Проверки налоговых органов: виды и порядок проведения
Один американский писатель как-то сказал: «Приятно, когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым» (Элберт Г. Хаббард). Он, конечно, говорил не о контролирующих органах, но фраза удивительно подходит к современным реалиям взаимоотношений субъектов хозяйствования и проверяющих их деятельность госорганов. Итак, что делать, если о Вас вспомнила налоговая инспекция…
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Проведение проверки: требования к проверяющим
Основным нормативным актом, устанавливающим полномочия налоговых органов, как известно, выступает
Закон № 509. В соответствии с ним проверки органов государственной налоговой службы в зависимости от порядка их осуществления делятся на документальные невыездные (они же — камеральные) и выездные. Последние, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми.Следует отметить, что достаточно часто налоговики пытаются проводить
разграничение документальных невыездных и камеральных проверок (см. письмо ГНАУ от 15.09.2009 г. № 19876/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 91). Однако, на наш взгляд, такое разграничение носит искусственный характер и не соответствует идее, заложенной в Законе № 509 (см. комментарий редакции к указанному письму).Впрочем, камеральные проверки в силу ограниченности полномочий налогового органа при их проведении и сравнительной незначительности финансовых санкций, которые могут быть применены по результатам их проведения, не столь страшны для субъектов хозяйствования. Гораздо более негативные эмоции у сотрудников предприятия, и в первую очередь у бухгалтера, вызывает угроза личного визита проверяющих в рамках выездной проверки. На них мы и сосредоточим свое внимание.
Важно также помнить, что поскольку налоговики контролируют соблюдение законодательства в нескольких сферах, проводимые ими проверки в зависимости от предмета контроля можно разделить на проверки (1) своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты
налогов и сборов (обязательных платежей), (2) соблюдения валютного законодательства; (3) соблюдения порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги); (4) контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.Но прежде чем перейти к анализу предписаний
Закона № 509, который выступает специальным нормативным актом, регулирующим работу, в том числе надзорную, налоговых органов, следует вспомнить об актах, устанавливающих общие требования к порядку осуществления контрольных мероприятий. Речь идет о Законе № 877 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102) и Указе № 817. И если Указу № 817 налоговики уже который год стараются подчиняться (по крайней мере, в определенной части), то от необходимости руководствоваться требованиями Закона № 877 упорно открещиваются (см. статью «Проверки деятельности субъектов хозяйствования: общая характеристика» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 69). К этому вопросу нам еще придется вернуться при рассмотрении тех или иных нюансов, связанных с проведением налоговыми органами проверок.Начнем с моратория на проверки.
Распространяется ли мораторий на налоговые проверки?
Первым актом, устанавливающим мораторий на проверки, стало
постановление № 502. Подробный анализ его положений мы приводили в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46.Основная идея этого документа —
запретить до 31.12.2010 г. плановые проверки субъектов хозяйствования и существенно ограничить внеплановые.Запрет
на проведение плановых проверок не распространялся на субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, а также на проверки соблюдения санитарного и налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей). Тогда остался открытым вопрос, распространяется ли мораторий на плановые проверки соблюдения законодательства об РРО, обороте наличности, производстве и обороте алкоголя и табака, а также законодательства в сфере ВЭД, которые также проводят налоговые органы, но которые к проверкам налогового законодательства не отнесены.Что касается внеплановых проверок, то возможность их осуществления была существенно ограничена в связи с сокращением оснований для таких проверок. В перечень таких оснований были включены лишь обращения физических и юридических лиц либо заявление самого субъекта хозяйствования.
ГНАУ вскоре высказала свою позицию, указав на нераспространение моратория на проводимые ее органами проверки (
письмо от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62; письмо от 22.10.2009 г. № 12878/15/23-7016/1035). Как потом показал анализ судебной практики (см. «Проверки субъектов хозяйствования: обзор судебной практики», 2009, № 86), мнения судов в этом вопросе также разделились: были как позитивные для субъектов хозяйствования решения, признающие обязательность требований постановления № 502 (например, постановление Запорожского окружного административного суда от 03.06.2009 г. по делу № 2а-2404/09/0870), так и решения, указывающие на неприменение постановления № 502 в связи с подчинением налоговых органов исключительно требованиям Закона № 509 как нормативного акта с большей юридической силой (см. постановления Херсонского окружного административного суда от 17.07.2009 г. по делу № 2-а-8530/09/2170, Запорожского окружного админсуда от 31.08.2009 г. по делу № 2а-4477/09/0870, Харьковского окружного админсуда от 25.08.2009 г. № 2-а-40142/09/2070, от 10.06.2009 г. № 31855/08/2070, Николаевского окружного админсуда от 17.07.2009 г. № 2а-1891/09/1470, определение Харьковского апелляционного административного суда от 09.09.2009 г. по делу № 2-а-31855/08/2070).Как видим, сомнения судов в отношении правомерности применения предусмотренного
постановлением № 502 моратория на проверки в основном были связаны с тем, что он установлен на уровне подзаконного нормативного акта. Этот вопрос должен быть снят с введением моратория на уровне Закона № 1759 (анализ его положений см. в статье «Кому станет проще заниматься хоздеятельностью?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 11). Напомним, Законом № 1759, который вступил в силу 30.12.2009 г., до 01.01.2011 г. установлен мораторий на мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Но, во-первых, ограничения касаются только проверок субъектов малого предпринимательства, деятельность которых отнесена к средней либо низкой степени риска; во-вторых, вводимый мораторий не применяется к плановым и внеплановым выездным проверкам органов налоговой службы и ПФУ, а также к внеплановым проверкам управлений по защите прав потребителей.Поэтому сегодня вынуждены констатировать:
мораторий на проверки налоговых органов (как налоговые, так и неналоговые) действующим законодательством не установлен .
Порядок проведения плановой налоговой проверки
Долгое время чуть ли не единственным оружием субъектов хозяйствования при проверках контролирующих органов оставался
Указ № 817. Как мы уже отмечали, от обязательности его предписаний налоговики не отказываются и сегодня (см., например, письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354). Используют его в своей практике и суды при рассмотрении вопросов о правомерности тех или иных действий проверяющих (см. определения ВАСУ от 11.02.2009 г. № К-27001/06, от 21.01.2009 г. № К-16639/07, постановление ВАСУ от 01.10.2008 г. № К-11902/06).Как планировалось, базовым нормативным актом, определяющим порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия контролирующих органов, их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления проверок, должен был стать
Закон № 877. В отношении большинства контролирующих органов так и произошло. ГНАУ же демонстрирует завидное упрямство, настаивая на том, что на проверки налоговых органов Закон № 877 не распространяется. Поэтому сегодня субъектам хозяйствования, которые хотят ограничить проверяющих в их полномочиях с помощью предписаний данного Закона, надо быть готовыми к тому, что правомерность таких действий придется отстаивать в суде.Для сравнения приводим требования к порядку проведения плановых налоговых проверок, выдвигаемые
Законом № 509, Законом № 877 и Указом № 817.
№ п/п | Требование к порядку проведения проверки | Закон № 509 | Закон № 877 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Необходимость предварительного уведомления о проверке | Не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъекту хозяйствования должно быть направлено письменное уведомление с указанием дат начала и окончания проведения проверки (ч. 4 ст. 111 Закона № 509)
| Не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъект хозяйствования должен получить письменное уведомление. Кроме даты начала и окончания проверки уведомление должно содержать: — наименование юрлица либо ФИО физлица-предпринимателя, в отношении которых проводится проверка; — наименование органа ГНС. |
Примечание. Более строгое предписание, как видим, устанавливает Закон № 877 — в отличие от Закона № 509, который предписывает налоговому органу направить уведомление за 10 дней до проверки, он требует, чтобы субъект хозяйствования за 10 дней до проверки был уведомлен, т. е. уже получил уведомление о проверке.Как признают сами налоговики, повторная выписка уведомления с изменением сроков проведения проверки не допускается (п. 1.1 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354).
| |||
2 | Документы, на основании которых проводится проверка | Направление на проверку, на котором должна быть подпись руководителя органа ГНС, скрепленная печатью этого органа | Оформленное на основании приказа о проведении проверки направление на проверку, которое подписывается руководителем либо заместителем руководителя органа контроля (с указанием ФИО) и удостоверяется печатью. Каждый проверяющий для его допуска к проверке должен предъявить свое служебные удостоверение. Субъекту хозяйствования вручается копия направления на проверку |
Примечание. В отличие от Закона № 509 Закон № 877 требует, кроме направления на проверку, чтобы у каждого проверяющего было служебное удостоверение. Но фактически данное требование существовало и до принятия Закона № 877, поскольку проверяющим необходимо было доказать, что именно они указаны в направлении на проверку. В то же время Закон № 509 более строго относится к направлению на проверку, не допуская возможности предоставления налогоплательщику его копии, как это делает Закон № 877.
| |||
3 | Сведения, подлежащие включению в направление на проверку | — дата выдачи направления; — название органа ГНС; — цель, вид (плановая) и основания проверки; — дата начала и дата окончания проверки; — должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку | — наименование органа ГНС; — наименование и местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо ФИО физлица-предпринимателя; — номер и дата приказа, на основании которого осуществляется проверка; — перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, ФИО; — даты начала и окончания проверки; — тип проверки (плановая); — основания проверки; — предмет проверки; — информация о предыдущей проверке (ее вид и время проведения) |
4 | Периодичность проведения проверок | Не чаще одного раза в календарном году (ч. 2 ст. 11-1 Закона № 509) | Орган контроля должен установить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хоздеятельности. В соответствии с такими критериями все субъекты хозяйствования распределятся на субъектов с высокой, средней либо незначительной степенью риска, от которой, в свою очередь, зависит периодичность проведения плановых проверок. ГНАУ таких критериев не разработала. Согласно Заключительным положениям Закона № 877, если критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска не утверждены, плановые проверки могут проводиться не чаще чем раз в 5 лет
|
5 | Длительность проверки | Не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней | Не может превышать 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом (ч. 5 ст. 5 Закона № 877) |
Примечание. Субъектами малого предпринимательства считаются физлица-предприниматели, а также юрлица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн. | |||
6 | Возможность продления сроков проверки | На срок не более 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней | Продление проверки не допускается (абз. второй ч. 5 ст. 5 Закона № 877) |
Примечание. Закон № 877 устанавливает категорический запрет на продление сроков проверки. Он должен действовать, даже если специальным законом такая возможность предусмотрена, как в случае с Законом № 509. Поэтому субъекты хозяйствования могут со ссылкой на абз. второй ч. 5 ст. 5 Закона № 877 не допустить к проверке начиная со следующего дня после окончания первоначального срока проверки. Но надо быть готовым к тому, что правомерность такого недопуска придется доказывать в суде, поскольку для налоговых органов это довольно привычная практика (см. п. 1.19 Методрекомендаций № 355).
| |||
7 | Возможность приостановления либо переноса проверки | Не предусмотрена | Не предусмотрена |
Примечание. О том, что перенос сроков проверки не допускается, говорит сама ГНАУ (п. 1.1 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354). Приостановление же проверки, как свидетельствует практика, налоговики считают допустимым, но не всегда с этим соглашаются суды (см. постановление Запорожского окружного админсуда от 16.04.2009 г. по делу 2а-1298/09/0870).
| |||
8 | Проверяемый период деятельности | Не установлен | Не установлен |
Примечание. В п.п. 2.3 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 ГНАУ обоснованно указывает, что действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении периода деятельности субъекта хозяйствования, который может проверяться. В то же время своеобразный ограничитель проверяемого периода предусмотрен Законом № 2181. В соответствии с п.п. 15.1.1 ст. 15 данного Закона налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а в случае подачи налоговой декларации позже установленного срока — за днем фактической ее подачи. Если в течение этого срока налоговый орган не определяет сумму налогового обязательства, налогоплательщик считается освобожденным от такого налогового обязательства, а спор в отношении такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. Из этого правила п.п. 15.1.2 Закона № 2181 предусматривает два исключения. Налоговое обязательство может быть начислено налоговым органом и после окончания 1095-дневного срока в случае, когда: — налоговая декларация за период, когда возникло налоговое обязательство, не была подана; — судом установлен факт совершения преступления по умышленному уклонению от уплаты налогового обязательства должностными лицами налогоплательщика либо физическим лицом — налогоплательщиком. Таким образом, применить 1095-дневный срок можно только в том случае, если налогоплательщик выполнил свою обязанность по подаче налоговой декларации. Ее невыполнение лишает субъекта хозяйствования этой возможности. | |||
9 | Допустимость повторной проверки того же периода | Предусмотрена только в случае, когда вышестоящий контролирующий орган по собственной инициативе проверяет достоверность выводов нижестоящего контролирующего органа и только при условии, что в отношении должностных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую либо внеплановую проверку указанного субъекта, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело. В этом случае вышестоящий контролирующий орган может назначить повторную проверку | Не предусмотрена |
Примечание. Более подробно о возможности проведения повторной проверки одного и того же периода деятельности предприятия см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102. Общий вывод, которым должны руководствоваться налогоплательщики: проведение повторной плановой проверки не допускается, внеплановая проверка периода, который уже проверялся, не запрещена, но может быть проведена только при наличии предусмотренных законом оснований для ее проведения. | |||
10 | Место проведения проверки | Местонахождение налогоплательщика либо место расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится проверка (ч. 1 ст. 111 Закона № 509) | Место осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования либо его обособленных подразделений (ч. 1 ст. 4 Закона № 877) |
11 | Время проведения проверки | Проведение проверок не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика | В рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 4) |
Примечание. В свое время ГНАУ, принимая во внимание требования абз. пятого ст. 112 Закона № 509, указывала, что налоговые проверки должны проводиться в рабочие дни (п. 8 письма от 03.03.2005 г. № 3973/7/23-1217/229 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 24). Это письмо было отозвано (письмом от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354), но думаем, в этом вопросе позиция ГНАУ не изменилась. На наш взгляд, сегодня данное требование Закона № 509 в любом случае должно толковаться с учетом требований Закона № 877, т. е. предписание, согласно которому проведение проверок не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика, должно означать необходимость проведения проверок не только в рабочие для налогоплательщика дни, но и в рабочее для него время. | |||
12 | Необходимость проставления подписи проверяющими в журнале проверок | Не предусмотрена | Проверяющие вносят запись в соответствующий журнал проверок субъекта хозяйствования (при его наличии) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877) |
Примечание. Обязанность расписываться в журнале проверок возложена на налоговые органы независимо от признания либо непризнания ими обязательности Закона № 877. Соответствующее предписание содержится в Указе № 817, согласно п. 4 которого предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности было рекомендовано ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии проверяющего, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа расписываться в журнале — основание для недопуска его к проверке.
|
Основания проведения проверок
будут рассмотрены отдельно (см. статью на с. 22).
Порядок проведения внеплановой налоговой проверки
Все сказанное выше в отношении законодательного регулирования порядка проведения плановых налоговых проверок — установление требований, в соответствии с которыми они должны осуществляться, одновременно в трех нормативных актах — справедливо и для внеплановых проверок. Основные требования приводим в виде таблицы (информация в пунктах «Сведения, подлежащие включению в направление на проверку», «Возможность приостановления либо переноса проверки», «Место проведения проверки», «Время проведения проверки», «Необходимость проставления подписи проверяющими в Журнале проверок» аналогична указанной в таблице о требованиях к порядку проведения плановых налоговых проверок, в связи с чем в этой таблице они не приводятся).
№ п/п | Требование к порядку проведения проверки | Закон № 509 | Закон № 877 |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Необходимость предварительного уведомления о проверке | Необходимость предварительного уведомления субъекта хозяйствования о внеплановой проверке не предусмотрена | |
2 | Документы, на основании которых проводится проверка | — направление на проверку, на котором должна быть подпись руководителя органа ГНС, скрепленная печатью этого органа; — копия приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой проверки, дата ее начала и дата окончания | — оформленное на основании приказа о проведении проверки направление на проверку, которое подписывается руководителем либо заместителем руководителя органа контроля (с указанием ФИО) и удостоверяется печатью; — каждый проверяющий для их допуска к проверке должен предъявить свои служебные удостоверения и предоставить копию направления на проверку; — копия приказа о проведении внеплановой проверки |
|
| Примечание. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 877 субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа. На практике данное предписание иногда пытаются использовать для обоснования требования о предоставлении субъекту хозяйствования документов, подтверждающих наличие оснований для внеплановой проверки. Однако, думаем, речь в данном случае все же идет о необходимости ознакомления субъекта хозяйствования с копией приказа о проведении внеплановой налоговой проверки, в котором будет указано основание ее осуществления | |
3 | Сведения, подлежащие включению в направление на проверку | — дата выдачи направления; — название органа ГНС; — цель, вид (внеплановая) и основания проверки; — дата начала и дата окончания проверки; — должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку | — наименование органа ГНС; — наименование и местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо ФИО физлица-предпринимателя; — номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка; — перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, ФИО; — дата начала и окончания проверки; — тип проверки (внеплановая); — основания проверки; — предмет проверки; — информация о предыдущей проверке (ее вид и время проведения) |
4 | Периодичность проведения проверок | Не предусмотрена. Проводятся по мере выявления оснований для их осуществления | |
5 | Длительность проверки | Не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (ч. 10 ст. 11-1 Закона № 509) | Не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом |
6 | Возможность продления сроков проверки | Не более чем на 5 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней | Продление проверки не допускается (абз. второй ч. 4 ст. 6 Закона № 877) |
7 | Возможность приостановления либо переноса проверки | Не предусмотрена |
Проверка состояния активов в налоговом залоге
Следует сказать, что указанные выше
требования к порядку проведения плановых и внеплановых налоговых проверок не распространяются на проводимые налоговиками проверки состояния активов в налоговом залоге. Они не охватываются понятием проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, а потому проводятся в соответствии со специально установленным порядком.Так, согласно
абзацу четвертому п.п. 8.6.5 Закона № 2181 налоговый управляющий (назначается в соответствии с Положением о назначении, освобождении от должности и компетенции налогового управляющего, утвержденным приказом ГНАУ от 02.08.2001 г. № 312) имеет право осуществлять проверки состояния сохранности активов, находящихся в налоговом залоге.Положение о проведении проверок состояния сохранности активов налогоплательщика, пребывающих в налоговом залоге, утверждено
приказом ГНАУ от 20.09.2004 г. № 544. В соответствии с ним:1) о проведении проверки налоговый управляющий предварительно письменно (письмом, факсом, телеграммой и т. п.) уведомляет налогоплательщика;
2) непосредственно при проведении проверки налоговый управляющий предъявляет налогоплательщику следующие документы:
— служебное удостоверение работника органа государственной налоговой службы Украины;
— копию приказа налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о назначении его налоговым управляющим;
— уведомление о проведении проверки состояния сохранности активов налогоплательщика, подписанное руководителем налогового органа и зарегистрированное в таком налоговом органе.
Перечисленных документов достаточно для проведения проверки и оформления дополнительных документов не требуется.
Порядок проведения неналоговых проверок налоговыми органами
Наибольшее количество вопросов на практике возникает в связи с проведением неналоговых проверок налоговыми органами. Это, в частности, проверки соблюдения требований
Закона об РРО и Закона № 481. В самих законах говорится только об осуществлении контроля органами ГНС. Кроме того, в Законе об РРО предусмотрено, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми.Закон № 509
ограничивается указанием на то, что проверки соблюдения требований Закона об РРО и Закона № 481 считаются внеплановыми (ч. 7 ст. 111 Закона № 509). Но, безусловно, напрямую переложить требования к порядку проведения внеплановых налоговых проверок на порядок проверки соблюдения Закона об РРО и Закона № 481 нельзя в силу специфики предмета проверки.Сами налоговики исходят, в частности, из того, что предписания
Закона № 509 на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) распространяются только в части соблюдения условий допуска должностных лиц органов ГНС к проведению плановых и внеплановых проверок. В остальном, как настаивает ГНАУ, порядок проведения проверок регламентирован Законом об РРО и приказами ГНАУ (п.п. 2.1 письма от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Иногда с таким подходом соглашаются и суды (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 03.03.2008 г. № 3/184).Так,
Методрекомендациями № 355 предусмотрено, что сотрудники ГНС в соответствии с ежемесячными планами проводят плановые проверки с целью контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в наличной и/или безналичной форме, а также операций купли-продажи инвалюты и кассовых операций, а также наличием свидетельств о государственной регистрации, патентов и лицензий, и внеплановые проверки в случаях, предусмотренных законодательством на основании решения руководителя органа ГНС.Такие проверки осуществляются при наличии у сотрудников ГНС служебных удостоверений и направления на проверку. Направление на проверку выписывается отдельно на проверку каждого субъекта хозяйствования в двух экземплярах, скрепляется гербовой печатью и подписывается руководителем органа ГНС.
Следует отметить, что до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, должны ли налоговики при проведении неналоговых проверок, в том числе за соблюдением требований
Закона об РРО, руководствоваться Указом № 817. В свое время точку зрения, согласно которой такая обязанность на налоговиках лежит, отстаивали Комитет ВРУ по вопросам финансовой и банковской деятельности (письмо от 18.03.2002 г. № 06-10/138) и Госкомпредпринимательства (письмо от 15.10.2002 г. № 1-221/5509). Противники же как раньше, так и сейчас указывают на то, что проверки РРО не являются проверками финансово-хозяйственной деятельности, а полномочия налоговых органов согласно Указу № 817 ограничиваются проверками уплаты налогов сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей, поэтому действие Указа № 817 на них распространяться не может.На наш взгляд, требования
Указа № 817 в части необходимости проставления подписи проверяющими в Журнале проверок должны распространяться на неналоговые проверки, проводимые органами ГНС.Поскольку проверки соблюдения требований
Закона об РРО и Закона № 481 осуществляются в порядке, установленном для внеплановых налоговых проверок, следует иметь в виду:1) как плановые, так и внеплановые неналоговые проверки проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования;
2) документами, которые проверяющие должны предъявить для их допуска к проверке, являются направление на проверку, служебные удостоверения проверяющих и копия приказа руководителя налогового органа о проведении проверки.
Кроме того, на проверки РРО и другие неналоговые проверки распространяются требования
ст. 11-1 Закона № 509 о длительности проверок (не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней), запрете для налоговой милиции принимать в них участие.Рассматривая требования к порядку проведения налоговых проверок, мы сознательно обошли вниманием вопрос о том, что может стать основанием для проверки. Данному вопросу ввиду его важности мы решили посвятить отдельную статью.