Проверки органов по защите прав потребителя

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 75
В избранном В избранное
Печать
Статья

Проверки органов по защите прав потребителя

 

В ХХ веке важными событиями, способствовавшими развитию системы защиты прав потребителей, стало принятие 15.03.62 г. Президентом США Дж. Кеннеди Билля о правах потребителя, день провозглашения которого во всем мире празднуется как День потребителя, а также принятие Консультативной Ассамблеей Евросоюза Хартии защиты потребителей и утверждение Генеральной Ассамблеей ООН Руководящих принципов защиты интересов потребителей. Названные документы, по признанию Госпотребполитики, легли в основу системы контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителя во всем мире. Рассмотрим, как она работает в Украине.

Елена КАБАЛЬСКАЯ, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Виды проверок в сфере защиты прав потребителей

На данный момент порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителя урегулирован такими нормативными актами, как:

Закон № 1023;

Закон № 877;

Порядок № 311;

Положение № 229 и др.

Следует отметить, что защита прав потребителей — та сфера государственного надзора, которая наиболее оперативно отреагировала на принятие

Закона № 877, внесшего существенные коррективы в порядок осуществления контрольных мероприятий. Буквально сразу же после его вступления в силу Минюст, чтобы предупредить возникновение лишних вопросов, прямо указал на распространение его положений на отношения в сфере защиты прав потребителей (см. письмо Минюста от 22.02.2008 г. № 19-14-61// см. на с. 45), что позднее дополнительно подтвердил и Госкомпредпринимательства (см. письмо от 10.07.2008 г. № 5811).

Госпотребполитики одним из первых контролирующих органов подготовил проект Критериев риска, без которых не может быть определена периодичность плановых проверок (см. также

письмо Госпотребполитики от 20.05.2008 г. № 4936-4-5/16). Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утверждены постановлением Кабмина от 27.12.2008 г. № 1164 (см. на с. 41).

Важным моментом, который нельзя не отметить, является также приведение

Порядка № 311 в соответствие с Законом № 877, в связи с чем он был изложен в новой редакции (изменения внесены приказом Госпотребполитики от 24.04.2008 г. № 137).

Действующим законодательством предусмотрено два «классических» вида проверок:

плановые;

внеплановые.

Напомним, раньше в контрольной деятельности управлений по защите прав потребителей понятия

плановой проверки не было: они проводили тематические и внеплановые проверки (см. письмо Госпотребполитики от 16.03.2007 г. № 2174-6-6/18, в котором такая ситуация объяснялась тем, что в соответствии со старой редакцией Порядка № 311 проверки проводились должностными лицами на основании утвержденного тематического плана, с чем и было связано использование термина «тематические», а не «плановые» проверки).

Основные правила проведения проверок управлениями по защите прав потребителей приведены в таблице.

 

Требование

Правила проведения плановых проверок

Правила проведения внеплановых проверок

1

2

3

Периодичность проведения

Распространяется ограничение, установленное постановлением № 502: до 31.12.2010 г. плановые проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей проводиться не могут, кроме проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска (см. постановление № 1164). После 31.12.2010 г. периодичность проведения плановых проверок будет такой:

с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

 

со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

 

с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года

Законодательством не предусмотрены ограничения по периодичности проведения внеплановых проверок. Однако есть ограничение по проведению повторных проверок*, т. е. проверок по тому же кругу вопросов, которые уже были предметом проверки: такая проверка проводится исключительно по решению вышестоящего контролирующего органа и только в том случае, если в отношении должностных лиц контролирующего органа, проводившего предыдущую проверку — плановую или внеплановую, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело

* Следует обратить внимание на то, что территориальные органы Госпотребполитики уполномочены осуществлять проверки сразу в трех сферах: сфере потребительской политики и защиты прав потребителей; сфере стандартизации; сфере метрологии. Соответственно проведение трех проверок по различным направлениям не будет считаться повторным, поскольку каждая из них будет иметь свой специфический предмет (см. письмо Госпотребполитики от 13.09.2006 г. № 8104-3-11/18).

Основания для проверки

Плановые проверки проводятся должностными лицами на основании годового либо квартального плана работы Госпотребполитики, его территориальных органов по делам защиты прав потребителей в АРК, и в пределах соответствующего перечня вопросов для осуществления плановых мероприятий, утвержденного в установленном порядке. На данный момент такой перечень вопросов не утвержден

На основания проведения внеплановых проверок в сфере защиты прав потребителей распространяются ограничения, установленные постановлением № 502: такие проверки могут проводиться только по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства* (при этом, на наш взгляд, сохраняется предусмотренное Порядком № 311 условие о необходимости наличия согласия Госпотребполитики на ее проведение) либо по заявлению самого субъекта хозяйствования о проведении проверки по его желанию. После окончания действия постановления № 502 будет работать общее правило, согласно которому основанием для внеплановой проверки, кроме названных выше, также может быть проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений либо других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом по делам защиты прав потребителей

* Жалобы о нарушении прав потребителей, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки, должны подаваться в письменном виде и содержать фамилию, имя, отчество потребителя, сведения о месте проживания, серию и номер паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя (п. 10 Указа № 817, а также письмо Госпотребполитики от 26.12.2007 г. № 12594-1-3/16). При этом объем и тематика проверки в таких случаях должны определяться содержанием жалобы и не могут быть расширены по желанию проверяющего (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 16.03.2009 г. по делу № 22-а-2832/08).

Оформление документов на проверку

 

Для осуществления проверки управление по защите прав потребителей издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет проводиться проверка, и предмет проверки. На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение проверки, которое подписывается руководителем либо заместителем руководителя управления по защите прав потребителей с указанием его фамилии, имени и отчества и удостоверяется печатью

Дополнительно при проведении плановой проверки субъекту хозяйствования как минимум за 10 календарных дней должно быть направлено уведомление о планируемой проверке. Следует отметить, что до внесения изменений в Порядок № 311, связанных со вступлением в силу Закона № 877, направление уведомления о проведении проверки управлением защиты прав потребителя не было предусмотрено

Основные полномочия проверяющих

— Беспрепятственно посещать и осматривать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и другие помещения этих субъектов;

 — отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте либо проведения независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ в соответствии с законодательством, с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета.

 В случае установления по результатам проведенных исследований (экспертизы) факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной проверяемый субъект хозяйствования возмещает понесенные на это затраты. Средства возмещения зачисляются в государственный бюджет.

 Порядок отбора образцов продукции для определения ее качественных показателей и форма акта отбора образцов продукции утверждены постановлением Кабмина от 31.10.2007 г. № 1280 (см. также письмо Госпотребполитики от 15.02.2008 г. № 1712-2-5/18);

 — проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. В случае невозможности возврата продукции, которая была использована (получена) во время контрольной проверки, возмещение затрат относится на результаты деятельности субъектов хозяйствования. Порядок проведения таких проверок должен быть определен Кабмином, однако на данный момент не утвержден;

  — получать бесплатно от субъектов хозяйствования, в отношении которых проходит проверка, копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, которые используются для производства этой продукции;

 — другие полномочия

Продолжительность проверки

Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней

Продление сроков проверки

Продление срока осуществления проверок не допускается

 

 

Алгоритм действий субъекта хозяйствования при проведении проверки


 

Оформление результатов проверки

В случае выявления в ходе проверки нарушений со стороны субъекта хозяйствования законодательства о защите прав потребителей проверяющими составляется акт проверки, в котором должны быть указаны:

— дата составления акта;

— тип проверки (плановая или внеплановая);

— предмет проверки;

— наименование органа по делам защиты прав потребителей, а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего проверку;

— наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, в отношении которых осуществлялась проверка.

Акт

составляется в двух экземплярах: первый — остается у управления защиты прав потребителя; второй — передается под подпись субъекту хозяйствования, деятельность которого проверялась.

Оба экземпляра акта в последний день проверки подписывают должностные лица, осуществлявшие проверку, и субъект хозяйствования либо уполномоченное им лицо. Во время подписания акта проверки представитель субъекта хозяйствования (руководитель, замещающее его лицо, лицо, реализующее продукцию) имеет право письменно изложить свои пояснения, замечания либо возражения к акту проверки. Представитель субъекта хозяйствования может также отказаться от подписания акта, о чем в последнем делается соответствующая запись. Если же представитель отказывается также расписаться в получении акта, его копия в течение 3 рабочих дней должна быть направлена почтой с уведомлением о вручении по месту нахождения субъекта, деятельность которого проверялась*.

* Отсутствие соответствующих подписей на акте проверки в отдельных случаях рассматривается судами как основание для отмены принятого на его основании решения (см., например, постановление Ленинского районного суда г. Полтавы от 13.01.2009 г. по делу № 2-а-5 /09). Однако, обратим внимание, рассчитывать только на этот недочет, допущенный проверяющими, не следует.

Отметим также, что суды не рассматривают акт проверки как бесспорное доказательство того, что факт нарушения имел место. Изложенные в нем выводы субъект хозяйствования может опровергнуть с помощью других доказательств, например, документов, показаний свидетелей, аудио- либо видеозаписи, которая велась в ходе проверки и др. (см., например,

определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 21.01.2009 г. по делу № А12/39-08, определение ВАСУ от 11.02.2009 г. по делу к-27536/06).

На основании акта проверки выносится

предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Предписание об устранении нарушений

Следует сказать, что суды сегодня достаточно активно применяют

постановление № 502, в первую очередь нормы, обязывающие контролирующие органы не применять к субъектам хозяйствования санкции без предварительного вынесения предписания об устранении в течение 30 суток выявленных нарушений.

В тех случаях, когда решение о наложении штрафа либо о применении других негативных последствий к субъекту хозяйствования выносится без такого предварительного предписания либо с нарушением 30-дневного срока, суды признают применение санкций неправомерным (см.

постановления Окружного административного суда г. Севастополя от 03.08.2009 г. по делу № 2а-1098/09/2770, Черкасского окружного административного суда от 06.08.2009 г. по делу № 2а-3585/09/2370, Волынского окружного административного суда от 15.07.2009 г. по делу № 2а-18347/09/0370 и др.).

Если субъект хозяйствования в течение предоставленного срока не устраняет указанные в предписании нарушения и не обжалует его, у контролирующего органа появляются основания для вынесения решения о применении соответствующих санкций. Однако тут следует иметь в виду, что, по мнению самого Госпотребполитики (см.

письмо от 10.11.2006 г. № 10040-6-11/18), обжалование решений его органов не приостанавливает выполнения взысканий. Другими словами, Госпотребполитики считает, что даже если субъект хозяйствования начнет процедуру обжалования решения о применении санкций за нарушения в сфере защиты прав потребителей, это не освобождает его от обязанности выполнить такое решение, поскольку действие решения не приостанавливается. С таким выводом можем согласиться лишь частично: если речь идет об административном обжаловании, т. е. когда жалоба подается в вышестоящий орган в системе органов по защите прав потребителей (соответствующая жалоба может быть подана в течение 14 дней со дня совершения обжалуемого действия либо вынесения предписания). Если же решение о применении санкций обжалуется путем подачи административного иска в суд с одновременным обращением с ходатайством о применении мер по обеспечению иска путем приостановления действия оспариваемого решения до разрешения дела судом, действие предписания будет приостановлено (статьи 117 — 118 Кодекса административного судопроизводства Украины).

 

Санкции за нарушения законодательства о защите прав потребителей

Финансовые санкции за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей установлены

ст. 23 Закона № 1023.

Основанием для принятия решения о применении финансовых санкций является

акт проверки (п. 4 Положения № 1177). Право налагать штрафы имеют председатель Госпотребполитики (его заместители), начальники управлений по делам защиты прав потребителей и их заместители на местах.

Следует обратить внимание на то, что вопрос о наложении штрафных санкций должен решаться только

в присутствии представителя субъекта хозяйствования — нарушителя. В случае если субъект хозяйствования был проинформирован о времени и месте рассмотрения дела и не предоставил ходатайство о его переносе на более поздний срок, решение принимается без присутствия представителя такого субъекта.

Решение оформляется

постановлением о наложении штрафа, которое составляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется субъекту предпринимательства в течение 3 дней с момента его принятия или вручается его представителю под расписку (п. 5 Положения № 1177).

Штраф должен быть перечислен в госбюджет

(ч. 2 ст. 23 Закона о защите прав потребителей) в течение 15 дней с момента получения постановления, о чем в течение 3 дней следует письменно уведомить Госпотребполитики или его территориальный орган, наложивший штраф, с указанием номера и даты платежного поручения. В случае обжалования постановления штраф должен быть уплачен не позднее чем через 15 дней после уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (п. 6 Положения № 1177).

Штрафные санкции за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей приведены в таблице.

 

Вид нарушения

Санкция

Нормативно-правовой акт

1

2

3

Отказ в удовлетворении требований потребителя, связанных с выявлением недостатков приобретенного товара (выполненной работы, предоставленной услуги)

Штраф в 10-кратном размере стоимости продукции (выполненной работы, предоставленной услуги) исходя из цен, действовавших на момент приобретения этой продукции (заказа работы, предоставления услуги), но не менее 2 ннмдг (не менее 34 грн.)

П. 1 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов

Штраф в размере 50 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

П. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, если в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия либо свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий вид продукции

Штраф в размере 50 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

П. 3 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды

Штраф в размере 300 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 25 ннмдг (425 грн.)

П. 4 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Это же нарушение, если в соответствии с законом субъект хоздеятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов

Штраф в размере 50 ннмдг (850 грн.)

Реализация продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации (выполнения, предоставления)

Штраф в размере 500 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 100 ннмдг (1700 грн.)

П. 5 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Реализация опасного товара (ядов, пестицидов, взрыво- и огнеопасных веществ и т. д.) без надлежащего предупредительного маркирования, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования

Штраф в размере 100 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 20 ннмдг (340 грн.)

П. 6 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции

Штраф в размере 30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 ннмдг (85 грн.)

П. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Создание препятствий должностным лицам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и структурного подразделения по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания

Штраф в размере от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Невыполнение либо несвоевременное выполнение предписания должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей об устранении нарушений прав потребителей

Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.)

П. 9 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Реализация товара, срок годности которого истек

Штраф в размере 200 % стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не менее 5 ннмдг (85 грн.)

П. 10 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Нарушение условий договора между потребителем и исполнителем о выполнении работы, предоставлении услуги

Штраф в размере 100 % стоимости выполненной работы (предоставленной услуги)

П. 11 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023

Если аналогичные действия совершены в отношении группы потребителей

Штраф в размере от 1 до 10 % стоимости выполненных работ (предоставленных услуг) за предыдущий календарный месяц, но не менее 5 ннмдг (85 грн.)

 

Отметим также, что кроме привлечения субъектов хозяйствования, нарушивших требования законодательства о защите прав потребителей, к административно-хозяйственной ответственности в виде штрафа, Госпотребполитики и его территориальные органы в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе согласно

ч. 1 ст. 26 Закона № 1023 имеют право:

— прекращать отгрузку и реализацию товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, до устранения субъектами хозяйствования выявленных недостатков (

п. 6 ч. 1 ст. 26 Закона № 1023, п.п. 4.1.3 Порядка № 311);

— запрещать субъектам хозяйствования реализацию потребителям продукции (

п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 1023, п.п. 4.1.2 Порядка № 311):

а) на которую отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов;

б) на которую в нормативно-правовых актах и нормативных документах установлены обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если продукция отнесена к перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, но которая не имеет сертификата соответствия (свидетельства о признании соответствия);

в) ввезенной на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;

г) на которую срок годности не указан либо указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек;

д) которая фальсифицирована и др.

Кроме того, к должностным лицам и работникам субъекта хозяйствования могут быть применены санкции, предусмотренные

КоАП. Основные из них приведены в таблице.

 

Вид нарушения

Ответственность

Нормативно-правовой акт

1

2

3

Нарушение правил торговли, выполнения работ и предоставления услуг

Штраф от 17 до 170 грн.

Ч. 1 ст. 155 КоАП

Продажа товаров со складов, баз, подсобных помещений предприятий с нарушением установленных правил, а также сокрытие товаров от покупателей

Штраф от 17 до 238 грн.

Ч. 2 ст. 155 КоАП

Обмер, обвес, обсчет, превышение установленных цен и тарифов либо другой обман покупателя или заказчика во время реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, если материальный ущерб, причиненный таким обманом, не превышает 3 ннмдг (907,5 грн.)*

Штраф от 34 до 255 грн.

Ч. 1 ст. 1552 КоАП

* Согласно п. 22.5 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV для квалификации преступлений или правонарушений в уголовном и административном законодательстве сумма не облагаемого налогом минимума доходов граждан устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. В 2009 году налоговая социальная льгота определена в размере 302,5 грн.

Нарушение работником предприятия (организации) торговли либо общественного питания правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: торговля алкогольными напитками либо табачными изделиями в помещениях либо на территориях, запрещенных законом, либо в других местах, в которых решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета розничная торговля алкогольными напитками либо табачными изделиями запрещена, а также торговля алкогольными напитками либо табачными изделями через торговые автоматы или несовершеннолетними лицами, продажа алкогольных напитков либо табачных изделий лицу, не достигшему 18 лет, либо продажа табачных изделий в упаковках с количеством сигарет (либо папирос) менее 20 или поштучно (кроме сигар)

Штраф от 510 до 1700 грн.

Ч. 2 ст. 156 КоАП

Отказ в предоставлении гражданам-потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах (работах, услугах), их количестве, качестве, ассортименте, а также об их производителе (исполнителе, продавце), в обучении безопасному и правильному их использованию, а также ограничение прав граждан-потребителей на проверку качества, комплектности, веса и цены приобретенных товаров

Штраф от 17 до 170 грн.

Ч. 1 ст. 1561 КоАП

Отказ гражданину-потребителю в реализации его права в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

Штраф от 17 до 306 грн.

Ч. 2 ст. 1561 КоАП

Выпуск (в том числе из ремонта) либо реализация продукции, не отвечающей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов (эталонов) по качеству, комплектности и упаковке (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины)

Штраф на должностных лиц, граждан — собственников предприятий или уполномоченных ими лиц от 51 до 1496 грн.

Ст. 167 КоАП

Выпуск в продажу продукции, которая не соответствует требованиям стандартов, техническим условиям и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, выполнение работ, предоставление услуг, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил

Штраф на должностных лиц и граждан-предпринимателей от 17 до 306 грн.

Ст. 168, 1681 КоАП

Введение производителем или поставщиком в оборот продукции (в том числе импортной), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, но в отношении которой нет сертификата соответствия либо свидетельства о признании соответствия или составленного согласно требованиям технического регламента по подтверждению соответствия декларации о соответствии, а также неправомерное применение национального знака соответствия

Штраф на должностных лиц граждан — собственников предприятий или уполномоченных ими лиц, граждан-предпринимателей от 51 до 1496 грн.

Ст. 1701 КоАП

Нарушение правил применения средств измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический надзор

Штраф на должностных лиц, граждан-предпринимателей от 51 до 510 грн.

Ст. 172 КоАП

Невыполнение должностными лицами, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью, законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей

Штраф от 51 до 85 грн.

Ч. 1 ст. 1882 КоАП

Уклонение от своевременного выполнения предписаний должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей

Штраф от 17 до 306 грн.

Ч. 2 ст. 1882 КоАП

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд