Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обобщающее налоговое разъяснение о ресурсных и других платежах 5. О взимании платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых при проведении дноуглубительных работ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 28
Печать
Приказ от 25.03.2010 г. № 185

Hачало

Предыдущий фрагмент

5. О взимании платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых при проведении дноуглубительных работ

При проведении дноуглубительных работ русел рек имеет место нарушение целостности недр, т. е. фактически происходит пользование недрами в понимании ст. 14 Кодекса Украины о недрах. Ст. 1 Кодекса Украины о недрах определено, что недра — это часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Взимание платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых регламентируется Порядком № 264

, которым установлены единые правила взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения на территории Украины в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, определения плательщиков и объекта обложения платежами при пользовании недрами, стоимости единицы добытого полезного ископаемого и исчисления налоговых обязательств.

Пунктом 3 Порядка № 264 установлено, что объектом взимания платежа является объем (количество) погашенных запасов полезных ископаемых или добытых полезных ископаемых (товарной продукции горнодобывающего предприятия), который определяется плательщиком по соответствующей инструкции, утвержденной Минприроды.

В п. 4 Порядка № 264 определено, что стоимость добытых в отчетном (налоговом) периоде полезных ископаемых (готовой продукции) исчисляется плательщиком для каждого участка недр на базовых условиях поставки (склад готовой продукции горнодобывающего предприятия)

по большей из таких ее величин:

по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых;

по расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется:

по фактической цене реализации полезных ископаемых — в соответствии с положениями п. 5 — 7 указанного Порядка;

по расчетной стоимости — согласно положениям п. 8 — 13 Порядка № 264.

Налоговые обязательства по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за отчетный период исчисляются в соответствии с п. 14 Порядка № 264 по формуле в зависимости от применения базовых нормативов платежей абсолютных (в единицах стоимости для объема (количества) добытых полезных ископаемых и объема (количества) погашенных запасов) и относительных величин (в процентах к стоимости единицы добытых полезных ископаемых (товарной продукции горнодобывающего предприятия)).

В соответствии с приведенной в письме информацией плательщик осуществляет дноуглубительные работы по расчистке водных объектов и использует добытые полезные ископаемые на свое усмотрение в хозяйственной деятельности, в частности получения дохода от их продажи третьим лицам по свободным рыночным ценам как готовой продукции (песка), так и «грунта песчаного».

Следует отметить, что в соответствии с п. 4.9 Инструкции № 198 песок и гравий используются в строительной отрасли в качестве заполнителей бетонов, в строительстве автомобильных дорог, для устройства балластного слоя железнодорожных путей, производства строительных и штукатурных растворов, силикатных изделий, портландцемента, кровельных рулонных материалов. Пески, кроме того, используются в литейном производстве (формовочные пески), производстве динаса, фарфор-фаянса, стекла, карбида кремния, при производстве цемента, фильтровании водопроводной воды, в песочницах локомотивов в качестве абразивного материала, для рекультивации и планирования территорий и в других производствах.

Пунктом 4.10 Инструкции № 198 определено, что требования к качеству песка и гравия в зависимости от назначения определяются государственными стандартами и техническими условиями. В некоторых случаях пригодность песка устанавливается по результатам испытаний готовой продукции.

Обращаем внимание, что согласно Перечню полезных ископаемых местного значения, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 декабря 1994 года № 827, песок относится к песчано-гравийному сырью.

Пунктом 7 разд. II Закона № 309 введены базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, которые приведены в приложении № 1 к данному Закону. Так, для песка базовый норматив установлен в размере 5 проц. от стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции.

Также сообщаем, что в соответствии со ст. 33 Кодекса Украины о недрах с пользователей недр взимаются отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

Взимание сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, регламентируется Порядком № 115 и Инструкцией № 105

.

Вместе с этим, если плательщик частично выполнял геологоразведочные работы за счет собственных средств, то согласно п. 4 Порядка № 115 должен уплачивать сбор за геологоразведочные работы с учетом понижающих коэффициентов. Основанием для применения таких коэффициентов является справка Минприроды. Для получения такой справки недропользователь подает Государственному информационному геологическому фонду (Геоинформ) заверенные копии документов, подтверждающие небюджетное финансирование выполненных геологоразведочных работ (извлечение из финансового плана предприятия, сметы расходов собственных средств, отчеты о выполненных геологоразведочных работах по форме 01-гр и 2-гр).

Обращаем внимание, что согласно абзацу шестому п. 5.4 Инструкции № 105 копия такой справки подается недропользователем в органы государственной налоговой службы и учитывается при исчислении сбора за геологоразведочные работы, начиная с квартала, в котором была подана.

Н. Хоцяновская,

директор Департамента налога на прибыль и других налогов
 и сборов (обязательных платежей)



комментарий редакции

За песок, добытый в ходе дноуглубительных работ,
 взимаются платежи за пользование недрами

На наш взгляд, любые разъяснения налоговиков о платежах за пользование недрами в течение двух последних лет, которые прошли с момента принятия Порядка № 264 (за расшифровкой названия этого документа снова предлагаем обратиться к перечню сокращений из Разъяснения № 185), выглядят, по меньшей мере, странно. Ведь как можно всерьез разъяснять порядок взимания ресурсного платежа, который в общих чертах утвержден правительственным постановлением, без детальной инструкции по его исчислению и даже без утвержденной в установленном порядке отчетной формы по нему?!

Если отбросить эмоциональную составляющую комментария, то по сути вопроса ГНАУ права (то же самое было сказано ею и ранее в письме от 20.03.2009 г. № 2456/6/15-0916). Действительно,

при выполнении дноуглубительных работ русел рек нарушаются недра, то есть осуществляется пользование недрами в соответствии со ст. 14 Кодекса Украины о недрах. Песок, добытый при этом, относится к полезным ископаемым местного значения (согласно принятой классификации такой песок считается «песчано-гравийным сырьем»). Следовательно, за него следует уплачивать платежи за пользование недрами. При этом базовый норматив такого платежа для песка установлен в размере 5 % от стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции (подробности по этому поводу см. в статье «Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых: рассчитываем правильно» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 1-2).

Кроме того, налоговики совершенно справедливо отмечают, что независимо от уплаты указанных платежей в соответствии со ст. 33 Кодекса Украины о недрах с пользователей недр взимаются

отчисления (сбор) за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. Причем, если недропользователи осуществляют добычу полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых производилась частично за счет собственных средств, к величине этого сбора необходимо применять понижающие коэффициенты. Основанием же для применения таких коэффициентов является справка Минприроды, копия которой подается недропользователем в орган ГНС и учитывается при исчислении сбора начиная с того квартала, в котором она была подана. За остальной информацией по поводу нюансов исчисления этого сбора рекомендуем обратиться к статье «Сбор за геологоразведочные работы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34).

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц