Темы статей
Выбрать темы

Разрешения на эксплуатацию источников загрязнения

Редакция НиБУ
Статья

Разрешения на эксплуатацию источников загрязнения

 

Оказывается, что определиться с правильной классификацией источника загрязнения атмосферного воздуха — это только полдела. Вторая его часть — разобраться с необходимостью тех или иных разрешительных документов на эксплуатацию таких источников и процедурой получения указанных документов, чтобы заранее обезопасить себя от возможных санкций за их отсутствие. Давайте разбираться вместе.

Сергей КАМЕНСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Разрешительные документы на эксплуатацию передвижных источников загрязнения

 

Какие разрешительные документы следует иметь субъекту хозяйствования на эксплуатацию передвижных источников загрязнения, осуществляющих выбросы в атмосферу загрязняющих веществ?

 

В отношении тех из

передвижных источников, которые в действительности являются транспортными средствами, следует отметить, что ст. 5 Закона № 2707 предусмотрено установление нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и влияния физических факторов передвижных источников. При этом под таким нормативом понимают предельно допустимое количество загрязняющего вещества в отработанных газах передвижного источника, отводимое в атмосферный воздух (ст. 1 Закона № 2707).

Указанные нормативы разрабатываются для каждого типа передвижных источников, эксплуатируемых на территории Украины, с учетом современных технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижению уровней влияния физических факторов, очистке отработанных газов и экономической целесообразности (

ст. 9 Закона № 2707).

Приведенные нормы на практике означают то, что каких-либо

специальных требований к оформлению дополнительных разрешений на эксплуатацию передвижных источников загрязнения, кроме государственной регистрации транспортных средств, законодательством не установлено.

В то же время стоит иметь в виду, что

все колесные транспортные средства (КТС), зарегистрированные подразделениями Госавтоинспекции, должны с определенной периодичностью проходить государственный технический осмотр, процедура проведения которого установлена Порядком № 606. В соответствии с п. 5 этого Порядка техосмотр транспортных средств предусматривает, в частности, проверку их технического состояния. В ходе такой проверки должно устанавливаться, среди прочего, соответствие экологических характеристик КТС требованиям законодательства в сфере охраны окружающей природной среды (п. 9 Порядка № 606). В случае выявления несоответствия талон технического осмотра не выдается (п. 14 Порядка № 606). В свою очередь, согласно п. 19 этого Порядка эксплуатация транспортного средства без указанного талона запрещается.

Аналогичные требования относительно соответствия технического состояния требованиям правил, нормативов и стандартов, касающихся в том числе и охраны окружающей природной среды, предъявляются также к

крупнотоннажным и другим технологическим транспортным средствам (см. п. 7 Порядка № 9). При этом такие транспортные средства считаются не прошедшими государственный техосмотр, если при их обследовании было обнаружено, что содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность превышают установленные стандартами нормы (п. 10 Порядка № 9). Не прошедшие техосмотр крупнотоннажные и другие технологические транспортные средства, как и КТС, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

То же самое установлено и для

тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники и других механизмов — их техническое состояние также должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов по охране окружающей природной среды (см. п. 1.3 Требований № 316).

К счастью, в отношении газонокосилок, цепных пил, бензопил и им подобных передвижных источников загрязнения ни государственная регистрация, ни государственный техосмотр не проводятся. Но даже в этом случае

выпуск таких механизмов в эксплуатацию (равно как и автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок), в ходе которой содержание загрязняющих веществ в отработанных газах, а также уровень влияния физических факторов, осуществляемого ими во время работы, превышают установленные нормативы, считается административным правонарушением. Штраф за такое нарушение на должностных лиц и граждан — субъектов хозяйственной деятельности предусмотрен ст. 80 КуоАП и составляет от 80 до 100 ннмдг, т. е. от 1360 до 1700 грн.

 

Разрешение на выбросы стационарными источниками загрязнения

 

Каким образом действующее природоохранное законодательство регулирует эксплуатацию стационарных источников загрязнения?

 

Аналогично тем нормативам, которые устанавливаются в отношении передвижных источников загрязнения и о которых было сказано выше, соответствующие нормативы в сфере охраны атмосферного воздуха предусмотрены и для стационарных источников. Так, в соответствии со

ст. 5 Закона № 2707 устанавливаются:

нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников;

нормативы предельно допустимого влияния физических и биологических факторов стационарных источников.

Однако только этим пределы законодательного регулирования процесса эксплуатации стационарных источников не ограничиваются.

Частью 5 ст. 11 Закона № 2707 определено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения специального разрешения. Такое разрешение выдается территориальным отделением органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов (Минприроды) по согласованию с территориальным отделением органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Разрешение на выбросы загрязняющих веществ

в атмосферный воздух выдается при условии:

— непревышения на протяжении срока его действия установленных нормативов экологической безопасности;

— непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников;

— соблюдения требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ.

Как проверяется соблюдение таких требований? Упомянутые территориальные отделения органов исполнительной власти проводят наблюдение за состоянием атмосферного воздуха на предмет соблюдения нормативов экологической безопасности. Если на определенной подконтрольной территории нормативы превышены, то проводятся мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ субъектами хозяйствования.

Механизм проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы, определен

Порядком № 302, в соответствии с п. 2 которого разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками — это официальный документ, дающий право предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам-предпринимателям эксплуатировать объекты, с которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного в разрешении срока. Здесь же установлено, что разрешение выдается субъекту хозяйствования — собственнику стационарного источника выбросов, с которого поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в

п. 1.9 Инструкции № 108 под субъектом хозяйствования, который должен получать разрешение на выбросы, понимается физическое или юридическое лицо, которое управляет или контролирует оборудование, в том числе лицо, которому в соответствии с законодательством переданы права владеть и пользоваться оборудованием, а также обеспечивать его техническое функционирование. Таким образом, в случае передачи в аренду того или иного стационарного источника загрязнения (в виде целостного имущественного комплекса либо отдельного агрегата или установки) спецразрешение обязан получать арендатор такого источника загрязнения. Заметим, что налоговики имеют по этому поводу такое же мнение (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 40, с. 37).

Что же в практическом плане означает требование о получении указанного выше специального разрешения на выбросы? Для его получения субъект хозяйствования должен (

п. 4 Порядка № 302):

— оформить

заявление;

— подготовить

документы, в которых обоснованы объемы выбросов загрязняющих веществ (такие документы являются неотъемлемой частью заявления на получение разрешения на выбросы, что предусмотрено п. 1.3 Инструкции № 108);

— провести

инвентаризацию стационарных источников, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов таких выбросов, пылегазоочистного оборудования (методические указания по содержанию и оформлению необходимых документов для создания отчета по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, которые образуются на предприятии с учетом технологического процесса и его особенностей, приведены в Инструкции № 7);

— провести оценку влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;

разработать планы мероприятий по достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; охране атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательному прекращению деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведению места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращению превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; осуществлению контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;

обосновать размеры нормативных санитарно-защитных зон, провести оценку расходов, связанных с реализацией мероприятий по их созданию;

— провести оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

подготовить информацию о намерении получить разрешение для ознакомления с ней общественности и в соответствии с п. 5 Порядка № 302 разместить такую информацию в местных печатных СМИ с указанием адреса местной госадминистрации, куда могут направляться замечания общественных организаций и отдельных граждан.

Какие

документы нужно подать для получения разрешения? В пакете документов приводится исчерпывающая информация о предприятии, его деятельности, месторасположении, а также об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их параметрах, установках очистки газов, их техническом состоянии и средней эффективности работы, параметрах газопылевого потока, источниках залповых и неорганизованных выбросов и т. д.

Конкретный состав документов с обоснованием объемов выбросов

, определяется разд. 2 Инструкции № 108 с учетом того, что объекты, для которых разрабатываются такие документы, делятся на три группы:

а)

первая группа — объекты, взятые на государственный учет* и имеющие производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться наилучшие доступные технологии и методы управления;

б)

вторая группа — объекты, взятые на государственный учет и не имеющие производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться наилучшие доступные технологии и методы управления;

в)

третья группа — объекты, которые не входят в первую и вторую группы.

* Заметим, что необходимость постановки на государственный учет объектов, которые оказывают или могут оказывать вредное влияние на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха, установлена ст. 31 Закона № 2707, а порядок ведения такого учета определен постановлением КМУ от 13.12.2001 г. № 1655.

Разумеется, что

наиболее строгие требования предъявляются к документации, касающейся выбросов стационарными источниками, отнесенными к первой группе. Не перечисляя тех документов, которые должны разрабатываться для объектов каждой из перечисленных групп, обратим внимание на разъяснение Минприроды Украины, предоставленное письмом от 30.01.2007 г. № 842/10/2-8. Оно будет полезным для субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы в атмосферу котельными, а таких, на самом деле, подавляющее большинство.

Как указывается в

письме, котельные (тепловые станции, которые имеют одну или несколько тепловых установок, потребляющих органическое топливо, и вырабатывают тепловую энергию), для которых разрабатываются документы, обосновывающие объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы следует разделить на три группы:

а)

первая группа — котельные, в составе которых есть технологическое оборудование (котлоагрегат, газотурбинная установка, установка комбинированного цикла и т. п.), предназначенное для выработки тепловой, механической энергии, в том числе и когенерационные установки, путем преобразования химической энергии топлива, общая суммарная мощность которого более 50 МВт. Состав документов предусмотрен разд. 2 Инструкции № 108;

б)

вторая группа — котельные, общая суммарная мощность которых менее 50 МВт и которые взяты на государственный учет. Состав документов предусмотрен разд. 2 Инструкции № 108, за исключением пп. 2.11 и 2.15 этой Инструкции. Для этих котельных наилучшие доступные технологии и методы управления не разрабатываются, а с целью реализации требований по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и внедряются мероприятия, предусмотренные в типовых проектах;

в)

третья группа — котельные, общая суммарная мощность которых менее 50 МВт и которые не взяты на государственный учет.

В другом

письме Минприроды от 08.11.2007 г. № 12052/11/10-07 затрагивается важный вопрос о количестве разрешений на выбросы, которые должен получать субъект хозяйствования, имеющий филиалы. Очевидно (и это подтверждается указанным письмом), в случае, когда обособленные подразделения расположены в разных населенных пунктах, для каждого подразделения понадобится отдельное разрешение на выбросы.

Если

же в пределах одного населенного пункта расстояние между обособленным подразделением и основной территорией предприятия не превышает 500 метров, то они считаются одним объектом и разрешение на выбросы при этом тоже будет одно для головного предприятия и его подразделения. В противном случае субъекту хозяйствования придется оформлять отдельные разрешения для каждого из подразделений, даже если они и находятся в одном населенном пункте.

Завершая ответ на вопрос, заметим, что

подготовку пакета документов с обоснованием объемов выбросов предприятие может произвести самостоятельно или же поручить организации, специализирующейся на подготовке подобного рода документов. При этом важно учесть, что согласно ст. 11 Закона № 2707 разработкой документов, обосновывающих объемы выбросов стационарными источниками загрязнения имеют право заниматься только специальные организации. Их перечень определяет центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Действующий на сегодня такой перечень доступен на сайте Минприроды Украины по ссылке http://www.menr.gov.ua/documents/PerelikReestrSvid250609.rar.

В соответствии с

п. 13 Порядка № 302 выполнение работ, связанных с подготовкой документов, в которых обосновываются объемы выбросов, осуществляется на договорных началах. При этом непосредственно выдача самого разрешения на выбросы должна происходить бесплатно, о чем будет сказано при ответе на следующий вопрос.

 

Разрешение на выбросы — документ разрешительного характера

 

Является ли разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками документом разрешительного характера? Если да, то какие особенности выдачи таких документов следует иметь в виду субъектам хозяйствования при получении указанного разрешения?

 

Очевидно, что ответы на поставленные вопросы следует искать в действующем законодательстве о разрешительной системе. На сегодняшний день основным законодательным актом в этой сфере является

Закон № 2806 (с учетом последних изменений к нему, вступивших в силу 1 апреля), в котором под документом разрешительного характера понимается разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на проведение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и без наличия которого субъект хозяйствования не может проводить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Достаточно важными являются нормы

ч. 1 ст. 4 Закона № 2806, в соответствии с которыми исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливаются:

— необходимость получения документов разрешительного характера и их виды;

— разрешительный орган

, уполномоченный выдавать такие документы;

— платность или бесплатность

их выдачи (переоформления, выдачи дубликата, аннулирования);

срок выдачи или предоставления письменного уведомления об отказе в выдаче документа разрешительного характера;

исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче, переоформлении, выдаче дубликата, аннулировании такого документа;

— срок действия

документа разрешительного характера или неограниченность срока его действия, а также возможность применения декларативного принципа.

Не вызывает сомнений, что

разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками является разрешительным документом в терминах Закона № 2806. Сказанное подтверждается составленным Госкомпредпринимательства перечнем* законодательно установленных требований на получение разрешительных документов по состоянию на 05.10.2006 г., в котором среди прочих фигурирует и указанное разрешение.

* С данным перечнем читатели могут ознакомиться на официальном сайте Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (www.dkrp.gov.ua).

В то же время

Законом № 2707 установлена только необходимость получения такого разрешения и разрешительный орган, уполномоченный его выдавать. Остальные из вышеперечисленных требований, которые выдвигаются Законом № 2806 к любому документу разрешительного характера и, следовательно, должны соблюдаться также и в отношении разрешения на выбросы, в Законе № 2707 отсутствуют. Таким образом, подлежат применению общие нормы, закрепленные, в частности, в ст. 41 Закона № 2806.

Между тем

п. 3 Порядка № 302 установлено, что разрешение на выбросы выдается бесплатно на срок не менее пяти лет. Таким образом, в части невзимания платы за выдачу разрешения нормы Порядка № 302 не вступают в противоречие с известным письмом Госкомпредпринимательства от 01.10.2006 г. № 7121, в котором, в частности, указывалось следующее: если законом закреплена необходимость получения документа разрешительного характера, но не установлена платность или бесплатность его выдачи, разрешительный орган должен выдать такой документ бесплатно.

Скажем несколько слов об установлении срока действия разрешения на выбросы в подзаконном акте, т. е. в

Порядке № 302 при отсутствии указания на такой срок в самом Законе № 2707. Дело в том, что норма ч. 1 ст. 4 Закона № 2806 о необходимости установления такого срока или бессрочности разрешительного документа исключительно в законе начала действовать совсем недавно — с 1 апреля текущего года, и, естественно, Госкомпредпринимательства еще не успел отреагировать на это нововведение. Однако по аналогии с прочими либеральными выводами упомянутого письма этого госоргана от 01.10.2006 г. № 7121 напрашивается следующий вывод: разрешение на выбросы стационарными источниками загрязняющих веществ должно быть бессрочным.

Пока же позиция Госкомпредпринимательства на этот счет неизвестна, рекомендуем субъектам хозяйствования заблаговременно позаботиться о

продлении срока действия разрешения на выбросы. Соответствующие разъяснения на этот счет даны в п. 1 письма Минприроды Украины от 30.01.2009 г. № 1127/11/10-09. В нем указывается, что п. 11 Порядка № 302 прямо предусмотрена возможность такого продления. Для этого субъект хозяйствования должен не позднее чем за 30 календарных дней до дня окончания разрешения подать заявление в территориальный орган Минприроды, выдавший разрешение, и учреждение государственной санитарно-эпидемиологической службы. В случае выполнения этого условия уполномоченные госорганы принимают решение о продлении срока действия такого разрешения.

Если же заявителем будут нарушены требования

п. 11 Порядка № 302 относительно заблаговременной подачи заявления, то отчаиваться из-за этого не стоит, — разрешение субъекту хозяйствования все равно будет продлено. Минприроды в том же письме отмечает, что нормативными актами не установлено, как следует принимать решение о продлении срока действия соответствующего разрешения в случае такого нарушения.

Вместе с тем отказ в продлении разрешения на выбросы по таким чисто формальным признакам приведет к невозможности функционирования субъекта хозяйствования, что, с одной стороны, повлечет за собой безработицу и социальную напряженность в соответствующем регионе, а с другой — не приведет к существенному улучшению состояния окружающей среды и не повысит уровень его экологической безопасности. В связи с этим Минприроды предлагает

продлевать соответствующие разрешения, руководствуясь принципами обоснованности и пропорциональности при принятии решения. То же самое касается и продления срока действия разрешения на выбросы в случае необходимости доработки документов, которые прилагаются к заявлению на получение указанного разрешения.

Между тем надо понимать, что

несвоевременная подача субъектом хозяйствования заявки о продлении срока действия разрешения является нарушением действующего законодательства, за которое должностное лицо такого субъекта может быть привлечено к административной ответственности по ст. 78 КУоАП (нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или влияния на нее физических и биологических факторов), поскольку такое лицо обязано было заранее побеспокоиться о продлении срока действия разрешения. Если же такое нарушение привело к возникновению опасности для жизни, здоровья людей или для окружающей среды, то должностное лицо может быть привлечено даже к уголовной ответственности по ст. 241 Уголовного кодекса Украины (загрязнение атмосферного воздуха). Подробнее об ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха речь пойдет в следующем разделе.

А

как быть субъекту хозяйствования в том случае, если в течение времени, необходимого для подготовки документов на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ему приходится работать без такого разрешения? В п. 2 письма Минприроды Украины от 30.01.2009 г. № 1127/11/10-09 указывается, что в случае продления срока действия разрешения такой субъект считается имеющим разрешение, в связи с чем для привлечения его к какому-либо виду ответственности оснований нет.

Стоит отметить подход Минприроды к

привлечению субъекта хозяйствования к эколого-правовой ответственности в виде ограничения или приостановления его деятельности, если он уже получил разрешение или продлил ранее полученное. Поскольку нарушения действующего законодательства в этом случае уже устранены, то, как указывается в том же письме, применение санкций к такому субъекту представляется безосновательным. Заметим, что такой вид ответственности, как ограничение, временное запрещение (приостановление) или прекращение хозяйственной деятельности, связанной с нарушением условий и требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотренных разрешениями, установлен ст. 12 Закона № 2707, а также п.п. «в» п. 4 Порядка № 2751.

Если же разрешения на выбросы загрязняющих веществ у субъекта хозяйствования пока нет, но длится процесс рассмотрения и согласования материалов, которые обосновывают объемы выбросов, для получения соответствующего разрешения, и из действий субъекта усматривается, что он предпринимает все зависящие от него меры для получения такого разрешения в кратчайшие сроки, то оснований для применения к нему санкций в виде ограничения или приостановки его деятельности также не будет. И наоборот, в случае безосновательного затягивания с получением разрешения или полного отсутствия каких-либо шагов для его получения со стороны субъекта хозяйствования применение таких санкций будет считаться правомерным.

Вернемся к

процедуре получения спецразрешения на выбросы, которая определена Порядком № 302 (пункты 6 — 8). После подачи заявления вместе с пакетом перечисленных выше документов на первом этапе происходит их согласование в учреждении госсанэпидслужбы, которому для этого отведено 30 календарных дней с даты поступления документов. При отсутствии замечаний это учреждение готовит заключение относительно выдачи разрешения, которое предоставляется субъекту хозяйствования. В случае наличия замечаний документы возвращаются заявителю с изложением их содержания и указанием срока повторной подачи.

Местные госадминистрации

рассматривают замечания общественных организаций, в случае необходимости организуют проведение их публичного обсуждения и в течение 30 календарных дней с даты опубликования информации о намерении субъекта хозяйствования получить разрешение сообщают об этом территориальному органу Минприроды. Тот в свою очередь анализирует замечания и при необходимости предлагает субъекту хозяйствования учесть их во время подготовки разрешения к выдаче.

Как можно понять из

п. 8 Порядка № 302, терорган Минприроды рассматривает заявление и документы на получение разрешения в течение тех же 30 календарных дней, т. е. параллельно с процедурами их согласования с санэпидслужбой и публичного обсуждения замечаний общественности и в случае положительного исхода выдает разрешение на выбросы субъекту хозяйствования.

Как видим,

срок выдачи спецразрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками установлен подзаконным актом (Порядком № 302), а не законом, и составляет при этом 30 календарных дней вместо десяти рабочих дней, о которых идет речь в ч. 1 ст. 41 Закона № 2806. При этом не совсем понятно, вправе ли субъект хозяйствования, который предоставил все документы для получения спецразрешения на выбросы и не получил такого разрешения, воспользоваться принципом молчаливого согласия, задекларированным в Законе № 2806, и если да, то через какое время спустя (20 рабочих дней (10 + 10), как установлено ч. 6 ст. 41 Закона № 2806, или 30 календарных дней в соответствии с Порядком № 302) можно начинать эксплуатацию стацисточника загрязнения.

Подзаконным актом урегулирована и процедура

пересмотра срока действия разрешения на выбросы (п. 9 Порядка № 302), а также установлены основания для его аннулирования (п. 10 этого Порядка). В связи с этим следует иметь в виду, что общие основания для аннулирования документа разрешительного характера содержатся в ч. 7 ст. 41 Закона № 2806. Это означает, что при наличии расхождений в правовом регулировании между нормами Порядка № 302 и Закона № 2806 предпочтение должно отдаваться требованиям последнего.

И напоследок обращаем внимание субъектов хозяйствования, что действующим природоохранным законодательством каких-либо ограничений относительно выдачи разрешения на выбросы не предусмотрено. Это означает, что

каждый собственник (арендатор) стационарного источника загрязнения должен получить разрешение в установленном порядке независимо от производственной мощности такого источника, режима его работы, объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и прочих параметров. Другими словами, любой стационарный объект, загрязняющий атмосферный воздух, нельзя эксплуатировать без спецразрешения на выбросы. Факт такой эксплуатации влечет за собой применение к субъекту хозяйствования соответствующих штрафов и санкций, о чем мы расскажем при ответе на следующий вопрос.

 

Ответственность за эксплуатацию стационарных источников без разрешения

 

Какие штрафы и санкции предусмотрены действующим законодательством в случае, если предприятие не имеет разрешения на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками?

 

Как уже указывалось, в соответствии со

ст. 11 Закона № 2707 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения.

Статьей 33 Закона № 2707

установлено, что лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти, несут ответственность согласно действующему законодательству. В связи с этим следует в первую очередь ознакомиться с предписаниями ст. 78 КУоАП, которой определено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 8 ннмдг, т. е. от 85 до 136 грн.

Кроме того,

ст. 34 Закона № 2707 предусмотрено возмещение вреда, нанесенного нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Причем в письме Минэкоресурсов от 30.04.2002 г. № 10-10/124/11 указывается, что эта норма не содержит никаких ограничений по субъектному составу нарушителей, поэтому может быть применена к любому предприятию, разумеется, при наличии факта нарушения.

Скажем больше: в

письме ВХСУ «О результатах изучения и обобщения судебной практики решения хозяйственными судами споров, связанных с охраной окружающей природной среды» от 01.01.2009 г. подчеркивается, что применение ответственности за нарушение природоохранного законодательства имеет свои особенности, которые определены ст. 69 Закона № 1264. В частности, этой статьей установлено, что вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов.

В одной из давних консультаций (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 31, с. 44) налоговики настаивали на том, что предприятие, которое осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не получив на это разрешение, должно

начислить и уплатить в бюджет сбор за загрязнение окружающей природной среды исходя из фактических объемов выбросов, нормативов сбора и корректирующих коэффициентов, определенных Порядком № 303. В случае неуплаты этого сбора такому предприятию грозили применением штрафных санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 2181.

Не возражая в целом против такого подхода налоговых органов, следует заметить, что расчет экосбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения сам по себе является достаточно нетривиальной задачей, а

без наличия разрешения на выбросы выполнить такой расчет практически невозможно, поскольку такое разрешение является источником исходных данных для расчета (подробно о нюансах указанного расчета см. в статье на с. 16 сегодняшнего номера). В связи с этим достаточно призрачным является применение к субъекту хозяйствования штрафов, установленных ст. 17 Закона № 2181, так как контролирующие органы самостоятельно начислить такой сбор тоже не смогут.

Тем не менее сказанное не означает, что выбросы в атмосферу без разрешения можно осуществлять безнаказанно, поскольку вред, причиненный в этом случае окружающей природной среде, возместить все же придется (его рассчитают специалисты Минприроды, пользуясь специальной

Методикой расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной приказом Минэкобезопасности Украины от 18.05.95 г. № 38). Кроме того, в случае необходимости дальнейшей эксплуатации стационарного источника субъекту хозяйствования придется получить и соответствующее разрешение. А это, в свою очередь, открывает налоговикам путь к начислению экосбора (причем без срока давности, если до этого предприятие отчет по этому сбору не подавало) и применению многочисленных финансовых санкций из ст. 17 Закона № 2181.

Отдельный интерес представляет вывод, сделанный ВХСУ в письме от 01.01.2009 г., о том, что суммы возмещения вреда, причиненного государству нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, не являются административно-хозяйственными санкциями за нарушение порядка ведения хозяйственной деятельности (см. ст. 238 ХКУ). По мнению суда, ответственность за нарушение законодательства, в частности об охране атмосферного воздуха в виде возмещения причиненного вреда, носит гражданский характер, следовательно, к таким правоотношениям не могут применяться нормы ХКУ об админхозсанкциях. Сказанное означает, что срок взыскания возмещения такого вреда не может ограничиваться шестью месяцами со дня выявления нарушения, но не позднее одного года со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, как это предусмотрено ст. 250 ХКУ в отношении админхозсанкций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше