Новые нормы старых порядков относительно защиты инвалидов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 76
В избранном В избранное
Печать
Комментарий



комментарий редакции

Новые нормы старых порядков относительно защиты инвалидов

Итак, по прошествии более двух с половиной лет Кабмин наконец нашел основания для масштабной правки документов, утвержденных в первоначальной редакции постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13). Обсудим самые важные изменения в порядке их нумерации в комментируемом документе.

1. Устранено противоречие между Порядком регистрации... и Порядком предоставления.., на которое мы в свое время сразу же обратили внимание в редакционном комментарии к исходному документу: во-первых, регистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов (далее — ФСЗИ) нужно только тому работодателю, который должен подавать отчет (по форме № 10-ПI); во-вторых, такой отчет обязан подавать только тот работодатель, который в принципе должен соблюдать норматив по трудоустройству инвалидов (у которого

показатель среднеучетного количества штатных работников учетного состава — т. е. оформленных по основному месту работы — за год составляет восемь и более человек); в-третьих, рассчитать величину указанного показателя возможно только по завершении календарного года, поэтому вновь созданным работодателям и тем работодателям, которые лишь достигают указанной величины показателя, логично регистрироваться в ФСЗИ не ранее, чем закончится соответствующий календарный год.

И вот с этими аргументами согласился Кабмин, установив соответствующий

предельный срок регистрации в ФСЗИ для «новичков» до 1 февраля следующего года. При этом до окончания предельного срока предоставления отчетности, т. е. до 1 марта, остается еще целый месяц (по умолчанию предполагается, что надо сначала зарегистрироваться, а потом предоставить отчет по форме № 10-ПI, но на практике и то и другое делается за одно посещение отделения ФСЗИ, на что указывает, например, консультация специалиста ФСЗИ // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53, с. 60). Кстати, новичкам полезно ознакомиться с этой консультацией и сегодня.

А вот для внесения измененных данных остановлен десятидневный срок.

3. Порядком зачисления... руководствуются очень немногие, поэтому не станем уделять ему слишком много места, тем более что единственное дополнение этого документа, во-первых, носит формальный характер, а во-вторых, новый абзац грешит противоречием: зачисление не может осуществляться «в соответствии» с Инструкцией по заполнению формы № 10-ПI (как говорится в обсуждаемом новом абзаце) хотя бы потому, что в упомянутой Инструкции определены лишь особенности составления данной формы хозяйствующими субъектами, участвующими в соответствующем зачислении (зачете). Да и как собственно Порядок зачисления... может отсылать к нормам, устанавливающим-де порядок зачисления... совсем других документов, если сам он является «Порядком

зачисления»? Абсурд! Судя по всему, авторы хотели сказать, что при реализации Порядка зачисления... в части составления отчетности по форме № 10-ПI соответствующим хозяйствующим субъектам следует соблюдать особые предписания указанной Инструкции, в частности, уточненные приказом Минтруда от 12.11.2008 г. № 527 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100, с. 21). Напомним также, что собственно вопросы реализации Порядка зачисления... были рассмотрены в письме ФСЗИ от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86, с. 20). Рекомендуем заинтересованным читателям ознакомиться с нашим критическим комментарием к этому письму.

5. Здесь акцентируем внимание лишь на новациях Порядка использования.., касающихся обычных работодателей (т. е. не предприятий инвалидских организаций).

Как известно, абзац шестой части шестой ст. 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII (далее — Закон) предусматривает возможность предоставления работодателям

дотаций на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, зарегистрированных безработными. Наряду с этим в Законе имеется специальная ст. 181, во исполнение которой постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 утвержден Порядок предоставления дотаций работодателю за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости. Кроме того, совместным приказом Государственного центра занятости и ФСЗИ от 19.11.2007 г. № 91/109 утвержден Примерный договор о трудоустройстве инвалида и предоставлении дотации.

Так вот, в обновленном Порядке использования... речь идет только о «

финансовой помощи» (на возвратной основе, целевом займе и — внимание! — теперь в п. 3 этого документа говорится об условиях, а значит, по сути о возможности предоставления обычному работодателю «финансовой помощи на безвозвратной основе»!). Но прежде чем обсуждать новации этого процесса (в частности, новые ограничения, необходимость открытия спецсчета в Госказначействе для таких сумм, уточнение понятия «нецелевое использование», ежеквартальная отчетность об использовании таких средств по специальной, пока что не утвержденной, форме и т. д.), надо обратить внимание, что новой редакцией п. 9 Порядка использования... предусматривается утверждение Минтруда соответствующей инструкции. Видимо, в ней Минтруда и даст ответ на вопрос об указанном терминологическом несоответствии: тождественны ли в данном контексте понятия «финансовая помощь» и «дотация»? Подскажем аргумент «за»: в абзаце восьмом уже упоминавшейся здесь части шестой ст. 20 Закона применен термин «финансовая помощь», который в контексте, очевидно, должен быть распространен и на «дотацию».

6. Что касается новаций в Порядке проведения проверки.., то тут заметны новые веяния (намек на Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»), в частности, в п. 4 Порядка проведения проверки... относительно

периодичности проверок значатся слова: «с учетом критериев распределения работодателей по степени риска их деятельности». Напомним, что совсем недавно ФСЗИ в письме от 27.01.2009 г. № 1/8-12/06 по сути возражал против распространения на него законных «принципов», утверждая, что «не осуществляет государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»...

Тем не менее в качестве позитивной новации отметим, что теперь в Порядке проведения проверки... прямо предусмотрено

право работодателя не допускать проверяющих в случае неполучения им соответствующего письменного уведомления от ФСЗИ, а в качестве негативной — увеличение максимальных сроков проверок, а также такое экзотическое основание для внеплановой проверки, как «обращение физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства». Ведь ФСЗИ, как следует даже из его названия, уполномочен защищать исключительно инвалидов...

 

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд