Темы статей
Выбрать темы

Цены на продовольственные товары

Редакция НиБУ
Статья

Цены на продовольственные товары

 

Известное со времен Древнего Рима изречение «Хлеба и зрелищ!» нынче снова в моде. Зрелищ, преимущественно политического характера, настолько много, что украинцы даже стали обладателями статуса наиболее политизированной нации. Впрочем, не забывает государство и о необходимости обеспечения доступности для населения первого элемента приведенной формулы. О том, как решает эту задачу украинское правительство, расскажем в данной статье.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Кратко о природе государственного регулирования цен

Целью правового регулирования отношений в сфере хозяйствования является оптимальное сочетание рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов (

ст. 5 ХКУ). Эта цель достигается, в частности, через осуществление государством ценовой политики, направленной на соблюдение необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также на обеспечение стабильности оптовых и розничных цен (ст. 10 ХКУ).

По общему правилу, на все виды продукции (работ, услуг) устанавливаются свободные цены, т. е. определяемые субъектами хозяйствования по согласованию сторон (

ст. 190 ХКУ, ст. 7 Закона о ценообразовании).

Исключение составляют та продукция, товары и услуги, в отношении которых осуществляется

государственное регулирование цен . Меры по такому регулированию принимаются в отношении ресурсов, оказывающих решающее влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, имеющие существенное социальное значение для населения. Полномочия по утверждению такого перечня предоставлены Кабмину (ст. 191 ХКУ).

Среди возможных

методов государственного регулирования цен действующее законодательство называет:

— установление фиксированных государственных и коммунальных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и посреднических вознаграждений, предельных нормативов рентабельности;

— введение обязательного декларирования изменения цен.

Именно последний метод был избран для регулирования цен на отдельные продовольственные товары. К его рассмотрению и перейдем.

 

Механизм декларирования цен на продукты питания

В этом вопросе отсчет, видимо, следует вести с принятия

постановления № 1548 (см. с. 41). В приложении к нему был назван ряд товаров, услуг, работ, на которые было введено госрегулирование путем наделения некоторых органов исполнительной власти, в том числе госадминистраций, полномочиями по регулированию цен на конкретные товары (работы, услуги). Так, согласно абз. 38 п. 12 приложения к названному постановлению Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации регулируют (устанавливают) оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего, первого и второго сортов, муку ржаную отрубную, говядину, свинину, мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, творог, сметану, масло сливочное, яйца куриные, сахар, масло подсолнечное путем декларирования их изменения .

Именно с целью установления порядка реализации приведенной нормы был принят

Порядок № 1222, в который позднее были внесены изменения постановлениями КМУ от 26.03.2008 г. № 276 и от 06.08.2008 г. № 709.

Введенный

Порядком № 1222 механизм декларирования цен представим в виде таблицы, раскрывающей его основные требования.

 

Требование к порядку декларирования цены

Содержание требования

Примечания

1

2

3

Предмет декларирования

Изменение оптово-отпускных цен на некоторые продовольственные товары в случае их увеличения в течение месяца более чем на 1 процент

1. Речь идет о любом увеличении цены более чем на 1 процент, которое можно выявить, сравнив цены, устанавливавшиеся в два разных дня, между которыми не прошло более 30 дней.

2. Обращаем внимание, что декларированию подлежат именно оптово-отпускные цены на продтовары, т. е. фактические цены, применяемые в расчетах за товары, которые поставляются (реализуются) субъектами хозяйствования с целью их использования в предпринимательской деятельности, с учетом налога на добавленную стоимость и транспортных расходов. Из этого можно заключить, что повышение цен, по которым товар реализуется физлицам, приобретающим его для бытовых целей, декларированию не подлежит

Товары, цены на которые подлежат декларированию

Мука пшеничная высшего, первого и второго сортов, мука ржаная отрубная, говядина, свинина, мясо птицы (тушка), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое с содержанием жира до 2,5 %, творог кисломолочный с содержанием жира до 9 %, сметана с содержанием жира до 20 %, масло сливочное с содержанием жира до 72,5 %, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное

Приведенный перечень в точности соответствует указанному в приложении к постановлению № 1548

Документы, которые необходимо подготовить с целью декларирования изменения цены производителю товаров

 

Для производителя:

Для реализатора:

Практическим руководством при подготовке указанных документов для субъектов хозяйствования должен стать Порядок № 373 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34, с. 5)

 

— объяснительная записка по обоснованию необходимости изменения оптово-отпускных цен вместе со справкой о результатах экономического анализа фактических затрат производства (реализации);

— калькуляция себестоимости производства продовольственных товаров с указанием объема материальных и трудовых затрат; — справка об объемах производства продовольственных товаров за прошлый год и соответствующий период текущего года;

 — стандарты, нормативы, технологические регламенты по производству продовольственных товаров; — копии договоров, связанных с производством продовольственных товаров, заключенных с другими субъектами хозяйствования;

 — справка о фактической и декларированной рентабельности от реализации продовольственных товаров

— калькуляция затрат по реализации продовольственных товаров;

 — копии договоров, связанных с реализацией продовольственных товаров и заключенных с другими субъектами хозяйствования;

 — копия декларации изменения оптово-отпускных цен на продовольственные товары субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность по производству продовольственных товаров (в случае наличия)

Документы удостоверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования и скрепляются печатью

Сроки декларирования

Для производителя — не более 10 рабочих дней до дня повышения. Для реализатора — не более 3 рабочих дней до дня повышения

 

Органы, через которые осуществляется декларирование

Территориальные органы Госценинспекции, которые предоставляют субъектам хозяйствования по их обращению заключения по экономическому обоснованию уровней оптово-отпускных цен на продовольственные товары, изменения которых подлежат декларированию. В случае получения положительного заключения субъект хозяйствования обращается в Совет министров АРК, областную, Киевскую, Севастопольскую городские госадминистрации

Первоначальная редакция Порядка № 1222 предусматривала уведомительный, а не согласовательный порядок декларирования цен. Другими словами, от субъектов хозяйствования требовалось лишь поставить в известность местные органы исполнительной власти о планируемом повышении цен. После внесения изменений территориальные органы Госценинспекции получили право отказывать в предоставлении соответствующих заключений, что, в свою очередь, равноценно отказу в декларировании изменения цены на продовольственный товар. Получить отказ в декларировании субъект хозяйствования может и после прохождения Госцениспекции — уже на этапе обращения в госадминистрацию.

В этой части действие Порядка № 1222 даже приостанавливалось в соответствии с Указом Президента Украины от 06.03.2009 г. № 125/2009, однако в связи с тем, что КСУ не счел предложенный Порядком № 1222 механизм декларирования нарушающим нормы Конституции, его действие было возобновлено

 

Хотим обратить внимание, что

Порядок № 1222 следует воспринимать исключительно как документ, устанавливающий механизм декларирования изменения цен на продтовары, а не вводящий декларирование как обязательную процедуру. Такой вывод обосновывается тем, что полномочия по применению такой меры, как декларирование изменения цен, — исключительная компетенция госадминистраций. Соответственно Порядок № 1222 подлежит применению только в тех случаях, когда определенной госадминистрацией на территории административно-территориальной единицы, на которую распространяются ее полномочия, было введено обязательное декларирование изменения цен. Этот вывод подтверждает и Минэкономики (см. письмо от 03.12.2007 г. № 89-22/102). Другое дело, что на практике такие распоряжения приняты практически во всех регионах, что значительно снижает актуальность такой дискуссии.

Последовательность прохождения процедуры декларирования изменения цен на продтовары

представим в виде схемы, отражающей действия производителя (реализатора) товаров.

 

img 1

 

Декларирование оптовой цены на продовольственные товары

Еще один шаг, который предприняло правительство с целью стабилизации цен на продовольственные товары, — принятие

Порядка № 373, которым был определен механизм формирования экономически обоснованных цен на продовольственные товары (кроме хлебобулочных изделий), в отношении которых введено государственное регулирование. Как мы уже указывали, раскрывая особенности процедуры декларирования изменения оптово-отпускных цен на продтовары, именно Порядок № 373 выступает основным ориентиром при подготовке производителями и реализаторами необходимых документов, подаваемых в Госценинспекцию с целью получения заключения, являющегося обязательным условием для последующего согласования цены с Советом министров АРК, областной, Киевской или Севастопольской госадминистрациями.

Для реализации требований

Порядка № 373 была разработана и утверждена форма декларации об оптовой цене на продовольственные товары , в отношении которых введено государственное регулирование. Данная декларация не имеет ничего общего с механизмом декларирования изменения цен на продтовары, и потому ее следует рассматривать как самостоятельную меру госрегулирования цен.

Предложенный

Инструкцией № 341 механизм декларирования оптовой цены продовольственных товаров достаточно прост и, что важно, не предполагает участия в нем органов государственной власти. По сути, он сводится к составлению производителем товара на каждую его партию соответствующей декларации в одном экземпляре, который остается у производителя. При этом под партией товара понимаются товары, которые перемещаются по адресу одного получателя (товарополучателя, грузополучателя) по одному перевозочному документу (товарно-транспортной накладной, накладной на отпуск товара и др.).

Далее

заверенная руководителем копия такой декларации передается вместе с первичными документами на товар каждому покупателю (товарополучателю, грузополучателю). При каждой последующей реализации этого товара каждый продавец в копии декларации, полученной от производителя либо предыдущего продавца, указывает только наименование товарополучателя (грузополучателя) и реквизиты первичного документа, подтверждающего совершение хозяйственной операции по отпуску товара.

Механизм таков, что в тех случаях, когда продавец реализует приобретенный товар уже, например, двумя более мелкими партиями, ему снова необходимо обратиться к производителю и получить еще одну заверенную им копию декларации, которую он мог бы передать последующим покупателям каждой из реализуемых партий.

Однако хотим отметить, что раскрытый выше механизм декларирования оптовых цен на продовольственные товары не может действовать автоматически и не подразумевает его распространение на любые продтовары, в отношении которых применяется одна из мер государственного регулирования цен. Применение данного механизма имеет смысл только в том случае, если на определенную группу товаров введено государственное регулирование цен путем установления предельных торговых надбавок к оптовой цене. В противном случае такое декларирование оказывается простой формальностью, не достигающей какой-либо цели и никоим образом не влияющей реально на формирование цен.

Полномочия по регулированию цен путем установления предельных торговых надбавок к оптовой цене производителя также находятся в сфере компетенции Совета министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской государственных администраций (

абз. 29 п. 12 приложения к постановлению № 1548). Изначально предусматривалось, что применяться такие меры госрегулирования цен могут в отношении муки, хлеба, макаронных изделий, крупы, сахара, говядины, свинины и мяса птицы, колбасных изделий вареных, молока, сыра, сметаны, масла сливочного, подсолнечного, яиц куриных. При этом размер надбавки не может превышать 15 процентов без учета затрат по транспортировке продукции в межгородском сообщении.

Из изложенного можно сделать вывод, что составление производителем декларации об оптовой цене на продовольственные товары с последующей передачей ее копии продавцу является обязательным только в том случае, если соответствующей госадминистрацией в административно-территориальной единице, на которую распространяется сфера ее полномочий и на территории которой осуществляется реализация товара, установлены предельные торговые надбавки к оптовой цене производителя (см., например,

распоряжение Киевской городской государственной администрации от 27.10.2008 г. № 1464 «О регулировании цен на основные продовольственные товары»). Опять же — вынуждены оговориться, что данным замечанием вряд ли кому-то удастся воспользоваться по той причине, что практически в каждой территориальной единице соответствующие надбавки госадминистрациями введены.

Справедливость приведенных рассуждений подтверждают и представители территориальных органов Госценинспекции. В частности, указывается, что декларирование оптовой цены продовольственных товаров введено с целью обеспечения прозрачности и гласности в сфере регулирования цен на социально значимые продукты питания, в отношении которых введено госрегулирование путем установления предельных уровней торговых надбавок к оптовой цене производителя (см., например, www.vin.gov.ua, www.adm-pl.gov.ua и др.). В таком случае применение декларации производителя об оптовой цене продовольственного товара становится не только понятным, но и необходимым, поскольку делает возможным контроль за соблюдением продавцами требования о предельном уровне ценовой надбавки, сколько бы раз товар ни реализовывался, прежде чем дойти до конечного потребителя.

Следует отметить достаточно неоднозначное отношение к введенным правительством мерам, направленным на государственное регулирование цен. Кроме попыток Президента отменить

Порядок № 1222 путем обращения в КСУ с целью признания его неконституционным (по причине создания им угрозы устранения, ограничения конкуренции, чем нарушаются провозглашенные Конституцией гарантии права на предпринимательскую деятельность), к выводу о необходимости отмены как Порядка № 1222, так и Порядка № 373 пришли участники парламентских слушаний на тему «Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и пищевой промышленности Украины» (см. Рекомендации от 06.04.2009 г. № 1240-VI). С соответствующим предложением об отмене названных документов выступило и Министерство аграрной политики Украины (см. приказ от 15.05.2009 г. № 336). Тем не менее суды не видят на данный момент оснований для их отмены (см., например, постановление Окружного административного суда г. Киева от 12.02.2009 г. № 8/512).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше