Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за загрязнение окружающей природной среды за сбросы в водные источники

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 28
Печать
Статья

Сбор за загрязнение окружающей природной среды за сбросы в водные источники

 

Сбором, взимаемым за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные источники, охвачен достаточно ограниченный круг субъектов хозяйствования (в основном это предприятия канализационного хозяйства), но без упоминания о нем разговор об экосборе в целом, которому посвящен этот тематический номер, был бы неполным. Рассмотрим кратко в предлагаемой статье главные моменты законодательного регулирования сбора за сбросы и порядка его исчисления.

Михаил ВИШНЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что говорит законодательство о сбросах в водные объекты

 

Какими законодательными актами регулируется осуществление сбросов загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты? Какие разрешительные документы должен иметь субъект хозяйствования, деятельность которого связана с осуществлением указанных сбросов?

Отличительной особенностью сбора за

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты является его тесная взаимосвязь с понятием «специальное водопользование», которое установлено ст. 48 Водного кодекса. Согласно приведенному в этом Кодексе определению спецводопользования в него, помимо прочего, входит и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения

(ст. 49 Водного кодекса). Заметим, что порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321. Субъекты хозяйственной деятельности, имеющие такие разрешения, кроме сбора за загрязнение (в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты), должны уплачивать также и сбор за спецводопользование (в части использования воды), об особенностях исчисления и уплаты которого подробно рассказано в статье «Сбор за специальное использование водных ресурсов» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32)*.

* Кроме того, приказом ГНАУ от 25.03.2010 г. (опубликован на с. 3 этого номера) утверждено Обобщающее налоговое разъяснение о ресурсных и прочих платежах, пункты 1 — 4 которого также посвящены спецводосбору.

В разрешении на спецводопользование устанавливается, в частности,

лимит сброса загрязняющих веществ. При этом в соответствии с п. 6 Порядка № 303 и п. 5.1 Инструкции № 162 ежегодные лимиты сбросов в водные объекты общегосударственного значения для первичных водопользователей определяются в разрешениях на специальное водопользование, которые выдают территориальные органы Минприроды Украины. Ежегодные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты местного значения указываются в аналогичных разрешениях, выдаваемых местными органами самоуправления и государственной власти.

Специальное водопользование

может быть:

краткосрочным (до 3 лет) — в случае сброса водопользователем загрязняющих веществ в водные объекты в объемах, превышающих предельно допустимые, которые устанавливаются территориальными органами Минприроды;

долгосрочным (от 3 до 25 лет) — во всех других случаях.

Для получения разрешения на осуществление водопользования в виде сброса сточных вод в водные объекты необходимо разработать и утвердить

нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ. Связано это с тем, что п. 3 ст. 44 Водного кодекса предусмотрена обязанность водопользователей соблюдать установленные нормативы ПДС загрязняющих веществ и установленные лимиты сброса загрязняющих веществ. Кроме того, сброс сточных вод в водные объекты допускается только при условии наличия нормативов предельно допустимых концентраций и установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ (см. ст. 70 Водного кодекса).

Нормативы ПДС утверждаются

территориальными органами Минприроды одновременно с выдачей разрешения на спецводопользование . Они разрабатываются в отношении тех веществ, которые предусмотрены списками А, Б, В, Г Перечня загрязняющих веществ, сброс которых нормируется, утвержденного постановлением КМУ от 11.09.96 г. № 1100.

В случае нарушения субъектом хозяйствования указанных нормативов к нему применяется такой вид эколого-правовой ответственности, как

ограничение или временное приостановление деятельности предприятий и объектов, эксплуатация которых осуществляется с превышением лимитов сбросов загрязняющих веществ (п. «ж» ч. 1 ст. 20 Закона № 1264).

 

Плательщики сбора за сбросы

 

Уплачивают ли сбор за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты плательщики единого налога и ФСН?

 

Из предыдущей статьи известно, что субъекты малого предпринимательства, избравшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (как единоналожники, так и плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога), обязаны уплачивать экосбор и предоставлять соответствующую налоговую отчетность. По крайней мере, в отношении тех разновидностей экосбора, которые взимаются за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и размещение отходов, другого мнения в отношении указанных субъектов и быть не может.

Сомнения по поводу «упрощенцев» появляются тогда, когда заходит речь о сборе за сбросы в водные источники, поскольку

ст. 30 Водного кодекса указанный сбор определен как составляющая часть сбора за спецводопользование. Той же статьей предусмотрено, что размер сбора за сброс загрязняющих веществ в водные объекты определяется на основании нормативов сбора, фактического объема сбросов загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса. Вместе с тем, похожая формулировка, но уже в отношении сбора за загрязнение окружающей природной среды в части сбора за сбросы содержится и в ст. 44 Закона № 1264, что позволяет говорить о тождественности этих сборов.

Далее, исходя из того что

механизм расчета и уплаты сбора за сбросы регламентирован Порядком № 303, можно заключить, что в плане исчисления, уплаты и отчетности его следует классифицировать как обычный сбор за загрязнение окружающей природной среды. При этом, несмотря на то что «упрощенцы» не являются плательщиками сбора за специальное водопользование (обоснование см. в упоминавшейся ранее статье «Сбор за специальное использование водных ресурсов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32), от уплаты сбора за загрязнение они не освобождены. Таким образом, на наш взгляд, единоналожники и плательщики фиксированного сельхозналога должны уплачивать сбор за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на общих основаниях.

 

Порядок расчета сбора за сбросы

 

Как рассчитывается сбор за загрязнение окружающей природной среды за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты? Какой коэффициент кратности сбора следует применять в настоящее время в случае сверхлимитных сбросов?

 

Суммы сбора

, взимаемого за сбросы (Пс), исчисляются согласно п. 6.3 Инструкции № 162 на основании утвержденных лимитов исходя из фактических объемов сбросов, нормативов сбора и определенного по местонахождению источника загрязнения корректировочного коэффициента, по следующей формуле:
Пс = n лi х Нпi х Крб или Кос или Кзах) + (Мпi х Нпi х (Крб или Кос или Кзах) х Кп),
Σ
i = 1

где

Млiобъем сброса i-го загрязняющего вещества в пределах лимита в тоннах (т);

Мпi

объем сверхлимитного сброса (разница между объемом фактического сброса и лимита) i-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi

проиндексированные нормативы сбора (нормативы сбора) в текущем году за тонну i-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) (грн. коп. /т), которые исчисляются по формуле, приведенной в п. 4.5 этой Инструкции (сама формула и описание механизма индексации нормативов сбора идентичны тем, которые приведены в предыдущей статье, посвященной экосбору за выбросы в атмосферу);

Крб

региональный (бассейновый) корректировочный коэффициент, учитывающий территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства (берется из табл. 2.3 приложения 2 к Порядку № 303);

Кос

коэффициент, равный 1,5, который применяется в случае сброса загрязняющих веществ в озера, пруды и другие непроточные водные объекты (о необходимости применения такого коэффициента идет речь в тексте после таблиц 1.7 и 1.8 приложения 1 к Порядку № 303);

Кзах

коэффициент, равный 10, который применяется в случае захоронения загрязняющих жидких веществ, отходов производства и сточных вод в глубокие подземные водоносные горизонты , не содержащие пресных вод (о необходимости применения и этого коэффициента сказано там же);

Кп

коэффициент кратности сбора, равный 10, который применяется в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов или допущения сверхлимитных сбросов загрязняющих веществ.

Продолжая обсуждение последнего коэффициента, заметим, что

увеличение кратности величины экосбора с 5 до 10 при сверхлимитных сбросах произошло совсем недавно (с 01.01.2009 г.). Между тем, по-прежнему в пятикратном размере продолжает взиматься плата за услуги водоотведения, предоставленные водоканалами тем предприятиям, которые допустили сверхлимитные сбросы. И хотя этот платеж больше похож на штрафную санкцию, чем на плату за услугу (по крайней мере, в договорах на водоотведение он имеет именно такой статус), налоговики предлагают включать его в базу обложения НДС на общих основаниях по ставке 20 % (см. письмо ГНАУ от 07.08.2006 г. № 8823/5/16-1516 и консультацию специалиста этого ведомства в газете «Налоговый, банковский, таможенный консультант», 2006, № 35, с. 5). То же самое требование выдвигается ими и к плате за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязнений, которая уплачивается водоканалу (см. письмо ГНАУ от 27.09.2007 г. № 19251/7/16-1517-27).

В соответствии с

п. 5.1 Инструкции № 162 объемы выбросов, связанных с проведением планового ремонта канализационных сетей и сооружений, включаются в общий лимит сбросов. Объемы и условия проведения таких сбросов согласовываются с органами Минприроды Украины. Сбор, взимаемый за эти сбросы, начисляется как за сбросы, проводимые в пределах установленных лимитов.

В случае превышения согласованного объема сбросов и нарушения условий их проведения, связанных с плановым ремонтом канализационных сетей и сооружений, плата исчисляется как за сверхлимитные сбросы, а вред, причиненный окружающей природной среде, возмещается в установленном законодательством порядке. Отметим, что методика расчета суммы такого возмещения утверждена

приказом Минэкобезопасности Украины от 18.05.95 г. № 37.

Возвращаясь к нормативам сбора за сбросы, укажем, что исходные значения таких нормативов, установленные за тонну того или иного загрязняющего вещества, следует брать из

табл. 1.7 или 1.8 приложения 1 к Порядку № 303 и индексировать точно так же, как это описано в соответствующем разделе предыдущей статьи. Напомним на всякий случай, что коэффициент индексации, применяемый в текущем году к нормативам, уже проиндексированным в предыдущем, составляет 1,123.

За сбросы загрязняющих веществ, на которые не установлены предельно допустимая концентрация или ориентировочно-безопасный уровень влияния, в качестве предельно допустимой концентрации принимают наименьшую величину ПДК, которая приведена в табл. 1.8 приложения 1 к Порядку № 303.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше