Почта редакции. Предъявляем гарантийные требования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 75
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Предъявляем гарантийные требования

 

Может ли лицо, которому товар был подарен покупателем, предъявлять гарантийные требования, связанные с этим товаром?

(г. Славянск)

 

По общему правилу потребитель в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товара

имеет право требовать пропорционального уменьшения цены; бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения расходов на устранение недостатков товара. А при выявлении существенных недостатков или факта фальсификации товара потребитель может требовать: расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы; замены товара на такой же товар либо на аналогичный из числа имеющихся в наличии у продавца (производителя) товар. Причем воспользоваться этим правом может не только покупатель товара, но и любой другой его потребитель (в частности, лицо, которому товар был подарен покупателем). Связано это прежде всего с тем, что потребителем в понимании Закона № 1023 является физическое лицо, приобретающее, заказывающее, использующее либо намеревающееся приобрести или заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Кстати, вывод о том, что

продавец обязан удовлетворить требования потребителя независимо от того, является ли потребитель непосредственным покупателем товара (разумеется, при наличии расчетного документа), был сделан также Государственным комитетом по вопросам технического регулирования и потребительской политики в письме от 14.09.2007 г. № 8229-1-6/16 (см. на с.  46 данного номера).

Вместе с тем положения некоторых подзаконных актов противоречат этому выводу. Так, согласно

п. 25 Правил торговли на рынках, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105 обратиться к продавцу с требованием относительно некачественного товара может только один человек — покупатель.

Сразу предупредим, что к этой норме нужно относиться осторожно, ведь согласно

п. 2 раздела V Закона № 1023 другие нормативно-правовые акты, затрагивающие права потребителей, применяются лишь в той части, которая не противоречит этому Закону. А стало быть, предъявлять гарантийные требования в отношении товара, приобретенного на рынке у субъекта предпринимательской деятельности, может не только его покупатель, но и другой потребитель, использующий этот товар (например, лицо, которому товар был подарен).

Исключение составляет случай, когда товар на рынке приобретается у

обычного физлица (непредпринимателя), ведь на него действие Закона № 1023 не распространяется. Предъявить претензии по поводу качества товара такому продавцу может только его непосредственный покупатель.

 

Марина Ковенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд