Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Источники загрязнения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 28
Печать
Статья

Источники загрязнения

 

Прежде чем приступать к исчислению сбора за загрязнение окружающей природной среды, стоит для начала определиться, что в хозяйственной деятельности того или иного предприятия может выступать источником такого загрязнения. Немаловажно получить и правильный ответ на вопрос, за все ли источники загрязнения следует уплачивать экосбор. Об этом и о многом другом расскажем в предлагаемой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Классификация источников загрязнения

 

Какие бывают источники загрязнения?

 

Во избежание смысловой путаницы сразу внесем ясность: понятие «

источники загрязнения» в контексте исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды употребляется преимущественно в случае осуществления выбросов в атмосферу*. При этом в специальном Законе № 2707, который посвящен охране атмосферного воздуха, термин «выброс» определен как поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ, а источником выбросов назван любой объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство и т. п.), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ.

* К примеру, это прослеживается в п. 2 Порядка № 303 и п. 1.4 Инструкции № 162. Ради справедливости отметим: пп. 9 и 10 Порядка № 303, а также п. 3.1 Инструкции № 162 оперируют понятием «стационарные источники загрязнения» в более широком смысле, распространяя его на сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и размещение отходов, что кажется нам не совсем корректным.

Порядок № 303

, а также Инструкция № 7 делят все источники загрязнения атмосферного воздуха на стационарные и передвижные. Такая классификация играет решающую роль как в вопросе о необходимости получения разрешения на осуществление выбросов в атмосферу, так и непосредственно при расчете сбора за загрязнение. Детально об этом расскажем дальше.

Итак, в соответствии с

п.п. 1.15.5 Инструкции № 7 стационарный источник загрязнения атмосферы — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

К

передвижным источникам загрязнения Инструкция № 7 относит транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 1.15.6).

Определение транспортного средства дано в

п. 1.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.10.2001 г. № 1306, где сказано, что транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов. В свою очередь, механическое транспортное средство — это транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется, в частности, на самоходные машины и механизмы.

 

Передвижные источники загрязнения: кто они?

 

Что является определяющим при отнесении того или иного объекта, эксплуатация которого сопряжена с выбросами в атмосферный воздух, к передвижным источникам загрязнения?

 

Как видим, действующее

законодательство не содержит конкретного перечня передвижных источников загрязнения с указанием их технических характеристик и признаков. Определение же этого понятия через определение транспортного средства также не дает полной картины о том, что представляют собой передвижные источники загрязнения именно в целях обложения их экосбором.

В связи с этим ГНАУ в своих письмах (например,

от 03.03.2007 г. № 2121/6/15-0816 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30; от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72; от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65) предпочитает ссылаться на соответствующие разъяснения по этому поводу, полученные от Минприроды Украины*.

* Дело в том, что на этот госорган возложена разработка нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и порядка его взыскания (см. п.п. 17 п. 4 Положения о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, утвержденного постановлением КМУ от 02.11.2006 г. № 1524).

В частности, Минприроды считает, что в международной практике

передвижные источники — это не только автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, но еще и сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и другие передвижные средства и установки, которые оборудованы двигателями внутреннего сгорания и работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газах, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива.

Руководствуясь таким подходом, налоговики предлагают использовать следующую

классификацию передвижных источников загрязнения (взята, скорее всего, из разъяснений Минприроды Украины; приведена в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 56; 2009, № 13, с. 15; 2010, № 8, с. 16):

Тип 1.

Дорожные транспортные средства:

1.1. Легковые и грузовые автомобили.

1.2. Автобусы, микроавтобусы, такси.

1.3. Мотоциклы и мопеды.

Тип 2.

Недорожные транспортные средства и машины:

2.1. Сельскохозяйственные и лесные тракторы и машины.

2.2. Промышленные и строительно-дорожные машины.

2.3. Другие механизмы.

Тип 3.

Воздушные суда.

Тип 4.

Плавающие транспортные средства:

4.1. Корабли и другие морские суда.

4.2. Речные суда.

4.3. Передвижные буровые и добывающие установки.

Тип 5.

Локомотивы.

Очевидно, что построенная таким образом классификация неоправданно расширяет определение передвижных источников загрязнения как транспортных средств, поскольку включает в него еще и прочие машины и механизмы, не являющиеся транспортными средствами.

Между тем (и мы писали об этом в заметке «Уплачиваем сбор за загрязнение окружающей природной среды за погрузчик» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47, с. 62) целесообразнее было бы не придумывать новую классификацию, а исходя из тождественности понятий «передвижные источники загрязнения» и «транспортные средства», закрепленной на подзаконном уровне, пользоваться общепринятой классификацией, т. е. УКТ ВЭД. Так, в этом документе транспортные средства объединены в разделе

XVII, а механическое оборудование, машины и механизмы входят в раздел XVI, что позволяет утверждать об ошибочности их отнесения к передвижным источникам загрязнения.

Например, тот же

автопогрузчик , имеющий согласно УКТ ВЭД код 8427 из раздела XVI — это не транспортное средство, значит, он не соответствует определению передвижного источника загрязнения из п.п. 1.15.6 Инструкции № 7, т. е. объект для обложения погрузчика экосбором по такой логике отсутствует.

И уж совсем абсурдным в свете такого подхода покажется отнесение

передвижного дизель-генератора к стационарным источникам загрязнения (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 58), а также других механизмов, таких как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, — к передвижным источникам загрязнения, в частности к типу «недорожные транспортные средства и машины» (см. ранее упоминавшееся письмо ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, а также консультацию специалиста ГНАУ в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 35-36).

Между прочим, в свое время налоговики разделяли мнение о том, что экосбор за выбросы, осуществляемые сельскохозяйственной и строительной техникой, а также мотоциклами, газонокосилками, бензопилами и т. п., не уплачивается (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2001, № 3, с. 13 и 2002, № 46, с. 45 соответственно), поскольку они (1) не относятся к автомобильному транспорту и (2) не предназначены для перевозки пассажиров и грузов.

Согласны, что первый аргумент на сегодня неприменим, поскольку нормативы экосбора в

табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303 давно уже установлены не для автомобильного транспорта, а для передвижных источников загрязнения в целом. Но второй аргумент вполне работает и сейчас, учитывая следующую логическую цепочку: передвижные источники — это транспортные средства (п.п. 1.15.6 Инструкции № 7), которые, в свою очередь, должны быть предназначены для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на них специального оборудования или механизмов (п. 1.10 Правил дорожного движения).

Тем не менее налоговики (где — по собственной инициативе, а где — с подачи Минприроды) требуют

уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды (если конкретнее, то за выбросы в атмосферный воздух) и погрузчиком (см. письмо ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72), и асфальтоукладчиком (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 36), и перечисленными выше механизмами, исходя из объемов фактически использованных ими видов горючего.

В связи с этим

наиболее безопасным для налогоплательщика при решении вопроса о необходимости уплаты/неуплаты экосбора нам представляется отнесение к передвижным источникам загрязнения всех объектов, отличных от стационарных источников, функционирование которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. По большому счету, именно этого и добиваются ГНАУ вкупе с Минприроды, что, к тому же, не противоречит задачам природоохранного законодательства. Поэтому до окончательного урегулирования на нормативном уровне проблем с классификацией источников загрязнения субъектам хозяйствования, тем или иным способом загрязняющим атмосферный воздух, имеет смысл прислушаться к такой рекомендации.

Конечно, не стоит при этом быть большим католиком, чем Папа Римский, уплачивая экосбор за все без разбору. Например, по нашему мнению,

отсутствует объект для уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды при использовании газосварочного и газорезательного оборудования. Вместе с тем не можем не предупредить читателей о существовании у налоговиков обратной точки зрения (см «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14, с. 57; № 40, с. 3). По мнению специалиста ГНАУ, газосварочные установки и газорезательное оборудование относятся к стационарным источникам загрязнения, что требует уплаты экосбора, поскольку при сжигании газа образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ.

Конечно же, классификация указанного оборудования как стационарного источника загрязнения не выдерживает никакой критики (для этого достаточно вспомнить определение стацисточника, приведенное выше). Да и отнесение его к передвижным источникам тоже крайне сомнительно, но на практике хотя бы дает возможность осторожным налогоплательщикам исчислить экосбор за использованный газ по нормативам для сжатого природного газа, приведенным в

табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303 (подробно правила расчета экосбора описаны в следующей статье).

Пойдем далее. При эксплуатации

переносного электросварочного аппарата экосбор тоже платить не нужно, хотя некоторые налоговики на местах пытаются утверждать, что расчет сбора следует производить исходя из массы использованных электродов, что, на наш взгляд, абсолютно неверно. В то же время, если сварочный аппарат подключен к передвижному дизель-генератору, который, в свою очередь, работает от двигателя внутреннего сгорания, то мы рекомендуем сбор за загрязнение все же уплатить как за передвижной (а не за стационарный, как считают налоговики и что, разумеется, неверно) источник загрязнения исходя из массы израсходованного топлива. Порядок расчета, а также расчетные формулы, предусмотренные для этого случая в Порядке № 303, подробно описаны в следующей статье.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше