О принципе молчаливого согласия разрешительных органов
Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 02.03.2010 г. № 2554
Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрено <…> письмо-обращение <…> о предоставлении разъяснений по применению норм Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении упрощения условий ведения бизнеса в Украине», а именно принципа молчаливого согласия, и сообщается.
Суть указанного принципа заключается в том, что субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения документа разрешительного характера при условии, если субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом подано в установленном порядке заявление и документы в полном объеме, но в установленный законом срок документ разрешительного характера или решение об отказе в его выдаче не выданы или не направлены. Копия описи принятых документов с отметкой о дате их принятия является подтверждением подачи заявления и документов администратору или разрешительному органу.
При этом
принцип молчаливого согласия не лишает разрешительные органы обязанности выдать документ разрешительного характера или принять решение об отказе в его выдаче.Таким образом,
копия описи принятых документов с отметкой о дате их принятия не идентична документу разрешительного характера, а поэтому не может быть использована для получения следующего документа разрешительного характера, предусмотренного разрешительной (согласительной) процедурой.
Заместитель председателя Г. Яцышина
комментарий редакции
Когда принцип молчаливого согласия не освобождает
от необходимости получить разрешительный документ
Принцип молчаливого согласия — нововведение, направленное на упрощение разрешительной процедуры. Однако следует признать, начало его действия не обходится без сложностей.
Дело в том, что согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по упрощению условий ведения бизнеса в Украине» от 15.12.2009 г. № 1759-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 11)
принцип молчаливого согласия действует с 30.12.2009 г. и предусматривает, что если субъектом хозяйствования были поданы все необходимые для получения того или иного разрешения документы, но в установленный законом срок (по общему правилу, 10 рабочих дней) ему не предоставлено ни разрешение, ни решение об отказе в его выдаче, субъект хозяйствования получает право на осуществление хоздеятельности без соответствующего разрешения.Но уже с
01.04.2010 г. в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 11.02.2010 г. № 1869-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 19) основы действия принципа молчаливого согласия будут несколько изменены. Как и Закон № 1759, комментируемый документ предусматривает, что срок выдачи разрешительных документов составляет 10 рабочих дней. Специальным законом он может быть изменен. Однако если раньше принцип молчаливого согласия применялся сразу с истечением срока выдачи разрешительного документа, т. е. уже с этого момента субъект хозяйствования мог начинать осуществлять деятельность, за разрешительным документом на которую он обратился, то теперь после окончания такого срока должно пройти еще 10 рабочих дней, прежде чем можно будет воспользоваться принципом молчаливого согласия.При этом подтверждением подачи всех необходимых для получения разрешения документов и даты их подачи, от которой отсчитывается срок предоставления разрешения либо решения об отказе в его выдаче, выступают
копии поданного субъектом хозяйствования заявления и описи принятых документов. С помощью них субъект хозяйствования может потом обосновывать свое право на занятие определенным видом хоздеятельности без получения разрешительного документа.Однако
ряд разрешительных процедур предусматривает необходимость получения нескольких разрешений (согласований). Причем иногда получение одного из документов невозможно без предварительного получения другого.Так, например, позитивное комплексное заключение государственной экспертизы в ряде случаев является необходимым условием для утверждения проекта строительства, без которого, в свою очередь, нельзя получить разрешение на выполнение строительных работ (см. письмо Госкомпредпринимательства от 23.02.2010 г. № 2240).
Действует ли в этом случае принцип молчаливого согласия? Можно ли для получения одного из разрешительных документов вместо требуемого согласно процедуре разрешения подать опись поданных документов, которая свидетельствует, что уполномоченный госорган не предоставил ответ в установленный срок?
Как следует из комментируемого письма, Госкомпредпринимательства отрицает такую возможность. Из этого можно сделать вывод, что в таких усложненных разрешительных процедурах, предусматривающих необходимость последовательного получения нескольких разрешений (согласований), принцип молчаливого согласия может действовать только при получении последнего из требуемых документов.
Елена Уварова