Почта редакции. Гарантийные требования в случае ликвидации продавца товара

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 75
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Гарантийные требования в случае ликвидации продавца товара

 

При использовании товара, приобретенного два года назад со сроком гарантии три года был выявлен неустранимый недостаток. Однако при обращении к продавцу с требованием принять товар назад и вернуть уплаченную за товар денежную сумму выяснилось, что предприятие-продавец ликвидировано по процедуре банкротства. К кому в такой ситуации могут быть заявлены требования, связанные с ненадлежащим качеством товара?

(г. Днепрорудный)

 

Согласно

ч. 8 ст. 7 Закона № 1023 гарантийное обязательство прекращается на общих основаниях, предусмотренных ГКУ.

В свою очередь, в соответствии со

ст. 609 ГКУ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или другими нормативно-правовыми актами выполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое юридическое лицо, в частности по обязательствам о возмещении вреда, причиненного увечьем, другим ущербом здоровью либо смертью.

Таким образом, если недостаток товара был выявлен после ликвидации предприятия-про-давца, предъявить к нему какие-либо требования не удастся.

Однако если продавец и производитель товара не совпадают в одном лице,

у потребителя есть право предъявить свои требования производителю, информация о котором должна быть размещена на товаре и/или на упаковке или сопроводительных документах, которые передавались потребителю вместе с товаром. Данная возможность прямо предусмотрена ч. 3 ст. 8 Закона № 1023, в которой сказано, что требования потребителя, установленные ч. 1 ст. 8 Закона № 1023, предъявляются на выбор потребителя продавцу по месту приобретения товара, производителю либо предприятию, которое удовлетворяет эти требования, по местонахождению потребителя.

Если же обратиться к

ч. 1 ст. 8 Закона № 1023, то перечень требований, которые может заявить потребитель, включает в себя требования о:

— пропорциональном уменьшении цены;

— бесплатном устранении недостатков товара в разумный срок;

— возмещении затрат на устранение недостатков товара.

Если же недостатки товара существенные, то в него также входят требования о:

— расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы;

— замене товара на такой же либо на аналогичный из имеющихся у производителя товар.

Если подходить к прочтению норм

Закона № 1023 буквально, то получаем ситуацию, когда потребитель может обратиться непосредственно к производителю с любым из перечисленных требований (при условии, что недостатки товара возникли не по вине самого потребителя). Однако справедливо возникает вопрос, обязан ли производитель удовлетворять требования, которые с ним и выполняемыми им обязательствами в рамках отношений с потребителем никак не связаны. Речь идет о требованиях пропорционально уменьшить цену товара либо расторгнуть договор и вернуть уплаченную за товар денежную сумму. Данные требования связаны непосредственно с обязательствами, существующими исключительно в рамках отношений потребитель — продавец. Производитель, не являющийся стороной договора купли-продажи, выполнить требование об уменьшении установленной в нем цены либо о расторжении такого договора не может. Сфера его обязательств перед потребителем ограничивается теми из них, которые обусловлены исключительно качеством товара и потому могут быть выполнены производителем. Поэтому к последнему потребитель может обратиться с требованием о бесплатном устранении недостатков товара, возмещении затрат на их устранение либо о замене товара.

Следует сказать, что если из законодательства Украины этот вывод прямо не следует и требует дополнительных умозаключений и приведения аргументов, то, например, Закон Российской Федерации от 07.02.92 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» прямо предусматривает такой вариант урегулирования отношений между потребителем, продавцом товара и производителем. В соответствии со ст. 18 этого Закона от производителя потребитель может требовать только замены некачественного товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Если же недостатки были выявлены после начала процедуры банкротства, но еще до ликвидации предприятия-продавца, потребитель (либо если его требования уже удовлетворены производителем, то сам производитель) может заявить свои требования в ходе ликвидационной процедуры. Единственное, на что надо обратить внимание, — требования должны носить не товарный, а денежный характер (это обусловлено спецификой процедуры банкротства). Так, это может быть требование о возмещении затрат на устранение недостатков товара либо о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Такие требования в рамках процедуры банкротства считаются текущими и будут включены в четвертую очередь кредиторских требований (

ст. 31 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-XII).

 

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд