятие заинтересовано и после перерегистрации, связанной с исключением из Спецсвидетельства вида деятельности — обработка и/или консервирование рыбы или других пресноводных (код КВЭД 05.01.0), остаться на спецрежиме (конечно же, при условии осуществления других спецрежимных видов деятельности), то ему необходимо самому подать соответствующее заявление.

В случае неподачи такого заявления Спецсвидетельство будет аннулировано по инициативе налогового органа с наступлением для сельхозпредприятия негативных последствий. Ссылаясь на п.п. «б» п. 81.12 ст. 81 Закона об НДС и п.п. 33.2 Положения № 79, ГНАУ вполне явно выражает свою фискальную позицию о регистрации сельхозпредприятия плательщиком НДС на общих основаниях с аннулированием Спецсвидетельства. Другими словами, инициатива налоговиков для сельхозпредприятия окажется наказуемой. По всему видно, что в этом случае оставлять сельхозпредприятие на спецрежиме ГНАУ не намерена, даже если сельхозпредприятие осуществляет другие виды деятельности, подпадающие под спецрежим согласно обновленному Перечню № 23.

Возвратиться на спецрежим сельхозпредприятие сможет в лучшем случае спустя год (с учетом, если оно является месячным плательщиком НДС). Пунктом 28 Положения № 79 установлено, что налоговый орган

отказывает сельхозпредприятию в регистрации его как субъекта спецрежима налогообложения, если такой налогоплательщик, в частности, был исключен из реестра субъектов спецрежима налогообложения и от даты такого исключения до даты подачи заявления о повторной регистрации субъектом спецрежима налогообложения не истекло двенадцать последовательных отчетных налоговых периодов.

По нашему мнению, эта фискальная позиция ГНАУ с длительными негативными последствиями не имеет под собой законодательных оснований. Подпунктом 33.2 Положения № 79, как известно, установлено, что аннулирование Специального свидетельства на основании, определенном в п.п. «б» этого пункта, может быть осуществлено по инициативе налогового органа

в порядке, определенном п. 81.11 Закона об НДС (кстати, нормы которого процитированы в п. 29 Положения № 79). Как известно, в упомянутом п. 81.11 Закона об НДС идет речь о последствиях превышения сельхозпредприятием 25 % критерия «несельхоз-доли». Следовательно, инициатива налоговиков об аннулировании Спецсвидетельства правомерна именно при возникновении указанных ситуаций с «несельхоз-долями» и к случаям уточнения записей в Спецсвидетельстве в соответствии с обновленным Перечнем № 23 не имеет никакого отношения.

Грешит ГНАУ и стройностью мотиваций: коль она уже приводит надуманный ею вывод, что исключение из Перечня № 23 кода КВЭД 05.01.0 (обработка и/или консервирование рыбы или других пресноводных) влечет

несоответствие предприятия критериям сельскохозяйственного предприятия, то к чему после такого вывода ее ссылка на п.п. «б» п. 81.12 ст. 81 Закона об НДС о том, что сельскохозяйственное (!) предприятие подлежит регистрации плательщиком НДС на общих основаниях. Складывается впечатление, что ГНАУ выхватыванием отдельных частей из целостных норм преследует любым путем хоть как-то обосновать ее фискальное мнение и, воспользовавшись якобы подходящим моментом, лишить определенную часть сельхозпредприятий права применять спецрежим.

В противовес «притянутым за уши» доводам ГНАУ в рассматриваемом вопросе, полагаем, уместно привести другую норму Положения № 79, а именно п. 30: перерегистрация плательщика налога со спецрежимом налогообложения или замена Спецсвидетельства осуществляются, в частности, в случае

возникновения изменений (дополнений) в данных плательщика налога, указываемых в Спецсвидетельстве. Акцентируем внимание, что в нем говорится о замене Спецсвидетельства, а не о его аннулировании.

В одном надо согласиться с ГНАУ: сельхозпредприятие должно привести свое Спецсвидетельство в соответствие с обновленным Перечнем № 23. Несмотря на то что при буквальном прочтении нормы вышеприведенного п. 30 Положения № 79 требуют этого при изменениях (которые, как видим, конкретизированы как дополнения) видов деятельности, указываемых в Спецсвидетельстве, полагаем, что и при изменениях в порядке их исключения следует соблюдать порядок перерегистрации и замены Спецсвидетельства.

Теперь что касается п. 17 Перечня № 23. В комментируемом письме этот пункт ГНАУ называет новым. Ввиду его появления можно сказать и так, хотя, заметим, что, судя по письму ГНАУ от 23.02.2009 г. № 2095/5/16-1116 (см. Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 55), никакого «старого» п. 17 Перечня № 23 она ведь ранее не признавала. И это несмотря на то, что его формулировка по большей части повторяет формулировку прежнего примечания к Перечню № 23 (как уже ранее сказано — исключенного постановлением № 648).

Суть мнения ГНАУ в отношении возможности порядка применения сельхозпредприятиями спецрежима к видам деятельности, включенным в п. 17 Перечня № 23 «Обработка, переработка, и/или консервирование плательщиком налога на добавленную стоимость продукции, полученной в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных этим перечнем, при условии, что такая продукция выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготовляется) непосредственно плательщиком налога (кроме приобретения ее у других лиц)», заключается в так называемом «сырьевом» вопросе.

Если сказать кратко, то

право применения спецрежима к так обобщенно называемой нами обработке- переработке п. 17 Перечня № 23 напрямую завязано с наличием так называемого «спецрежимного» сырья, т. е. не только выращенного (произведенного) непосредственно самим плательщиком налога (собственного сырья), а еще к тому же с условием, что на производство его распространяется спецрежим налогообложения.

Другими словами, если сельхозпредприятие при регистрации субъектом спецрежима указывает в заявлении один или несколько видов деятельности из п. 17 Перечня № 23, оно должно

одновременно указать в заявлении виды деятельности из других пунктов Перечня № 23, что, по мнению ГНАУ, подтверждает факт выращивания, откорма, вылавливания, сбора (заготовки) соответствующей сырьевой продукции непосредственно таким предприятием. И далее она делает вывод, что в заявлении и Спецсвидетельстве каждый вид деятельности из п. 17 Перечня № 23 должен иметь «пару» согласно другому пункту (пунктам) Перечня № 23. Например, вид деятельности из п. 17 Перечня № 23 по КВЭД 15.32.0 (производство фруктовых и овощных соков) может быть внесен в Спецсвидетельство лишь при условии внесения в него хотя бы одного из видов деятельности п. 2 (овощеводство; декоративное садоводство и выращивание продукции питомников) или п. 3 (выращивание фруктов, ягод, орехов, культур для производства напитков и пряностей).

По правде говоря, для нас и, полагаем, для вас, уважаемые читатели, отслеживающих наши публикации, такой подход не нов. Мы всегда, например, в статье «Давальческие условия — в спецрежиме сельхоз-НДС» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 55) отстаивали свою позицию, что право применения спецрежима к обработке-переработке надо рассматривать через призму статуса используемого при этом сырья.

Нельзя не остановиться на вопросе начала действия привнесенных новаций. Комментируемое письмо, к сожалению, умалчивает, с какого периода сельхозпредприятия реально могут отражать в спецдекларации операции, связанные с обработкой-переработкой, т. е. виды деятельности из п. 17 Перечня № 23. Однако ГНАУ не забыла сказать, что с момента исключения абзаца четвертого п. 16 Перечня № 23, невзирая на то, что в Спецсвидетельстве сельхозпредприятия еще не исключена запись вида деятельности по обработке и/или консервированию рыбы, право на спецрежим утрачено.

Поскольку для новаций п. 16 и 17 Перечня № 23 основанием является одно и то же постановление № 648, казалось бы, что сельхозпредприятия могут воспользоваться ими с одной и той же даты. По правде говоря, это сомнительно. Не исключаем, что ГНАУ может применить нередко встречающуюся практику «двойных» стандартов:

— то, что нельзя, — со дня вступления в силу постановления № 648, т. е. с 03.07.2009 г.;

— то, что можно, — не с 03.07.2009 г., а только с даты получения замененного Спецсвидетельства с внесенными в него видами деятельности из п. 17 Перечня № 23 (поскольку п.п. 31.2 Положения № 79, в частности, установлено, что при поставке товаров (услуг), полученных от осуществления видов деятельности,

не указанных в Спецсвидетельстве, суммы НДС рассчитываются и уплачиваются в бюджет по общим правилам).

Но не будем гадать, подождем новых разъяснений ГНАУ с надеждой, что такого дискриминационного подхода не будет. Не исключаем, что сельхозпредприятиям, которых касаются привнесенные постановлением № 648 новации, возможно, придется уточнять данные налоговой отчетности за июль текущего года.

Отметим, что приложением к комментируемому письму является таблица соответствия видов деятельности по Перечню № 23 и КВЭД, которая заменяет прежнюю таблицу, первоначально изложенную как приложение к письму ГНАУ от 11.02.2009 г. № 2581/7/29-1017, и в которую впоследствии вносились изменения согласно письму ГНАУ от 06.03.2009 г. № 4763/7/29-1017, (последнее утратило силу). Останавливаться на обновленной редакции этой таблицы не будем, лишь заметим, что она содержит указания на подпункты Перечня № 23, чего на самом деле нет: Перечень № 23 по структурному построению содержит только пункты без разбивки их на подпункты. Но придавать этому большое значение не стоит, поскольку это не искажает смысловое содержание.

 

Анатолий Бобро

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше