Темы статей
Выбрать темы

Обобщающее налоговое разъяснение о ресурсных и других платежах 2. Об уплате сбора за специальное водопользование бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями

Редакция НиБУ
Приказ от 25.03.2010 г. № 185

Hачало

Предыдущий фрагмент

2. Об уплате сбора за специальное водопользование бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями

В соответствии со ст. 46 Кодекса водопользование может быть двух видов — общее и специальное.

Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд в соответствии со ст. 48 Кодекса.

Статьей 49 Кодекса предусмотрено, что специальное водопользование является платным.

Согласно ст. 43 Закона Украины от 25 июня 1991 года № 1264-ХII «Об охране окружающей природной среды» сбор за специальное использование природных ресурсов устанавливается на основе нормативов сбора и лимитов их использования.

В соответствии с п. 3 Порядка № 1494 плательщиками сбора за специальное водопользование являются предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждане — субъекты предпринимательской деятельности, использующие водные ресурсы.

Вместе с тем, п. 16 Порядка № 1494 установлено, что сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, а п. 4.8 Инструкции № 231 предусмотрено, что сбор за использование водных ресурсов не взимается, в частности, за воду, используемую исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд предприятий, учреждений, организаций и субъектов предпринимательской деятельности.

Следовательно,

если бюджетное предприятие, учреждение или организация используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (т. е. используют воду для личного потребления работниками, а также в санузлах, рукомойниках, душевых кабинах и для обеспечения соответствующего санитарно-гигиенического состояния перечисленных помещений и рабочих мест работников), то сбор за специальное использование водных ресурсов не взимается.

Согласно п. 5 Порядка № 1494 объектом исчисления сбора за специальное использование водных ресурсов является фактический объем воды, который используют водопользователи, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Вместе с тем п. 4.5 Инструкции № 231 установлено, что при использовании водопользователями воды одновременно для собственных нужд и нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб сборы в бюджет вносят за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Таким образом,

если бюджетные предприятия, учреждения, организации используют воду одновременно для удовлетворения питьевых, санитарно-гигиенических нужд, а также для других целей (приготовления блюд в столовых, проведения лечебных процедур и т. п.), то сбор за специальное использование водных ресурсов взимается на общих основаниях за всю фактически использованную воду, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.



комментарий редакции

При использовании воды одновременно для удовлетворения
 питьевых, санитарно-гигиенических нужд, а также
для других целей сбор уплачивается за всю воду

Вывод

, который налоговики в этом пункте Разъяснения № 185 распространили только на бюджетные предприятия, учреждения и организации (этот же вывод присутствует в п. III разд. 3 письма № 14453), на самом деле касается всех водопользователей.

Как указывается в п. 4.5 Инструкции № 231 (полное название документа см. в перечне сокращений, которые употребляются в самом Разъяснении № 185), при использовании воды

одновременно для собственных нужд и для нужд объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объема воды, переданной населению), подсобного сельского и рыбного хозяйства или других вспомогательных служб водопользователи вносят сборы в бюджеты за всю фактически использованную воду с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Более того, в другом своем письме от 22.01.2008 г. № 613/5/15-0816 ГНАУ настаивала на уплате водосбора на общих основаниях

за всю фактически использованную воду, даже если у водопользователей установлены измерительные приборы, позволяющие вести отдельный учет потребленной воды. Такой же подход прослеживался и в многочисленных консультациях представителей налоговых органов (см., например, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 48).

Не думаем, что в комментируемом пункте налоговики ушли от ранее занятых позиций (тем более, что с формальной точки зрения они правы, поскольку в п. 4.5 Инструкции № 231 ничего не говорится о наличии или отсутствии приборов учета). В связи с этим осторожным налогоплательщикам имеет смысл уплачивать спецводосбор с учетом предыдущих высказываний контролирующего органа.

 

Игорь Хмелевский

Следующий фрагмент

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше