Темы статей
Выбрать темы

Особенности составления Расчета уплаты единого налога юрлицами

Редакция НиБУ
Статья

Особенности составления Расчета уплаты единого налога юрлицами

 

Составить Расчет уплаты единого налога совсем не сложно. Другое дело — определение базы налогообложения. Хотя и здесь было бы гораздо проще, если бы все делалось по закону. Однако разъяснения налоговой этот вопрос несколько усложнили. Но вряд ли из этого следует делать проблему. Ведь оптимальное решение всегда можно найти. Ниже последовательно, шаг за шагом, расскажем об особенностях составления Расчета уплаты единого налога юридическими лицами —плательщиками единого налога.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

КУоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

КВЭД

— Классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 26.12.2005 г. № 375.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 г. № 727/98.

Порядок № 477

— Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 477.

Порядок № 98

— Порядок составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 27

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность», утвержденное приказом Минфина от 07.11.2003 г. № 617.

Инструкция № 110

— Инструкция о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2001 № 110.

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Письмо № 1653

— письмо ГНАУ от 19.02.2010 г. № 1653/6/31-4018.

Письмо № 3842

— письмо ГНАУ от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516.

Письмо № 4429

— письмо ГНАУ от 14.05.2009 г. № 4429/6/15-0416.

Письмо № 5117

— письмо Госпредпринимательства от 16.08.2001 г. № 2-532/5117.

Письмо № 6346

— письмо Госпредпринимательства от 24.10.2001 г. № 1-221/6346.

Письмо № 13384

— письмо ГНАУ от 06.07.2005 г. № 13384/7/15-1217.

Письмо № 14487

— письмо ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417.

 

В какой срок подавать Расчет и уплачивать единый налог

Расчет уплаты единого налога (далее — Расчет) подается юрлицами-единоналожниками в ГНС по своему местонахождению

до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) кварталом (п. 4 Указа № 727). То есть конечным сроком для подачи Расчета является 19 число месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 письма № 14487).

Таким образом, за налоговые периоды 2010 г. Расчет подается за:

I квартал

2010 г. — до 19 апреля 2010 г. включительно (понедельник);

II квартал

2010 г. — до 19 июля 2010 г. включительно (понедельник);

III квартал

2010 г. — до 19 октября 2010 г. включительно (вторник);

IV квартал

2010 г. — до 19 января 2011 г. включительно (среда).

Кроме того, напомним, что если последний день срока представления Расчета придется на выходной или праздничный день, то последним днем срока будет считаться следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день (

п.п. 4.1.5 Закона № 2181, п. 3 письма № 14487 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 63, с. 4).

Вместе с Расчетом в ГНС подаются

платежные поручения на уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств (п. 4 Указа № 727). Хотя Расчет по добровольному решению единоналожника может подаваться им в электронной форме (п. 1 Порядка № 98). А как же тогда быть с платежными поручениями, ведь их в таком случае нет возможности приложить к Расчету?

Нормативные документы этот момент не регламентируют. На практике налоговая на местах не возражает против того, чтобы платежки приносили инспектору, обслуживающему конкретного плательщика, т. е. без личного посещения налоговой не обойтись.

Расчет подается ежеквартально

по результатам квартала, а уплачивается единый налог ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца (п. 3 Указа № 727). То есть последний день уплаты за третий месяц квартала это 20 число, а последний день предоставления Расчета — 19 число. Однако уплачивать за этот последний месяц квартала плательщики вынуждены раньше — не позднее 19 числа, а обусловлено это требованием Указа № 727, о котором мы уже упоминали: подавать вместе с Расчетом платежное поручение об уплате единого налога.

Если в каком-то месяце у единоналожника не было налогооблагаемых операций или на лицевом счете отражена переплата налога, то и уплачивать налог не нужно, но подавать Расчет при этом нужно.

 

Ответственность

Согласно

ст. 5 Указа № 727 единоналожники несут ответственность за правильность исчисления, своевременность представления расчетов и уплаты сумм единого налога согласно законодательству Украины. Таким законодательством в отношении налогов является Закон № 2181. Следовательно, данным Законом и нужно в первую очередь руководствоваться при решении вопросов ответственности.

За неподачу или несвоевременную подачу Расчета

единоналожнику грозит штраф в размере 10 ннмдг — 170 грн. (17 х 10) (п.п. 17.1.1 Закона № 2181).

За несвоевременную уплату суммы единого налога

плательщик также может быть наказан, но здесь есть предмет для дискуссии. Дело в том, что Закон № 2181 наказывает за нарушение сроков уплаты именно согласованного налогового обязательства, а согласованным оно станет только после предоставления Расчета, имеющего статус налоговой декларации (п. 5.1). Поэтому, на наш взгляд, оснований для финсанкций при нарушении сроков уплаты авансовых платежей за первый и второй месяцы квартала нет, потому что нет еще Расчета, который будет подан по окончании квартала.

Ситуация выглядит иначе, когда плательщик налогов нарушает сроки уплаты единого налога по окончании отчетного квартала (ведь налоговое обязательство уже согласовано). В соответствии с

п.п. 17.1.7 Закона № 2181, если плательщик налогов не уплатит согласованную сумму налогового обязательства в течение предельных сроков, определенных этим Законом, такой плательщик налогов уплачивает штраф в следующих размерах:

— при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты согласованного налогового обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;

— при задержке от 31 до 90 календарных дней, — в размере 20 %;

— при задержке больше 90 календарных дней, — в размере 50 %.

Как видим, в этом подпункте речь идет о предельных сроках, определенных именно

Законом № 2181 (а не другими законами*). Этот срок с учетом норм пп. 5.3.1 и 4.1.4 Закона № 2181 составляет 50 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.

* Обратите еще раз внимание на следующее. Согласно п. 1.2 Закона № 2181 обязательство плательщика налогов — уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные данным Законом

или другими законами Украины. Именно поэтому уплачивается единый налог по своим срокам, а не по общим согласно Закону № 2181, но ответственность за неуплату должна наступать по общим срокам (в данном случае это нарушение 50-дневного срока уплаты), именно это следует из п.п. 17.1.7 Закона № 2181.

То же можно сказать и о пене: она начисляется на сумму налогового долга, возникающего при нарушении сроков, установленных

Законом № 2181, а не Указом № 727.

Вместе с тем пренебрегать спецсроками уплаты, которые установлены

Указом № 727, не стоит по следующим причинам.

Во-первых

, неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление налогов, которые подлежат уплате, влечет за собой административную ответственность должностных лиц в размере от 85 до 170 грн., а в случае совершения этим же лицом в течение года повторного правонарушения — от 170 до 255 грн. (ст. 1632 КУпАП).

Во-вторых

, налоговики на местах обычно ориентируются на предельные сроки, установленные Указом № 727, поэтому нужно быть готовым разрешать конфликт в судебном порядке.

 

Первым делом заполняем Книгу

Как известно, юрлицо-единоналожник обязано вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга) (

п. 4 Указа № 727). Заполняется она согласно Порядку № 477. Форма Книги утверждена тем же приказом, что и Порядок (см. фрагмент Книги).

 

Таблица 1

Фрагмент Книги

№ з/п

Дата та номер банківського або касового документа

Сума виручки від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг), грн.

Сума виручки від реалізації основних фондів, грн.

Позареалізаційні доходи та виручка від іншої реалізації, грн.

Загальна сума виручки та позареалізаційних доходів, грн. (гр. 3 + 4 + 5)

Загальна сума витрат, здійснених у зв'язку з веденням господарської діяльності, грн.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначение Книги заключается в первую очередь в том, чтобы быть основанием для заполнения основных строк Расчета. То есть отдельные показатели Книги переносятся в соответствующие строки Расчета. Это значит, что фактически заполнение Расчета начинается с заполнения Книги. Поэтому рассмотрим особенности заполнения граф 3, 4, 5 и 6 Книги.

Графа 3 «Сума виручки від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг), грн.»

Здесь отражается сумма доходов, полученных от производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) (

п. 3 Порядка № 477). Этот показатель участвует в формировании показателя строки 2 Расчета и согласовывается с определением, приведенным в п. 1 Указа № 727:

«

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг)».

Таким образом, это базовый показатель, в котором показывается полученная на расчетный счет или (и) в кассу выручка от продажи продукции.

А что понимать под продукцией?

Указ № 727

, Порядки № 477 и № 98 это понятие не раскрывают. В других нормативных актах содержатся различные его определения. По мнению автора, точнее всего суть этого понятия приведена в п. 3.1 КВЭД: «Продукция является результатом производственного процесса. Это общий термин, который используется для обозначения как товаров, так и услуг».

То есть для каждого отдельного единоналожника продукция — это результат его основной и вспомогательной деятельности, который предназначен для последующей продажи. В продукцию включаются:

— товары, приобретенные для последующей продажи;

— готовая продукция, изготовленная для последующей продажи;

— услуги, предоставляемые на сторону за плату;

— работы, выполняемые на сторону за плату.

Не отражаются

в гр. 3 Книги:

— стоимость продукции,

полученной бесплатно;

— стоимость продукции,

полученной по бартеру (напомним, что в этом случае юрлицо-единоналожник должно со следующего квартала перейти на общую систему налогообложения, ст. 1, 5 Указа № 727);

внереализационные доходы — выручка от продажи основных средств, остатков материалов и т. п. Последние отражаются соответственно в графах 4 и 5 Книги.

Обратим внимание, что в показатель графы 3 включаются суммы предоплат и авансов, перечисленных за продукцию (

письмо № 5117). Единоналожники, применяющие ставку единого налога 6 % (являющиеся плательщиками НДС), указывают в этой графе выручку с учетом НДС. А сумма акцизного сбора сюда не входит (п. 6 Порядка № 477).

Отдельно следует сказать о так называемых

транзитных суммах — средствах, поступающих на расчетный счет единоналожников, которые осуществляют комиссионную торговлю, предоставляют экспедиторские, брокерские, агентские услуги. Такие лица не имеют права собственности на такие средства, поэтому они не отражаются в гр. 3. В этой графе следует отражать только полученную плату за предоставленные единоналожниками услуги — комиссионное (агентское) вознаграждение (п. 2 письма № 14487, № 1653 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17, с. 8).

 

Графа 4 «Сума виручки від реалізації основних фондів, грн.»

Отражается разница между суммой, полученной от реализации этих основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи (

п. 4 Порядка № 477, п. 1 Указа № 727).

На практике

под основными фондами понимают материальные активы, которые в бухгалтерском учете рассматриваются как основные средства, что вытекает из многих разъяснений ГНАУ (см., например, п. 2 письма № 14487). Понятно, что сюда попадают и другие необоротные материальные активы, которые в бухгалтерском учете учитываются на одноименном счете 11 (см. п. 5 П(С)БУ 7).

Остаточная стоимость основных средств на момент продажи рассчитывается согласно

П(С)БУ 7 (см., например, п. 2 письма № 14487). Что же это за дата?

Фактически это не какой-то конкретный день. Согласно

п. 29 П(С)БУ 7 начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств. Вместе с тем, если какой-то из объектов основных средств признается предназначенным для продажи, он исключается из состава основных средств и переводится в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, — учитывается на субсчете 286 счета 28 «Товары». Амортизация на такие необоротные активы не начисляется (п. 6 П(С)БУ 27)*.

* Перемещение объектов из необоротных активов в состав оборотных не влияет на порядок обложения единым налогом выручки от реализации основных фондов. Иначе говоря, денежные средства, поступившие от продажи ОФ, облагаются единым налогом в обычном порядке (в соответствии с нормами Указа № 727). С этим согласны и представители главного налогового ведомства (см. «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 48).

Из приведенного следует, что амортизацию прекращают начислять начиная с месяца, следующего за месяцем признания объекта предназначенным для продажи. Определенная с учетом этого правила остаточная стоимость и является нашей остаточной стоимостью на момент продажи.

В табл. 2 рассмотрим

пример 1 из четырех ситуаций, где показано, как рассчитывать выручку для обложения единым налогом в зависимости от даты решения о продаже объекта, даты поступления оплаты.

Пример 1.

Единоналожник (6 %) реализует объект основных средств стоимостью 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.), первоначальная стоимость которого была 3000 грн., отгрузка объекта происходит 05.03.10, прочие исходные показатели и результаты расчета см. в табл. 2.

 

Таблица 2

Примеры расчета выручки при реализации основных фондов (средств)

№ п/п

Дата

Сумма оплаты, грн.

Первоначальная стоимость, грн.

Сумма износа, грн.

Амортизация, грн.

Остаточная стоимость, грн.

Выручка (гр. 4 Книги), грн.

решения о продаже

отгрузки

оплаты

1

03.03.10

05.03.10

25.03.10

2400

3000

1800

на 01.03.10

50

 за март 2010

1150 = 3000 - 1800 - 50

1250 = 2400 - 1150 за март 2010

2

03.03.10

05.03.10

25.03.10

2400

3000

200

 на 01.03.10

50

 за март 2010

2750 = 3000 - 200 - 50

— *

за март 2010

* Разница между суммой, полученной от реализации этих основных фондов, и их остаточной стоимостью имеет отрицательное значение -350 = 2400 - 2750, следовательно, в гр. 4 Книги она не отражается. (п. 1 письма № 6346).

3

20.10.09

05.03.10

25.03.10

2400

3000

1550

 на 01.10.09

50

 за октябрь 2009

1400 = 3000 - 1550 - 50

1000 = 2400 - 1400 за март 2010

4

20.10.09

05.03.10

21.10.09

600

3000

1550

 на 01.10.09

50

 за октябрь 2009

1400 = 3000 - 1550 - 50

250* = (2400 - 1400) х 600 : 2400 за октябрь 2009

25.03.10

1800

750* = (2400 - 1400) х 1800 : 2400 за март 2010

* Указ № 727 не регламентирует ситуацию, когда оплата за ОФ поступает частями. Мы считаем, что в этом случае уместно осуществлять налогообложение пропорционально, как показано на примере. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Выручка единоналожника от продажи ОФ» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 35.

 

Графа 5 «Позареалізаційні доходи та виручка від іншої реалізації, грн.»

Согласно

п. 5 Порядка № 477 в этой графе отражаются суммы, фактически полученные субъектом предпринимательской деятельности на расчетный (текущий) счет и в кассу от других операций:

— от продажи ценных бумаг (

ЦБ), малоценных быстроизнашивающихся предметов (МБП), материалов, топлива;

арендная плата;

проценты;

— безвозвратная

финансовая помощь ;

кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности;

дивиденды, если они не были обложены налогом у источника выплаты в соответствии с Законом о налоге на прибыль.

Вместе с тем сюда по аналогии следует также относить выручку от продажи текущих

биологических активов, объектов незавершенного производства (НВП), брака, полуфабрикатов.

Также обратим ваше внимание на тот факт, что в

п. 5 Порядка № 477 идет речь о финансовом результате от продажи ЦБ, МБП, материала, топлива. То есть может сложиться впечатление, что нужно облагать именно финрезультат, а не всю выручку целиком. Однако такой подход ошибочен. И вот почему. По своей экономической сути перечисленные активы являются товаром, а следовательно, вся выручка от их реализации включается в базу обложения единым налогом. Указом № 727 предусмотрен только один случай обложения единым налогом финансового результата: при реализации основных фондов, в других случаях в базу налогообложения включается именно выручка.

Что касается позиции ГНАУ по этому вопросу, то она указывает на включение в базу налогообложения

всей суммы выручки от реализации МБП, материалов и топлива . А вот при продаже ценных бумаг, по мнению налоговиков, налогообложению подлежит положительный финансовый результат (письмо от 11.01.2006. г. № 71/6/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 23, письмо № 3842 // « Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 32, с. 5, письмо № 14487)*.

* Однако случались примеры и с другим выводом, правда, это были не письма, а консультации, опубликованные в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 23; 2006, № 6; 2007, № 31, в которых налоговики говорят уже о включении в базу налогообложения всей суммы выручки от продажи ЦБ.

И еще один важный момент. ГНАУ считает, что в гр. 2 Расчета (показатель для обложения единым налогом) нужно отражать все внереализационные доходы, в том числе и безвозвратную финансовую помощь, и кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, и т. п. Мы считаем, что такая позиция не согласовывается с требованиями

Указа № 727, поэтому из гр. 5 Книги в гр. 2 Расчета нужно переносить только те суммы, которые являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг, а именно выручку от продажи ЦБ, МБП, материалов, топлива, арендную плату, проценты и т. п., однако кредиторской задолженности и финпомощи в гр. 2 Расчета не место. Подробнее см. «Что включается в выручку единоналожника» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 23.

 

Графа 6 «Загальна сума виручки та позареалізаційних доходів, грн. (гр. 3 + 4 + 5)»

.

Это сумма граф 3 + 4 + 5.

 

Заполняем Расчет

Форма Расчета утверждена тем же приказом, что и

Порядок № 98.

Заполнение «шапки» Расчета интуитивно понятно, поэтому останавливаться на этом не будем. Заметим только, что если подается отчетный Расчет, ставим отметку «

Х» в поле «Звітний». Если же подается новый отчетный Расчет, отметку «Х» ставим в поле «Звітний новий». Напомним, что новый отчетный Расчет подается согласно п. 17.2 Закона № 2181 тогда, когда после подачи Расчета за отчетный период единоналожник выявляет в нем ошибку и предельный срок подачи Расчета еще не наступил.

Пример 2

. Единоналожник подал отчетный Расчет за первый квартал 2010 г. 12.04.2010 г., выявил ошибку в поданном Расчете — 15.04.2010 г. По 19.04.2010 г. включительно он имеет право подать новый отчетный Расчет. Заполняется он так же, как первоначальный отчетный Расчет, только с исправленными показателями и с отметкой «Х» в поле «Звітний новий». При подаче нового отчетного Расчета финансовые санкции к предприятию не применяются (п. 17.2 Закона № 2181).

Теперь перейдем к

основной (расчетной) части Расчета .

Во-первых

, заполняется он в гривнях. Поэтому все стоимостные показатели, кроме строки 1, округляются до гривень, без копеек, а строка 1 округляется до целого значения количества человек.

Во-вторых

, несмотря на то что Указ № 727 устанавливает единый отчетный период для упрощенцев — квартал, форма Расчета содержит графы для отражения показателей не одного, а всех четырех кварталов (графы 3 — 6), а также графу для показателей, рассчитанных нарастающим итогом (графа 7). При этом в п. 11 Порядка № 98 указано: показатели, отраженные в строках 1 — 9, заполняются в графах 3 — 6 поквартально с указанием данных за прошлые отчетные периоды (кварталы), а в итоговой графе 7 отражается сумма показателей граф 3 — 6. Как видим, форма расчета, а также порядок его составления не соответствуют содержанию единого налога.

Такое положение не ново для единоналожников, поэтому наши рекомендации тоже повторяются:

— смелые плательщики могут приводить в Расчете только показатели соответствующего квартала, а в остальных строках поставить прочерки. Кроме

п. 4 Указа № 727, они могут сослаться на письмо № 13384 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 63, в котором указывается: показатели расчета необходимо заполнять только за соответствующий расчетный квартал*;

— осторожным плательщикам налогов, которые не намерены спорить с налоговиками, остается порекомендовать заполнить все необходимые графы Расчета. Таким образом, в Расчете

за первый квартал заполняются графы 3 (первый квартал) и 7 (нарастающим итогом), в расчете за второй квартал — графы 3 (первый квартал), 4 (второй квартал) и 7 (нарастающим итогом — сумма данных граф 3 и 4) и т. д.

* На случай отказа контролирующих органов принять Расчет, заполненный таким образом, заметим следующее. Согласно п.п. 4.1.2 Закона № 2181 прием налоговой декларации входит в обязанности контролирующего органа. Если же служебное (должностное) лицо контролирующего органа нарушает эти нормы, плательщик налогов обязан до окончания предельного срока представления декларации отправить такую декларацию по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. К Расчету прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии должностного лица, отказавшегося принять декларацию, и/или даты такого отказа. Подробнее см. статью «Как предоставить налоговую отчетность без посещения налоговой инспекции» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 23, с. 8.

 

Стр. 1 «Середньооблікова чисельність працюючих (чол.)»

.

Согласно

п. 1 Указа № 727 упрощенную систему могут применять юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности, у которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек. Поэтому эту величину следует постоянно контролировать. Причем заметим, что в отдельные кварталы года и за промежуточные периоды (за полугодие и девять месяцев) среднеучетная численность работающих может превышать 50 человек. Но для нас важен только годовой показатель. Его значение мы получим только в Расчете за четвертый квартал в графе 7.

Исходя из содержания

п. 2 Порядка № 98 этот показатель рассчитываем согласно п. 3.1 Инструкции № 286: определяем среднее количество работников предприятия за период (месяц, квартал, с начала года, год) как сумму следующих показателей:

1)

среднеучетного количества штатных работников;

2)

среднего количества внешних совместителей;

3)

среднего количества работающих по гражданско-правовым договорам.

Приведем основные моменты определения первого показателя.

Сперва на основе табельного учета устанавливается количество штатных работников за каждый день каждого месяца отчетного периода (квартала, полугодия и т. п.), включая выходные и праздничные дни. За выходной, праздничный и нерабочий день количество принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день.

В число штатных работников включаются все наемные работники, заключившие в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и больше, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии. Конкретный перечень лиц, включаемых в количество, приведен в

п. 2.4 и п. 2.5 Инструкции № 286. Работники, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами или для ухода за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, в это количество не включаются (п.п. 3.2.2 Инструкции № 286).

Количество работников за каждый день месяца, включая выходные и праздничные дни, суммируется, полученная сумма делится на календарное количество дней месяца и таким образом мы находим среднеучетное количество штатных работников за месяц.

Пример 3

. Общее суммарное количество штатных работников за все дни января 2010 г. составляет 1240 человек. Календарное количество дней — 31. Тут среднеучетное количество штатных работников составляет 40 человек (1240 : 31).

В таком же порядке находим среднеучетное количество за каждый месяц отчетного квартала, суммируем показатели и делим на 3 (месяца), округляем до целого по правилу парной цифры в порядке, предусмотренном в

приложении к Инструкции № 286*, и таким образом имеем наш первый показатель среднеучетного количества штатных работников.

* Округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна 4, она отбрасывается; если больше или равна 6, ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу. Если последняя значимая цифра 5, ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений.

Пример 4

. Предприятие имело следующие месячные показатели среднеучетного количества штатных работников за первый квартал 2010 г.

 

январь

февраль

март

40

39

38

 

Наш показатель будет составлять

39 человек [(40 + 39 + 38) : 3].

Аналогично находим второй и третий показатели. Подробнее указания по расчету показателей приведены в

п. 3.2 и п. 3.3 Инструкции № 286.

Детально порядок определения среднего количества работников предприятия за месяц был рассмотрен в статье «Расчет численности работников на предприятии» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 59, с. 25.

Просуммировав значение этих трех показателей за квартал, находим наш показатель для заполнения «квартальной» графы строки 1 Расчета

— в зависимости от квартала заполняются графы 3, 4, 5 или 6.

А вот значение в итоговой графе 7 строки 1 Расчета находим не простым суммированием значений в графах 3, 4, 5 и 6. Здесь необходимо просуммировать величину среднеучетной численности работников за все месяцы с начала года и разделить полученное значение на количество месяцев в этом периоде. Так, например, при представлении Расчета за второй квартал 2010 года среднее количество работников за два квартала нарастающим итогом определяется как сумма средних величин с первого по шестой месяц, деленная на 6.

 

Стр. 2 «Виручка від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг) без урахування акцизного збору»

.

Согласно

п. 3 Порядка № 98 здесь отражается только выручка от реализации продукции (с НДС, но без акцизного сбора). Из этого следует, что сюда заносится квартальный итог гр. 3 Книги, и выборочно — показатели из гр. 5 Книги (мы это рассматривали ранее).

Однако ГНАУ в своих многочисленных письмах (см., например,

п. 2 письма № 14487) указывает, что в строке 2 должны отражаться все поступления средств на расчетный счет или (и) в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, за исключением выручки от реализации основных фондов. Таким образом, по мнению ГНАУ, сюда заносится квартальный итог гр. 3 и гр. 5 Книги.

Законных оснований для такого вывода нет. Однако, если плательщик будет иметь другое мнение и отразит в строке 2 только выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг), налоговая наверняка наложит штраф за неуплату налога. Тогда отстаивать собственную правоту придется разве что в суде.

Подробнее о том, какие виды поступлений необходимо учитывать при формировании базы налогообложения, вы сможете узнать из статьи «Что включается в выручку единоналожника» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 23. Там же содержатся ссылки на положительные разъяснения, которые могут пригодиться в споре с контролирующими органами.

 

Стр. 3 «Виручка від реалізації основних фондів»

.

Заносим квартальный итог гр. 4 Книги.

 

Стр. 4 «Усього виручка від реалізації (рядок 2 + рядок 3)»

.

Понятно, к значению строки 2 добавляем значение строки 3. Если единоналожник будет отражать выручку в строке 2 так, как настаивает налоговая (гр. 3 + гр. 5 Книги), то значение этой строки будет также равняться квартальному итогу гр. 6 Книги.

 

Стр. 5 «Сума єдиного податку за ставкою** (__) % [**Ставка єдиного податку вписується платником самостійно]

».

Указывается произведение показателя из строки 4 (всего выручка — база обложения единым налогом) и ставки единого налога, на которой находится юрлицо.

Пример 5

. Выручка в строке 4 составляет 12563 грн.

Ставка единого налога, на которой находится юрлицо, — 10

%. В строку 5 запишем сумму налога, округленную до целой гривни, — 1256 грн. (12563 х 10 %).

 

Стр. 6 «Внески, нараховані на суму дивідендів»

.

Если единоналожник выплачивал своим учредителям дивиденды, он должен был согласно

п.п. 7.8.2 Закона о налоге на прибыль начислить и перечислить в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 25 % от начисленной суммы дивидендов. Таким образом, в этой строке отражается сумма авансового взноса, начисленного на сумму дивидендов. Причем в отличие от плательщиков налога на прибыль, у которых сумма авансового взноса уменьшает начисленное налоговое обязательство по налогу на прибыль, единоналожники не уменьшают сумму начисленного единого налога на сумму авансового взноса (письмо № 4429).

Пример 6

. Единоналожник начислил к выплате учредителям 10000 грн. дивидендов. Начислен и перечислен в бюджет авансовый взнос — 2500 грн. (10000 х 25 %). В строку 6 будет занесена сумма авансового взноса — 2500 грн.

 

Стр. 7 «Сума самостійно виявлених помилок за результатами минулих податкових періодів»

.

Как известно, если плательщик самостоятельно выявляет в налоговой отчетности ошибку, он может исправить ее одним из двух способов: посредством уточняющего расчета либо отразив сумму ошибки и сумму штрафа 5 % от суммы недоплаты в налоговой декларации за один из следующих периодов

(п. 17.2 Закона № 2181). Так вот, для второго случая и предназначена строка 7 Расчета.

В строке 7 отражается не собственно сумма ошибки, а сумма единого налога от суммы ошибки (положительная — со знаком «+», отрицательная — со знаком «-»).

Пример 7

. Юрлицо на едином налоге 10 % в первом квартале 2010 г. выявило ошибку за четвертый квартал 2009 г. — не отражена полученная в кассу выручка в сумме 1500 грн. Ошибку решено исправить в Расчете за первый квартал 2010 г.

В строке 7 отражаем сумму ошибки (недоплаченного единого налога) —

150 грн. (1500 х 10 %). Вместе с тем округленную до целых гривень сумму штрафа 8 грн. (150 х 5 %) заносим в строку 9 Расчета (см. далее).

Однако в этой строке отражаются не только ошибки, но и корректирующие суммы.

Например, ГНАУ предлагает отражать здесь со знаком «-» возвращенные покупателю средства (вернее, сумму единого налога, начисленную на сумму средств) за возвратную тару (

п. 2 письма № 14487) и т. п.

Если единоналожник отражал в стр. 2 Расчета в составе выручки полученную предоплату (аванс), а затем по каким-либо причинам продукция не была отгружена и он возвращает покупателю предоплату, ее следует исключить из состава выручки (

письмо № 6346). Такую возвращенную выручку (вернее, сумму единого налога, начисленную на сумму возвращенной выручки) также целесообразно показать в гр. 7 со знаком «-».

Кстати, в Книге эти корректирующие суммы заносим в гр. 7 «Загальна сума втрат».

 

Стр. 8 «Податкові зобов'язання до сплати (рядок 5 + рядок 6 + (-) рядок 7)

».

Это сумма строк 5, 6 и 7 — общая сумма налога, который должен быть уплачен в бюджет по результатам отчетного квартала. Понятно, что если плательщик в течение отчетного квартала уплачивал налог по результатам первого и второго месяцев, уплатил авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов, имеет переплату по единому налогу, фактически из указанной в строке 8 общей суммы налога нужно будет уплатить в бюджет разницу между суммой в строке 8 и уплаченной ранее суммой налога.

Согласно разъяснениям

письма № 14487 значение стр. 8 Расчета может быть как положительным, так и отрицательным. Поскольку в частных случаях значение строки 7 может иметь отрицательное значение (когда допущенная в предыдущем отчетном периоде ошибка привела к завышению налогового обязательства), причем сумма такого завышения превышает начисленную сумму в отчетном периоде (стр. 5 + стр. 6).

Пример 8

. По результатам первого и второго месяцев первого квартала 2010 г. юрлицо уплатило единый налог соответственно 600 грн., 400 грн. и авансовый взнос при выплате дивидендов — 2500 грн. Налоговые обязательства в строке 8 Расчета за первый квартал 2010 г. определены в сумме 3756 грн.

Следовательно, фактически по результатам первого квартала 2010 г. единоналожнику нужно будет доплатить в бюджет единого налога

256 грн. (3756 - 600 - 400 - 2500).

Стр. 9 «Сума штрафу, самостійно нарахована платником у зв'язку з виправленням помилки»

.

Здесь, как уже отмечалось при рассмотрении строки 7, указывается сумма пятипроцентного штрафа от значения в строке 7 (ошибки). По общему правилу, эта сумма равна произведению значения в строке 7 (если оно положительное) на 5 %. Однако если в строке 7 отражаются ошибки нескольких периодов, из которых одни являются положительными, а другие отрицательными, сумма штрафа в строке 9 будет больше произведения значения в строке 7 на 5 %.

Пример 9

. Сумма ошибки в строке 7 Расчета за первый квартал 2010 г. — 500 грн., в том числе ошибка за третий квартал 2009 г. — 800 грн., за четвертый квартал 2009 г. — (-) 300 грн. Сумма штрафа, которую следует указать в строке 9, составит 40 грн. (800 х 5 %), а не 25 грн. (500 х 5 %).

Причем наличие переплаты не влияет на расчет нашего штрафа. Такой же вывод относительно других штрафов приведен в

п.п. 6.1.10 Инструкции № 110, потому что штраф начисляется от суммы недоплаты. А недоплата — это занижение суммы налогового обязательства за соответствующие базовые налоговые (отчетные) периоды (п. 2.8 Инструкции № 110), где налоговое обязательство — обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные данным Законом или другими законами Украины (п. 1.12 Закона № 2181). Сумма налогового обязательства указывается в налоговой декларации (п.п. 4.1.1 Закона № 2181).

То есть штраф фактически рассчитывается от суммы заниженного по декларации (у нас — Расчету) налогового обязательства.

Пример 10

. Данные примера 9. С третьего квартала 2009 г. у единоналожника учитывается по лицевому счету переплата по единому налогу в сумме 1000 грн. Наличие переплаты не повлияет на расчет штрафа и он будет составлять 40 грн. (указывается в строке 9 Расчета).

Надеемся, что материал будет полезным при заполнении Расчета и сэкономит ваше драгоценное время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше