Темы статей
Выбрать темы

О налогообложении сплошных (неделимых) услуг по международным перевозкам

Редакция НиБУ
Письмо от 11.09.2009 г. № 19694/7/16-1517

О налогообложении сплошных (неделимых) услуг по международным перевозкам

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 11.09.2009 г. № 19694/7/16-1517

 

В связи со вступлением в силу Закона Украины от 4 июня 2009 года № 1451-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов, международных отправлений, международному лизингу и международному ремонту товаров» и поступлением многочисленных запросов об особенностях обложения налогом на добавленную стоимость международных перевозок Государственная налоговая администрация Украины сообщает.

В соответствии с п. 1.22 ст. 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон)

сплошная (неделимая) услуга по международной перевозке пассажиров, багажа, грузов и международных отправлений — услуга по перевозке (доставке) пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений от пункта отправления (приема груза или международного отправления для перевозки) на территории Украины до пункта таможенного оформления, от пункта таможенного оформления до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины и/или между пунктами за пределами таможенной границы Украины, а также от пункта отправления (приема груза или международного отправления для перевозки) за пределами территории Украины до пункта таможенного оформления в пределах государственной границы Украины, от пункта таможенного оформления до пункта назначения (доставки) в пределах таможенной границы Украины.

Если плательщик налога предоставляет сплошную (неделимую) услугу по международной перевозке автомобильным транспортом пассажиров, их багажа или грузов, то для целей налогообложения стоимость такой услуги делится пропорционально отрезкам перевозки, по которым установлены разные ставки обложения этим налогом или освобождения от налогообложения

.

Согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона

объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, операции плательщиков налога по:

— поставке услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, а также международным отправлениям любым видом транспорта на отрезке от пункта их отправления (приема для перевозки) на таможенной территории Украины до пункта их таможенного оформления, а также от пункта их таможенного оформления до пункта назначения (доставки) на таможенной территории Украины;

— поставке услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов (кроме международных отправлений) любым видом транспорта (кроме автомобильного) на отрезке от пункта их отправления (приема для перевозки) на таможенной территории Украины до пункта проведения пограничного контроля по их выпуску за пределы государственной границы Украины, а также от пункта пограничного контроля по их впуску в пределы государственной границы Украины до пункта их назначения (доставки) на таможенной территории Украины.

В соответствии с подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 статьи 3 Закона

объектом обложения налогом на добавленную стоимость является поставка услуг по международной перевозке пассажиров, багажа и грузов, а также международным отправлениям в случаях, определенных подпунктом 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона.

Подпунктом 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона определено, что

по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагается:

— поставка услуг по международной перевозке пассажиров, их багажа и грузов автомобильным транспортом, а также поставка международных отправлений любым видом транспорта на отрезке от пункта (места) их таможенного оформления до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины, между пунктами, находящимися за пределами государственной границы Украины, а также от пункта их отправления (приема для перевозки) за пределами государственной границы Украины до пункта (места) их таможенного оформления на территории Украины;

— поставка услуг по международной перевозке пассажиров, их багажа и грузов видами транспорта, отличными от указанных в абзаце первом этого подпункта, за пределами государственной границы Украины.

То есть при предоставлении сплошной (неделимой) услуги по международной перевозке пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом часть, определенная подпунктом 3.1.1 пункта 3.1 статьи 3 Закона, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 20 %, а часть маршрута, определенная п.п. 6.2.4 п. 6.2 ст. 6 Закона № 168, — по ставке 0 %.

В этой связи

при предоставлении таких услуг автоперевозчик должен общую стоимость международных перевозок разделить пропорционально фактическим отрезкам перевозок, отдельно на:

— стоимость перевозки от пункта их отправления (приема для перевозки) на таможенной территории Украины до пункта их таможенного оформления или от пункта их таможенного оформления до пункта назначения (доставки)

на таможенной территории Украины;

— стоимость перевозки от пункта (места) их таможенного оформления до пункта назначения (доставки)

за пределами государственной границы Украины, между пунктами, находящимися за пределами государственной границы Украины, или от пункта их отправления (приема для перевозки) за пределами государственной границы Украины до пункта (места) их таможенного оформления на территории Украины.

При предоставлении услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов (кроме международных отправлений) любым видом транспорта (кроме автомобильного) перевозчик должен общую стоимость международных перевозок разделить пропорционально фактическим отрезкам перевозок, отдельно на:

— стоимость перевозки на отрезке от пункта их отправления (приема для перевозки) на таможенной территории Украины до пункта проведения пограничного контроля по их выпуску за пределы государственной границы Украины, а также от пункта пограничного контроля по их впуску в пределах государственной границы Украины до пункта их назначения (доставки)

на таможенной территории Украины, облагаемую налогом по ставке 20 процентов;

— стоимость перевозки на отрезке

за пределами государственной границы Украины, облагаемую налогом по ставке 0 процентов.

Если поставка услуг по международной перевозке пассажиров, их багажа, грузов или по международным отправлениям любым видом транспорта осуществляется в виде продажи билетов, других проездных документов, заключения брокерских, агентских, комиссионных или других договоров (счетов) с посредниками или доверенными лицами, то вознаграждение таких лиц

облагается налогом по ставке, предусмотренной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 этой статьи.

Согласно п. 9 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНА Украины от 30.05.97 № 165, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 165), в случае осуществления операции по поставке товаров (услуг), к которой одновременно применяется как нулевая ставка, так и ставка 20 % (или вознаграждение облагается налогом по полной ставке) плательщиком налога составляется

одна налоговая накладная, в которой заполняются соответствующие графы.

В соответствии с п. 12 Порядка № 165 объемы поставки услуг по перевозке грузов, облагаемые НДС по

ставке 20 %, подлежат отражению в графе 7 налоговой накладной, а объемы поставки услуг по перевозке грузов за пределами таможенной территории Украины, облагаемые налогом по ставке 0 %, — в графе 8 такой налоговой накладной.

Сообщая изложенное выше, Государственная налоговая администрация Украины информирует, что

другие налоговые разъяснения могут применяться в части, не противоречащей этому налоговому разъяснению.

Председателям Государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе довести указанное разъяснение до сведения плательщиков налогов и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и вынесении решений в процессе апелляционных согласований.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Международные перевозки: очередные разъяснения

В последнее время Закон № 1451 в основном вспоминали только по одной причине: ввиду дискуссии о дате его вступления. В данном письме этот вопрос не затронут, однако ГНАУ уже высказывалась по этому поводу в письме от 21.08.2009 г. № 18135/7/16-1517// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 72, где со ссылкой на мнение Минюста (см. письмо от 19.08.2009 г. №10778-0-33-09-34) этой датой признано

1 сентября 2009 года (а для п. 2 раздела I — 1 октября 2009 года).

Разобравшись с датой, ГНАУ в текущем письме решила уделить внимание сути Закона №1451, а точнее, главному его новшеству

— расширению сферы применения нулевой ставки для международных автоперевозок. ГНАУ еще раз подчеркнула, что действительно для автоперевозок расстояние для нулевой ставки увеличилось, и теперь оно определяется не по таможенной границе Украины (пунктам пропуска на границе), а по пунктам таможенного оформления (подробнее см. наш комментарий к закону в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58). Для остального транспорта границы нулевой ставки остались прежние — это граница Украины. Надеемся, что такие однозначные высказывания ГНАУ снимут окончательные сомнения у последних скептиков, которые пытались привязать расширившееся расстояние для нулевой ставки только к международным отправлениям.

В письме ГНАУ обязывает перевозчиков разделять стоимость услуг пропорционально

фактическим отрезкам перевозок, т. е. отдельно: облагаемые по 20%, а отдельно по 0%. Допустим, наших перевозчиков (резидентов) она обязать еще сможет, а как же быть с не нашими перевозчиками (нерезидентами). Они, скорее всего, не будут себя утруждать такой разбивкой, и тогда заказчик-резидент, который в этой ситуации выступает налоговым агентом, должен это сделать самостоятельно.

Для разделения стоимости услуг существует два способа:

один способ — по расстоянию, однако более взвешенным является второй способ — с учетом тарифов за один километр «украинского» и «заграничного» путей следования. Ведь стоимость услуг перевозки по зарубежью значительно дороже из-за таких факторов, как платные дороги, более высокая стоимость топлива, наличие дополнительных разрешительных документов и пр. Поэтому в результате разделения пропорционально километражу стоимость «украинской» части будет завышена. Подробно оба способа мы описывали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 64. Вместе с тем, учитывая положения п. 1.22 Закона об НДС и текущего письма, скорее всего, от плательщиков будут требовать применения первого способа.

И последнее, на чтобы хотелось обратить внимание — это

порядок отражения операции в налоговой накладной. ГНАУ справедливо отмечает, что одна операция по перевозке (либо услуги посредника), несмотря на ее (их) обложение по разным ставкам (0 % и 20 %), отражаются в одной налоговой накладной. При этом 20 % оборот отражается в гр. 7 («20 %»), а нулевые обороты — в гр. 8 («0% реалізація на митній території України»). Именно такой порядок отражения мы всегда советовали читателям (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 64, № 81). Приятно, что теперь в этом вопросе расхождения с представителями главного налогового ведовства отсутствуют, хотя раньше они предлагали такие нулевые обороты отражать в гр. 9 («0 % (експорт)»), см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 6.

 

Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше