Проверки соблюдения законодательства о ценах и санкции за его нарушение

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 77
В избранном В избранное
Печать
Статья

Проверки соблюдения законодательства о ценах и санкции за его нарушение

 

Когда речь идет об обеспечении «честности» цен с помощью мер государственного регулирования, нельзя обойти вниманием вопрос о контроле за соблюдением требований законодательства о ценах и об ответственности за его нарушение. Их рассмотрению посвящена данная статья.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Законодательная основа осуществления проверок ценовиков

Начнем с краткого описания тех основных законодательных положений, на основании которых осуществляются проверки соблюдения субъектами хозяйствования требований законодательства о ценах.

Так, в соответствии со

ст. 192 ХКУ порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении установления и регулирования цен, а также контроля за ценами и ценообразованием определяются законом о ценах и ценообразовании, другими законодательными актами.

Как видим,

ХКУ в вопросе определения органов, уполномоченных осуществлять надзор за соблюдением законодательства о ценах, отсылает нас к Закону о ценообразовании. Последний решает этот вопрос следующим образом: контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены правительством Украины (ч. 2 ст. 13 Закона о ценообразовании). Кабмин в рамках предоставленных ему полномочий «организацию и осуществление контрольно-надзорных функций по вопросам соблюдения <...> предприятиями, учреждениями и организациями требований в отношении формирования, установления и применения цен и тарифов» возложил на Государственную инспекцию по контролю за ценами и ее территориальные органы (п. 3 Положения № 1819).

Принципиальное значение для нас в этом вопросе будет также иметь

ст. 19 ХКУ, которая относит контроль по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги к сфере государственного контроля за хозяйственной деятельностью. Важность этого предписания заключается в том, что оно позволяет распространить на проверки соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании действие Закона № 877 и соответственно постановления № 502. Учитывая существенность данного момента для определения требований, предъявляемых к порядку осуществления проверок ценовиков, остановимся на нем немного подробнее.

Государственная инспекция по контролю за ценами оказалась в числе тех контролирующих органов, которые, не выдвигая каких-либо возражений, признали для себя обязательность требований

Закона № 877. Так, Минэкономики еще накануне вступления в силу данного Закона констатировало, что в абз. втором ст. 2 Закона № 877 приведен исчерпывающий перечень сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. В указанный перечень вопросы ценообразования включены не были, что дает основания говорить о необходимости подчинения органов, осуществляющих госконтроль в этой сфере, Закону № 877 (см. письмо Минэкономики от 18.10.2007 г. № 80-34/424, а также письмо Госценинспекции от 15.07.2008 г. № 200/7-7/2517).

Позже этот вывод не единожды подтверждал Госкомпредпринимательства, включая Госцениспекцию в перечень органов, руководствующихся в своей надзорной деятельности

Законом № 877 (см. письма от 10.07.2008 г. № 5810, от 10.07.2008 г. № 5811) и постановлением № 502 (см. разъяснение от 28.05.2009 г.).

Подчинение надзорной деятельности госценинспекций

Закону № 877 сразу же выявляет несоответствие действовавшей до этого нормативной базы, на основании которой осуществлялись «ценовые» проверки, его требованиям. Дело в том, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 877 органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, должны устанавливаться исключительно законами. В отношении госценинспекций это требование не выполнено, поскольку на уровне закона закреплено полномочие Кабмина назвать такой контролирующий орган, что приводит к его установлению не законом, а таким подзаконным актом, как постановление правительства. Однако как показывает практика, вряд ли этот аргумент будет расценен судом как достаточный для обжалования полномочий госценинспекций на проведение проверок.

 

Основания для «ценовых» проверок и их периодичность

До 31.12.2010 г. вопрос об основаниях проведения проверок госценинспекциями должен решаться достаточно просто*:

* Но должны предупредить: уже сегодня складывается противоречивая судебная практика в вопросах применения постановления № 502 к проверкам ценовиков.

1. В соответствии с

постановлением № 502 плановые проверки в этот период могут проводиться только в отношении субъектов, деятельность которых отнесена к высокой степени риска. Соответствующие критерии утверждены постановлением № 483 (см. на с. 40). Согласно его предписаниям к субъектам с высокой степенью риска могут быть отнесены субъекты:

— занимающие монопольное (доминирующее) положение на рынке;

— являются субъектами естественных монополий;

— реализуют продукцию, товары и услуги в объеме, превышающем 500 тыс. грн. в год;

— осуществляют деятельность по реализации продукции, товаров и услуг, колебание цен (тарифов) на которые в течение месяца превышает 10 процентов;

— нарушают государственную дисциплину цен.

Периодичность проведения плановых проверок таких субъектов не может превышать одного раза в год.

2. Что касается внеплановых проверок, то предусмотренные

постановлением № 502 ограничения оснований их проведения актуальны и для ценовиков. Иными словами, проводить внеплановые проверки до 31.12.2010 г. они могут исключительно на основании полученной от физического или юридического лица жалобы, содержащей информацию о нарушении субъектом хозяйствования законодательства о ценах, либо по собственной инициативе субъекта хозяйствования. До введения указанных ограничений внеплановые проверки могли также проводиться по поручению Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров Украины, по требованию правоохранительного органа, а также на основании выявления другими контролирующими органами фактов нарушения дисциплины цен.

 

Права и обязанности проверяющих

В соответствии с

абз. третьим ст. 13 Закона о ценообразовании инспекторы госценинспекции имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом № 509 (за исключением пп. 6 — 9 ст. 11).

Если рассматривать названные в

Законе № 509 полномочия с учетом специфики контрольной деятельности госценинспекций, то в круг их надзорных полномочий, в частности, следует включить:

проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о ценах;

— получение от субъектов хозяйствования (их должностных лиц) пояснений по вопросам, возникающим во время проверок и касающимся полномочий госценинспекции; получение от предприятий, учреждений и организаций материалов и информации, необходимых для выполнения возложенных на нее задач;

— обследование в установленном порядке производственных, складских, торговых и других помещений предприятий, учреждений и организаций, использующихся для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, организации и предоставления услуг;

— возможность требовать от руководителей и других должностных лиц органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются, устранения выявленных нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

— проверку во время проведения контрольных мероприятий у физических лиц документов, удостоверяющих их личность;

— применение к субъектам хозяйствования административно-хозяйственных санкций;

— использование в служебных целях средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям с согласия их руководителей, и др.

Хотим обратить внимание на некоторые существенные моменты в порядке проведения проверок инспекторами госценинспекций и условия допуска их к проверке.

Дело в том, что до вступления в силу

Закона № 877 госценинспекции не были обязаны уведомлять субъектов хозяйствования о проведении плановой проверки. Не возлагалась на них и обязанность расписаться в Журнале проверок. Такая ситуация объяснялась тем, что на деятельность госценинспекций не распространялось действие Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98. После вступления в силу Закона № 877 ценовики, в частности, обязаны:

— не позднее чем за 10 дней до проведения плановой проверки уведомлять о ней субъекта хозяйствования*;

* Госценинспекция даже обратила внимание на проблемы, которые могут возникнуть в случае уведомления субъекта хозяйствования о планируемой проверке с помощью телефонограммы. В частности, в письме от 26.03.2008 г. № 200/7-10/1097 указано, что телефонограмма представляет собой обобщенное название разных по содержанию документов, выделенных в связи с особым способом передачи текста (передается телефоном и записывается получателем). На телефонограмме указываются время ее передачи, фамилия работника, который передал телефонограмму, фамилия и номер телефона работника, принявшего телефонограмму. Однако Госценинспекция вполне обоснованно обеспокоена возможностью в последующем доказать, что уведомление о проверке действительно направлялось с помощью телефонограммы, в связи с чем рекомендует своим территориальным органам в качестве способа уведомления использовать личное вручение уведомления о проверке руководителю либо уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под роспись либо направление ценным письмом.

— предъявить представителям субъекта хозяйствования свои служебные удостоверения и направление на проверку;

— расписаться в Журнале проверок при его наличии на предприятии;

— соблюдать сроки осуществления проверки: плановая проверка не может длиться более 15 дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней; внеплановая — не более 10 и 2 рабочих дней соответственно. Продление сроков проверки не допускается.

Ответственность за нарушение законодательства о ценах

Рассмотрение вопроса об ответственности за нарушение законодательства о ценах начать, конечно же, следует со

ст. 14 Закона о ценообразовании. В соответствии с ней вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки вследствие нарушения государственной дисциплины цен и действующего порядка определения стоимости строительства, осуществляемого с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета, в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки .

Нарушения, за которые может быть применена данная санкция, и особенности расчета штрафа в каждом случае приведем в виде таблицы.

 

Нарушение

Штраф

Расчет штрафа

1

2

3

Начисление не предусмотренных законодательством наценок к ценам и тарифам, которые регулируются

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

Применение свободных цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) при условии введения для них режима государственного регулирования

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

Применение цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которой превышает установленный в соответствии с законодательством предельный

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

Применение цен (тарифов) с нарушением введенного порядка обязательного их декларирования

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства

Завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов (сборов), включаемых в структуру цены, или их невключение в структуру регулируемой цены

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

Включение в структуру регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных размеров

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

Включение в стоимость продукции и услуг, цены (тарифы) на которые регулируются, фактически не выполненных или выполненных не в полном объеме услуг (работ)

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между полученной выручкой и стоимостью продукции и услуг, определенной в соответствии с нормативами с учетом фактических объемов выполнения

Применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью согласно установленным законодательством ценам (тарифам)

Применение цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), не предусмотренных определенными нормативно-правовыми актами, устанавливающими для них соответствующие перечни платных услуг

В двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки

Необоснованно полученной выручкой считается вся сумма незаконно полученных денежных средств

Установление и применение цен (тарифов) ниже законодательно установленных минимальных

Размер финансовых санкций определяется в каждом конкретном случае по законодательным актам, регулирующим порядок установления цен на те или иные товары

Например, Законом Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» от 17.06.99 г. № 758-XIV определена ответственность субъектов предпринимательства за реализацию сахара по ценам ниже минимально установленной цены, в виде штрафа в размере двойной стоимости сахара, реализация которого осуществлялась с нарушением

 

Если выручка фактически не была получена, то штраф не применяется (см. определение ВАСУ от 03.06.2008 г. на с. 44). Обращаем также внимание, что предусмотренная

ст. 14 Закона о ценообразовании санкция применяется и в случае нарушения требований о декларировании цен либо их изменений (см. письмо Минэкономики от 03.12.2007 г. № 89-22/102).

Как видим, санкция существенная. Какие могут быть основания для избежания ее применения?

 

Обжалование санкций: за что можно зацепиться?

Мы можем предложить следующее:

1. Можно воспользоваться достаточно неудачной формулировкой

ст. 14 Закона о ценообразовании: в ней при буквальном прочтении речь идет о нарушении государственной дисциплины цен со стороны коммунальных и государственных предприятий. Такой вывод следует из используемых в статье слов о том, что выручка изымается «в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации».

Сразу же хотим предупредить о том, что этот аргумент выглядит крайне слабым по сравнению с устоявшейся практикой применения санкций, предусмотренных

ст. 14 Закона о ценообразовании. Об этом свидетельствует и существование специального подзаконного акта, направленного на регламентацию особенностей расчета и применения установленной в ст. 14 Закона о ценообразовании санкции — Инструкции № 298.

2. Как мы указывали в статье на с. 15, полномочиями по регулированию оптово-отпускных цен на определенные продукты путем декларирования их изменения, а также, например, по введению предельных торговых надбавок наделены Совет министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Соответственно, если на местном уровне госадминистрацией не принимался распорядительный документ, предусматривающий осуществление определенных мер госрегулирования цен, применить установленные

ст. 14 Закона о ценообразовании санкции нельзя.

3. Традиционное основание для избежания применения любых административно-хозяйственных санкций, в том числе за нарушение законодательства о ценах, — сроки, в течение которых они могут применяться. Напомним, согласно

ст. 250 ХКУ админхозсанкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности. При этом днем выявления считается день составления акта проверки, днем применения санкции — день вынесения соответствующего решения уполномоченным органом (см. определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-21422/07 на с. 46).

 

Административная ответственность должностных лиц

Нельзя забывать и об ответственности должностных лиц субъекта хозяйствования, виновных в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, которые также могут быть привлечены к ответственности. Основную угрозу для них составляет

ст. 1652 КоАП. В соответствии с ней нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним влечет наложение штрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования* от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). Привлечь к ответственности по этой статье может сама госцен-инспекция на основании ею же составленного протокола об админправонарушении. Рассматривать такие дела уполномочен начальник Госценинспекции и его заместители, начальники госценинспекций в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители (ст. 2445 КоАП).

* К физлицам-предпринимателям данная санкция, по признанию самой Госценинспекции, не применяется (см. письмо от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660).

При этом сроки, в течение которых на должностное лицо может быть наложен админштраф за допущенное им нарушение законодательства о ценах, отличаются от сроков применения административно-хозяйственных санкций в отношении самих субъектов хозяйствования. Напомним, согласно

ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня его совершения, а в случае длящегося правонарушения — 2 месяца со дня его выявления.

Для примера: повышение цен без предварительного декларирования их повышения, на наш взгляд, следует рассматривать как длящееся нарушение. Соответственно, применить штраф к должностным лицам можно будет независимо от того момента, когда субъект хозяйствования должен был задекларировать изменение цен. Единственное временное ограничение, которое остается, — 2 месяца со дня выявления, т. е. со дня составления протокола об админправонарушении.

Другой характер носит нарушение в виде применения торговых надбавок сверх установленного размера. Каждый факт реализации продукции с применением таких надбавок следует рассматривать как разовое правонарушение, имеющее одномоментный характер — оно совершается при передаче товара покупателю. Это дает основания говорить о том, что по истечении 2 месяцев со дня продажи товара применить к должностному лицу указанный штраф госценинспекция уже не сможет ввиду истечения сроков давности, предусмотренных ст. 38 КоАП.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд