«Инвалидный» вопрос: трудоустроить или уплатить административно-хозяйственные санкции?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 73
В избранном В избранное
Печать
Статья

«Инвалидный» вопрос: трудоустроить или уплатить административно-хозяйственные санкции?

 

Все мы знаем, что людям с ограниченными возможностями сложнее конкурировать в плане трудоустройства с другими членами общества, поэтому государство обязывает работодателей с определенной численностью работающих придерживаться установленного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Чтобы по итогам года «инвалидные» вопросы не стали для предприятия сюрпризом, целесообразно уже сейчас начать контролировать среднеучетное количество штатных работников. Это даст возможность субъекту хозяйствования еще до конца года решить: создавать ли рабочие места для инвалидов или уплатить административно-хозяйственные санкции в случае их несоздания. Помочь принять взвешенное решение и призвана данная статья.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Создание рабочих мест для инвалидов — обязанность всех субъектов хозяйствования

С целью защиты права инвалидов на труд

ст. 18 Закона № 875 предусмотрена обязанность предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе и специальные рабочие места, создавать для них условия труда, учитывая индивидуальные программы реабилитации, и обеспечивать прочие социально-экономические гарантии.

Эта обязанность касается

всех субъектов хозяйствования, у которых среднеучетное количество штатных работников за год составило 8 и более человек. Причем к числу таких субъектов относятся как юридические лица, так и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд.

Не освобождаются от соблюдения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и

предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за средства государственного или местных бюджетов. На это обращает внимание Фонд социальной защиты инвалидов (далее — ФСЗИ) в письме от 06.07.2007 г. № 1/6-313. Правда, на них не распространяется требование об уплате административно-хозяйственных санкций (далее — АХС) в случае нетрудоустройства инвалидов (см. письмо 26.04.2007 г. № 1/5-375), но при этом применяется админштраф согласно ст. 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КоАП).

Что касается

неприбыльных организаций, то хотя в Законе № 875 об этой категории работодателей ничего не сказано, ФСЗИ о них не забыл. В вышеуказанных письмах Фонд разъяснил, что, как и бюджетные учреждения, неприбыльные организации также должны соблюдать «инвалидный» норматив, но без уплаты АХС.

Исключение из общего правила, установленного

Законом № 875 в отношении трудоустройства инвалидов, составляют лишь работодатели с меньшим количеством работающих — до 8 человек и представительства иностранных компаний, которые не являются юридическими лицами, поскольку такие представительства не подпадают под субъектный состав согласно ст. 19 Закона № 875 (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45).

Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов субъекты хозяйствования рассчитывают самостоятельно, ориентируясь при этом на

базовый, установленный законодательством норматив (ст. 19 Закона № 875).

Данный норматив установлен в размере

4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — в количестве одного рабочего места. То есть «инвалидный» норматив для субъекта хозяйствования напрямую зависит от среднеучетного количества штатных работников за год.

Заметим, что создавать одно «инвалидное» рабочее место должны работодатели, среднеучетное годовое количество штатных работников у которых составляет вплоть до 37 человек включительно, ведь 37 человек х 4 % : 100 % = 1,48, т. е. 1 человек. А вот уже при большем среднеучетном годовом количестве работников (свыше 37 человек) работодателю необходимо создавать два и более рабочих мест.

Следует также учесть, что

согласно Порядку регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденному постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70, вновь созданные субъекты хозяйствования, а также те, у которых численность работающих по основному месту работы увеличилась до 8 и более человек, обязаны зарегистрироваться в соответствующем отделении ФСЗИ в течение 10 рабочих дней с момента госрегистрации (для вновь созданных) или увеличения численности до 8 человек (для действующих).

Однако учитывая, что периодом, за который подводятся итоги относительно трудоустройства на предприятии инвалидов, является именно

год, данная регистрация, судя по всему, должна проводиться по итогам истекшего года.

В соответствии с

Порядком № 70 работодатель обязан ежегодно до 1 марта предоставлять в ФСЗИ Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ. Данный Отчет подается по итогам предыдущего года.

За нарушение сроков регистрации в ФСЗИ и за неподачу Отчета субъект хозяйствования несет ответственность в соответствии со

ст. 1881 КоАП (см. письмо ФСЗИ от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 на с. 41 этого номера).

 

Специфика трудоустройства инвалидов в отдельных отраслях промышленности

Предприятия не всегда имеют реальную возможность

из-за специфики своего производства (например, тяжелые работы, вредные и опасные условия труда, работа в ночное время и т. д.) трудоустроить необходимое количество инвалидов. На это обратил внимание Госкомпредпринимательства в письме от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.

Да и в ряде

законов закреплены нормы, предусматривающие особенности определения базы для исчисления норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Так, в

ч. 4 ст. 15 Закона о железнодорожном транспорте предусмотрено, что для предприятий железнодорожного транспорта общего пользования базой для расчета 4 % норматива является численность работников, занятых в подсобно-вспомогательной деятельности, а в ч. 8 ст. 21 Закона об электроэнергетике для предприятий электроэнергетики — численность работников, занятых в непромышленном производстве. Свои условия исчисления норматива установлены и для некоторых других отраслей народного хозяйства. Например, ч. 5 ст. 16 Закона о почтовой связи для национального оператора почтовой связи из этой базы исключены почтальоны, водители и работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда, а в ч. 4 ст. 41 Закона о телекоммуникациях сказано, что для операторов и провайдеров базой является общая численность работников без учета занятых в тяжелых и вредных условиях и на работах с повышенной опасностью.

Однако

Закон № 875 неумолим — в нем указано, что норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, порядок его установления определяются исключительно настоящим Законом. Если другими законами устанавливаются нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, либо порядок их установления, отличные от указанных в настоящем Законе, применяются положения настоящего Закона (см. ч. 11 ст. 19).

То есть

Закон № 875 фактически запрещает установление особых правил, касающихся норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в других законодательных актах. А это означает, что все предприятия и физические лица — предприниматели, у которых работает 8 и более человек, независимо от специфики своей деятельности, обязаны соблюдать общие правила о трудоустройстве инвалидов. В случае невозможности предоставить работу инвалиду работодатель должен уплатить ФЗСИ АХС. О порядке уплаты таких санкций расскажем ниже.

 

Порядок расчета среднеучетного количества штатных работников

Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен в размере 4 %

среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц — в количестве одного рабочего места (ст. 19 Закона № 875).

При расчете данного норматива следует руководствоваться

Инструкцией № 286 и определять показатель среднеучетного количества штатных работников (п. 2 письма ФСЗИ от 28.07.2006 г. № 06ю-181/1349-283/2). Такой показатель согласно п. 3.2 Инструкции № 286 рассчитывается на основании ежедневных данных об учетном количестве штатных работников.

В

Инструкции № 286 содержится детальный перечень работников, которые принимаются или не принимаются в расчет среднеучетного количества штатных работников.

В целом работодателю нужно учесть всех наемных работников, с которыми

заключен трудовой договор, оформленных по основному месту работы (с трудовой книжкой) и выполняющих постоянную, временную или сезонную работу (в том числе и тех, которые находятся в командировке, на испытательном сроке и т. д.). Причем в расчет включаются и работники, работающие неполный рабочий день (неполную рабочую неделю), они учитываются в учетном количестве штатных работников за каждый календарный день как целые единицы.

А вот работники, принятые на работу по совместительству с других предприятий (внешние совместители), и лица, работающие по гражданско-правовым договорам,

не включаются в расчет среднеучетного количества штатных работников при исчислении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Не попадают в расчет и работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (п.п. 3.2.2 Инструкции № 286).

Порядок расчета среднеучетного количества штатных работников таков:

1)

рассчитывается среднеучетное количество штатных работников для каждого календарного месяца отчетного года. Для этого:

а) сначала определяется

учетное количество штатных работников за каждый день месяца (на основании ежедневных данных согласно табелю рабочего времени об учетном количестве);

б) затем определяется

среднеучетное количество штатных работников за месяц. Для этого суммируется учетное количество штатных работников за каждый календарный день месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни (показатель подпункта «а») и делится на число календарных дней отчетного месяца (30/31, для февраля — 28 или 29).

Количество работников за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетного количества работников за

предыдущий рабочий день. Если подряд идут несколько выходных дней, для них также используется это значение;

2)

определяется среднеучетное количество штатных работников за год. Для этого суммируется среднеучетное количество штатных работников за все месяцы работы субъекта хозяйственной деятельности (показатель подпункта «б» пункта 1) и делится на 12 месяцев.

Отметим, что если предприятие начало свою деятельность в середине года (после января), то суммарное среднеучетное количество работников за месяцы отчетного года также нужно делить на 12.

Аналогичным образом определяется и среднеучетное количество штатных работников-инвалидов за год, только в расчет в этом случае принимаются исключительно

работники-инвалиды.

Заметим, что среднеучетное количество штатных работников за год отражается

в целых единицах. Если при исчислении образуется дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой — число 5 и более, то оно округляется в сторону увеличения).

Пример 1.

Предприятие создано в мае 2008 года. При этом показатели среднеучетного количества штатных работников за месяцы работы в 2008 году были следующие:

в мае — 10 человек;

в июне — 10 человек;

в июле — 25 человек;

в августе — 40 человек;

в сентябре — 40 человек;

в октябре — 40 человек;

в ноябре — 30 человек;

в декабре — 10 человек.

Среднеучетное количество штатных работников за 2008 год = (10 + 10 + 25 + 40 + 40 + 40 + 30 + 10) : 12 месяцев = 17,08 человек

» 17 человек.

Таким образом, поскольку среднеучетное количество штатных работников

за год составило более 8 человек, но не превысило 25 человек, предприятие должно было зарегистрироваться в отделении ФСЗИ, создать одно рабочее место для трудоустройства инвалида и подать по итогам 2008 года (первого неполного года работы) Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ.

А теперь немного изменим задачу. Текущий год еще не закончился, поэтому у работодателей есть возможность трудоустроить нужное количество инвалидов с тем, чтобы не уплачивать АХС.

Пример 2.

Показатели среднеучетного количества штатных работников предприятия за 8 месяцев 2009 года следующие:

в январе — 15 человек;

в феврале — 15 человек;

в марте — 14 человек;

в апреле — 30 человек;

в мае — 40 человек;

в июне — 29 человек;

в июле — 28 человек;

в августе — 26 человек.

Среднеучетное количество штатных работников за 8 месяцев 2009 года = (15 + 15 + 14 + 30 + 40 + 29 + 28 + 26) : 8 месяцев = 24,6 человека

25 человек.

Ориентируясь на эти промежуточные данные, предприятие должно будет до конца года создать

одно рабочее место для инвалида (если среднеучетное количество штатных работников до конца 2009 года не увеличится), зарегистрироваться в ФСЗИ и уплатить АХС в размере среднегодовой заработной платы за одно рабочее место, не занятое инвалидом.

Впрочем, если субъект хозяйствования примет на работу с сентября 2009 года

двух инвалидов, то их среднеучетное количество в данном случае составит:

(4 + 4) : 12 месяцев = 0,67 человека

» 1 человек.

В таком случае норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов будет соблюден и работодателю не придется уплачивать АХС по итогам 2009 года.

 

Поиск инвалидов — дело самого работодателя

Кроме того, что любой работодатель обязан выделить или создать рабочие места для инвалидов, он должен еще и

самостоятельно обеспечить трудоустройство на них инвалидов в счет установленных нормативов (ч. 3 ст. 19 Закона № 875).

При этом

выполнением «инвалидного» норматива считается трудоустройство субъектом хозяйствования инвалидов, для которых это место работы является основным (с ведением трудовой книжки). На это обращает внимание ФСЗИ в письмах от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1 и от 28.02.2007 г. № 1/6-110 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 24).

По разъяснениям ФСЗИ,

обязанность по трудоустройству инвалидов возлагается именно на субъектов хозяйствования (работодателей), а служба занятости лишь способствует трудоустройству инвалидов, которые состоят на учете и зарегистрированы как безработные (см. письма от 26.04.2007 г. № 1/6-209 и от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06).

В то же время судебные органы в этом вопросе не столь категоричны. По их мнению, при рассмотрении дел, связанных с нетрудоустройством инвалидов и правомерностью взыскания административно-хозяйственных санкций, первичным является

установление вины или ее отсутствие в действиях или бездействии работодателя путем оценки доказательств выполнения работодателем мероприятий по созданию «инвалидных» мест и информирования о наличии вакансий органов трудоустройства (см., в частности, п. 4.4 Рекомендаций ВАСУ от 14.04.2008 г. № 07.2-10/2 и п. 3.3 Справки ВАСУ от 23.08.2007 г.).

Так что если при рассмотрении дела будет установлено, что

работодатель предпринимал все необходимые меры по обеспечению трудоустройства инвалидов (своевременно информировал центры занятости о свободных рабочих местах, занимался поиском инвалидов самостоятельно, например, размещая объявления в прессе, на телевидении, в Интернете и т. п., однако инвалидов так и не нашел), то на него не может быть возложена ответственность за нетрудоустройство, а применение административно-хозяйственных санкций может быть признано незаконным.

ВАСУ считает, что в каждом из случаев нужно выяснять обстоятельства дела (в частности, направлялись ли органами трудоустройства инвалиды к работодателям, причины их нетрудоустройства, действия/бездействие субъекта хозяйствования и т. п.). Таким образом, по мнению суда, обязанности по трудоустройству инвалидов возлагаются как на работодателей, так и на государственную службу занятости.

Тем не менее, учитывая действующие на сегодняшний день нормы «инвалидного» законодательства, в трудоустройстве инвалидов должен быть заинтересован сам работодатель, соответственно и поиском инвалидов лучше заняться самому (не забывая при этом уведомлять службу занятости о наличии вакансий), иначе ему удастся избежать АХС разве что в судебном порядке.

 

Создание рабочего места для инвалида

Поскольку

ч. 3 ст. 18 Закона № 875 обязывает работодателей выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, возникает вопрос: должно ли такое «инвалидное» рабочее место соответствовать каким-либо установленным требованиям и быть аттестованным?

В недалеком прошлом требование об аттестации «инвалидного» рабочего места содержалось в

Положении № 314, где указывалось, что рабочее место инвалида считается созданным, если оно соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов, аттестовано специальной комиссией предприятия (при участии представителей соответствующих органов — МСЭК, Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов) и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. Для проведения такой аттестации на предприятии создавалась комиссия с привлечением представителей соответствующих органов, которая давала заключение о возможности работы инвалида на созданном рабочем месте, устанавливала требования к «инвалидному» рабочему месту, после чего по предприятию разрабатывалась и утверждалась инструкция о рабочем месте инвалида.

Впоследствии

постановлением № 70 Положение № 314 было признано утратившим силу и на сегодняшний день «инвалидное» законодательство не содержит требования о необходимости аттестации рабочего места инвалида. Это подтверждает и Министерство труда и социальной политики Украины в письме от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 25).

Однако отмена аттестации рабочего места инвалида вовсе не освобождает субъекта хозяйствования от соблюдения соответствующих и специальных требований к его организации.

Так, специалисты ФСЗИ в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 14, с. 58, подчеркивают, что на сегодняшний день

аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на общих основаниях в соответствии с Законом о реабилитации инвалидов, Законом об охране труда, Государственной типовой программой реабилитации инвалидов, постановлением КМУ «О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 01.08.92 г. № 442.

Такая аттестация предусматривает, прежде всего, определение и подтверждение права работников на:

— пенсию по возрасту на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2;

— ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

— сокращенную рабочую неделю за работу с вредными условиями труда;

— повышенную оплату труда за работу с вредными условиями труда;

— другие льготы и компенсации, предусмотренные законодательством.

В свою очередь,

ст. 12 Закона об охране труда обязывает работодателей, использующих труд инвалидов:

— создавать для них условия труда с учетом рекомендаций МСЭК и индивидуальных программ реабилитации;

— предпринимать дополнительные меры безопасности труда, которые соответствуют специфическим особенностям этой категории работников;

— в случаях, предусмотренных законодательством, организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями;

— привлекать инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время только с их согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям МСЭК.

Кроме того, в

ст. 13 Закона об охране труда указано, что работодатель обязан создавать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечивать соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда.

С учетом изложенного приходим к выводу, что основная цель аттестации рабочих мест по условиям труда — реализация прав работников (причем всех, а не только инвалидов) на

здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.

В результате такой аттестации соответствующие рабочие места подлежат отнесению к одной из трех категорий: с особо вредными и особо тяжелыми условиями, с вредными и тяжелыми условиями, с вредными условиями (по Спискам № 1 и № 2).

Поэтому можно утверждать: аттестация рабочего места, занятого инвалидом, не является условием для зачета работающего на таком месте инвалида в счет выполнения работодателем установленного норматива.

 

Санкции за нетрудоустройство инвалидов

Выше мы сказали, что согласно

ст. 19 Закона № 875 работодатели, использующие труд 8 и более работников, обязаны самостоятельно находить и трудоустраивать инвалидов.

За нарушения в сфере трудоустройства инвалидов налагаются

АХС, предусмотренные ст. 20 Закона № 875. Причем заметьте: требования в отношении обязательности выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и обязанности уплаты АХС в случае его нарушения в полной мере распространяются и на работодателей — плательщиков единого налога, будь то юридические лица или физические лица — предприниматели (см. письмо ФСЗИ от 08.08.2007 г. № 1/8-81 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75).

Если субъект хозяйствования не трудоустроил инвалида, ему придется самостоятельно рассчитать и уплатить

АХС отделению ФСЗИ по месту своей регистрации до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение (ст. 20 Закона № 875).

АХС установлены

в размере среднегодовой заработной платы за каждое рабочее место, не занятое инвалидом. При этом, если у предприятия или предпринимателя работает от 8 до 15 человек, размер АХС определяется в размере половины среднегодовой заработной платы.

При наличии у юрлица филиалов, отделений или других обособленных подразделений такое юрлицо самостоятельно решает вопрос о выполнении 4 % норматива создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в том числе и на своих обособленных подразделениях) или принимает решение о перечислении АХС

либо за счет головного предприятия, либо за счет только обособленных подразделений, либо пропорционально количеству работающих на них работников, поскольку норматив считается в целом по предприятию, а не по каждому подразделению отдельно (см. письмо ФСЗИ от 14.08.2007 г. № 1/6-367 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79).

Продемонстрируем на примере, как выглядит расчет АХС, если работодатель не выполнил «инвалидный» норматив.

Пример 3.

Среднеучетное количество штатных работников предприятия за 2008 год составило 50 человек. Напомним, что в расчет принимаются только те работники, для которых место работы на предприятии считается основным (с оформлением трудовой книжки).

Предприятию нужно было трудоустроить двух инвалидов (50 человек

х 4 % : 100 %).

Фонд оплаты труда работников за 2008 год составил 1200 тыс. грн.

Предположим, что предприятие не выполнило требование о трудоустройстве инвалидов, поэтому должно уплатить в ФСЗИ АХС.

Покажем, как заполняется форма № 10-ПІ (фрагмент).

 

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

50

З них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

2

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

1200

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

24000

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

48000

 

В строке 05 формы № 10-ПІ отражается среднегодовая заработная плата штатного работника, которая рассчитывается по формуле

строка 05 = (строка 04 х 1000) : строка 01.

То есть среднегодовая заработная плата штатного работника составила 24000 грн. (1200 тыс. грн. х 1000 : 50 человек).

В строке 06 отражается сумма АХС, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива. Эта сумма исчисляется по формуле

строка 06 = (строка 03 - строка 02) х строка 05.

Таким образом, сумма АХС, которую предприятие должно было в данном случае уплатить в ФСЗИ до 15 апреля 2009 года, составила 48000 грн. (2 х 24000 грн.).

Имейте в виду, что нарушение сроков уплаты АХС

влечет за собой начисление пени исходя 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты задолженности. Порядок начисления пени и ее уплаты утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 15.05.2007 г. № 223.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты АХС (т. е. с 16 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива), и прекращается в день уплаты АХС включительно.

Согласно

ч. 3 ст. 20 Закона № 875 суммы АХС и пени уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).

При этом ФСЗИ в

письме от 26.04.2007 г. № 1/6-209 заявляет, что отсутствие прибыли не освобождает предприятие от уплаты АХС.

 

Сроки взыскания административно-хозяйственных санкций

Повторим, что

по правилу, установленному ч. 4 ст. 20 Закона № 875, АХС рассчитываются и уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, использующими наемный труд, самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.

При этом к правоотношениям по взысканию АХС

не применяются сроки, определенные ст. 250 ХКУ.

Это означает, что общие сроки давности, установленные

ст. 250 ХКУ для применения АХС (в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения такого нарушения), при взыскании «инвалидных» АХС не применяются.

Обращают внимание на это и специалисты ФСЗИ в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 38, с. 28. Так, по их разъяснениям, трудоустройство инвалидов не является хозяйственной деятельностью согласно

ст. 3 ХКУ, а ФСЗИ не относится к участникам хозяйственных отношений в соответствии со ст. 2 и 8 ХКУ.

Таким образом, АХС за невыполнение работодателем норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов взыскиваются без учета сроков, установленных

ст. 250 ХКУ.

Вместе с тем ВАСУ в

п. 3 Рекомендаций от 14.04.2008 г. № 07.2-10/2 и в Справке ВАСУ от 23.08.2007 г. указывает, что в данном случае должны применяться сроки обращения в суд, определенные ст. 99 КАСУ с учетом требований его ст. 103.

Напомним, что

ст. 99 КАСУ отводит годичный срок для обращения в административный суд, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

В рассматриваемой ситуации

фактом совершения правонарушения следует считать неуплату «инвалидных» АХС в установленный законодательством срок.

Поскольку споры, возникающие по правоотношениям согласно

ст. 19 — 20 Закона № 875, решаются отделениями ФСЗИ или в судебном порядке (ч. 9 ст. 20 Закона № 875), у ФСЗИ возникает право на обращение в суд для взыскания задолженности с нарушителя в течение одного года с момента такого правонарушения.

Добавим, что дела по искам отделений Фонда (субъекта властных полномочий) к работодателям о взыскании АХС являются административными и рассматриваются

в административных судах (ст. 3 КАСУ; п. 3 Справки ВАСУ от 23.08.2007 г.).

 

Порядок отражения санкций за нетрудоустройство инвалидов в учете

При отражении в бухгалтерском учете сумм АХС и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо руководствоваться

п. 20 П(С)БУ 16 и Инструкцией № 291.

Это означает, что указанные суммы

включаются в состав прочих расходов операционной деятельности и отражаются по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

Согласно

п. 24 П(С)БУ 3 в Отчете о финансовых результатах (форма № 2) признанные экономические санкции показываются по статье «Прочие операционные расходы» (строка 090).

Такой порядок отражения санкций за нетрудоустройство инвалидов предлагает Минфин в

письме от 16.03.2009 г. № 31-34000-10-10/7149 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 57).

Что касается налогового учета, то поскольку АХС

уплачиваются предприятиями за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей), говорить о наличии валовых расходов в данном случае нет никаких оснований.

Пример 4.

Вследствие невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов за 2008 год предприятием начислены и уплачены ФСЗИ АХС в сумме 48000 грн.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Порядок отражения санкций за нетрудоустройство инвалидов в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Начислены АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

948

685

48000

2

Перечислены АХС ФСЗИ

685

311

48000

3

Отнесены на финансовый результат расходы в связи с уплатой АХС

791

948

48000

 

Как видим, пока не закончился текущий год, субъект хозяйствования вполне может изменить ситуацию с трудоустройством инвалидов и избежать административно-хозяйственных санкций. Просто нужно заранее все взвесить и принять наиболее подходящее решение.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд