Темы статей
Выбрать темы

Регулирование цен на лекарственные средства

Редакция НиБУ
Статья

Регулирование цен на лекарственные средства

 

Помимо продовольственной, в регулируемые также попала и лекарственная сфера. Здесь существуют свои ограничения, о которых следует помнить при ценообразовании. Причем учитывая сложившуюся в последнее время особую обстановку с ростом цен на лекарственные средства, неудивительно, что правительство периодически предпринимает попытки стабилизировать ситуацию, что, в свою очередь, оборачивается изменениями законодательства. О существующих на сегодняшний день особенностях «лекарственного» ценообразования мы сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Некоторые лекарственные средства подлежат ценовому регулированию

Сразу укажем: на сегодняшний день ценовое регулирование действует не по всем, а лишь в отношении некоторых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Забегая вперед, отметим, что «подконтрольными» являются те лекарства, которые включены в

Национальный перечень № 333 (он содержит свыше 200 наименований препаратов), а также лекарства, закупаемые за бюджетные средства. А вот по остальным медикаментам цена формируется субъектами хозяйствования в свободном режиме (т. е. на договорных началах). Отчасти это и объясняет сегодняшние достаточно высокие цены на ряд лекарств и медпрепаратов.

Далее остановимся на лекарственных средствах, подпадающих под сферу ценового регулирования, и посмотрим, каким образом оно осуществляется.

 

Ценовое «лекарственное» законодательство

Достаточно долгое время решающим в ценовых «лекарственных» вопросах было

постановление № 1548, абзац шестой п. 12 которого оговаривал свои особенности «лекарственного» ценообразования, устанавливая при этом предельные уровни торговых надбавок по отдельным (внесенным на тот момент в Перечень № 480) лекарственным средствам и изделиям медназначения. Заметим, в свое время на связанных с этим ценовых нюансах мы останавливались в статье «Торговля лекарственными средствами: ценообразование» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49.

Однако впоследствии КМУ рассудил иначе, выделив «лекарственную» сферу в особую нишу, заслуживающую отдельного ценового регулирования профильными нормативными документами. В большей степени тому поспособствовала и сложившаяся экономическая ситуация (падение курса гривни, рост цен на лекарства и медизделия, снижение их ассортимента в аптечных заведениях), требующая, в свою очередь, соответствующего урегулирования. В результате «лекарственный»

абзац шестой из п. 12 постановления № 1548 был исключен (в связи с чем впоследствии также утратил силу и сам Перечень № 480), а взамен были приняты:

— сперва —

постановление КМУ «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17.10.2008 г. № 955 (далее — постановление № 955);

а чуть позже — постановление КМУ «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 25.03.2009 г. № 333 (далее — постановление № 333, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 38).

Примечательно, что в сравнительно молодое

постановление № 955 при этом уже неоднократно вносились изменения и дополнения, а его действие даже временно приостанавливалось. Вместе с тем после определения Конституционного Суда Украины от 11.02.2009 г. № 4-у/2009, вернувшего законодательную силу этому документу, его действие было восстановлено (письмо Минюста Украины от 30.03.2009 г. № 3775-0-26-09-34), и на сегодняшний день постановление № 955 остается действующим нормативным документом. При этом разработанным под него и принятым уже чуть позже последующим постановлением № 333 также были утверждены:

Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Национальный перечень № 333); этот новый перечень, по сути, пришел на смену прежнему Перечню № 480. Заметим, что он оказался существенно сокращенным и в отличие от 784 позиций Перечня № 480 включает лишь 215 наименований медикаментов;

Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым внедрено государственное регулирование (далее — Порядок № 333).

Посмотрим, что на сегодняшний день предусматривают эти документы.

 

Регулируется наценка (надбавка) на лекарственные средства

Итак,

особенности ценообразования, которые нужно учитывать при торговле лекарственными средствами, оговорены п. 1 постановления № 955 (они приведены ниже в таблице). Так, разграничивая отдельно операции по оптовой реализации медикаментов и отдельно операции по их продаже через аптечную сеть, установлено, что госрегулированию подлежит:

— при осуществлении оптовой торговли (т. е. у оптовиков) — предельная величина снабженческо-сбытовой наценки (надбавки) — условно буквенно далее будем обозначать ее как

Нсс;

— при реализации товаров через аптечную сеть (т. е. у аптек) — предельная величина торговой (розничной) наценки (надбавки) (далее —

Нтр).

 

Особенности госрегулирования цен на лекарственные средства и изделия медназначения

(п. 1 постановления № 955)

Какие из лекарственных средств

и изделий медицинского назначения подлежат госрегулированию

Предельная величина:

снабженческо-сбытовой наценки (надбавки) (Нсс)

торговой (розничной) наценки (надбавки) (Нтр)

оптовая торговля

розничная торговля

1

2

3

1. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень № 333 (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов)

Нсс: не выше 12 % оптово-отпускной цены

Нтр: не выше 25 % закупочной цены

2. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), которые приобретаются полностью или частично за бюджетные средства

Нсс: не выше 10 % оптово-отпускной цены

Нтр: не выше 10 % закупочной цены

3. Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку

Не подлежат ценовому госрегулированию

(за исключением случая, когда они приобретаются за бюджетные средства)

 

Как видим, ценовое регулирование в лекарственной сфере сводится к контролю за

предельным уровнем наценки (надбавки) по реализуемым изделиям.

Подробнее особенности «лекарственного» ценообразования для случаев оптовой и аптечной торговли медикаментами оговорены в

Порядке № 333.

 

Оптовая торговля

Так, согласно

Порядку № 333, устанавливая цены, оптовики должны учитывать, что для оптовой торговли цена реализации подконтрольных (т. е. подпадающих в сферу ценового регулирования — включенных в Национальный перечень № 333 либо закупаемых за бюджетные средства) лекарственных средств и изделий медицинского назначения (именуемая в Порядке № 333 как закупочная цена — Цз) формируется по следующему правилу:

Цз = Цоо (Цит) + Нсс,

где

Нсс — снабженческо-сбытовая наценка (надбавка) в рамках предельно допустимого размера;

Цоо — оптово-отпускная цена (этот показатель используется в формуле в случае реализации

отечественных лекарственных средств — выпущенных отечественными производителями. При этом Цоо — это договорная цена, по которой такой производитель реализует товар субъекту хозяйствования, осуществляющему оптовую торговлю лекарственными средствами, п. 4 Порядка № 333);

Цит — цена единицы импортированного товара (этот показатель используется в формуле в случае реализации

импортных лекарственных средств, приобретенных у зарубежных партнеров, п. 4 Порядка № 333). При этом для данного «импортного» случая, учитывая сопутствующие ему валютные особенности, п. 5 Порядка № 333 выводит особую формулу расчета показателя Цит, позволяющую учесть оптовикам-импортерам при ценообразовании изменение курса национальной валюты (т. е. заложить в стоимость реализуемых лекарств валютные риски). Так:

Цит = Тс х (Кдр : Ктс),

где

Тс — цена единицы товара, указанная в декларации таможенной стоимости;

Кдр — средний курс гривни, установленный на межбанковском валютном рынке Украины на дату реализации товара, к иностранной валюте, по которой осуществлялась закупка товара (заметим, что информация о среднем курсе гривни, установленном на межбанковском валютном рынке по отношению к доллару США, размещается на сайте НБУ (www.bank.gov.ua). Причем, так как в данном случае речь идет о

среднем межбанковском курсе, а такой курс, как известно, устанавливается по итогам работы межбанковского валютного рынка в конце рабочего дня, то при формировании цен на лекарственные средства логичнее было бы ориентироваться на данные о таком среднем курсе на межбанке за предыдущий день);

Ктс — официальный курс гривни к иностранной валюте, установленный НБУ на дату таможенного оформления товара, по которому осуществлялась его закупка.

В результате тем самым с появлением

Порядка № 333 субъекты хозяйствования в условиях нестабильности экономики и колебаний валютных курсов получили возможность осуществлять пересчет цены по импортным препаратам с учетом курса валют на день их оптовой поставки (к примеру, по товару, прежде закупленному (импортированному) по меньшему курсу, на момент осуществления его оптовой поставки пересчитать стоимость в сопоставимых условиях, т. е. с учетом уже возросшего курса).

Пример

. Предположим, лекарственные средства (партия стоимостью $ 10000) были импортированы 05.08.2009 г. (курс НБУ на эту дату — 7,6815 грн./$, при этом Тс = 76815 грн.), а их оптовая поставка покупателям осуществляется 09.09.2009 г. Средний курс гривни на межбанковском валютном рынке Украины за предыдущий день (08.09.2009 г.) — 8,4202 грн./$. В таком случае Цит импортированной партии будет равна: Цит = 76815 грн. х (8,4202 грн./$ : 7,6815 грн./$) = 76815 грн. х 1,0961661 = 84202 грн.

А значит, при оптовой реализации таких импортных лекарственных средств именно на такую их пересчитанную стоимость и следует ориентироваться «оптовому» субъекту хозяйствования, устанавливая снабженческо-сбытовую наценку (надбавку) — Нсс, размер которой, как уже отмечалось, не должен выходить за предельные, предусмотренные

п. 1 постановления № 955, ограничения.

При этом также хотим обратить внимание на

п. 2 постановления № 955, где содержатся следующие предписания оптовикам:

— субъект хозяйствования, осуществляющий оптовую торговлю, указывает размер оптово-отпускной цены (соответственно величину Цоо или Цит — в импортном случае)

в первичных документах для проведения им операций по реализации товара;

— предельная снабженченско-сбытовая надбавка не должна превышать ее установленного размера

независимо от количества осуществленных субъектами хозяйствования операций по реализации товара.

Очевидно, такие требования предусмотрены в целях контроля за ценообразованием. При этом в случае, если товар проходит через

нескольких оптовых посредников (хотя напрямую такая ситуация в Порядке № 333 не упоминается), судя по всему, каждый из оптовиков должен придерживаться этих правил и указывать в своих первичных документах оптово-отпускную цену производителя (импортера), учитывая при этом, что именно она у каждого из оптовых продавцов служит базой для определения предельного уровня снабженческо-сбытовой наценки (надбавки). То есть, осуществляя такие несколькоэтапные оптовые поставки, нужно следить, чтобы на каждом из этапов (у каждого оптовика) Нсс, рассчитанная от оптовой цены производителя, не превышала предельно допустимого размера.

Пример

. Так, предположим, если оптово-отпускная цена производителя (Цоо) на лекарственный препарат, включенный в Национальный перечень № 333, составляет 50 грн., а предельно допустимый уровень Нсс на него при этом — 12 % (строка 1 таблицы), то реализовать его в оптовой сети каждый из оптовиков-посредников может по цене не выше 56 грн. (50 грн. х 1,12)*.

* Напомним, что согласно п.п. 5.1.7 Закона об НДС зарегистрированные лекарственные средства и изделия медицинского назначения освобождаются от НДС (льготируются). Также льгота сохраняется и при импорте (п. 5.5 Закона об НДС).

Кстати, на это в свое время обращалось внимание и в

письме Минэкономики Украины от 26.04.2007 г. № 6-15142, где вдобавок отмечалось, что в случае предоставления производителем покупателям-оптовикам скидок, оптово-отпускной ценой производителя (Цоо) считается цена с учетом предоставленной скидки. Заметим, что прежде такой (связанный со скидками) момент уточнялся и в самом п. 1 постановления № 955, однако, по всей видимости, с внесением в него очередных изменений такое уточнение на счет скидок из текста п. 1 было попросту утеряно. Тем не менее каких-либо кардинальных перемен, на наш взгляд, это за собой не влечет.

Пример

. Допустим, цена производителя на лекарственное средство — 60 грн. Однако в случае приобретения такого препарата в количестве свыше 100 единиц производитель предоставляет скидку в размере 5 %. Оптовый покупатель закупает 150 единиц этого товара. В таком случае оптово-отпускная цена за единицу товара (с учетом предоставленной скидки) составит 57 грн. (т. е. Цоо = 60 грн. — 60 грн. х 5 % = 57 грн.). Именно эта цена в данном случае и будет являться Цоо и служить базой для расчета предельно допустимой величины Нсс. Если предположить, что размер Нсс при этом ограничен 12 % (строка 1 таблицы), то это означает, что в оптовой сети такое лекарственное средство может быть реализовано оптовиками-посредниками по цене не выше 63,84 грн. (57 грн. х 1,12).

 

Розничная торговля через аптечную сеть

Согласно

п. 5 Порядка № 333 при розничных продажах через аптечную сеть розничная цена единицы товара (Цр) определяется субъектом хозяйствования следующим образом:

Цр = Цз (Цоо) + Нтр,

где Цз — закупочная цена (этот показатель используется в формуле, если товар закупался у оптового поставщика, т. е. поступал от оптовиков);

Цоо — оптово-отпускная цена, установленная отечественным производителем (этот показатель используется в формуле, если товар закупался напрямую у отечественного производителя);

Нтр — торговая (розничная) наценка (надбавка) в рамках предельно допустимого размера.

В данном случае также хотим напомнить, что с появлением

Порядка № 333 и постановления № 333, внесшего изменения в п. 1 постановления № 955, несколько изменилась база, исходя из которой аптеке следует определять предельную розничную наценку (Нтр). Так, если прежде (до вступления в силу таких изменений, т. е. до 15.04.2009 г.) аптеке так же, как и оптовому продавцу лекарств, предстояло рассчитывать предельно допустимую величину наценки всегда от оптовой цены производителя (в свое время на связанных с этим проблемных вопросах мы также останавливались в статье «Торговля лекарственными средствами: ценообразование» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49), то теперь такая цена может служить для аптеки ориентиром только в случае закупки ею препаратов непосредственно у производителей (что следует и из формулы). А вот если же лекарственные средства поступают аптеке от оптовиков, рассчитывать по ним предельную наценку (надбавку) аптечному заведению предстоит от их закупочной цены у таких оптовых субъектов хозяйствования (т. е. от договорной цены, по которой оптовик поставил аптеке такие препараты). Надеемся, конечно, что при этом самим оптовиком оптовая цена реализации будет установлена верно (без превышения предельного уровня наценки). Впрочем, учитывая, что, как уже отмечалось, размер оптово-отпускной цены должен указываться в первичных документах, зная ее величину, у аптеки существует своя возможность проверить ценообразование и порядок формирования цен.

Если субъект хозяйствования одновременно занимается и оптовой, и розничной торговлей лекарственными средствами, то при ценообразовании он производит начисление как снабженческо-сбытовых наценок (надбавок) (для определения закупочной цены), так и торговых (розничных) наценок (надбавок) (для определения розничной цены) в рамках их предельных размеров.

И еще один момент. В ситуации, когда лекарственные средства отпускаются в аптечной сети льготным категориям населения по рецептам, расходы, связанные с отпуском таких лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях, осуществляются за счет бюджетных средств (предусмотренных соответствующими бюджетами на здравоохранение). Поэтому, учитывая, что стоимость реализованных населению лекарств по льготным или бесплатным рецептам оплачивается государственными и коммунальными заведениями здравоохранения за бюджетные средства, при формировании по ним цен необходимо ориентироваться на предельную торговую (розничную) наценку (надбавку) не выше 10 % закупочной цены.

 

Дешевые препараты — не регулируются

Как следует из

п. 1 постановления № 955, государство отказалось от регулирования цен на дешевые отечественные препараты — оптово-отпускная цена производителя которых ниже 12 грн. за 1 упаковку (строка 3 таблицы). То есть размер наценки по ним не лимитируется. Правда, исключением окажется случай, если такие изделия будут приобретаться за бюджетные средства. В такой ситуации, очевидно, при ценообразовании должны быть учтены 10 %-ные наценочные ограничения (см. строку 2 таблицы).

 

Кто осуществляет ценовой «лекарственный» контроль?

Как известно, главным органом, уполномоченным контролировать ценовые вопросы (установление и применение фиксированных и регулируемых цен и тарифов), является Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция).

Вместе с тем определенные сомнения относительно ценового органа контроля в лекарственной сфере появились после

постановления № 955, пытавшегося передоверить ряд ценовых полномочий Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекции). Соответствующие оговорки на этот счет можно было встретить, в частности, в пунктах 5 и 6 первоначальной редакции постановления № 955. Очевидно, это послужило поводом для вопросов, отвечая вслед за вышедшим постановлением № 955 на один из которых, Минэкономики Украины в письме от 04.11.2008 г. № 3802-19/125 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94 разъясняло, что осуществление контроля за ценообразованием и соблюдением субъектами хозяйствования предельных «лекарственных» надбавок, установленных постановлением № 955, по-прежнему возлагается на Госценинспекцию, за которой сохраняются контрольно-наблюдательные функции в ценовых «лекарственных» вопросах. Кстати, в то же время подтверждает это и п. 7 постановления № 955, обязывающий именно Госценинспекцию во время проведения контроля за соблюдением государственной дисциплины цен принимать предусмотренные законодательством меры для приведения субъектами хозяйствования цен в соответствие с данным постановлением. Ситуацию уладило постановление № 333, подкорректировавшее спорные пункты постановления № 955 и исключившее тем самым возможность каких-либо кривотолков.

Таковы на сегодняшний день особенности ценового государственного контроля в лекарственной сфере. Вместе с тем в заключение хотим заметить, что сегодня на сайте Гослекинспекции (www.diklz.gov.ua, в разделе «Проекты») размещен проект постановления КМУ (вынесенный на всеобщее обсуждение), вновь затрагивающий ценовые лекарственные вопросы. В частности, в проекте идет речь о возможности государственной регистрации оптовых и розничных цен на лекарственные средства, создании Государственного «лекарственного» реестра цен, осуществление ценового мониторинга, расширении круга медикаментов, подлежащих ценовому регулированию, передаче отдельных полномочий по осуществлению контроля за ценами Гослекинспекции и пр. Однако воплотится он в жизнь или нет — покажет время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше