Темы статей
Выбрать темы

О приостановлении действия отдельных положений постановлений Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 915 и от 20 мая 2009 года № 508

Редакция НиБУ
Указ от 08.09.2009 г. № 718/2009

Указ Президента Украины

О приостановлении действия отдельных положений постановлений Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 915 и от 20 мая 2009 года № 508

 

Кабинет Министров Украины 20 мая 2009 года издал постановление № 508 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 г. № 915», которым внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья».

Пунктом 2 изменений, вносимых в постановление Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 915, пункт 5 указанного постановления (которым была предусмотрена возможность обеспечения сбора, сортировки, заготовки и утилизации использованной тары (упаковки) предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно или путем заключения договоров о предоставлении услуг по сбору, сортировке, перевозке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки) с государственной компанией «Укрэкокомресурсы» или другими специализированными предприятиями, имеющими соответствующие лицензии и условия для предоставления таких услуг на территории Украины) изложен в новой редакции, согласно которой предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, использующие в Украине тару и упаковочные материалы или импортирующие их вместе с продукцией, обязаны самостоятельно с соблюдением требований законодательства обеспечить прием и утилизацию использованных тары и упаковочных материалов или заключить с государственной компанией «Укрэкокомресурсы» договоры об организации их сбора, заготовки и утилизации.

Таким образом, поскольку для самостоятельного осуществления утилизации тары и упаковочных материалов указанным предприятиям, учреждениям, организациям на всей территории Украины нужно создать надлежащую инфраструктуру, что на практике выполнить практически невозможно, постановление Кабинета Министров Украины № 508 обязывает производителей и импортеров заключать контракты с единственным предприятием — государственной компанией «Укрэкокомресурсы», чем делает невозможным осуществление предпринимательской деятельности более чем 1800 специализированными предприятиями, имеющими лицензии и условия для предоставления соответствующих услуг на территории Украины.

Такое решение Кабинета Министров Украины не соответствует Конституции Украины, согласно которой каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция не допускаются, виды и рамки монополии определяются законом (части первая и третья статьи 42), правила конкуренции определяются исключительно законами Украины (пункт 8 части первой статьи 92), государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, все субъекты права собственности равны перед законом (часть четвертая статьи 13), каждый имеет право распоряжаться своей собственностью (часть первая статьи 41). Решив подзаконным актом вопросы, отнесенные Конституцией Украины к сфере законодательного регулирования, Кабинет Министров Украины нарушил и нормы статьи 75, пункта 3 части первой статьи 85, статьи 91 Конституции Украины, согласно которым принятие законов относится к полномочиям парламента — Верховной Раде Украины как единственному законодательному органу в Украине.

Следовательно, указанное решение Кабинета Министров Украины не соответствует также нормам части второй статьи 8 Основного Закона государства, которым провозглашено, что законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей, части второй статьи 6 и части второй статьи 19 Конституции Украины, обязывающих органы исполнительной власти осуществлять полномочия в установленных Конституцией пределах и действовать только на основе, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, части третьей статьи 113, согласно которой Кабинет Министров Украины в своей деятельности руководствуется, в частности, Конституцией Украины, части первой статьи 117 Конституции Украины, согласно которой Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения в рамках своей компетенции.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 106 Конституции Украины

постановляю:

1.

Приостановить действие:

абзаца второго пункта 5 постановления Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 года № 915 «

О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья» (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 20 мая 2009 года № 508);

абзаца четвертого пункта 2 изменений, вносимых в постановление Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 г. № 915, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 20 мая 2009 года № 508.

2. Кабинету Министров Украины принять меры по восстановлению конкуренции при предоставлении услуг по сбору, сортировке, перевозке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки).

3. Настоящий Указ вступает

в силу со дня его опубликования.

 

Президент Украины В. ЮЩЕНКО

8 сентября 2009 года, № 718/2009



комментарий редакции

Президент сказал «нет!» очередной попытке реанимации «таросбора»

На первый взгляд, появление комментируемого документа способно вызвать в бухгалтерской среде значительно меньший резонанс, чем тот, которым еще до своего официального опубликования уже сопровождаются аналогичные указы Президента от 04.09.2009 г. № 706/2009 и от 08.09.2009 г. № 717/2009 (см. соответственно с. 6 и с. 10 сегодняшнего номера), приостанавливающие пресловутые постановления Кабмина об администрировании НДС и налога на прибыль.

Однако при более внимательном рассмотрении напрашивается неожиданный вывод: проблематика, затронутая этим Указом, по своей значимости для предпринимательства в целом ничуть не меньше, чем попытки правительства изменить правила формирования налогового кредита по НДС или валовых расходов. Ведь если называть вещи своими именами, то пунктом 5 постановления КМУ «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья» от 26.07.2001 г. № 915 (в редакции постановления от 20.05.2009 г. № 508), действие которого ныне приостановлено Президентом,

по сути вводился новый налог, не предусмотренный отечественной системой налогообложения, — так называемый «таросбор». Причем в этот раз его очередная реанимация (а эпопея с «таросбором» имеет давнюю историю) была осуществлена во много раз тоньше и изощренней, чем это происходило ранее.

Если обратиться к истории вопроса, можно припомнить, что еще 9 июля 1999 года вышло постановление Кабинета Министров Украины № 1225 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки)», которым всем субъектам предпринимательской деятельности, использующим тару (упаковку) для упаковки и транспортировки продукции и не обеспечивающим ее сбор и утилизацию, вменялось в обязанность заключить договоры с Государственной компанией «Укртарапереработка» (так тогда называлась компания «Укрэкокомресурсы») о предоставлении услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки). При этом плату за предоставление таких услуг следовало вносить на счет компании ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, что и давало основания говорить о появлении обязательного сбора, не регламентированного действующей системой налогообложения.

К счастью, та попытка Кабмина была своевременно пресечена предыдущим Президентом, который решил, что введение сбора на утилизацию тары ухудшило положение отечественных производителей на рынке. Однако тогда правительство на этом не остановилось — и вскоре свет увидело уже упоминавшееся выше постановление от 26.07.2001 г. № 915, которым и доныне регулируются основные вопросы, связанные с тарой и «таросбором».

Справедливости ради следует сказать, что в последующих редакциях этого документа были несколько смягчены те его положения, которые вызывали наибольшее возмущение в предпринимательских кругах. В частности, хозяйствующим субъектам, использующим тару (упаковку) для упаковки и перевозки продукции или импортирующим продукцию в таре (упаковке), предоставлялось право выбрать один из трех способов сбора и утилизации использованной тары (упаковки):

1) самостоятельно с соблюдением требований законодательства собирать, сортировать, заготавливать и утилизировать использованную тару (упаковку) в соответствии с минимальными нормами утилизации;

2) заключить договоры о предоставлении таких услуг с Государственной компанией «Укрэкокомресурсы»;

3) привлечь к сотрудничеству другие специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии и условия для предоставления таких услуг на территории Украины, где реализуется и образуется соответствующая использованная тара (упаковка).

Очевидно, что для тех, кто воспользовался первым или третьим из перечисленных выше способов, острота вопроса с уплатой «таросбора» исчезла сама собой. А вот те немногие, кто опрометчиво пошел по пути сотрудничества с Государственной компанией «Укрэкокомресурсы», вынуждены были уплачивать немалые средства за услуги, которые в действительности не получали, что в сущности приравнивалось к дополнительному оброку в пользу государства.

Печальнее всего то, что в отдельных случаях даже суды не смогли (или не захотели?) защитить таких субъектов хозяйствования от государственного произвола. Например, в постановлении ВХСУ от 06.07.2006 г. по делу № 14/387-31/40 говорилось, что предоставление Компанией услуг в виде сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации тары (упаковки) указывает на единый цикл с целью утилизации отходов, при этом такие услуги не подлежат идентификации в отношении конкретного предприятия. Согласитесь, очень удобно получать деньги ни за что!

Видимо, этим аргументом руководствовался и Кабмин, принимая постановление от 20.05.2009 г. № 508, которым компания «Укрэкокомресурсы» снова получила монопольное положение на соответствующем рынке. А это, в свою очередь, автоматически означало очередное возрождение «таросбора» для всех без исключения предприятий, подпадающих под действие указанного постановления. Причем предусматривалось, что средства, поступающие в виде «таросбора» в соответствии с этим постановлением (правда, уже без упоминания о ежеквартальной периодичности перечисления этих средств), будут зачисляться на специальный счет Компании в Госказначействе и использоваться в порядке и по направлениям, определенным собственно Кабинетом Министров Украины. При этом и контроль за целевым использованием полученных таким монополистом средств тоже оставался за правительством.

Что ж, не вникая глубоко в истинные мотивы принятия Президентом комментируемого Указа, можно сказать, что и на этот раз предпринимателям повезло — «таросбор» снова канул в Лету. По крайней мере, до рассмотрения Конституционным Судом представления Президента о соответствии действующему законодательству отдельных положений постановлений КМУ от 20.05.2009 г. № 508 и от 26.07.2001 г. № 915, о результатах которого мы обязательно сообщим на страницах нашей газеты.

В завершение заметим, что создание общегосударственной системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации тары (упаковки), безусловно, важнейшая задача как с точки зрения охраны окружающей среды, так и с экономической точки зрения. Видимо, постоянные неудачи в процессе создания такой системы, о которых сказано выше, должны в конце концов навести на мысль о неэффективности применяемых методов. Иначе вскоре нам придется писать очередной комментарий об очередной попытке наступить на те же грабли. Не хотелось бы...

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше