Товары, приобретенные на распродаже или в стоковом магазине
Распространяется ли действие Закона № 1023 на товары, приобретенные на распродажах и в так называемых стоковых магазинах?
(г. Харьков)
Для того, чтобы избавиться от залежавшихся товаров и пополнить таким образом свои оборотные средства, предприятия принимают решение о продаже товаров по сниженным ценам, устраивая распродажи. Однако, как показывает практика, вернуть некачественный товар, приобретенный на распродаже, — дело непростое. Подчас торговые предприятия даже сами вывешивают объявления о том, что приобретенный на распродаже товар обмену и возврату не подлежит. Сразу отметим, что такие вывески являются
противозаконными. Ведь права потребителя на возврат и замену товара, предоставленные ему Законом № 1023, в полной мере распространяются и на товары, приобретенные на распродаже. Объясним почему.Как видно из преамбулы
Закона № 1023, его действие распространяется на отношения между потребителями товаров (работ и услуг) и субъектами хозяйствования (независимо от формы собственности), которые производят и продают товары, выполняют работы и оказывают услуги потребителям. В свою очередь, продавцом в понимании Закона № 1023 является субъект хозяйствования, реализующий потребителю товары в соответствии с договором или предлагающий товары к реализации. При этом никаких исключений для субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю товарами на распродажах, Закон № 1023 не предусматривает. Распродажа товаров от обычной продажи отличается лишь тем, что цены на эти товары снижены, а сроки распродажи ограничены во времени (ст. 5 Закона № 1023).Все права потребителей, предоставленные
Законом № 1023, распространяются и на товары, купленные в так называемых стоковых магазинах. Напомним, что англоязычное слово «stock» означает «запас», а в переводе с профессионального сленга — магазин эконом-класса, торгующий нераспроданными партиями товара, коллекциями прошлых сезонов и складскими остатками. Правда, если вы приобрели товар с заведомо известным дефектом (что подтверждается соответствующей отметкой в товарном чеке), то требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, замены товара и т. д. по причине наличия этого дефекта вы уже не сможете.Итак, в случае приобретения на распродаже или в стоковом магазине
непродовольственного товара ненадлежащего качества покупатель имеет право требовать (п. 1 ст. 8 Закона № 1023):— пропорционального уменьшения цены;
— бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;
— возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Если в товаре выявлен существенный недостаток или установлено, что товар фальсифицирован, потребитель может требовать:
— расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
— замены товара на такой же товар либо на аналогичный из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя) товар.
Марина Ковенко, экономист-аналитик