Труд инвалидов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Статья

Труд инвалидов

 

Действующим законодательством предусмотрено право инвалидов на трудоустройство. При этом инвалиды являются особой категорий работников, которым установлены ряд льгот и гарантий. О том, какие требования к работодателю выдвигает законодательство и на какие льготы и гарантии имеют право работающие инвалиды, пойдет речь в данной статье.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Основы социальной защищенности инвалидов Украины определены

Законом № 875, который гарантирует им равные со всеми другими гражданами возможности во всех сферах общественной жизни.

Напомним, что инвалидом считается лицо с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите (

ст. 2 Закона № 875).

В соответствии со

ст. 18 Закона № 875 обеспечение прав инвалидов на трудоустройство осуществляется путем их обращения, в частности, на предприятия, учреждения, организации.

В свою очередь, предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны:

— выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места;

— создавать на них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством;

— предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов;

— предоставлять отчетность Фонду социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) о занятости и трудоустройстве инвалидов.

В соответствии со

ст. 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и хозяйствования, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — одно рабочее место. Подробно о нормативе и об ответственности за его невыполнение читайте в статье «Инвалидный» вопрос: трудоустроить или уплатить административно-хозяйственные санкции?» на с. 21.

Действующим законодательством установлены три группы инвалидности. В

ст. 17 Закона № 875 определено право инвалидов на труд независимо от установленной им группы инвалидности. В свою очередь, Фонд социальной защиты инвалидов в письме от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06 указывает на возможность трудоустройства инвалидов I группы, если по заключению медико-социальной экспертизы (далее — МСЭК) они направляются на работу. Таким образом, не запрещается использовать труд инвалидов любой из групп.

 

Рабочее место инвалида

Как указано в

ст. 18 Закона № 875, первичный подбор рабочего места для инвалида осуществляется на предприятии, где наступила инвалидность, с учетом пожеланий инвалида, его профессиональных навыков и знаний, а также рекомендаций медико-социальной экспертизы.

При этом в соответствии с

Законом № 2961:

— рабочее место инвалида — это место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях;

— специальное рабочее место инвалида — это отдельное рабочее место или участок производственной площади, которая требует дополнительных мероприятий по организации работы лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем применения основного и дополнительного оборудования, технических средств.

Отметим, что аттестация рабочих мест для инвалидов проводится на общих основаниях в соответствии с

постановлением КМУ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 01.08.92 г. № 442 и предусматривает прежде всего определение и подтверждение прав работников:

— на пенсию по возрасту на льготных условиях согласно Спискам № 1 и № 2;

— ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

— сокращенную рабочую неделю за работу с вредными условиями труда;

— другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.

Аналогичные разъяснения предоставлены в

письме Минтруда от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 25).

 

Дотации на трудоустройство безработного инвалида

Законом № 1533

предусмотрена возможность получения работодателями дотаций на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных инвалидов за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы. Механизм предоставления дотаций определен в Порядке № 1.

В соответствии с

Порядком №1 работодателям может быть предоставлена дотация на трудоустройство инвалидов, не достигших пенсионного возраста, которые находились на учете в государственной службе занятости как безработные не менее 1 месяца, при выполнении следующих условий:

— их трудоустраивают на срок более двух лет;

— для их трудоустройства не требуется создание специального рабочего места или такое специальное рабочее место создано работодателем за собственный счет;

— в течение 3 месяцев, предшествующих моменту трудоустройства, у работодателя не было сокращений работников профессии (специальности), на которую принимается направленный службой занятости безработный.

Кроме того, для получения дотации работодатель должен гарантировать, что

трудовой договор с инвалидом, который принимается на работу по направлению центра занятости, не будет расторгнут в течение 2 лет по следующим причинам:

в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращение численности или штата (п. 1 ч.1 ст. 40 КЗоТ);

по соглашению сторон (п. 1 ч.1 ст. 36 КЗоТ).

В числе льготных категорий безработных, указанных в

п. 4 Порядка №1, инвалиды направляются на дотационные рабочие места в первую очередь.

Еще одно условие, выполнение которого необходимо для получения дотации, заключается в следующем. Количество лиц на предприятиях, в учреждениях, организации и у физических лиц, которые работают в течение первого года действия договора о трудоустройстве безработных с предоставлением дотации, на день обращения работодателя за предоставлением дотации (дата предоставления письменного согласия работодателя на направлении на трудоустройство безработного или письма работодателя о его предварительном согласии на трудоустройство безработного) не должна превышать 50 % общей численности работников с учетом лиц, которые будут трудоустроены по новым договорам, за исключением:

— работодателей, государственную регистрацию в качестве юридических лиц или физических лиц — предпринимателей которых проведено в сельской местности, или малых, в том числе монофункциональных городах, при условии, если наемные работники работают у таких работодателей по месту государственной регистрации;

— предприятий и организаций инвалидов, с количеством инвалидов не менее 50 % общей численности работников.

Преимущество в предоставлении дотации предоставляется работодателям, выполнившим норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов сверх установленной нормы.

Согласно

п. 6 Порядка № 1 дотация не предоставляется работодателям, которые находятся на учете в качестве плательщиков взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы менее 3 месяцев или имеют на дату обращения задолженность по страховым взносам, начисленную пеню и финансовые санкции за нарушение норм Закона № 1533 и Закона № 803, не обеспечили выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона № 875.

Дотации не предоставляются бюджетным организациям.

Для оформления дотации необходимы следующие документы:

1) информация о наличии свободных рабочих мест (вакантной должности) по форме 3-ПН или письмо работодателя о его предварительном согласии на трудоустройство безработного;

2) письменное согласие работодателя на направлении на трудоустройство с предоставлением дотации работодателю для принятия на работу на соответствующее рабочее место безработного по направлению службы занятости с условием предоставления дотации;

3) справка работодателя об отсутствии сокращения на предприятии в течение последних 3 месяцев численности (штата) работников по профессии (специальности), на которую трудоустраивается безработный (для физических лиц — предпринимателей — справка об использовании наемного труда в течение последних 3 месяцев), что подтверждается центром занятости;

4) справка о выполнении им норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов на дату обращения;

5) сведения центра занятости о пребывании на учете работодателя как плательщика взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы не менее 3 месяцев и об отсутствии на дату обращения (дата предоставления письменного согласия работодателя на направлении на трудоустройство безработного) задолженности относительно уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования на случай безработицы, начисленной пени, финансовых санкций за нарушение норм

Закона № 1533 и Закона № 803.

На основании указанных документов

комиссия, созданная по инициативе рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, в течение 10 рабочих дней рассматривает вопрос о возможности предоставления работодателю дотации. В состав комиссии входят представители исполнительной дирекции Фонда, районных и городских государственных администраций, организаций работодателей и их объединений, а также представители профсоюзов (по их согласию).

При рассмотрении вопроса о возможности предоставления дотации учитываются сведения, предоставленные центром занятости, а именно:

1) о регистрации работодателя в качестве плательщика взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы;

2) об отсутствии на дату обращения:

— задолженности по уплате страховых взносов в Фонд;

— начисленной пени;

— финансовых санкций за нарушение норм

Закона № 1533 и Закона № 803.

Заключение комиссии носит рекомендательный характер.

Непосредственно решение о предоставлении работодателю дотации принимается директором центра занятости с учетом заключения комиссии.

Директор центра занятости рассматривает вопрос о возможности предоставления дотации в течение 5 календарных дней после получения заключения комиссии.

Если директор принимает положительное решение, работодателю в течение 5 календарных дней направляется проект договора между центром занятости и работодателем о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации.

В соответствии с

п. 5 Порядка № 1 дотация на создание дополнительных рабочих мест может предоставляться только в пределах средств Фонда, предусмотренных бюджетом и сметами для данной цели. Четкое ограничение размера дотации указано в п. 7 Порядка № 1.

Согласно указанному пункту дотация предоставляется

в размере фактических расходов на заработную плату работников, принятых по направлению центра занятости, но не выше среднего уровня заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за месяц, за который начислена заработная плата. В случае если работник отработал неполный месяц, предел рассчитывается исходя из вышеуказанной величины за фактически отработанное время. Если сумма фактических расходов на заработную плату превышает установленный предел, то возмещается сумма, равная средней заработной плате по всем видам экономической деятельности в соответствующей области.

За счет средств Фонда работодателю возмещаются:

— фактические расходы на основную и дополнительную заработную плату, определенную согласно

ч. 1 и 2 ст. 2 Закона об оплате труда;

— сумма страховых взносов, начисленных на сумму заработной платы «дотационных» работников (страховые взносы, уплачиваемые работодателями).

Подробный перечень составляющих фонда основной и дополнительной заработной платы содержится в

Инструкции № 5, которая является единственным нормативным документом, разработанным в соответствии с Законом об оплате труда. В соответствии с абзацем четвертым п. 1.5 Инструкции № 5 фонд оплаты труда работников, принятых на постоянную работу по направлениям государственной службы занятости согласно договору с работодателем о предоставлении дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, учитывается на общих основаниях.

Не включаются в дотацию другие поощрительные и компенсационные выплаты (

п. 2.3 Инструкции № 5) и выплаты, не относящиеся к фонду оплаты труда (п. 3 Инструкции № 5), например, оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности.

Дотация предоставляется работодателю

ежемесячно, на протяжении года. Учитывая то, что для получения дотации работодатель обязуется трудоустроить безработного на срок более двух лет, начиная со второго года работы трудоустроенного по направлению службы занятости работника, Фонд уже не будет компенсировать расходы на выплату ему заработной платы, т. е. эти расходы будет нести сам работодатель.

Основанием для предоставления дотации является

справка о начисленной и выплаченной заработной плате лицу, трудоустроенному по направлению центра занятости, и уплате страховых взносов. Сроки подачи такой справки указываются в договоре.

 

Трудовые льготы и гарантии

В соответствии с

ч. 3 ст. 17 Закона № 875 не допускается отказ в заключении трудового договора с инвалидом или в продвижении его по службе, увольнение по инициативе администрации, перевод инвалида на другую работу без его согласия по причине инвалидности, за исключением случаев, когда по заключению МСЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалида.

При приеме на работу инвалида, направленного на работу согласно рекомендациям МСЭК, запрещается устанавливать испытательный срок (

ст. 26 КЗоТ). В остальном процедура приема инвалида на работу осуществляется в общем порядке (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, спецвыпуск № 7).

Согласно

ч. 2 ст. 24 Закона № 875 при отказе в приеме на работу, непредоставлении работы по специальности инвалиду, направленному по распределению по окончании учебного заведения, или при невыполнении других условий трудового договора и законодательства о труде администрация предприятия, учреждения и организации возмещает расходы на его проезд до места работы и обратно до места его проживания, а также расходы на проезд сопровождающего (если он необходим).

По просьбе работника-инвалида работодатель

обязан установить ему неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (ч. 1 ст. 172 КЗоТ). Работа в режиме неполного рабочего времени регламентирована ст. 56 КЗоТ. Неполное рабочее время может быть установлено путем уменьшения продолжительности ежедневной работы, уменьшения количества дней работы в течение недели или одновременного уменьшения количества дней и продолжительности ежедневной работы.

Таким образом, при установлении неполного рабочего времени инвалид будет работать меньше нормальной продолжительности. Оплата труда при этом осуществляется

пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Обращаем внимание: работа инвалидов на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав работников.

В соответствии с

ч. 2 ст. 172 КЗоТ не допускается привлечение инвалидов к сверхурочной работе и к работе в ночное время. При этом инвалиды могут работать в ночное время и сверхурочно с их согласия, если это не противоречит медицинским рекомендациям (ч. 2 ст. 55, ч. 4 ст. 63 КЗоТ).

Следует иметь в виду, что при сокращении численности или штата работников участники боевых действий, инвалиды войны и лица, на которых распространяется действие

Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII, имеют преимущественное право остаться на работе при равных условиях производительности труда и квалификации.

Инвалидам из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью предоставляется преимущественное право остаться на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе при ликвидации, реорганизации или перепрофилировании предприятия, учреждения, организации, сокращении численности или штата работников, а также на трудоустройство. При увольнении такой категории работников по указанным причинам им выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы, а также по их желанию им сохраняется должностной оклад, тарифная ставка (оклад) на новом месте работы, но не более одного года. Кроме того, им гарантируется трудоустройство с учетом их пожеланий или возможность обучения новой профессии (специальности) с сохранением в установленном порядке средней заработной платы по последнему месту работы за весь период переподготовки, но не более одного года (

п. 7 ст. 20 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII).

По требованию работника в случае его инвалидности, препятствующей выполнению работы по договору, досрочно подлежит расторжению срочный трудовой договор (

ст. 39 КЗоТ).

 

Льготы относительно предоставления отпуска

Работники-инвалиды имеют право на ежегодный основной отпуск большей продолжительности, нежели другие работники.

Согласно

ч. 7 ст. 6 Закона об отпусках инвалидам I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а инвалидам III группы — 26 календарных дней.

При этом работники-инвалиды имеют право на ежегодный отпуск

полной продолжительности до истечения шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии (п. 2 ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках). В то же время в общем случае работник может претендовать на отпуск полной продолжительности только после шести месяцев работы.

Ежегодный отпуск предоставляется работнику-инвалиду по его желанию

в любое удобное для него время.

Кроме того, согласно

ст. 25 Закона об отпусках по желанию работника-инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью:

— до 30 календарных дней ежегодно — инвалидам

III группы;

— до 60 календарных дней ежегодно — инвалидам I и II групп.

Работники-инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью (категория 1) имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 рабочих (16 календарных) дней в год (

п. 22 ст. 20 Закона № 796). Об особенностях предоставления такого отпуска читайте в статье «Предоставляем дополнительный отпуск работникам-чернобыльцам» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 54.

 

Льготы по оплате больничного

В соответствии с

абзацем пятым ст. 37 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III застрахованным лицам, отнесенным к 1 — 4 категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 % средней заработной платы (дохода). К 1 категории относятся инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью. Таким образом, инвалидам-чернобыльцам пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 % независимо от страхового стажа (п. 8 ч. 1 ст. 20 Закона № 796).

Согласно

ч. 3 ст. 2 Закона Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III инвалидам, которые работают на предприятиях и в организациях обществ УТОГ и УТОС, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности начиная с первого дня нетрудоспособности за весь период до возобновления трудоспособности или установления МСЭК инвалидности независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Для других категорий инвалидов больничные оплачиваются в общем порядке, а именно: первые пять дней временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств предприятия, а начиная с шестого дня временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности выплачивается пособие за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Напомним, что и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности, и пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются в зависимости от страхового стажа в следующих размерах:

— 60 % средней заработной платы (дохода) — работникам, имеющим страховой стаж до пяти лет;

— 80 % средней заработной платы (дохода) — работникам, имеющим страховой стаж от пяти до восьми лет;

— 100 % средней заработной платы (дохода) — работникам, имеющим страховой стаж свыше восьми лет.

Средняя заработная плата для оплаты больничного рассчитывается в соответствии с

Порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266*.

* Подробнее о порядке оплаты больничных читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 87.

Обращаем внимание: в случае смерти работника-инвалида пособие на погребение выплачивает орган Пенсионного фонда Украины в размере двухмесячной пенсии, которую получал умерший (

ст. 53 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV, см. также консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 9, с. 39 и письмо Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 24.03.2008 г. № 04-06/Ш-30з-43).

Рекомендуем всем работодателям, использующим труд инвалидов, соблюдать все трудовые и социальные льготы и гарантии, предусмотренные действующим законодательством, и создавать все условия для того, чтобы данная категория работников чувствовала себя действительно социально защищенной.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд