Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за размещение отходов: самые актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 28
Печать
Статья

Сбор за размещение отходов: самые актуальные вопросы

 

Несмотря на то что тема сбора за размещение отходов неоднократно рассматривалась на страницах нашей газеты, вопросы, связанные с ней, все равно остаются. Причиной для некоторых из них стали недавние изменения, затронувшие ряд нормативно-правовых актов в этой области. Ответы на самые актуальные вопросы вы узнаете из предлагаемой статьи.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Особенности уплаты сбора за размещение отходов

 

Кто и на каких основаниях обязан уплачивать сбор за размещение отходов?

 

В соответствии со

ст. 44 Закона № 1264 одним из компонентов сбора за загрязнение окружающей природной среды является сбор за размещение отходов. Сами термины «отходы» и «размещение отходов» в этом Законе не определены, однако их расшифровку можно найти в специальном законе, действующем в сфере обращения с отходами, — Законе об отходах. Согласно ст. 1 этого Закона отходами являются любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично потеряли свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы в месте их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления. В свою очередь, под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах.

По требованию

ст. 39 Закона об отходах за размещение отходов с субъектов предпринимательской деятельности взимается плата. Исключение составляют разве что субъекты предпринимательской деятельности, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов (предоставляют услуги в этой сфере). С них плата за размещение отходов не взимается (последний абзац ст. 39 Закона об отходах). Все остальные субъекты хозяйствования платят за размещение отходов на общих основаниях. При этом согласно ст. 39 Закона об отходах, изложенной в новой редакции, вступившей в силу с 16 февраля 2010 года, размер такой платы должен устанавливаться на основе нормативов, которые рассчитываются на единицу объема образованных отходов в зависимости от уровня их опасности, количества предварительно накопленных отходов, степени безопасности специально отведенных мест или объектов и ценности территории, на которой они размещены.

Базовыми нормативами платы за размещение отходов являются

:

— плата за размещение отходов в границах предельно допустимых нормативов;

— плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Эти нормативы устанавливаются Кабинетом Министров Украины и являются едиными на всей территории Украины.

В отдельных регионах базовые нормативы платы за размещение отходов должны применяться одновременно с коэффициентами, учитывающими природно-климатические условия, ценность природных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы за размещение отходов определяются путем умножения базовых нормативов платы на коэффициенты.

Понятно, что плата за размещение отходов — это и есть сбор за загрязнение окружающей природной среды в той части, в которой он взимается за размещение отходов. Единые на территории Украины правила взимания этого сбора (в том числе и за размещение отходов) определяются

Порядком № 303 и Инструкцией № 162, которые пока еще не приведены в соответствие с новой редакцией ст. 39 Закона об отходах. Так, согласно второму абзацу п. 3.1 этой Инструкции объектом исчисления сбора за размещение отходов для стационарных источников загрязнения являются объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах.

Порядок расчета сбора оговорен

п. 6.4 Инструкции № 162. В соответствии с ним сумма сбора начисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов размещения отходов, нормативов сбора и определенных по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов корректировочных коэффициентов, приведенных в табл. 2.4, 2.5 приложения 2 к Порядку № 303, по формуле
Прв = n  (Нпі х Млі х Кт х Ко) + (Кп х Нпі х Мпі х Кт х Ко),
Σ
i = 1

где

Млі — объем отходов і-го вида в пределах лимита (согласно разрешениям на размещение) в тоннах (т);

Мпі

— объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом) і-го вида в тоннах (т);

Нпі

— проиндексированные нормативы сбора в текущем году за тонну (единицу) отходов і-го вида в гривнях с копейками (с округлением до двух десятичных знаков) (грн. коп./т, грн. коп./ед.), рассчитанные по формуле, приведенной в п. 4.5 Инструкции № 162*;

Кт

— корректировочный коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов (см. табл. 2.4 приложения 2 к Порядку № 303);

Ко

— корректировочный коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов (см. таблицу 2.5 Порядка № 303);

Кп

— коэффициент кратности сбора, который применяется в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке лимитов на возникновение и размещение отходов или допущения сверхлимитных объемов размещения отходов, — 10.

* Подробно об индексации нормативов сбора читайте на с. 24.

Сегодня, после вступления в силу

Закона № 1825, руководствоваться порядком расчета суммы сбора, изложенным в Инструкции № 162, скорее всего, нельзя, поскольку Закон № 1825 вводит новый механизм взимания платы за размещение отходов. Однако для его практической реализации Кабинет Министров еще должен установить базовые нормативы и определить порядок установления дифференцированных ставок платы за размещение отходов. Поэтому нам остается только ждать их появления, а также разъяснений представителей главного налогового ведомства по этому вопросу.

 

Лимит и сверхлимит

 

Что представляет собой лимит на размещение отходов? В каких случаях его необходимо устанавливать?

 

Как известно, для определения объекта начисления сбора за размещение отходов прежде всего необходимо получить соответствующий лимит на размещение отходов. Правила разработки, утверждения и пересмотра лимита на размещение отходов утверждены

Порядком № 1218 . В нем, в частности, указано, что лимит на размещение отходов представляет собой объем отходов (отдельно по каждому классу опасности), на который у владельца отходов есть разрешение на их размещение, выданное органами Минэкоресурсов на местах. Соответственно сверхлимитным размещением отходов является тот выявленный объем отходов, на которые такого разрешения нет, но которые подлежат обязательному размещению по отдельному разрешению органов Минэкоресурсов на местах.

Кстати, после вступления в силу с

16 февраля 2010 года Закона № 1825, который внес достаточно существенные изменения в Закон об отходах, сверхлимитными считаются также объемы отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология и которые не были переданы на утилизацию. В то же время практическая реализация этой нормы невозможна. По крайней мере, до того момента, пока в Украине не будет сформирован государственный банк данных внедренных в Украине технологий утилизации отходов. В соответствии с п. «п» ч. 1 ст. 23 Закона об отходах создание такого банка данных относится к компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и его органов на местах.

Как предусмотрено

пп. 10 и 11 Порядка № 1218, перечень субъектов, обязанных получить лимит на размещение отходов на будущий год, составляется до 1 февраля текущего года местными госадминистрациями и до 1 марта доводится территориальными органами Минэкоресурсов до сведения включенных в него субъектов хозяйствования. А они в свою очередь подают в территориальные органы Минэкоресурсов заявление на получение разрешения на размещение отходов (приложив к нему ряд документов, перечисленных в п. 12 Порядка № 1218). Только после получения такого разрешения и прохождения процедуры согласования субъекты хозяйствования могут рассчитывать на установление лимита. Как правило, лимиты устанавливаются сроком на один год и доводятся до собственника отходов до 1 июля предыдущего года (п. 18 Порядка 1218).

В то же время не все предприятия должны получать лимит на размещение отходов. В соответствии с

п. 8 Порядка № 1218 от этой обязанности освобождены собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 гривень в год, собственники бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства, и собственники отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья.

До вступления в силу

Закона № 1825 сумма сбора за размещение отходов как в пределах установленного лимита, так и сверх него определялась по формуле из п. 6.4 Инструкции № 162, уже приведенной нами выше. Однако теперь ст. 39 Закона об отходах предписывает подсчитывать эти суммы несколько иным способом. Так, в соответствии с нормами упомянутого документа размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок сбора на разницу между лимитами и предельно допустимыми объемами размещения отходов и суммирования полученных результатов.

Что касается платы

за сверхлимитное размещение отходов, то она определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактического объема и умножения этих сумм на коэффициент, равный 5.

Должны отметить, что воспользоваться этими нормами и осуществлять расчет суммы сбора в соответствии с описанным в них подходом налогоплательщики не смогут, по крайней мере, до появления подзаконных актов, разъясняющих механизм такого расчета. Ведь, как вы смогли убедиться, он не совпадает с хорошо знакомыми для нас правилами расчета сбора за размещение отходов, установленными

п. 8 Порядка № 303 и п. 6.4 Инструкции № 162. Так, например, эти документы предписывают применять «сверхлимитный коэффициент», равный 10, что в настоящее время противоречит Закону об отходах . Поэтому в сложившейся ситуации налогоплательщикам ничего не остается, как ждать соответствующих разъяснений уполномоченных на это органов.

 

С какой частотой лучше передавать отходы спецорганизации

 

В деятельности предприятия каждый квартал образуются отходы. На основании договора эти отходы передаются для утилизации специализированной организации. С какой частотой следует передавать отходы спецорганизации, чтобы вообще не уплачивать сбор за их размещение?

 

Долгое время этот вопрос оставался дискуссионным, однако после появления разъяснений компетентных органов здесь удалось достигнуть некоторой определенности. Но обо всем по порядку.

Начнем с того, что объектом исчисления сбора для стационарных источников загрязнения, в частности, являются

объемы отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах (п. 3.1 Инструкции № 162). Если предприятие своевременно передает образовавшиеся отходы на утилизацию специализированному предприятию, то оно не размещает эти отходы на собственных объектах. А значит, оснований для уплаты сбора за размещение отходов нет.

Кстати, на то что отходы, переданные на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, больше не являются собственностью передавшего их субъекта и поэтому

не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов, обращало внимание Минприроды в письме от 14.05.2003 г. № 4914-к/26-11/115-11. В более позднем письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58 Минприроды конкретизировало свою мысль и выделило два условия, выполнение которых, по его мнению, позволит субъекту хозяйствования избежать уплаты экосбора по окончании каждого отчетного квартала в рамках года:

— объем образовавшихся отходов

не должен превышать лимит на образование отходов;

— отходы, образовавшиеся в течение года, необходимо передать специализированной организации

до окончания года.

Конечно, подобные выводы не могут не радовать, но вот руководствоваться ими могут только те предприятия, для которых в свое время был утвержден лимит образования отходов*.

* Если на предприятии образовались опасные отходы, то в общем случае их нельзя хранить более 6 месяцев. Поэтому утилизировать такие отходы необходимо до окончания указанного срока.

Что же касается тех субъектов хозяйствования, для которых лимиты не устанавливались, то им лучше

организовать документальный учет отходов таким образом, чтобы их образование и передача для утилизации специализированной организации согласно заключенному с ней договору происходили в рамках одного и того же календарного квартала. В противном случае придется платить сбор за загрязнение. Подтверждение этому находим в письме ГНАУ от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58, где представители главного налогового ведомства отметили следующее: «…если субъект хозяйствования своевременно не передал отходы другим специализированным предприятиям (коммунальным предприятиям) в установленные договором сроки, т. е. субъект хозяйствования на протяжении соответствующего времени осуществлял размещение отходов на собственных объектах, по собственной вине и/или по вине коммунального предприятия, который вопреки договору по состоянию на конец отчетного квартала не изъял отходы путем их вывоза, то такой субъект хозяйствования должен уплатить сбор за загрязнение окружающей природной среды за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на его собственных объектах в течение соответствующего времени».

Как видим, предприятию придется заплатить экосбор, если по каким-либо причинам отходы не удалось передать специализированной организации до окончания отчетного квартала. Вместе с тем, если вывоз отходов произойдет в одном из последующих кварталов этого года, начисленный ранее сбор можно будет отсторнировать. Основание для этого находим в

п. 6.4 Инструкции № 162. Там сказано, что суммы сбора, которые взимаются за размещение отходов, исчисляются нарастающим итогом с начала года. Скорее всего, налоговики не будут возражать против этого, ведь в упомянутом выше письме они сами говорят об уплате сбора за фактические объемы отходов, которые действительно размещались на объектах в течение определенного времени.

 

Списанные шины и аккумуляторы — уплачивать ли сбор за размещение отходов?

 

После достижения нормативного пробега (срока эксплуатации) автомобильные шины и аккумуляторы были списаны по решению комиссии, назначенной приказом руководителя предприятия. В течение календарного квартала, на который приходится их списание, отходы передали на утилизацию специализированной организации. Нужно ли уплачивать экосбор за списанные в течение календарного квартала автомобильные шины и аккумуляторы?

 

Шины.

Списанные после достижения нормативного пробега автомобильные шины подпадают под определение отходов, приведенное в ст. 1 Закона об отходах. В соответствии с ним отходами признаются любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично потеряли свои потребительские свойства и не могут быть в дальнейшем использованы в месте их образования или выявления и от которых их владелец избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Обязанность уплачивать экосбор при размещении отходов возложена на субъектов хозяйственной деятельности

ст. 44 Закона № 1264 и п. 2 Порядка № 303. Поэтому, если до конца календарного квартала списанные шины не будут переданы на утилизацию специализированной организации*, за них придется уплачивать экосбор. Однако в нашем случае предприятие успело избавиться от отработанных шин еще до окончания того квартала, в котором они были списаны, а значит, оснований для начисления сбора нет.

*Обратите внимание, что у специализированной организации должна быть соответствующая лицензия на сбор и заготовку вторсырья (по перечню, установленному КМУ), как того требует п. 38 ст. 9 Закона о лицензировании. Упомянутый перечень утвержден постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183, в нем, помимо всего прочего, указаны резиновые изделия, в том числе изношенные шины.

Добавим, что с целью предотвращения или уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходных технологий

п. «г» ч. 1 ст. 31 Закона об отходах на Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные и местные органы исполнительной власти возложена обязанность по разработке и внедрению системы сбора, заготовки и утилизации изношенных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства. А это позволяет надеяться, что в скором будущем необходимость уплаты экосбора за изношенные шины вообще не возникнет.

Аккумуляторы.

Сразу отметим, что на аккумуляторы действие Закона об отходах не распространяется. Они находятся в сфере влияния другого документа — Закона о химических источниках тока, что, в свою очередь, стало причиной следующего вопроса: можно ли рассматривать списанные аккумуляторы как отходы? Ведь определение термина «отходы» можно найти исключительно в Законе об отходах, а он в данном случае неприменим.

Ответ на этот вопрос содержится в

п. 1 письма Минприроды от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58, а также в п. 1 письма Минпромполитики от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319. В частности, в них сделан вывод: Закон о химических источниках тока не выводит отработанные аккумуляторы из категории «отходы», это — попытка построить для обращения с химическими источниками тока в течение всего их жизненного цикла отдельный организационно-экономический механизм, который должен был обеспечить максимальный уровень их утилизации. По сути это означает, что отработанные аккумуляторы можно считать отходами в общеупотребительном смысле этого слова. Поэтому в случае размещения таких отходов на собственной территории субъекты хозяйствования обязаны уплачивать экосбор , как того требует ст. 44 Закона № 1264 и п. 2 Порядка № 303.

Другое дело, что размещать у себя списанные аккумуляторы, которые, как известно, являются опасными отходами**, предприятие

не имеет права. Так, согласно требованиям ст. 17 Закона о химических источниках тока, а также п. 9.1 и п. 9.9 Правил эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса от 02.07.2008 г. № 795, предприятия обязаны передавать отработанные аккумуляторы специализированному предприятию, имеющему лицензию на их утилизацию, в течение трех месяцев со дня окончания срока их эксплуатации. Если же по каким-либо причинам предприятие оставит у себя опасные отходы более чем на 3 месяца, оно не только уплатит экосбор в повышенном размере, но и, возможно, получит претензии со стороны природоохранных органов и органов по контролю за рациональным использованием и охраной земель. Плюс ко всему его могут обвинить в нелицензионной деятельности в сфере заготовки и утилизации отработанных химисточников тока, которая согласно п. 75 ст. 9 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.

** Подтверждение этому можно найти, например, в п. 32 р. «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

 

Люминесцентные лампы

 

Считаются ли списанные люминесцентные лампы отходами? Нужно ли передавать их на утилизацию специализированным организациям?

 

Отработанные люминесцентные лампы полностью соответствуют определению отходов, приведенному в

ст. 1 Закона об отходах, поэтому при их размещении субъект хозяйственной деятельности обязан уплачивать экосбор. Правда, здесь есть один нюанс и связан он с особым статусом отработанных люминесцентных ламп, как опасных отходов, содержащих ртуть или соединения ртути (п. 17 р. «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120).

Строго говоря, без соответствующей лицензии такие отходы нельзя хранить на территории предприятия. Однако Министерство экологии и природных ресурсов Украины (которое является органом лицензирования в сфере обращения с опасными отходами) разрешает держать у себя без лицензии образовавшиеся отходы

в течение 6 месяцев до передачи специализированному предприятию (имеющему соответствующую лицензию на право осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами) на хранение, обработку, утилизацию, удаление (письмо Министерства экологии и природных ресурсов от 02.04.2003 г. № 2798/26-8). Получается, что хранение отработанных люминесцентных ламп в течение срока, не превышающего 6 месяцев, не требует получения лицензии, но в то же время приводит к необходимости уплаты сбора за размещение отходов. Поэтому, на наш взгляд, с отгрузкой списанных ламп специализированным организациям лучше не затягивать. Ведь если их списание и передача для утилизации таким организациям согласно заключенным с ними договорам произойдут в течение одного и того же календарного квартала, сбор за размещение отходов начислять вообще не придется.

 

Уплата сбора за размещение отходов сельхозпредприятиями

 

Сельскохозяйственное предприятие занимается свиноводством. Нужно ли уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды при хранении навоза?

 

Ответ на этот вопрос будет зависеть от дальнейшей судьбы навоза, который, как известно, является побочной продукцией сельскохозяйственного производства.

Если сельхозпредприятие планирует получить в будущем

экономические выгоды от его использования (продать, обменять или использовать в качестве органических удобрений для собственных земель), то навоз признается активом предприятия. Его оценка производится по справедливой стоимости или по цене возможного использования (п. 11 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318). Такой навоз не подпадает под определение отходов предприятия, поэтому уплачивать экосбор за его хранение не нужно. Скорее всего именно эта ситуация и была рассмотрена в давнем письме ГНАУ от 15.04.2005 г. № 3194/6/15-3216. Там был сделан вывод, что сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся разведением крупного рогатого скота и хранящие навоз, не должны уплачивать сбор за размещение отходов.

Если же навоз

не имеет дальнейшего использования и просто размещается на территории предприятия, то он уже считается отходами (т. е. попадает в сферу регулирования Закона об отходах). Поэтому в данном случае предприятие обязано будет уплатить сбор за размещение отходов, как того требует ст. 44 Закона № 1264 и п. 2 Порядка № 303.

Пример расчета сбора за размещение отходов применительно к данной ситуации рассматривался в консультации представителей главного налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 16, с. 7. В ней же приводился и пример заполнения налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды. Как видно из этого примера, налоговики считают, что за образовавшиеся отходы в виде навоза сбор нужно уплачивать два раза:

— первый раз — за размещение отходов;

— второй раз — за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения (т. е. полигоном или хранилищем, где размещается навоз).

Сразу отметим, что с двойной уплатой экосбора мы согласиться не можем. В рассматриваемой ситуации сбор следует уплачивать только один раз —

за размещение отходов. Напомним, что суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, определяются по формуле, приведенной в п. 6.4 Инструкции № 162. Очевидно, что в этой формуле есть корректировочный коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов (К0). Так, если специальное хранилище для побочной сельскохозяйственной продукции не обеспечивает полного исключения загрязнения атмосферного воздуха (в результате чего в воздух попадают метан, аммиак и т. д.), то К0 = 3. При размещении навоза в специально созданных местах складирования (полигонах), обеспечивающих защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения, К0 = 1.

И учтите: для того, чтобы охарактеризовать место размещения отходов и

проверить правильность использования плательщиками сбора корректирующего коэффициента, налоговики должны обратиться к специалистам Минприроды Украины, а также получить заключение должностных лиц Госсанэпидслужбы Украины. Об этом сообщалось в консультации представителей главного налогового ведомства, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 48.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

 

Каким образом отходы, образовавшиеся в деятельности предприятия, а также сбор за их размещение отражаются в налоговом и бухгалтерском учете?

 

Отходы

. Начнем с того, что отходы в зависимости от возможности использования в хозяйственной деятельности предприятия делятся на возвратные и безвозвратные. В соответствии с п. 2.13 Методрекомендаций № 2 возвратными отходами производства являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, которые образовались в процессе производства продукции (работ, услуг), утратили полностью или частично потребительские свойства исходного материала (химические и физические) и в силу этого используются с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используются по прямому назначению. Обратите внимание: от использования возвратных отходов можно получить экономическую выгоду.

Безвозвратные отходы

не могут быть использованы в деятельности предприятия или реализованы. Эти отходы невозможно применить по причине утраты ими своих потребительских свойств. Как правило, именно от них предприятия избавляются путем утилизации или удаления. Об учете безвозвратных отходов сейчас и поговорим.

В бухгалтерском учете безвозвратные отходы

активом не признаются и учитываются на предприятии только в количественном выражении. Это прямо следует из п. 2.13 Методрекомендаций № 2.

В операциях с отходами, которые не имеют дальнейшего использования по месту их образования (безвозвратными отходами), необходимо руководствоваться нормами

Закона об отходах. Так, согласно п. «г» ст. 17 указанного документа субъекты хозяйственной деятельности обязаны выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов на основе материально-сырьевых балансов производства. При этом под ведением материально-сырьевых балансов понимается наличие на предприятии соответствующего планирования производства продукции и ее учета, а также соответствующего нормирования образования отходов, их учета и учета их перемещения за пределы предприятия (см. письма Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08 и Министерства промышленной политики Украины от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 58). В настоящее время количественный учет образования и размещения отходов ведется в типовой форме № 1-ВТ, утвержденной приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342. Подробно о порядке ее заполнения можно прочитать в статье «Первичный учет отходов и упаковки по единой форме», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 85.

Как видим, в обязанности предприятия входит не просто подсчет количества образованных отходов, но и их планирование через установление норм.

Деление безвозвратных отходов на нормативные (они соответствуют установленным на предприятии нормам отходов сырья, материалов и полуфабрикатов, образовавшихся в процессе деятельности) и сверхнормативные (они превышают установленные нормы) оказывает определенное влияние и на

налоговый учет.

Так, проблем с нормативными безвозвратными отходами не возникает. Их образование не приводит к уменьшению валовых расходов, ранее отраженных при покупке сырья и материалов. С этим согласны и представители главного налогового ведомства, которые в своем

письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316 отметили следующее: «…если нормативными актами установлены нормативы потерь материалов, запасов при производстве продукции, то стоимость таких запасов в пределах установленных норм остается в составе валовых затрат предприятия».

Что касается сверхнормативных расходов, то скорее всего, налоговики не признают их в составе валовых расходов, как использованных не в хозяйственной деятельности. По этой же причине потребуют отсторнировать и налоговый кредит. Подробнее см. статью «Обрезки, ошметки, огрызки, помои (а также лоскутки, шлаки, стружка, зола и прочие сокровища), ну как же без 5.9…»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 103, с. 40.

Сбор за размещение отходов.

В бухгалтерском учете сбор за размещение отходов учитывается на отдельном счете субсчета 641 «Расчеты по налогам»:

— начисление сбора в пределах лимита отражается проводкой Дт 92 — Кт 641/Сбор за загрязнение, а в части, превышающей лимит, — записью Дт 949 — Кт 641/Сбор за загрязнение;

— перечисление сбора в бюджет регистрируется проводкой Дт 641/Сбор за загрязнение — Кт 311.

Что касается отражения сбора в налоговом учете, то

вся сумма сбора (начисленная за размещение отходов в пределах лимита и сверх него) увеличит валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль, как сумма сбора, установленного Законом о системе налогообложения (п. 14 ч.1 ст. 14). Правда, представители ГНАУ придерживаются по этому поводу иной точки зрения. Так, в письме от 24.04.2008 г. № 8682/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 90 они отметили, что сумма сбора за размещение отходов, исчисленного за сверхлимитные объемы, не относится в состав валовых расходов. Аргументом является последний абзац ст. 43 Закона № 1264, согласно которому сбор за использование природных ресурсов в пределах лимитов относится на валовые расходы производства, а за сверхлимитное использование — взимается за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятий.

Мы не можем согласиться с таким подходом. Во-первых,

Закон № 1264 не является Законом о налоге на прибыль и не может устанавливать правила налогообложения. Во-вторых, установление дополнительных ограничений по включению затрат предприятия в состав валовых расходов, кроме тех, которые установлены Законом о налоге на прибыль, прямо запрещено п. 5.11 указанного документа. К тому же 10-кратный размер сбора за размещение отходов нельзя рассматривать как штрафную санкцию. Он представляет собой плату, которая взимается с субъекта хозяйственной деятельности при определенных условиях, установленных п. 5.4 Инструкции № 162.

На этом мы завершаем разговор о сборе за размещение отходов. Конечно, в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты этой многогранной темы. Поэтому если у вас появятся вопросы, пишите нам. Мы обязательно проанализируем вашу ситуацию и ответим на страницах газеты.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц