Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)

Редакция НиБУ
Приказ от 22.02.2010 г. № 99

Министерства и ведомства Украины

Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)

Приказ от 22 февраля 2010 года № 99

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10 марта 2010 г. под № 209/17504

(извлечение)

 

Согласно статьям 2, 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине», статье 5 Закона Украины «О системе налогообложения», во исполнение пункта 22 Национального плана действий по улучшению администрирования налогов, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 14.10.2009 № 1217-р, с целью утверждения перечня критериев, по которым будут определяться крупные плательщики налогов, усовершенствования процедур, которые проводятся в случае изменения местонахождения плательщиков налогов, а также учета договоров о совместной деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить Изменения к Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 № 80, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 16.03.98 под № 172/2612 (в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 17.11.98 № 552) (с изменениями) (прилагаются).

<…>

4. Настоящий приказ вступает

в силу со дня его официального опубликования.

<…>

 

Председатель С. Буряк

 

 

Утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 22.02.2010 № 99

Изменения к Порядку учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей)

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 10 марта 2010 г. под № 209/17504

 

1. В

разделе 1:

пункт 1.2

изложить в следующей редакции:

«1.2. Крупный плательщик налогов — это юридическое лицо, у которого объем валового дохода от всех видов деятельности за отчетный год превышает сто миллионов гривень и среднеучетная численность работающих за год превышает двести пятьдесят человек или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, которые контролируются органами государственной налоговой службы, за год превышает двадцать пять миллионов гривень.

1.2.1. Показатели этого пункта рассчитываются по результатам деятельности плательщиков налогов за первое полугодие (девять месяцев) отчетного года с учетом расчетных показателей за второе полугодие (четвертый квартал) отчетного года.

1.2.2. К крупным плательщикам налогов может быть отнесен также плательщик налогов, который по собственному желанию предоставил достаточные обоснования и расчеты достижения соответствующих показателей по определенным критериям в следующем отчетном периоде»;

дополнить раздел новым

пунктом 1.16 следующего содержания:

«1.16. Уполномоченное лицо — участник договора (контракта) о совместной деятельности, которая предусматривает объединение средств или имущества участников для достижения общей хозяйственной цели (далее — договор о совместной деятельности), — юридическое лицо, зарегистрированное в Украине в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», или его филиал, который является плательщиком налога на прибыль и уполномочен вести учет результатов совместной деятельности другими сторонами согласно условиям договора».

2. В

пункте 4.12 раздела 4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«4.12. Взятие на учет в органах государственной налоговой службы соглашений о распределении продукции (далее — соглашения) и договоров о совместной деятельности осуществляется в следующем порядке»;

в

подпункте 4.12.2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«4.12.2. Для взятия на учет договора о совместной деятельности уполномоченное лицо по своему месту учета в органе государственной налоговой службы подает следующие документы:»;

в абзаце седьмом слова «лицензий на осуществление» заменить словами «лицензий и разрешений на осуществление соответствующих»;

дополнить пункт

подпунктом 4.12.3 следующего содержания:

«4.12.3. Взятию на учет в органах государственной налоговой службы подлежат договоры, налогообложение совместной деятельности которых осуществляется согласно пункту 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

В случае взятия на учет договора согласно этому Порядку уполномоченному лицу предоставляется номер из ВРГНАУ для ведения налогового учета результатов совместной деятельности отдельно от учета результатов другой хозяйственной деятельности. Документы, касающиеся договора, хранятся в учетном деле уполномоченного лица.

Одновременно со взятием на учет договора уполномоченное лицо под номером из ВРГНАУ зачисляется в категорию плательщиков налога на прибыль при выполнении договора, а также в установленном порядке по такому номеру может быть зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость при выполнении договора. Уполномоченное лицо под номером из ВРГНАУ не может быть зарегистрировано или взято на учет как плательщик или налоговый агент иных, чем налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, видов налогов, сборов (обязательных платежей). Обязанности по уплате других видов налогов, возникающих при выполнении договоров, исполняются каждым участником самостоятельно согласно действующему законодательству.

В органах государственной налоговой службы не учитываются договоры о совместной деятельности, не соответствующие положениям подпункта 7.7.1 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Каждый участник таких договоров состоит на учете в органах государственной налоговой службы и исполняет обязанности плательщика налогов самостоятельно».

3. В

абзаце первом пункта 6.2 раздела 6 слово и цифры «подпунктом 4.12.2» заменить словом и цифрами «подпунктами 4.12.2, 4.12.3».

4. В

разделе 8:

4.1.

Третье предложение абзаца шестого подпункта 8.1.1 пункта 8.1 дополнить словами «, а также обособленных подразделений юридических лиц».

4.2. В

абзаце восьмом пункта 8.5 слова «, который не может составлять менее двух месяцев от дня опубликования сообщения о прекращении плательщика налогов» исключить.

4.3. В

пункте 8.8:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«8.8. Основанием для перевода на обслуживание плательщика налогов из одного органа государственной налоговой службы в другой (взятие на учет/снятие с учета) в связи с изменением местонахождения (местожительства) плательщика, связанным с изменением административного района, является поступление хотя бы в один из этих органов данных, которые свидетельствуют о регистрации таких изменений»;

в абзаце первом подпункта 8.8.1 слова «снятие с учета/взятие на учет» заменить словом «перевод»;

подпункт 8.8.3

изложить в следующей редакции:

«8.8.3. В случае получения органом государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) плательщика налогов документов или сведений об изменении местонахождения (местожительства) плательщика налогов такой орган в течение десяти рабочих дней от дня получения документов или сведений направляет в орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству) информационное письмо и копии таких документов или сведений. Информационное письмо может быть направлено средствами электронной почты органов государственной налоговой службы. О направлении письма делается отметка в поле «Примечание» в журнале по ф. № 2-ОПП (ф. № 7-ОПП)»;

в

подпункте 8.8.4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«8.8.4. В органе государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству) срок пребывания плательщика налогов на учете должен быть продлен до:»;

абзац третий после слов «окончания проверки» дополнить словами «и согласования сумм налоговых обязательств по ее результатам»;

в четвертом предложении абзаца шестого цифры «8.8.10» заменить цифрами «8.8.11»;

абзацы седьмой — семнадцатый исключить;

подпункты 8.8.5, 8.8.6

изложить в следующей редакции:

«8.8.5. Орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству) плательщика налогов формирует и направляет в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) плательщика налогов пакет документов для взятия на учет такого плательщика налогов в течение:

пяти рабочих дней после истечения срока, на который было продлено пребывание на учете плательщика налогов согласно подпункту 8.8.4 этого пункта, и если такой срок был больше одного месяца;

месяца по получении документов или сведений согласно подпункту 8.8.1 или подпункту 8.8.3 этого пункта — в других случаях.

Пакет документов включает:

три заполненных экземпляра сообщения о взятии на учет/снятии с учета плательщика налогов в связи с изменением местонахождения (местожительства) по ф. № 11-ОПП (

приложение 11);

регистрационную часть учетного дела плательщика налогов (с описью) за весь период существования плательщика налогов;

отчетную часть учетного дела плательщика налогов (с описью), укомплектованную декларациями, расчетами, отчетами, актами (справками) проверок и другими документами дела, срок хранения которых не истек;

справку о состоянии расчетов плательщика с бюджетом;

распечатанную учетную карточку плательщика налогов (полные регистрационные сведения) из районного уровня Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах или Реестра физических лиц;

данные о контрольно-проверочной работе;

копии актов (справок) о проведении документальных невыездных (камеральных), документальных выездных проверок по вопросам возмещения налога на добавленную стоимость в случае наличия невозмещенного остатка этого налога;

документы о мерах по обеспечению погашения налогового долга, если плательщик налогов имеет налоговый долг;

информацию об апелляционном согласовании сумм налоговых обязательств и судебных дел между органами государственной налоговой службы и плательщиком налогов за последние три года.

Перечень направляемых документов приводится в сопроводительном письме. Документы направляются либо почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и с заказным уведомлением об их вручении, или доставляются нарочно работником органа государственной налоговой службы и передаются под расписку в подразделение, ответственное за организацию документооборота органа государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) плательщика налогов. Документы не могут быть переданы непосредственно через плательщика налогов или других третьих лиц.

Данные о направлении уведомления по ф. № 11-ОПП и документов плательщика налогов заносятся в журнал по ф. № 6-ОПП, а также в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах или в Реестр физических лиц.

8.8.6. В течение пяти рабочих дней после поступления учетного дела и документов согласно подпункту 8.8.5 этого пункта орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) плательщика налогов осуществляет взятие его на учет, о чем вносит соответствующие изменения в учетное дело, Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах либо в Реестр физических лиц. Отметки о взятии на учет по новому местонахождению (местожительству) проводятся в журнале поф. № 2-ОПП (ф. № 7-ОПП).

Данные о взятии на учет вносятся в три экземпляра уведомлений по ф. № 11-ОПП, из которых два экземпляра уведомлений направляются в орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству).

До взятия на учет плательщика налогов в органе государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) он уплачивает налоги и подает налоговые декларации, расчеты, отчеты по предыдущему местонахождению (местожительству).

После взятия на учет плательщика налогов и возврата им справки по ф. № 4-ОПП, выданной по предыдущему месту учета, орган государственной налоговой службы выдает плательщику налогов новую справку по ф. № 4-ОПП»;

дополнить пункт после подпункта 8.8.6

подпунктом 8.8.7 следующего содержания:

«8.8.7. После поступления уведомления по ф. № 11-ОПП с указанием даты взятия на учет плательщика налогов по новому местонахождению (местожительству) орган государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству) в течение двух рабочих дней снимает с учета плательщика налогов и формирует и направляет в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству) в электронном виде:

карточки лицевых счетов плательщика налогов за текущий год, сформированные на дату снятия с учета;

копии налоговых деклараций, расчетов, отчетов плательщика налогов за три отчетных года, включая текущий;

данные о контрольно-проверочной работе.

Информация о снятии с учета вносится в Единый банк данных о плательщиках налогов — юридических лицах либо в Реестр физических лиц.

Один экземпляр уведомления по ф. № 11-ОПП с заполненным третьим разделом в течение двух рабочих дней после снятия с учета плательщика налогов направляется в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству).

В органе государственной налоговой службы по предыдущему местонахождению (местожительству) сохраняются в течение 5 лет с момента снятия с учета следующие документы:

второй экземпляр уведомления по ф. № 11-ОПП;

копия сопроводительного письма и описи учетного дела;

документы (уведомления) о вручении (доставке) учетного дела и документов плательщика налогов в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству);

копии заявления по ф. № 9-ОПП и приобщенных к нему документов, и/или распечатанные органом государственной налоговой службы сведения из регистрационной карточки, предоставленные государственным регистратором, о регистрации изменения местонахождения (местожительства), и/или уведомления органа государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству), поступившего согласно подпункту 8.8.3 этого пункта;

копии информационных писем, которые направлялись согласно подпункту 8.8.5 этого пункта;

экземпляры актов сверок с плательщиком налогов, которые проводились в связи с переводом плательщика налогов на обслуживание в орган государственной налоговой службы по новому местонахождению (местожительству).

Подразделения, ответственные за учет плательщиков налогов, по окончании текущего бюджетного года печатают списки всех снятых с учета плательщиков налогов и доводят их до сведения и использования в работе во все структурные подразделения органа государственной налоговой службы, а также исключают из общего количества снятых с учета плательщиков налогов».

В связи с этим подпункты 8.8.7 — 8.8.10 считать соответственно подпунктами 8.8.8 — 8.8.11.

4.4. В

абзаце шестом пункта 8.10 слова «недоимку и переплату крупного плательщика налогов» заменить словами «состояние расчетов плательщика с бюджетом».

4.5. В

пункте 8.11:

в абзаце первом слова и цифры «подпунктами 3.5.1 и 3.5.2» заменить словом и цифрами «подпунктом 3.5.1»;

в абзаце шестом слова «недоимку и переплату плательщика налогов» заменить словами «состояние расчетов плательщика с бюджетом».

4.6. Дополнить раздел после пункта 8.12

пунктом 8.13 следующего содержания:

«8.13. Снятие с учета плательщиков налогов в случаях, предусмотренных подпунктом 3.5.2 пункта 3.5 раздела 3 настоящего Порядка, осуществляется в следующем порядке.

В десятидневный срок после утверждения перечня плательщиков налогов, которые подлежат снятию с учета в одном органе государственной налоговой службы и взятию на учет в другом, орган государственной налоговой службы, из которого переводятся плательщики налогов, передает в орган государственной налоговой службы по новому месту учета следующие документы и информацию:

регистрационные части учетных дел плательщиков налогов;

отчетные части учетных дел плательщиков налогов;

части Единого банка юридических лиц и Реестра физических лиц, электронных баз данных: налоговой отчетности, карточек лицевых счетов, результатов контрольно-проверочной работы и других баз данных и налоговых реестров.

Передача осуществляется по отдельным актам приема-передачи, составляемым в трех экземплярах, — по одному для государственных налоговых инспекций и один для соответствующей государственной налоговой администрации.

Информация об изменении места учета плательщиков налогов доводится до сведения плательщиков налогов и финансовых учреждений в десятидневный срок после утверждения перечня плательщиков налогов, которые подлежат снятию с учета в одном органе государственной налоговой службы и взятию на учет в другом».

В связи с этим пункты 8.13 — 8.15 считать соответственно пунктами 8.14 — 8.16.

5.

Пункты 11.3 — 11.5 раздела 11 изложить в следующей редакции:

«11.3. В случае невозможности вручения плательщику налогов справки, свидетельства, письма или любого другого документа, направленного органом государственной налоговой службы, в связи с отсутствием плательщика налогов по местонахождению (местожительству), то вместо акта проверки местонахождения (местожительства) плательщика налогов оформляется справка о невозможности вручения документа плательщику налогов с указанием причин и приложением соответствующих документов (при наличии).

Акт проверки местонахождения плательщика налогов или справка о невозможности вручения документа плательщику налогов не составляется работниками органов государственной налоговой службы, если в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии плательщика налогов по местонахождению.

11.4. В отношении каждого плательщика налогов, по которому выявлено отсутствие его по местонахождению (местожительству) и не выяснено его фактическое местонахождение (местожительство), подразделение органа государственной налоговой службы, выявившее указанный факт, готовит и передает подразделениям налоговой милиции запрос на установление местонахождения (местожительства) плательщика налогов по форме, которая утверждается центральным органом государственной налоговой службы. В Единый банк данных юридических лиц и Реестр физических лиц вносятся данные о подаче запроса.

11.5. Если по результатам мероприятий по установлению фактического местонахождения юридического лица подразделениями налоговой милиции будет подтверждено отсутствие такого лица по местонахождению или установлено, что фактическое местонахождение юридического лица не соответствует зарегистрированному местонахождению, руководитель (заместитель руководителя) органа государственной налоговой службы принимает решение о направлении соответствующему государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 18-ОПП (приложение 17) для принятия мер, предусмотренных частью восьмой статьи 19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Копия уведомления подшивается к регистрационной части учетного дела плательщика налогов. О направлении такого уведомления вносится запись в журнал учета сообщений об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 19-ОПП (приложение 18)».

6.

Приложение 11 изложить в новой редакции (прилагается).*

* Не публикуется. —

Примеч. ред.

 

Начальник Управления регистрации и учета плательщиков налогов Н. Калениченко



комментарий редакции

Изменен порядок учета плательщиков

Несмотря на значительный объем нынешних изменений Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного в первоначальной редакции приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, а после действовавшего в редакции приказа ГНАУ от 17.11.98 г. № 552 (с последующими изменениями и дополнениями), комментарий этого документа не будет многословным. Причина в том, что многие изменения носят чисто редакторский характер и в комментариях вообще не нуждаются, другие определяют обязанности работников налоговых органов и плательщиков касаются постольку-поскольку, и только некоторые настолько существенны и касаемы плательщиков, что заслуживают отдельного упоминания в комментарии.

И прежде всего — это новые критерии для отнесения плательщика к категории крупных. Причем, на этот раз речь идет не просто об изменении размера критериев, а о более радикальных переменах.

Итак, показатели плательщика для сравнения с соответствующими критериями теперь будут определяться (до 22.04.2010 г. должна пройти соответствующая

инвентаризация реестра крупных плательщиков — см. рубрику «Мнение специалистов официальных органов» на с. 44), как собственно и раньше, в расчете за отчетный год, но:

— во-первых, теперь таких «прикидок» будет не одна, как раньше, — по результатам девяти месяцев отчетного года с условной экстраполяцией на показатели последнего квартала (т. е. результат девяти месяцев умножался на 1,33…), — а

дважды в течение года: в первый раз — по результатам первого полугодия отчетного года с условной экстраполяцией на показатели второго полугодия, во второй раз — как и раньше — по результатам девяти месяцев. Кстати говоря, поскольку теперь одним из непосредственных критериев является показатель «среднеучетной численности работающих» за год, его-то умножать не следует, а, видимо, нужно допустить, что до конца года он (заметно) не изменится. При этом нельзя не подосадовать, что авторы документа снова не удосужились заглянуть в профильную госкомстатовскую Инструкцию по статистике количества работников, чтобы оперировать соответствующим термином, благо хоть в прошлый раз авторитетный специалист ГНАУ разъяснил (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79, с. 61), что в документе имеется в виду все-таки показатель среднеучетного количества штатных работников за год;

— во-вторых, теперь не потребуется заниматься арифметикой и суммировать-вычитать баллы, а чтобы считаться «крупняком», нужно (повторим: в расчете за отчетный год) превысить хотя бы один из двух критериев (первый из них состоит из двух величин):

1.

Объем валового дохода от всех видов деятельности (надо полагать, что налоговики будут анализировать декларацию по налогу на прибыль) — более 100 млн грн. и при этом показатель среднеучетного количества штатных работников за год (надо понимать — согласно строке 1030 формы № 1-ПВ (квартальная) «Отчет по труду» за соответствующий отчетный период с начала года) — более 250 человек. Нетрудно заметить увязку этих критериев с теми, которые установлены для крупных предприятий в части 7 ст. 63 ХКУ.

2. «

Общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы» — более 25 млн грн. (тут важно обратить внимание на слова: «уплаченных» — т. е. учитываются суммы, именно уплаченные (а не начисленные) в течение такого отчетного года; «в Государственный бюджет Украины» — т. е. хотя за этими словами и следует корявое «налогов по платежам», это можно трактовать, что учитываться будут именно налоги и именно госбюджетные; «контролируемым органами государственной налоговой службы» — из этого следует, что, например, «импортный» НДС (хотя и уплаченный, и госбюджетный) здесь не учитывается;

— наконец, в-третьих, новая редакция п.п. 2.1.2 Порядка учета плательщиков предоставляет плательщикам возможность пробиться в «крупняки» по собственному желанию, но вряд ли этот случай заслуживает серьезного анализа (в налоговом ракурсе). Ну, разве что плательщик захочет избежать мороки с переходом на обслуживание в другой налоговый орган или предпочтет не расставаться с дружественным офисом крупных плательщиков.

Кстати, теперь порядок перевода на обслуживание из одного налогового органа в другой прописан в Порядке учета плательщиков гораздо более подробно, чем раньше. Бросается в глаза новация, что теперь в налоговом органе по новому местонахождению плательщика уже не потребуется формировать в двух экземплярах форму № 11-ОПП (кстати,

эта форма утверждена в новой редакции ).

Конкретизирован также порядок действий налоговиков при отсутствии плательщика по указанному в соответствующих реестрах местонахождению (месту проживания) — вплоть до внесения в Единый госреестр записи об отсутствии плательщика по местонахождению.

В заключение отметим новое определение — «уполномоченное лицо», которое адаптировано к тексту Закона о налоге на прибыль, и даже более того: теперь Порядок учета плательщиков допускает взятие на учет такого

уполномоченного лица (а не как принято говорить — «взятия на учет совместной деятельности») в качестве плательщика только налога на прибыль и НДС (это в общем не новая позиция)… Правда, вызывает определенные сомнения тот момент, что согласно Порядку учета плательщиков таким уполномоченным лицом может быть и филиал плательщика налога на прибыль (надо понимать — при условии неконсолидированной уплаты этого налога). Ведь при строгом прочтении норм, касающихся совместной деятельности, но не Закона о налоге на прибыль, а Закона об НДС, можно заключить, что филиал, во-первых, не соответствует определению лица (согласно п. 1.2 Закона об НДС), а во-вторых, не будучи юридическим лицом, не может быть стороной соответствующего договора.

Интересно, что хоть документ формально и вступил в силу лишь с даты опубликования (22.03.2010 г.), но реально новые критерии были доведены ГНАУ для применения на местах уже давно…

 

Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше