Вы нам писали. Проблемный сбор за размещение объекта торговли

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 74
В избранном В избранное
Печать
Статья

Проблемный сбор за размещение объекта торговли

 

Как известно, осуществление хозяйственной деятельности предполагает уплату ряда налогов и сборов. В редакцию нашей газеты поступило письмо с просьбой разобраться в том, нужно ли уплачивать сбор за размещение объекта торговли, если предприятие намерено открыть новую торговую точку? Ответ на этот вопрос вы найдете в предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Декрет № 56-93

— Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

 

Для того чтобы начать торговую деятельность, субъекту хозяйствования необходимо получить ряд разрешительных документов, одним из которых является разрешение на размещение объекта торговли. Получение такого разрешения предполагает уплату соответствующего сбора.

В соответствии со

ст. 15 Закона № 1251 сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли относится к местным сборам. Местные налоги и сборы, механизм их взимания и порядок уплаты устанавливают местные советы в рамках предельных размеров ставок, определенных Декретом № 56-93.

Согласно

ст. 17 Декрета № 56-93 предельный размер сбора не должен превышать 340 грн. (20 ннмдг) для субъектов, которые постоянно осуществляют торговлю в специально отведенных для этого местах, и 17 грн. (1 ннмдг) в день — для разовой торговли.

Как видим,

Законом № 1251 и Декретом № 56-93 установлена необходимость платить сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли, а также его предельные размеры.

Вместе с тем

ст. 4 Закона № 2806 предусмотрено, что сфера отношений, связанных с выдачей документа разрешительного характера, должна быть урегулирована только законами. В частности, они должны устанавливать:

— необходимость получения документа разрешительного характера;

— орган, уполномоченный выдавать разрешение;

— платность или бесплатность выдачи;

— срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа;

— исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования разрешительного документа;

— возможность для субъекта хозяйствования приобрести право на осуществление хоздеятельности по декларативному принципу.

Как видим, перечень вопросов относительно получения разрешения на размещение объектов торговли, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне, достаточно велик. При этом ни в одном из действующих законов в настоящий момент не прописаны необходимость получения разрешения на размещение объекта торговли, срок его выдачи, основания для отказа в выдаче и т. д.

В связи с этим со вступлением в силу Закона № 2806 правовых оснований для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг больше нет, что, в свою очередь, влечет за собой и отсутствие объекта для взимания сбора. На это, в частности, обращал внимание Госкомпредпринимательства в письмах от 31.05.2006 г. № 4006, от 17.10.2006 г. № 7507, от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104, от 28.12.2006 г. № 9476, 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048, от 22.05.2008 г. № 4356.

А вот ГНАУ считает, что в сложившейся ситуации препятствий для уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли не существует и уплатить его необходимо при получении разрешения в соответствии с

решениями органов местного самоуправления (см. письма ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80, от 22.04.2008 г. № 4888/5/15-0716, № 8374/7/15-0717, п. 5 Обзорного письма от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617) .

Кроме того, на практике органы ГНА требуют разрешение на размещение объекта торговли при выдаче субъектам хозяйствования торгового патента (или продления срока его действия). Однако, как сообщает Госкомпредпринимательства в

письме от 03.10.2008 г. № 8461 (см. на с. 16), в результате проведенной Госкомпредпринимательства работы ГНА предложила следующее: для приобретения торгового патента субъект хозяйственной деятельности может подать в налоговый орган вместо разрешения на размещение объекта торговли справку из Единого государственного реестра предприятий и организаций. Несколько позже в письме от 21.07.2009 г. № 8658/5/15-0416 (см. на с. 15 данного номера) ГНАУ согласилась с тем, что у субъектов хозяйственной деятельности больше нет правовых оснований для получения разрешения на размещение объекта торговли. Поэтому заявку на выдачу торгового патента налоговые органы будут принимать при наличии у такого субъекта хозяйствования необходимых документов, определенных частью четвертой ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины (относительно согласования размещения подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления), и требований, установленных п. 2 ст. 58 этого Кодекса (относительно включения в Единый государственный реестр), или при наличии документов, которые удостоверяют право собственности или аренды помещения, в котором осуществляется торговая деятельность, деятельность по предоставлению бытовых услуг.

И все-таки осторожным субъектам хозяйственной деятельности разрешение на размещение объекта торговли лучше получить, ведь на местах продолжают действовать решения местных советов, требующие его получения. А вот смелые налогоплательщики могут осуществлять торговую деятельность без такого разрешения. Правда, в этом случае нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Если вы приняли решение получить разрешение на размещение объекта торговли и уплатить соответствующий сбор, напомним, что согласно

ст. 17 Декрета № 56-93 для субъектов, которые постоянно осуществляют торговлю в специально отведенных для этого местах (стационарных объектах), данный сбор взимается одноразово. С этим согласны и налоговики (см. консультации, опубликованные в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 6, 2005, № 44). Здесь также необходимо упомянуть и о письме Госкомпредпринимательства от 18.02.2006 г. № 1242, в котором сказано, что разрешение на размещение стационарных объектов торговли нужно выдавать бессрочно, а если срок ранее выданного разрешения истек, то повторная выдача должна быть бесплатной.

Что касается порядка уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение передвижных торговых объектов, то его устанавливают по решению местных органов власти.

Вот мы и рассмотрели основные моменты, связанные со сбором на размещение объекта торговли. Уверены, что данный материал будет полезным в вашей торговой деятельности. А если у вас появятся новые вопросы, пишите нам и мы обязательно на них ответим.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд