Темы статей
Выбрать темы

Сбор за загрязнение окружающей природной среды за выбросы в атмосферу

Редакция НиБУ
Статья

Сбор за загрязнение окружающей природной среды за выбросы в атмосферу

 

В предыдущей статье нюансам отнесения различных объектов, загрязняющих атмосферный воздух, к передвижным либо стационарным источникам было уделено столь большое внимание не случайно. Дело в том, что от этого не в последнюю очередь зависит порядок расчета сбора за загрязнение атмосферного воздуха, о чем мы сейчас и поговорим.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua 

 

Расчет экосбора за выбросы передвижными источниками загрязнения

 

Как рассчитывается сбор за загрязнение окружающей природной среды передвижными источниками, например, автомобильным транспортом? Какие исходные данные для этого нужны и каким образом их можно получить? Уплачивают ли такой сбор граждане — собственники транспортных средств?

 

Начнем с того, что природоохранное законодательство, которым предусмотрена необходимость уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, определяет несколько оснований для его уплаты. Так, согласно

ст. 44 Закона № 1264 экосбор устанавливается на основании:

фактических объемов выбросов;

— лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

— лимитов размещения отходов (каждому из перечисленных направлений взимания сбора за загрязнение посвящена отдельная статья этого тематического номера).

Кроме того, с недавних пор экосбор взимается за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и за временное хранение радиоактивных отходов их производителями (об этом идет речь в ответе на вопрос на с. 47 сегодняшнего номера).

Правила взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также установления его нормативов определены

Порядком № 303, согласно которому такой сбор уплачивается, в частности, за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения. Для ответа на поставленные выше вопросы ограничимся рассмотрением нюансов исчисления экосбора за передвижные источники загрязнения.

Итак, согласно

п. 3.1 Инструкции № 162 объектами исчисления сбора для передвижных источников загрязнения являются объемы фактически использованных видов топлива, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества. При этом в соответствии с п.п. 3.3.2 Инструкции № 111 сведения о фактических объемах использованного топлива указываются на основании первичной документации бухгалтерского учета (для субъектов хозяйствования, на которых законодательством возложена обязанность ведения такого учета), а также Книги учета доходов и расходов по ф. № 10 (для определения фактических объемов использованного топлива физлицами-предпринимателями для собственных или арендованных транспортных средств, которые используются ими в предпринимательской деятельности).

Заметим, что

если субъект хозяйствования осуществляет эксплуатацию автотранспорта за пределами территории Украины, то объект для исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды отсутствует (см. письмо ГНАУ от 19.12.2006 г. № 14267/6/15-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15), в связи с чем экосбор за топливо, израсходованное за рубежом, не уплачивается. Как следует из консультации, опубликованной в издании «Налоговый, банковский, таможенный консультант», 2007, № 35, с. 14, распределение километража и расхода топлива по территории Украины и вне ее пределов должно осуществляться предприятием на основании первичных документов, подтверждающих объемы использования ГСМ и пробег автомобиля, т. е. товарно-транспортных накладных, путевых листов, банковских документов, квитанций, чеков на приобретение топлива и т. п.

Перечень плательщиков сбора за загрязнение окружающей природной среды содержится в

п. 2.1 Инструкции № 162. Среди них в контексте уплаты сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения названы:

субъекты хозяйствования независимо от форм собственности;

юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательской) деятельность;

бюджетные, общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

постоянные представительства нерезидентов, зарегистрированные в Украине, или нерезиденты, выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей;

граждане, осуществляющие на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны выбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

В связи с приведенным выше перечнем плательщиков экосбора остановимся на нескольких важных моментах.

Во-первых

, в связи с прошлогодними изменениями, внесенными в разд. 2 Инструкции № 162, с 31 июля 2009 года филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, независимо от места расположения таких филиалов, наличия у них банковских счетов, ведения отдельного бухгалтерского учета своей деятельности и составления отдельного баланса, исключены из перечня плательщиков экосбора (об этом сообщалось в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62, с. 4).

С учетом требований

п.п. 3 п. 9 и п.п. 3 п. 10 Порядка № 303 сказанное выше означает, что место подачи налоговых расчетов по этому сбору и место его уплаты при осуществлении выбросов в атмосферу передвижными источниками загрязнения должно бы по идее определяться по месту пребывания головного предприятия на налоговом учете, так как именно оно становится после указанной даты плательщиком сбора вместо своих филиалов.

В принципе, на практике так оно и происходит, за исключением ситуации, когда речь идет о тех

передвижных источниках, которые закреплены не за предприятием — юридическим лицом, а за его филиалом (транспортные средства зарегистрированы в органах ГАИ по местонахождению филиала и числятся на его балансе). Здесь налоговики несколько подкорректировали требования Порядка № 303 и постановили подавать отчет головному предприятию не по месту его налоговой регистрации, а по месту налоговой регистрации филиала (см. письма ГНАУ от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84 и от 22.10.2009 г. № 23120/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88).

Во-вторых

, что касается граждан, указанных в Инструкции № 162 в числе плательщиков экосбора, то, очевидно, требования о его уплате распространяются только на физических лиц — предпринимателей, а обычные граждане, не имеющие такого статуса, уплачивать экосбор, в частности, за топливо, использованное при эксплуатации собственных транспортных средств, не должны. Конечно, такой вывод в нормативных актах, касающихся экосбора, в явном виде не сформулирован (хотя он и приведен в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 8, с. 16), но из анализа специального законодательства он все-таки напрашивается.

Так, в

ст. 44 Закона № 1264 указывается, что «Сборы <…> граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и прочие виды вредного воздействия в пределах лимитов* относятся на затраты производства, а за превышение лимитов взимаются из прибыли, остающейся в распоряжении <…> граждан». Понятно, что к обычным гражданам понятия «затраты производства» или «прибыль, остающаяся в распоряжении» неприменимы, значит, можно предположить, что речь все-таки идет о гражданах-предпринимателях.

* Забегая наперед, отметим, что лимиты на выбросы в атмосферу не устанавливаются — лимитирование касается лишь осуществления сбросов непосредственно в водные объекты и размещения отходов (подробно об этом говорится в статьях, опубликованных в сегодняшнем номере на с. 28 и 31 соответственно).

Кроме того, в

Порядке № 303 (см. абз. седьмой и восьмой п. 2) упоминаются именно граждане — субъекты предпринимательской деятельности, правда не как плательщики, а как лица, которым выданы разрешения на выбросы**, что косвенно подтверждает освобождение обычных граждан как от получения каких-либо разрешений, так и от уплаты экосбора.

** Напомним, что такие разрешения выдаются в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения, о чем будет идти речь в статье на с. 39 сегодняшнего номера.

В-третьих

, следует подчеркнуть, что плательщиком экосбора будет тот субъект хозяйствования, который непосредственно осуществляет эксплуатацию передвижных источников загрязнения (чаще всего — собственник транспортного средства, а в случае передачи транспортного средства в аренду — арендатор***). Само по себе наличие у субъекта хозяйствования передвижного источника загрязнения является необходимым, но не достаточным условием для начисления экосбора. Нужен еще и факт осуществления выбросов в атмосферу, которые имеют место при сжигании топлива. Точно так же приобретение топлива само по себе тоже не приводит к возникновению объекта для начисления сбора за загрязнение.

*** Кстати, если транспортное средство, принадлежащее юрлицу или физлицу-предпринимателю, передано в аренду обычному физлицу, не являющемуся предпринимателем, то выходит, что экосбор при этом никем уплачиваться не должен.

Примечательными в этой связи являются две консультации налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины». В первой из них (2007, № 30, с. 38) утверждалось, что если автотранспортное предприятие оказывает транспортные услуги с использованием топлива заказчика, то

плательщиком сбора за загрязнение окружающей природной среды будет не лицо, которое приобрело топливо, а лицо, которое использовало такое топливо независимо от условий его приобретения, т. е. автотранспортное предприятие.

К аналогичному выводу пришли и авторы второй консультации («Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 49, с. 25), в которой рассматривалась ситуация, когда одно предприятие приобретало топливо, но, не имея собственных транспортных средств, бесплатно передавало его другому предприятию для выполнения определенных работ и списывало его на затраты. Налоговики справедливо посчитали, что при таких обстоятельствах факт приобретения и списания топлива первым предприятием для начисления экосбора никакого значения не имеет.

Плательщиком такого сбора должно быть второе предприятие, которое непосредственно осуществляет эксплуатацию источника загрязнения и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. При этом для правильного исчисления суммы экосбора такому предприятию было рекомендовано вести аналитический учет на основании первичных документов, подтверждающих объемы использования ГСМ и пробег транспортных средств.

И наконец, чтобы внести полную ясность в перечень лиц, являющихся плательщиками сбора за загрязнение, укажем, что

субъекты малого предпринимательства, избравшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (как единоналожники, так и плательщики фиксированного сельхозналога), обязаны уплачивать экосбор и предоставлять соответствующую налоговую отчетность. Напоминание об этом содержится в письме ГНАУ от 28.07.2005 г. № 14820/7/17-3117.

Определение

суммы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения (Пвп), производится исходя из количества фактически использованного горючего и его вида, на основании нормативов сбора* за эти выбросы и определенных по месту налоговой регистрации плательщиков корректировочных коэффициентов, по формуле из п. 6.2 Инструкции № 162

* Как указывается в п. 4.4 Инструкции № 162, нормативы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, устанавливаются в зависимости от вида топлива и транспорта в соответствии с табл. 1.4 — 1.6 приложения 1 к Порядку № 303.

Пвп = n  (Мi х Нпi х Кнас х Кф),
Σ
i = 1

где Σ

— знак суммы;

Мi

количество использованного горючего i-го вида в тоннах (т);

Нпi

проиндексированные нормативы сбора (нормативы сбора) в текущем году за тонну i-го вида горючего, в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) (грн. коп./т), которые рассчитываются по формуле, приведенной в п. 4.5 этой Инструкции (порядок расчета нормативов экосбора, включающий в себя в том числе и механизм их индексации, рассмотрим ниже в отдельном разделе этой статьи; там же приведем и пример расчета);

Кнас

— корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта (приведены в табл. 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

Кф

— корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта (приведены в табл. 2.2 приложения 2 к Порядку № 303).

Еще раз подчеркнем, что при расчете суммы

сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, соответствующие коэффициенты Кнас и Кф определяются по месту нахождения плательщиков сбора на налоговом учете независимо от того, где территориально используется транспорт или приобретается горючее для него.

Отдельно остановимся на порядке применения первого из коэффициентов

Кнас (поскольку в формуле для расчета экосбора за выбросы стационарными источниками участвует этот же коэффициент, то все сказанное сейчас будет справедливо и для стационарных источников). Как указывается в одной из консультаций специалиста ГНАУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 36), в методологии государственной статистики существует несколько показателей численности жителей населенного пункта. Однако по разъяснениям Минприроды Украины, при исчислении сбора за загрязнение следует использовать показатель численности населения в населенном пункте на начало отчетного периода, т. е. на первое число соответствующего года, поскольку сбор за загрязнение рассчитывается за квартал, полугодие, девять месяцев и год нарастающим итогом с начала отчетного календарного года.

За получением указанной информации плательщики сбора могут обратиться в территориальные органы государственной статистики с письменным запросом. Кроме того, источником информации о численности жителей населенного пункта могут служить статистические справочники, которые издаются Госкомстатом Украины.

Особенностью расчета сбора за загрязнение по приведенной выше формуле является то, что необходимо знать

количество использованного топлива в единицах массы (тоннах), а учет приобретения и списания различных его видов (бензина, дизтоплива, сжиженного нефтяного газа, сжатого природного газа и т. п.), как правило, ведется в единицах объема (литрах или м3). К счастью, на сегодня вопрос перевода объемных единиц в массовые окончательно урегулирован в п.п. 3.3.2 Инструкции № 111, которым предусмотрено, что в случае приобретения топлива не по массе, а по объему плательщикам экосбора разрешается рассчитывать объемы использованного топлива по формуле

M = (Q x Kп) : 1000

,

где

М — масса использованного топлива, тонны (т) (округление значения этого показателя производится до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам);

Q

— объем использованного топлива, л или м3;

Kп

— коэффициент перевода количества использованного топлива, выраженного в объемных единицах (л или м3), в массовые единицы (т).

Значения коэффициента

Kп:

для бензина — 0,74 кг/л;

для дизельного топлива — 0,85 кг/л;

для сжиженного нефтяного газа — 0,55 кг/л;

для сжатого природного газа — 0,59 кг/м3.

Как указывается в консультации специалиста ГНАУ из журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 37,

применение дополнительных коэффициентов плотности топлива, кроме приведенных в Инструкции № 111, не предусмотрено.

Обращаем внимание, что

плательщикам, использующим сжатый природный газ, который на АГЗС традиционно отпускается в литрах и в этих же единицах учитывается на предприятии, для корректного перевода в тонны объема газа, выраженного в литрах, с помощью приведенной выше формулы не следует делить на 1000 , поскольку коэффициент перевода для этого вида топлива приведен в кг/м3.

И еще одно замечание. В

Инструкции № 111 отсутствует предписание при переводе объемных единиц в массовые ориентироваться в первую очередь на сертификат, сопровождающий на АЗС каждую конкретную партию топлива, хотя до этого такое требование звучало в течение довольно продолжительного времени (см., например, совместное письмо ГНАУ и Минприроды Украины от 23.10.2003 г. № 9279/5/11-1316, № 10056/18-8 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 103 или письмо ГНАУ от 07.03.2008 г. № 2077/6/15-0816). Следовательно, единственным способом пересчета объема ГСМ в массовые единицы является использование указанных переводных коэффициентов, что избавляет плательщика от необходимости для этих целей требовать от поставщика топлива какие-либо сертификаты на него.

Последнее, о чем скажем в этом разделе, касается порядка

отнесения экосбора за выбросы передвижными источниками загрязнение на валовые расходы. Как определено п. 7.4 Инструкции № 162, руководствоваться при этом следует непосредственно Законом о налоге на прибыль. Не вызывает сомнений, что имеется в виду п.п. 5.2.5 этого Закона, согласно которому суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения (а сбор за загрязнение относится к таковым в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14 последнего), разрешено включать в состав валовых расходов.

Так вот, вопрос здесь даже не в том, разрешено ли экосбор в числе прочих налогов, сборов и обязательных платежей относить на ВР исключительно по начислению или можно и по предоплате*, а в том,

разрешено ли относить этот сбор на валовые расходы полностью в том случае, если базой для его расчета были объемы ГСМ, использованных при эксплуатации легковых автомобилей? Ведь запрет на включение в валовые расходы 50 % таких горюче-смазочных материалов общеизвестен (см. п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). На наш взгляд, подобные опасения совершенно беспочвенны, поскольку согласно п. 5.11 этого же Закона установление дополнительных ограничений по отнесению каких-либо расходов к составу валовых расходов налогоплательщика, кроме прямо указанных в нем, не допускается.

* Аргументы в пользу правомерности включения в валовые расходы переплаты по налогам приведены в статье «Возврат налогов», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31. Однако в письме ГНА в г. Киеве от 24.02.2010 г. № 1113/10/31-606 высказано противоположное мнение.

 

Расчет экосбора за выбросы стационарными источниками загрязнения

 

На основе каких данных и каким образом рассчитывается сбор за загрязнение окружающей природной среды стационарными источниками загрязнения?

 

Чтобы ответить на первую часть вопроса (какие исходные данные понадобятся для расчета экосбора за выбросы стационарными источниками загрязнения?), приведем вначале формулу, по которой следует производить такой расчет.

Итак, согласно

п. 6.1 Инструкции № 162 суммы сбора, взимаемого за выбросы стационарными источниками загрязнения (Пвс), исчисляются плательщиками сбора самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года, исходя из фактических объемов выбросов, нормативов сбора и определенных по местонахождению этих источников корректировочных коэффициентов, по формуле
Пвс = n  i х Нпі х Кнас х Кф),
Σ
i = 1

где Σ

— знак суммы;

Мi

фактический объем выброса i-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпі

проиндексированные нормативы сбора (нормативы сбора) в текущем году за тонну i-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) (грн. коп./т), которые исчисляются по формуле, приведенной в п. 4.5 этой Инструкции (саму формулу и описание механизма индексации нормативов сбора см. в соответствующем разделе этой статьи);

Кнас

— корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от численности жителей населенного пункта (приведены в табл. 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

Кф

— корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта (приведены в табл. 2.2 приложения 2 к Порядку № 303).

Очевидно, наибольший интерес в этой формуле представляют показатели

Мi и Нпі, на рассмотрении которых мы далее остановимся. Но прежде отметим, что несмотря на структурное сходство формул из пп. 6.1 и 6.2 Инструкции № 162, предназначенных для расчета экосбора, взимаемого за выбросы стационарными и передвижными источниками загрязнения соответственно, воспользоваться на практике первой из них значительно сложнее, чем второй.

Дело в том, что, как было указано в предыдущем разделе,

для расчета сбора за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками (которые согласно Инструкции № 7 отождествлены с транспортными средствами) достаточно знать вид топлива, на котором работает такой источник загрязнения, и расход топлива. При этом совершенно не имеет значения химический состав того или иного вида топлива, а также количество и наименование загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу при его сгорании, поскольку норматив экосбора в этом случае установлен за единицу массы использованного топлива.

Куда сложнее выглядит ситуация с

расчетом сбора за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками. Связано это, в первую очередь, с широким многообразием как самих стационарных источников, так и тех химических процессов, которые происходят во время их эксплуатации и приводят к загрязнению атмосферного воздуха. Понятно, что одним процессом горения (который имеет место при работе передвижных источников, оснащенных преимущественно двигателями внутреннего сгорания) здесь дело не ограничивается. Поэтому для расчета экосбора в данном случае приходится нормировать уже не виды топлива, а виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками. Легко догадаться, что таких веществ тоже великое множество и охватить их все без исключения, достоверно оценив при этом эколого-экономический вред каждого, практически нереально. В связи с этим законодатель пошел другим путем, о котором стоит сказать далее.

Во исполнение

ст. 11 Закона № 2707 , устанавливающей порядок регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарных источников, постановлением КМУ от 29.11.2001 г. № 1598 утвержден перечень наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию. Очевидно, ориентируясь в первую очередь на этот перечень, и были в свое время установлены нормативы сбора, взимаемого за выбросы основных загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения (см. табл. 1.1 приложения 1 к Порядку № 303). Таким образом, если при эксплуатации конкретного стационарного источника в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, упомянутые в этой таблице, норматив экосбора для таких веществ берется из нее.

А как быть, если того или иного вещества в

табл. 1.1 нет (повторим, что такое вполне возможно, поскольку в нее включены только наиболее распространенные и опасные вещества)? Как следует из «приписки» после табл. 1.2 приложения 1 к Порядку № 303, для загрязняющих веществ, не вошедших в предыдущую таблицу, следует применять нормативы сбора в зависимости от установленного класса опасности загрязняющего вещества, приведенные в табл. 1.2.

Далее, для загрязняющих веществ, которые не вошли в

табл. 1.1 и на которые не установлен класс опасности, нормативы сбора применяются в зависимости от установленных ориентировочно-безопасных уровней влияния в соответствии с табл. 1.3. При этом для загрязняющих веществ, на которые не установлен класс опасности и ориентировочно-безопасный уровень влияния, нормативы сбора устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем, что

нормативы сбора за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками загрязнения установлены в зависимости от вида транспорта и вида используемого топлива и не содержат каких-либо альтернатив, кроме значений, приведенных в табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303. В то же время для стационарных источников загрязнения воздуха выбор нормативов осуществляется поэтапно, т. е. нормативы из последующих таблиц выбираются при условии отсутствия соответствующих нормативов в предыдущих таблицах (кстати, эта схема определения норматива сбора изложена непосредственно в п. 4.2 Инструкции № 162).

И наконец, нельзя не отметить

роль местных органов самоуправления в механизме установления нормативов экосбора с учетом местных особенностей осуществления хозяйственной деятельности. Согласно п. 3 Порядка № 303 и п. 4.2 Инструкции № 162 они имеют право по представлению территориальных органов Минприроды расширять перечень загрязняющих веществ, на которые устанавливается сбор за выбросы, но с учетом критериев и в соответствии со ставками, приведенными в упомянутых выше табл. 1.2 и 1.3.

Обращаем внимание, что

налоговики занимают в этом вопросе фискальную позицию, вменяя в обязанность органам местного самоуправления своим решением дополнять перечень загрязняющих веществ при отсутствии в Порядке № 303 нормативов сбора для некоторых веществ. Такая позиция была в свое время высказана в консультации специалиста ГНАУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 16, с. 51). С нашими контраргументами относительно ее неправомерности можно ознакомиться в статье «Так все же «выбираем» нормативы экосбора или ждем, пока нам подберут их местные органы власти?» («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 73).

Как видим, механизм определения нормативов сбора за выбросы стационарными источниками загрязнения достаточно подробно прописан в нормативных документах по экосбору. Однако перед тем как выбрать значение того или иного норматива из соответствующей

табл. 1.1, 1.2 или 1.3 приложения 1 к Порядку № 303 (либо из решения местного совета, если оно было принято), необходимо определить, какие же именно загрязняющие вещества выбрасываются в воздух конкретным стационарным источником. Одновременно с этим, для того чтобы воспользоваться приведенной в этом разделе формулой для исчисления суммы экосбора за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения, необходимо знать фактический объем каждого из загрязняющих воздух веществ (Мi). Каким же образом субъекту хозяйствования получить соответствующую информацию о своем стационарном источнике относительно наименований загрязняющих веществ и их объемах?

Заметим, что такие данные ни в одном нормативном документе найти нельзя, поскольку

они становятся известны конкретному плательщику в ходе получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ его стационарным источником загрязнения. Подробная информация относительно необходимости получения такого разрешения изложена в статье на с. 39 сегодняшнего номера. Как было сказано в той статье, в ходе подготовки документов для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ на предприятии.

Инвентаризация включает в себя характеристику технологии, газоочистных установок с точки зрения образования и отведения загрязняющих веществ, определение параметров стационарных источников выбросов, а также характеристику неорганизованных источников. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ может проводиться как в полном объеме, так и выборочно по определению параметров отдельных источников образования или выбросов, определению качественных и количественных характеристик отдельных загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации технологического оборудования.

В соответствии с

п.п. 2.9.1 Инструкции № 108 результатом проведения такой инвентаризации должны стать следующие сведения о стационарных источниках субъекта хозяйствования:

перечень наиболее распространенных загрязняющих веществ и их объемы, выбросы которых подлежат регулированию и по которым осуществляется государственный учет;

перечень опасных загрязняющих веществ и их объемы, выбросы которых подлежат регулированию и по которым осуществляется государственный учет;

перечень других загрязняющих веществ и их объемы, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками субъекта хозяйствования;

перечень загрязняющих веществ и их объемы, для которых не установлены ПДК в атмосферном воздухе населенных пунктов.

Информация о результатах инвентаризации предоставляется в территориальный орган Минприроды и учреждение госсанэпиднадзора по форме, приведенной в

табл. 6.1 приложения 6 к Инструкции № 108. В случае отсутствия у них замечаний к предоставленной информации (о чем будет свидетельствовать полученное субъектом хозяйствования спецразрешение на выбросы) этими данными и следует руководствоваться при исчислении суммы экосбора за выбросы стационарными источниками загрязнения. Напомним, что в противном случае, т. е. когда такое разрешение по каким-либо причинам разрешительный орган не выдал, эксплуатация стационарного источника загрязнения не разрешается.

Достаточно большой интерес представляет вопрос о том,

как рассчитывать экосбор за выбросы стационарными источниками, если через определенное время после проведения инвентаризации выбросов и получения разрешения режим работы технологического оборудования существенно изменился (к примеру, в связи с падением объема производства, что нередко имеет место в период финансового кризиса)? К сожалению, нормативного урегулирования этот вопрос пока не нашел. Отсутствуют и соответствующие консультации специалистов ГНАУ по этому поводу. На практике существуют следующие методы определения фактического объема выбросов:

1)

продолжать уплачивать экосбор за определенный в разрешении годовой объем выбросов (разумеется, разделив его на 4, чтобы определить сумму к уплате за квартал), не обращая внимания на изменение режима работы и производственной мощности. Понятно, что это самый простой и самый безопасный для налогоплательщика способ, однако и наименее экономный;

2)

провести дополнительные расчеты реального объема выбросов с привлечением специализированных организаций. При этом можно, например, откорректировать объемы загрязняющих веществ, указанные в спецразрешении на выбросы, с учетом фактически отработанного времени стационарным источником. На наш взгляд, это более точный результат, требующий, однако, расходов на оплату услуг специализированной организации, имеющей право выполнять указанные расчеты;

3)

периодически производить замеры концентрации выбросов загрязняющих веществ, сравнивая с теми показателями, на основании которых было получено разрешение. Такой опытный метод позволит учесть также и снижение мощности оборудования, однако он, как и предыдущий, должен выполняться силами специализированных организаций.

Понятно, что общих рекомендаций в этом вопросе мы предоставить не можем. Отдать предпочтение тому или иному способу должен сам субъект хозяйствования с учетом конкретных условий своей хозяйственной деятельности. И отстаивать правильность принятого решения перед налоговиками ему тоже придется самостоятельно.

 

Индексация нормативов экосбора

 

Каким образом и с применением каких коэффициентов индексируются базовые нормативы сбора, приведенные в Порядке № 303, а также нормативы сбора, уже проиндексированные в предыдущем году?

 

Этот вопрос является общим для всех случаев исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды (при осуществлении выбросов в атмосферу, сбросов непосредственно в водные объекты и размещении отходов), поэтому ответим на него один раз, и в следующих материалах этого тематического номера возвращаться к нему больше не будем. Наиболее полно механизм индексации нормативов экосбора изложен в

п. 4.5 Инструкции № 162, основные положения которого мы и рассмотрим.

Предварительно заметим, что нормативы сбора за загрязнение, приведенные в настоящее время в

табл. 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, остаются неизменными с 2003 года, что, безусловно, наводит на мысль о необходимости их индексации. Такую индексацию можно проводить двумя путями : начиная с исходных (базовых) нормативов, приведенных в Порядке № 303, либо индексируя уже проиндексированный прошлогодний норматив. Порядок № 303 и Инструкция № 162 основное внимание уделяют второму способу, однако у плательщиков может возникнуть необходимость воспользоваться и первым из них (например, если отчетность по сбору за загрязнение составляется впервые или понадобилось значение норматива такого загрязняющего вещества, которого раньше не было в составе выбросов).

Для приведения базовых нормативов к такому значению, которое учитывало бы инфляцию 2003 — 2005 гг.,

базовый норматив сбора за загрязнение окружающей природной среды следует умножить на коэффициент 2,373 (см. текстовую часть приложения 1 к Порядку № 303 после табл. 1.9, а также п. 4.5 Инструкции № 162). В результате получим проиндексированный норматив, который должен был применяться в течение 2006 года.

Начиная с 1 января 2007 года

плательщики сбора за загрязнение окружающей природной среды обязаны были проводить индексацию его нормативов по формуле

Ні = Нп х І : 100

,

где

Ніпроиндексированный норматив сбора в текущем году, гривень за 1 тонну (1 единицу);

Нп

базовый норматив сбора, гривень за 1 тонну (1 единицу), но уже с учетом предыдущего коэффициента 2,373;

І

— индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год, процентов.

И наконец,

начиная с 1 января 2008 года по настоящее время для целей индексации следует пользоваться такой же формулой, которая, впрочем, по смыслу несколько отличается от приведенной выше. Так, с учетом последних изменений, внесенных в Порядок № 303 и Инструкцию № 162, формула для индексации нормативов имеет следующий вид:

Нi = Нп х I : 100

,

где

Нiпроиндексированный норматив сбора в текущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

Нп

проиндексированный норматив сбора в предыдущем году, гривень с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) за 1 тонну (1 единицу);

I

— индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год в %.

Если индекс потребительских цен

(индекс инфляции) за предыдущий год не превышает 100 %, индексация нормативов сбора не проводится. При этом при проведении индексации базовыми считаются значения нормативов сбора на 31 декабря 2006 года (еще раз скажем, что это нормативы из Порядка № 303, умноженные на коэффициент 2,373), а для вновь введенных нормативов — на 31 декабря года их введения.

Таким образом, для индексации нормативов экосбора в текущем (2010) году необходимо

взять уже проиндексированные ранее соответствующие нормативы за предыдущий (2009) год и увеличить их на индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год. Об этом идет речь в письме ГНАУ от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17), в котором приводится прошлогодний индекс инфляции, равный 1,123, и заодно напоминаются значения таких индексов за предыдущие годы:

за 2006 год1,116 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2007 году;

за 2007 год1,166 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году;

за 2008 год1,223 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2009 году.

Например, если из отчетности по экосбору за прошлый год плательщику сбора известен проиндексированный норматив сбора для дизтоплива, который равен 17,00 грн./т, то определение величины проиндексированного норматива сбора Нi для дизтоплива, которая

будет неизменной на протяжении всего 2010 года, происходит так:

Нi

= 17,00 (грн./т) х 1,123 = 19,09 (грн./т).

При этом округление проиндексированного норматива сбора должно осуществляться до двух десятичных знаков, как того требует

постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317.

Если же прошлогоднее значение проиндексированного норматива плательщику взять неоткуда (к примеру, все его транспортные средства до этого работали исключительно на бензине, а в текущем году был приобретен грузовик, работающий на дизельном топливе), то последовательность действий для определения норматива на 2010 год следующая:

— выбираем

исходное значение норматива для дизтоплива из табл. 1.4 приложения 1 к Порядку № 303. Его значение будет равно 4,5 грн./т;

— умножаем выбранное значение на коэффициент 2,373, приводя тем самым величину сбора

к уровню 2006 года:

4,5 (грн./т) х 2,373 =

10,68 (грн./т);

определяем проиндексированный норматив сбора для дизтоплива в 2007 году, умножая полученное на предыдущем шаге его значение на индекс инфляции за 2006 год:

10,68 (грн./т) х 1,116 =

11,92 (грн./т);

определяем проиндексированный норматив сбора для дизтоплива в 2008 году, умножая полученное на предыдущем шаге его значение на индекс инфляции за 2007 год:

11,92 (грн./т) х 1,166 =

13,90 (грн./т);

определяем проиндексированный норматив сбора для дизтоплива в 2009 году, умножая полученное на предыдущем шаге его значение на индекс инфляции за 2008 год:

13,90 (грн./т) х 1,223 =

17,00 (грн./т).

Последнее действие по умножению полученного норматива на индекс инфляции 2009 года не приводим, так как это было сделано выше. Результат индексации норматива для дизтоплива в обоих случаях одинаков и составляет 19,09 грн./т.

В завершение раздела приведем условный числовой

пример, иллюстрирующий расчет сбора за загрязнение атмосферного воздуха передвижным источником загрязнения (автомобилем), работающим на дизельном топливе. Предположим, что предприятие, расположенное в г. Харькове, в I квартале 2010 года израсходовало 3000 л дизтоплива. Для начала переведем объемные единицы (литры) в массовые (тонны) с использованием приведенного выше переводного коэффициента для дизтоплива, по формуле:

(3000 х 0,85) : 1000 = 2,550 (т).

Проиндексированную на 2010 год величину норматива экосбора для дизельного топлива мы уже знаем (19,09 грн./т), осталось выбрать из

табл. 2.1 и 2.2 приложения 2 к Порядку № 303 остальные коэффициенты, необходимые для расчета. Исходя из того, что г. Харьков — областной центр с численностью населения свыше 1 млн чел., получаем значения Кнас = 1,8; Кф = 1,25.

Тогда начисленная сумма сбора за I квартал 2010 года будет равна:

2,550 (т) х 19,09 (грн./т) х 1,8 х 1,25 = 109,53 (грн.).

 

Составление и предоставление отчетности, сроки уплаты в бюджет

 

Куда в настоящее время следует подавать отчетность по сбору за загрязнение в отношении передвижных и стационарных источников? В какой бюджет и в какие сроки производится уплата этого сбора?

 

С учетом изменений, внесенных с начала прошлого года в

Порядок № 303 известным постановлением КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100), плательщики сбора за загрязнение окружающей природной среды уже второй год по-новому должны определять, в какой орган государственной налоговой службы следует подавать отчетность по этому сбору и в какой бюджет его следует уплачивать.

Ограничившись сбором за выбросы в атмосферу, который является темой этой статьи, напомним, что теперь плательщики

подают налоговый расчет экосбора и уплачивают его в зависимости от вида источника загрязнения, а именно:

— по месту нахождения стационарных источников загрязнения

— в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения;

— по месту нахождения плательщика сбора на налоговом учете

— в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения (оговорка насчет подачи отчетности и уплаты экосбора плательщиками, имеющими филиалы, за которыми зарегистрированы транспортные средства, сделана в первом разделе этой статьи).

Кроме того, если установленное таким образом место представления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения предприятия на налоговом учете, то у него возникает обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации. Подробно нюансы предоставления отчетности описаны в письме ГНАУ от 14.04.2009 г. № 7787/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 34), а также в прошлогодней статье «Ресурсные сборы и платежи: отчитываемся за I квартал», опубликованной в том же номере

Из этих же публикаций можно почерпнуть и информацию о приведении действующей формы отчетности, утвержденной

приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111, к реалиям сегодняшнего дня. К сожалению, указанная форма налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды в очередной раз перестала отвечать Порядку № 303, в частности, в связи с изменившимися правилами определения места ее предоставления и увеличением коэффициента кратности при исчислении сбора при превышении лимитов (к счастью, сбора за выбросы в атмосферу это не касается, поскольку для таких выбросов лимиты не устанавливаются). Кстати, тот факт, что форма отчетности устарела, признает и сама ГНАУ (см. письмо от 11.02.2010 г. № 2723/7/15-0817 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 17), обещая в скором времени привести ее в соответствие, о чем мы обязательно сообщим нашим читателям.

Базовый налоговый (отчетный) период

по сбору за загрязнение окружающей природной среды равняется календарному кварталу. Таким образом, согласно абз. «б» п.п. 4.1.4 Закона № 2181 налоговые расчеты данного сбора подаются плательщиками в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Расчет сбора предоставляется

нарастающим итогом с начала года, что приводит к необходимости подавать его до конца отчетного года, если в предыдущих отчетных кварталах сбор начислялся, а в отчетном квартале этого же года объект для начисления экосбора отсутствовал.

В связи с этим следует обратить внимание на важное нововведение, появившееся в

Инструкции № 162 в прошлом году. Так, абз. 9 п. 7.1 этой Инструкции предусмотрено, что если с начала отчетного года плательщик экосбора не планирует, в частности, осуществление выбросов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению источников загрязнения, а в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения — орган ГНС, в котором находится на налоговом учете*, и подать заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления сбора за загрязнение окружающей природной среды. В противном случае плательщик сбора обязан подавать налоговые расчеты по общим правилам, установленным Инструкцией № 162.

* Повторно отметим, что согласно рекомендациям, предоставленным ГНАУ в письме от 24.09.2009 г. № 20856/7/15-0817 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84), экосбор, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения, зарегистрированными за филиалами и другими обособленными подразделениями, уплачивается головным предприятием по местонахождению таких филиалов и подразделений. Следовательно, в случае отсутствия в отчетном году таких источников загрязнения головное предприятие должно подать заявление об этом в налоговый орган именно по местонахождению своего филиала.

Из анализа приведенной выше нормы и при отсутствии дополнительных разъяснений налоговиков по этому поводу можно прийти к выводу, что плательщик сбора за загрязнение окружающей среды, который с начала 2010 года не планирует, в частности, осуществление выбросов в течение этого года, может

составить указанное заявление и подать его в соответствующий налоговый орган именно в отчетном, т. е. 2010 году, причем не позднее предельного срока подачи налогового расчета сбора за I квартал 2010 года, приходящегося на 11 мая 2010 года. В то же время заметим, что, на наш взгляд, нельзя считать ошибкой, если такое заявление плательщик подал в прошлом году, т. е. до начала отчетного года, в котором не планируется хозяйственная деятельность, вызывающая загрязнение окружающей среды. Аргументы редакции по этому поводу изложены в статье «Подается ли отчетность по экосбору при отсутствии источников загрязнения?» («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 102).

Уточнение налоговых обязательств по сбору за прошедшие отчетные

(налоговые) периоды производится в общем порядке, который регламентирован п. 5.1 и п. 17.2 Закона № 2181 и полностью распространяется на сбор за загрязнение окружающей природной среды. Подробно о существующих способах такого уточнения можно узнать из статьи «Забыли уплатить экосбор за топливо, использованное для заправки бензопилы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 98). Там же приведены и примеры заполнения соответствующих отчетных форм при уточнении налоговых обязательств по экосбору.

Поскольку, как было указано выше, базовым налоговым (отчетным) периодом по сбору является календарный квартал, уплата налоговых обязательств производится плательщиками (с учетом озвученных выше изменений в Порядок № 303 относительно определения места такой уплаты) в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налогового расчета сбора, т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше