Об обложении сбором за спецводопользование воды, приобретенной в цистернах и других емкостях

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2009/№ 77
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 19.08.2009 г. № 17859/7/15-0817

Об обложении сбором за спецводопользование воды, приобретенной в цистернах и других емкостях

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 19.08.2009 г. № 17859/7/15-0817

 

Государственная налоговая администрация Украины в связи с многочисленными запросами органов государственной налоговой службы на местах и плательщиков сбора за специальное водопользование по поводу обложения сбором за спецводопользование воды, приобретенной у водопользователей и завезенной на территорию предприятий в цистернах и других емкостях, разъясняет.

Пунктом 8 раздела II Заключительных положений Закона Украины от 3 июня 2008 года № 309-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон), с изменениями и дополнениями, введены нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод согласно приложению 2 к этому Закону, являющемуся его неотъемлемой частью. В частности, установлены нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков.

В соответствии со статьей 42 Водного кодекса Украины от 6 июня 1995 года № 213/95-ВР, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс), водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства.

Водопользователи могут быть первичными и вторичными.

Первичные водопользователи

— это те, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды.

Вторичные водопользователи (абоненты)

— это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на условиях, устанавливаемых между ними.

В соответствии со ст. 49 Кодекса в разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ.

В данном случае первичному водопользователю в разрешении на специальное водопользование устанавливается лимит использования воды, а в договоре между первичным и вторичными водопользователями устанавливаются такие лимиты вторичным водопользователям.

Если первичный

водопользователь, осуществляющий забор воды, часть такой воды отгружает в цистернах и других емкостях другому водопользователю, то вода становится товаром и происходит факт купли-продажи такого товара. Первичный водопользователь при этом уплачивает предусмотренные законодательством обязательные налоги и сборы, а сбор за спецводопользование уплачивает только в части использованной им воды на собственные производственные и хозяйственно-бытовые нужды.

Вторичный

водопользователь, получающий воду от первичного водопользователя в цистернах и других емкостях, уплачивает первичному водопользователю за воду как за товар цену, предусмотренную договором купли-продажи, и только при использовании такой воды в собственной хозяйственной деятельности водопользователь уплачивает сбор за спецводопользование в части фактически использованных им объемов воды (для производственных и хозяйственно-бытовых целей) по действующим нормативам, установленным для водных объектов соответствующей территории и сбор за спецводопользование в части фактически использованных объемов воды, входящей в состав напитков (при изготовлении напитков) по действующим нормативам, установленным для воды, входящей в состав напитков.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Уплата спецводосбора за воду из цистерн: как нам советуют и как должно быть на самом деле

Ключевой вопрос комментируемого письма ГНАУ, от ответа на который зависят все его дальнейшие умозаключения, сводится к тому,

&следует ли считать субъектов хозяйствования, приобретающих воду в цистернах, вторичными водопользователями?

Ответ налоговиков на него хотя и не отвечает общей логике письма (в котором совершенно справедливо указано, что вода, отгруженная в цистернах и других емкостях, становится товаром и происходит факт купли-продажи такого товара без какой-либо связи с водопользованием), но вполне предсказуем. Ведь отождествление таких покупателей воды с вторичными водопользователями означает необходимость уплаты ими спецводосбора в части фактически использованных им объемов воды для производственных и хозяйственно-бытовых целей.

Между тем, непредвзятый взгляд на определение термина «вторичные водопользователи», содержащееся в ст. 42 Водного кодекса Украины (приведенное в письме и ничуть не смутившее его авторов), сразу же вызывает вопрос: если понятия «вторичные водопользователи» и «абоненты» согласно этому определению считаются синонимами, поскольку второе из них дано в скобках, конкретизируя и дополняя первое, то можно ли в таком случае покупателей воды тоже называть абонентами*? Если да, то что они при этом абонируют, т. е. чем такие покупатели получают право пользоваться?

* Абонент — тот, кто обладает правом пользования чем-либо, обычно имея абонемент (Современный толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой).

Как нам кажется, параллель между указанными понятиями раскрыта в самом определении, согласно которому

вторичными водопользователями (или, другими словами, абонентами) являются пользователи, не имеющие собственных сооружений и получающие воду с водозаборных сооружений первичных водопользователей. Отсюда напрашивается вывод, противоположный сделанному в комментируемом письме, а именно: субъекты хозяйствования, приобретающие воду в цистернах и других емкостях, ни при каких условиях не становятся вторичными водопользователями, что избавляет их от необходимости уплаты спецводосбора.

Подтверждение последнего тезиса можно найти непосредственно в Водном кодексе Украины, согласно которому, в частности:

специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств (ч. 1 ст. 48);

— плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов

являются предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или с водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи) (ч. 7 ст. 30).

Совершенно очевидно, что

при покупке воды в цистернах отсутствует такое необходимое условие обретения статуса плательщика спецводосбора ее покупателями, как забор воды с применением сооружений или технических устройств.

Кстати, достаточно спорным выглядит и утверждение ГНАУ о том, что продавец воды не должен уплачивать спецводосбор за проданную им воду. Скорее, наоборот. Более того, в том случае, если речь идет о продаже в цистернах или других емкостях воды, предназначенной для питья, продавец вынужден будет уплатить такой сбор по повышенным нормативам, которые применяются изготовителями напитков.

Дело в том, что если обратиться к излюбленному ГНАУ Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-97, утвержденному приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822, раздел 15 которого «Продукция пищевой промышленности» определяет группу 15.9 «Напитки», то окажется, что подкатегория 15.98.11 «Воды минеральные и столовые» включает:

— воды газированные, приготовленные из питьевой воды и насыщенные диоксидом углерода под давлением;

воду натуральную обычную всех видов, в том числе очищенную, фасованную.

А отсюда непосредственно следует, что платить сбор за такую воду должны все же продавцы. Причем у последних, в отличие от покупателей, имеются все сведения о поверхностном или подземном происхождении такой воды, что позволяет корректно применить соответствующие нормативы для производителей напитков, установленные известным Законом № 309 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47).

Оценивая комментируемое письмо ГНАУ в целом как положительное (ведь должен же кто-то поднимать острые вопросы налогообложения), заметим, что, по большому счету, достоверные ответы на такие вопросы именно от налоговиков не так уж и важны. Как говорится в известной пословице, перекликающейся с «водяной» тематикой письма, на то и щука, чтобы карась не дремал! А за тех «карасей», кто прочел этот комментарий, мы спокойны: они наверняка не попадутся на очередную удочку налоговиков.

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд