Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О размере пособия по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 30
Печать
Письмо от 21.01.2010 г. № 594/0/14-10/5

О размере пособия по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста

Письмо Министерства труда и социальной политики Украины от 21.01.2010 г. № 594/0/14-10/5

 

В Министерстве труда и социальной политики рассмотрено обращение <…> о размере пособия по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста.

В 2007 году, исходя из реальных финансовых ресурсов, была учтена потребность в средствах для реализации положений Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» в объеме, необходимом для выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере, равном разнице между 50 процентами прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 90 гривень для незастрахованных лиц и не менее 23 процентов прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, для застрахованных лиц.

В показателях Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» учтены средства для обеспечения выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размерах, равных разнице между 50 процентами прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 гривень.

С 1 января 2009 года пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивалось в размере, равном разнице между 75 процентами прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее как 130 гривень.

С 1 января 2010 года увеличен максимальный размер указанного пособия, а именно: пособие предоставляется в размере, равном разнице между 100 процентами указанного выше прожиточного минимума и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 гривень.

 

Заместитель министра Е. Гарячая



комментарий редакции

Размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста

Вопрос определения размера пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста имеет долгую и противоречивую историю, что заставляет из года в год возвращаться к нему.

Начнем с

незастрахованных лиц.

Размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста для незастрахованных лиц был установлен Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII (далее — Закон № 2811).

В

2007 году должна была действовать норма Закона № 2811 (ч. 1 ст. 15), согласно которой пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется лицам, не застрахованным в системе общеобязательного социального страхования, в размере установленного законом прожиточного минимума на детей в возрасте до 6 лет.

Однако действие указанной нормы Закона № 2811 было приостановлено Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V (далее — Закон о госбюджете на 2007 год). Согласно данному Закону

в 2007 году пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста выплачивалось в размере, равном разнице между 50 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не ниже 90 грн. Однако решением КСУ от 09.07.2007 г. № 6-рп/2007 приостановление действия ч. 1 ст. 15 Закона № 2811 было признано неконституционным.

Получается, что с 01.01.2007 г. по 08.07.2007 г. лица, не застрахованные в системе общеобязательного государственного страхования, должны были получать пособие по уходу за ребенком в размере не менее 90 грн. С 09.07.2007 г. по 31 декабря 2007 года незастрахованные лица должны были получать пособие по уходу за ребенком

в размере прожиточного минимума на детей в возрасте до 6 лет. Такой же вывод был сделан Высшим административным судом Украины (см. постановления ВАСУ от 21.10.2009 г. № К-10600/09, от 02.12.2009 г. № К-14205/08, от 03.12.2009 г. № К-22288/09).

В 2008 году

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI (далее — Закон о госбюджете на 2008 год) ч. 1 ст. 15 Закона № 2811 была изложена в новой редакции, согласно которой пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере, равном разнице между прожиточным минимумом, установленным для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 гривень. В Заключительные положения Закона № 2811 были внесены такие положения — пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере, равном разнице между: с 1 января 2008 года — 50 %, с 1 января 2009 года — 75 %, с 1 января 2010 года — 100 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

В связи с тем, что положения п. 23 р. II Закона о госбюджете на 2008 год, которыми в том числе была изменена редакция ч. 1 ст. 15 Закона № 2811, впоследствии не были ни отменены, ни изменены и не были признаны неконституционными,

в 2008 году минимальный размер пособия составлял 130 грн.

В то же время есть положительное судебное решение относительно необходимости выплаты пособия в размере прожиточного минимума и в течение 2008 года (постановление Первомайского городского суда Луганской обл. от 19.01.2009 г. по делу № 2а-12). Главным аргументом в данном случае суд признает то, что предмет регулирования закона о Государственном бюджете Украины касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные потребности, в связи с чем данным законом не могут вноситься изменения в действующие законы Украины.

С

застрахованными лицами отдельная история.

Для

застрахованных лиц размер пособия по уходу за ребенком до трех лет изначально был установлен ст. 43 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (далее — Закон № 2240). Согласно ст. 43 Закона № 2240 минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста равен размеру прожиточного минимума, установленного законом.

В 2007 году

сложилась следующая ситуация. Согласно Закону о госбюджете на 2007 год действие ст. 43 Закона № 2240 было приостановлено. В свою очередь, согласно Закону о госбюджете на 2007 год минимальный размер пособия для застрахованных лиц должен был составлять 23 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.

Однако решением КСУ от 09.07.2007 г. № 6-рп/2007 приостановление действия ст. 43 Закона № 2240 было признано неконституционным. Таким образом, за период с 01.01.2007 г. по 08.07.2007 г. застрахованные лица должны были получать это пособие в размере не менее 23 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, а с 09.07.2007 г. по 31.12.2007 г. застрахованные лица могли претендовать на пособие по уходу за ребенком в размере, установленном ст. 43 Закона № 2240, а именно в размере прожиточного минимума, установленного законом.

2008 год.

Законом о госбюджете на 2008 год ст. 43 Закона № 2240 была исключена. Одновременно были внесены изменения в Закон № 2811, согласно которым пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста застрахованным лицам должно выплачиваться в соответствии с этим Законом. Такие изменения были связны с тем, что пособие по уходу за ребенком до трех лет с 2007 года выплачивалось застрахованным лицам за счет бюджетных средств, а не за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.

Но согласно решению КСУ от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 изменения, внесенные Законом о госбюджете на 2008 год, в частности отмена ст. 43 Закона № 2240, были признаны неконституционными. Таким образом, с 22.05.2008 г. действует редакция ст. 43 Закона № 2240, согласно которой пособие по уходу за ребенком до трех лет предоставляется застрахованному лицу в размере не менее размера прожиточного минимума, установленного законом. Итак, для застрахованных лиц в 2008 году сложилась такая ситуация: с 1 января по 21 мая 2010 года они должны были получать пособие согласно Закону № 2811, в ч. 1 ст. 15 которого установлено, что минимальный размер пособия составляет 130 грн., а с 22 мая по 31 декабря 2008 года застрахованные лица могли претендовать на пособие по уходу за ребенком до трех лет в размере не менее прожиточного минимума, установленного законом.

Отметим, что

изменения, внесенные Законом о госбюджете на 2008 год в ст. 15 и Заключительные положения Закона № 2811, действовали по 31 декабря 2008 года.

2009 год.

Законом о госбюджете на 2009 год (ст. 46) было установлено, что пособие по уходу за ребенком до трех лет в соответствии с Законом № 2811 и Законом № 2240 назначается и предоставляется в размерах и порядке, определенных Кабинетом Министров Украины, т. е. согласно Порядку назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1751 (далее — Порядок № 1751). В свою очередь, Порядком № 1751 предусмотрено, что пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере, который равен разнице между: с 1 января 2008 года — 50 %, с 1 января 2009 года — 75 %, с 1 января 2010 года — 100 % прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, но не менее 130 грн.

Однако в профильный по данному вопросу Закон № 2811, на который законодатели ссылаются в Законе о госбюджете на 2009 год, изменения не были внесены. Поэтому с 1 января 2009 года действовала редакция ч. 1 ст. 15 Закона № 2811, согласно которой незастрахованным лицам пособие по уходу за ребенком до трех лет предоставляется в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до 6 лет.

Без изменений осталась и ст. 43 Закона № 2240, в соответствии с которой минимальный размер пособия по уходу за ребенком до трех лет для застрахованных лиц равен размеру прожиточного минимума, установленного законом.

Видимо, законодатели посчитали, что достаточно будет сослаться на Порядок № 1751. Однако на наш взгляд, в решении вопроса о размере пособия приоритет следует отдать предписаниям соответствующих законов — Закона № 2811 и Закона № 2240.

Кроме того, ч. 4 ст. 1 Закона № 2811 установлено, что Кабинетом Министров Украины устанавливается Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми и перечень документов, необходимых для назначения помощи. Полномочия по установлению размера пособия на Кабинет Министров Украины не возложены. Например, Дружковский городской суд Донецкой области в постановлении от 25.02.2009 г. по делу № 2а-182 признал Порядок № 1751 не отвечающим Конституции Украины и указал на невозможность его использования при выплате пособия по уходу за ребенком до трех лет.

На практике вышеуказанные решения КСУ, а также несоответствие норм законодательства игнорируются и пособие предоставлялось и продолжает предоставляться как застрахованным, так и незастрахованным лицам в минимальном размере, о чем как раз и свидетельствует комментируемое письмо Минтруда.

Однако шансы на получение пособия по уходу за ребенком до трех лет на уровне размера прожиточного минимума есть, хотя добиться положительного решения данного вопроса можно только через суд. Как указал Минюст в письме от 26.01.2010 г. № 20376-0-33-09-21, решения Конституционного Суда Украины имеют преюдиционное значение для судов общей юрисдикции при рассмотрении ими исков в связи правоотношениями, которые возникли в результате действия норм законов, признанных неконституционными. Положительные решения по данному вопросу есть (например, решение Первомайского городского суда Луганской области от 19.01.2009 г. по делу № 2а-12).

 

Екатерина Скрипкина, Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше