Об отдельных вопросах применения норм расхода топлива

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 74
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 18.08.2009 г. № 3737-19/07/19-09

Об отдельных вопросах применения норм расхода топлива

Письмо Государственной администрации автомобильного транспорта от 18.08.2009 г. № 3737-19/07/19-09

 

Государственная администрация автомобильного транспорта рассмотрела <…> обращение от <…> и в рамках компетенции сообщает следующее.

На вопрос 1.

При замене двигателя на такой же двигатель (того же типа, модели, объема, мощности и т. п.) базовая линейная норма расхода топлива для транспортного средства после переоборудования не изменяется.

На вопросы 2, 3, 5.

При замене двигателя на двигатель другого типа (модели, модификации) после переоборудования транспортного средства должна быть установлена новая индивидуальная базовая линейная норма расхода топлива. Такие нормы разрабатывают согласно пункту 2.1.5 нормативного документа «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — НД), утвержденного приказом Минтранса Украины от 10.02.1998 № 43, с учетом изменений и дополнений, утвержденных приказами Минтранса Украины от 16.02.2004 № 99 и Минтранссвязи Украины от 05.08.2008 № 973.

На вопрос 4.

После замены двигателя транспортного средства, находящегося в эксплуатации свыше 8 лет, на новый двигатель правомерно применение корректирующего коэффициента 3.1.10, которым учитывается возможное увеличение расхода топлива не только из-за изношенности двигателя, но и из-за изношенности других систем транспортного средства (в частности, трансмиссии и ходовой части). Право установления конкретных величин коэффициентов в регламентированных пределах и срок их действия согласно пункту 3 НД предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

На вопрос 6.

Для устаревших транспортных средств, имевших одновариантное конструктивное исполнение, в НД приведены только модели (модификации) транспортных средств и базовые линейные нормы расхода топлива для них. Для более современных транспортных средств, которые, как правило, имеют многовариантное конструктивное исполнение (разные двигатели, коробки передач, пассажировместимость и т. п.), что влияет на их топливную экономичность, в НД приведены идентификационные данные таких транспортных средств вместе с нормами для них.

 

Заместитель председателя П. Главацкий



комментарий редакции

Нормы расхода топлива и замена двигателя: технично

Как ни странно, но в комментируемом разъяснении Государственная администрация автомобильного транспорта впервые за всю, более чем десятилетнюю, историю действия Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), обращается к насущным, но, к сожалению,

прямо не урегулированным указанным документом вопросам применения Норм № 43, возникающим у субъектов хозяйствования при замене на эксплуатируемом автомобиле двигателя. И в частности, если при этом устанавливается двигатель: 1) идентичной модели; 2) аналогичный другой модели такой же мощности (объема цилиндров и т. д.); 3) аналогичный другой модели другой мощности (объема цилиндров и т. д.); 4) идентичной модели новый взамен эксплуатировавшегося более 8 лет (применялся корректирующий коэффициент 5 % согласно п.п. 3.1.10 Норм № 43); 5) другой модели, использующий другой вид топлива (например, дизтопливо, а не бензин); и наконец самый экзотический случай — 6) если в Нормах № 43 для определенного автомобиля не указана модель двигателя (объем цилиндров и т. д.).

Начнем с того, что хотя ответ на вопрос 1 и абсолютно очевиден, но некоторым придирчивым проверяющим это полезно написать черным по белому да еще на новых воротах...

Особо отмечаем с бухгалтерской точки зрения лояльный, а с инженерной — абсолютно корректный ответ на вопрос 4 (замена старого двигателя на идентичный новый). Согласны с авторами, что замена одного лишь двигателя на новый не обновляет другие изношенные системы автомобиля, а значит,

применение (наряду с другими повышающими коэффициентами) повышающего корректирующего коэффициента согласно п.п. 3.1.10 Норм № 43, учитывающего повышенный расход топлива в связи с износом систем старого автомобиля, даже после замены двигателя на новый признано абсолютно правомерным. Разумеется, применение этого, равно как и других корректирующих коэффициентов из раздела 3 Норм № 43, является правом, а не обязанностью предприятия, и, чтобы акцентировать внимание на этом обстоятельстве, процитируем здесь соответствующее положение документа: «Право установления конкретных величин коэффициентов в регламентированных пределах и срока их действия предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию».

Что же касается других ситуаций замены двигателя на другую модель — не предусмотренную Нормами № 43 — отмечаем жесткую позицию авторов в ответе на вопросы 2, 3 и 5, впрочем, вполне соответствующую положениям документа: в таких ситуациях должна быть установлена

индивидуальная базовая линейная норма расхода топлива, для чего предприятию следует обратиться в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» (http://www.insat.org.ua/ или конкретнее — http://www.insat.org.ua/phpfiles/services/ldvpe/1/). Понятно, что эта услуга платная.

Что касается ответа на вопрос 6, важно отметить следующее. Авторы письма утверждают, что отсутствие в Нормах № 43 (в некоторых случаях) указания модели двигателя означает не то, что данная норма расхода допускается при эксплуатации такого автомобиля с любой моделью двигателя, а лишь то, что

изначально конструкцией автомобиля предполагалась (по умолчанию) установка на такой автомобиль одной-единственной определенной модели двигателя. И хотя авторы письма ушли от прямого ответа на вопрос 6, тем не менее очевидно, что в зависимости от конкретной ситуации все сведется либо (если устанавливается двигатель не названной в Нормах № 43, но изначально предусмотренной конструкцией автомобиля модели) к варианту, описанному в ответе на вопрос 1 — если устанавливается новый двигатель; либо (что вероятнее — если такой новый двигатель устанавливается на старый автомобиль) к варианту, описанному в ответе на вопрос 4; либо (скорее всего, за отсутствием именно такой модели двигателя приходится устанавливать другую модель) к варианту, предусматривающему установление индивидуальной базовой линейной нормы расхода топлива (ответ на вопросы 2, 3, 5).

 

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд