Темы статей
Выбрать темы

Проверки налоговых органов: виды и порядок проведения

Редакция НиБУ
Статья

Проверки налоговых органов: виды и порядок проведения

 

Один американский писатель как-то сказал: «Приятно, когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым» (Элберт Г. Хаббард). Он, конечно, говорил не о контролирующих органах, но фраза удивительно подходит к современным реалиям взаимоотношений субъектов хозяйствования и проверяющих их деятельность госорганов. Итак, что делать, если о Вас вспомнила налоговая инспекция…

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Проведение проверки: требования к проверяющим

Основным нормативным актом, устанавливающим полномочия налоговых органов, как известно, выступает

Закон № 509. В соответствии с ним проверки органов государственной налоговой службы в зависимости от порядка их осуществления делятся на документальные невыездные (они же — камеральные) и выездные. Последние, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми.

Следует отметить, что достаточно часто налоговики пытаются проводить

разграничение документальных невыездных и камеральных проверок (см. письмо ГНАУ от 15.09.2009 г. № 19876/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 91). Однако, на наш взгляд, такое разграничение носит искусственный характер и не соответствует идее, заложенной в Законе № 509 (см. комментарий редакции к указанному письму).

Впрочем, камеральные проверки в силу ограниченности полномочий налогового органа при их проведении и сравнительной незначительности финансовых санкций, которые могут быть применены по результатам их проведения, не столь страшны для субъектов хозяйствования. Гораздо более негативные эмоции у сотрудников предприятия, и в первую очередь у бухгалтера, вызывает угроза личного визита проверяющих в рамках выездной проверки. На них мы и сосредоточим свое внимание.

Важно также помнить, что поскольку налоговики контролируют соблюдение законодательства в нескольких сферах, проводимые ими проверки в зависимости от предмета контроля можно разделить на проверки (1) своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты

налогов и сборов (обязательных платежей), (2) соблюдения валютного законодательства; (3) соблюдения порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги); (4) контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Но прежде чем перейти к анализу предписаний

Закона № 509, который выступает специальным нормативным актом, регулирующим работу, в том числе надзорную, налоговых органов, следует вспомнить об актах, устанавливающих общие требования к порядку осуществления контрольных мероприятий. Речь идет о Законе № 877 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102) и Указе № 817. И если Указу № 817 налоговики уже который год стараются подчиняться (по крайней мере, в определенной части), то от необходимости руководствоваться требованиями Закона № 877 упорно открещиваются (см. статью «Проверки деятельности субъектов хозяйствования: общая характеристика» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 69). К этому вопросу нам еще придется вернуться при рассмотрении тех или иных нюансов, связанных с проведением налоговыми органами проверок.

Начнем с моратория на проверки.

 

Распространяется ли мораторий на налоговые проверки?

Первым актом, устанавливающим мораторий на проверки, стало

постановление № 502. Подробный анализ его положений мы приводили в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 46.

Основная идея этого документа —

запретить до 31.12.2010 г. плановые проверки субъектов хозяйствования и существенно ограничить внеплановые.

Запрет

на проведение плановых проверок не распространялся на субъектов хозяйствования с высокой степенью риска, а также на проверки соблюдения санитарного и налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей). Тогда остался открытым вопрос, распространяется ли мораторий на плановые проверки соблюдения законодательства об РРО, обороте наличности, производстве и обороте алкоголя и табака, а также законодательства в сфере ВЭД, которые также проводят налоговые органы, но которые к проверкам налогового законодательства не отнесены.

Что касается внеплановых проверок, то возможность их осуществления была существенно ограничена в связи с сокращением оснований для таких проверок. В перечень таких оснований были включены лишь обращения физических и юридических лиц либо заявление самого субъекта хозяйствования.

ГНАУ вскоре высказала свою позицию, указав на нераспространение моратория на проводимые ее органами проверки (

письмо от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62; письмо от 22.10.2009 г. № 12878/15/23-7016/1035). Как потом показал анализ судебной практики (см. «Проверки субъектов хозяйствования: обзор судебной практики», 2009, № 86), мнения судов в этом вопросе также разделились: были как позитивные для субъектов хозяйствования решения, признающие обязательность требований постановления № 502 (например, постановление Запорожского окружного административного суда от 03.06.2009 г. по делу № 2а-2404/09/0870), так и решения, указывающие на неприменение постановления № 502 в связи с подчинением налоговых органов исключительно требованиям Закона № 509 как нормативного акта с большей юридической силой (см. постановления Херсонского окружного административного суда от 17.07.2009 г. по делу № 2-а-8530/09/2170, Запорожского окружного админсуда от 31.08.2009 г. по делу № 2а-4477/09/0870, Харьковского окружного админсуда от 25.08.2009 г. № 2-а-40142/09/2070, от 10.06.2009 г. № 31855/08/2070, Николаевского окружного админсуда от 17.07.2009 г. № 2а-1891/09/1470, определение Харьковского апелляционного административного суда от 09.09.2009 г. по делу № 2-а-31855/08/2070).

Как видим, сомнения судов в отношении правомерности применения предусмотренного

постановлением № 502 моратория на проверки в основном были связаны с тем, что он установлен на уровне подзаконного нормативного акта. Этот вопрос должен быть снят с введением моратория на уровне Закона № 1759 (анализ его положений см. в статье «Кому станет проще заниматься хоздеятельностью?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 11). Напомним, Законом № 1759, который вступил в силу 30.12.2009 г., до 01.01.2011 г. установлен мораторий на мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Но, во-первых, ограничения касаются только проверок субъектов малого предпринимательства, деятельность которых отнесена к средней либо низкой степени риска; во-вторых, вводимый мораторий не применяется к плановым и внеплановым выездным проверкам органов налоговой службы и ПФУ, а также к внеплановым проверкам управлений по защите прав потребителей.

Поэтому сегодня вынуждены констатировать:

мораторий на проверки налоговых органов (как налоговые, так и неналоговые) действующим законодательством не установлен .

 

Порядок проведения плановой налоговой проверки

Долгое время чуть ли не единственным оружием субъектов хозяйствования при проверках контролирующих органов оставался

Указ № 817. Как мы уже отмечали, от обязательности его предписаний налоговики не отказываются и сегодня (см., например, письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354). Используют его в своей практике и суды при рассмотрении вопросов о правомерности тех или иных действий проверяющих (см. определения ВАСУ от 11.02.2009 г. № К-27001/06, от 21.01.2009 г. № К-16639/07, постановление ВАСУ от 01.10.2008 г. № К-11902/06).

Как планировалось, базовым нормативным актом, определяющим порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия контролирующих органов, их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования во время осуществления проверок, должен был стать

Закон № 877. В отношении большинства контролирующих органов так и произошло. ГНАУ же демонстрирует завидное упрямство, настаивая на том, что на проверки налоговых органов Закон № 877 не распространяется. Поэтому сегодня субъектам хозяйствования, которые хотят ограничить проверяющих в их полномочиях с помощью предписаний данного Закона, надо быть готовыми к тому, что правомерность таких действий придется отстаивать в суде.

Для сравнения приводим требования к порядку проведения плановых налоговых проверок, выдвигаемые

Законом № 509, Законом № 877 и Указом № 817.

 

п/п

Требование к порядку проведения проверки

Закон № 509

Закон № 877

1

2

3

4

1

Необходимость предварительного уведомления о проверке

Не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъекту хозяйствования должно быть направлено письменное уведомление с указанием дат начала и окончания проведения проверки (ч. 4 ст. 111 Закона № 509)

Не позднее чем за 10 дней до дня начала проверки субъект хозяйствования должен получить письменное уведомление. Кроме даты начала и окончания проверки уведомление должно содержать:

— наименование юрлица либо ФИО физлица-предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;

— наименование органа ГНС.

Примечание.

Более строгое предписание, как видим, устанавливает Закон № 877 — в отличие от Закона № 509, который предписывает налоговому органу направить уведомление за 10 дней до проверки, он требует, чтобы субъект хозяйствования за 10 дней до проверки был уведомлен, т. е. уже получил уведомление о проверке.

Как признают сами налоговики, повторная выписка уведомления с изменением сроков проведения проверки не допускается (п. 1.1 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354).

2

Документы, на основании которых проводится проверка

Направление на проверку, на котором должна быть подпись руководителя органа ГНС, скрепленная печатью этого органа

Оформленное на основании приказа о проведении проверки направление на проверку, которое подписывается руководителем либо заместителем руководителя органа контроля (с указанием ФИО) и удостоверяется печатью.

Каждый проверяющий для его допуска к проверке должен предъявить свое служебные удостоверение. Субъекту хозяйствования вручается копия направления на проверку

Примечание.

В отличие от Закона № 509 Закон № 877 требует, кроме направления на проверку, чтобы у каждого проверяющего было служебное удостоверение. Но фактически данное требование существовало и до принятия Закона № 877, поскольку проверяющим необходимо было доказать, что именно они указаны в направлении на проверку. В то же время Закон № 509 более строго относится к направлению на проверку, не допуская возможности предоставления налогоплательщику его копии, как это делает Закон № 877.

3

Сведения, подлежащие включению в направление на проверку

— дата выдачи направления;

 — название органа ГНС;

 — цель, вид (плановая) и основания проверки;

 — дата начала и дата окончания проверки;

 — должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку

— наименование органа ГНС;

 — наименование и местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо ФИО физлица-предпринимателя;

 — номер и дата приказа, на основании которого осуществляется проверка;

 — перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, ФИО;

 — даты начала и окончания проверки;

 — тип проверки (плановая);

 — основания проверки;

 — предмет проверки;

 — информация о предыдущей проверке (ее вид и время проведения)

4

Периодичность проведения проверок

Не чаще одного раза в календарном году (ч. 2 ст. 11-1 Закона № 509)

Орган контроля должен установить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хоздеятельности. В соответствии с такими критериями все субъекты хозяйствования распределятся на субъектов с высокой, средней либо незначительной степенью риска, от которой, в свою очередь, зависит периодичность проведения плановых проверок.

ГНАУ таких критериев не разработала. Согласно Заключительным положениям Закона № 877, если критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска не утверждены, плановые проверки могут проводиться не чаще чем раз в 5 лет

5

Длительность проверки

Не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней

Не может превышать 15 рабочих дней, для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом (ч. 5 ст. 5 Закона № 877)

Примечание. Субъектами малого предпринимательства считаются физлица-предприниматели, а также юрлица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн.

6

Возможность продления сроков проверки

На срок не более 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней

Продление проверки не допускается (абз. второй ч. 5 ст. 5 Закона № 877)

Примечание. Закон № 877

устанавливает категорический запрет на продление сроков проверки. Он должен действовать, даже если специальным законом такая возможность предусмотрена, как в случае с Законом № 509. Поэтому субъекты хозяйствования могут со ссылкой на абз. второй ч. 5 ст. 5 Закона № 877 не допустить к проверке начиная со следующего дня после окончания первоначального срока проверки. Но надо быть готовым к тому, что правомерность такого недопуска придется доказывать в суде, поскольку для налоговых органов это довольно привычная практика (см. п. 1.19 Методрекомендаций № 355).

7

Возможность приостановления либо переноса проверки

Не предусмотрена

Не предусмотрена

Примечание. О том, что перенос сроков проверки не допускается, говорит сама ГНАУ (п. 1.1 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354).

 Приостановление же проверки, как свидетельствует практика, налоговики считают допустимым, но не всегда с этим соглашаются суды (см. постановление Запорожского окружного админсуда от 16.04.2009 г. по делу 2а-1298/09/0870).

8

Проверяемый период деятельности

Не установлен

Не установлен

Примечание. В п.п. 2.3 письма от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 ГНАУ обоснованно указывает, что действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении периода деятельности субъекта хозяйствования, который может проверяться. В то же время своеобразный ограничитель проверяемого периода предусмотрен Законом № 2181. В соответствии с п.п. 15.1.1 ст. 15 данного Закона налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговых обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, а в случае подачи налоговой декларации позже установленного срока — за днем фактической ее подачи. Если в течение этого срока налоговый орган не определяет сумму налогового обязательства, налогоплательщик считается освобожденным от такого налогового обязательства, а спор в отношении такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. Из этого правила п.п. 15.1.2 Закона № 2181 предусматривает два исключения. Налоговое обязательство может быть начислено налоговым органом и после окончания 1095-дневного срока в случае, когда:

— налоговая декларация за период, когда возникло налоговое обязательство, не была подана;

— судом установлен факт совершения преступления по умышленному уклонению от уплаты налогового обязательства должностными лицами налогоплательщика либо физическим лицом — налогоплательщиком.

Таким образом, применить 1095-дневный срок можно только в том случае, если налогоплательщик выполнил свою обязанность по подаче налоговой декларации. Ее невыполнение лишает субъекта хозяйствования этой возможности.

9

Допустимость повторной проверки того же периода

Предусмотрена только в случае, когда вышестоящий контролирующий орган по собственной инициативе проверяет достоверность выводов нижестоящего контролирующего органа и только при условии, что в отношении должностных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую либо внеплановую проверку указанного субъекта, начато служебное расследование либо возбуждено уголовное дело. В этом случае вышестоящий контролирующий орган может назначить повторную проверку

Не предусмотрена

Примечание. Более подробно о возможности проведения повторной проверки одного и того же периода деятельности предприятия см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102. Общий вывод, которым должны руководствоваться налогоплательщики: проведение повторной плановой проверки не допускается, внеплановая проверка периода, который уже проверялся, не запрещена, но может быть проведена только при наличии предусмотренных законом оснований для ее проведения.

10

Место проведения проверки

Местонахождение налогоплательщика либо место расположения объекта права собственности, в отношении которого проводится проверка (ч. 1 ст. 111 Закона № 509)

Место осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования либо его обособленных подразделений (ч. 1 ст. 4 Закона № 877)

11

Время проведения проверки

Проведение проверок не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика

В рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 4)

Примечание. В свое время ГНАУ, принимая во внимание требования абз. пятого ст. 112 Закона № 509, указывала, что налоговые проверки должны проводиться в рабочие дни (п. 8 письма от 03.03.2005 г. № 3973/7/23-1217/229 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 24). Это письмо было отозвано (письмом от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354), но думаем, в этом вопросе позиция ГНАУ не изменилась. На наш взгляд, сегодня данное требование Закона № 509 в любом случае должно толковаться с учетом требований Закона № 877, т. е. предписание, согласно которому проведение проверок не должно нарушать нормального режима работы налогоплательщика, должно означать необходимость проведения проверок не только в рабочие для налогоплательщика дни, но и в рабочее для него время.

12

Необходимость проставления подписи проверяющими в журнале проверок

Не предусмотрена

Проверяющие вносят запись в соответствующий журнал проверок субъекта хозяйствования (при его наличии) (ч. 12 ст. 4 Закона № 877)

Примечание. Обязанность расписываться в журнале проверок возложена на налоговые органы

независимо от признания либо непризнания ими обязательности Закона № 877. Соответствующее предписание содержится в Указе № 817, согласно п. 4 которого предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности было рекомендовано ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии проверяющего, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа расписываться в журнале — основание для недопуска его к проверке.

 

Основания проведения проверок

будут рассмотрены отдельно (см. статью на с. 22).

 

Порядок проведения внеплановой налоговой проверки

Все сказанное выше в отношении законодательного регулирования порядка проведения плановых налоговых проверок — установление требований, в соответствии с которыми они должны осуществляться, одновременно в трех нормативных актах — справедливо и для внеплановых проверок. Основные требования приводим в виде таблицы (информация в пунктах «Сведения, подлежащие включению в направление на проверку», «Возможность приостановления либо переноса проверки», «Место проведения проверки», «Время проведения проверки», «Необходимость проставления подписи проверяющими в Журнале проверок» аналогична указанной в таблице о требованиях к порядку проведения плановых налоговых проверок, в связи с чем в этой таблице они не приводятся).

 

п/п

Требование к порядку проведения проверки

Закон № 509

Закон № 877

1

2

3

4

1

Необходимость предварительного уведомления о проверке

Необходимость предварительного уведомления субъекта хозяйствования о внеплановой проверке не предусмотрена

2

Документы, на основании которых проводится проверка

— направление на проверку, на котором должна быть подпись руководителя органа ГНС, скрепленная печатью этого органа;

 — копия приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором указываются основания проведения внеплановой проверки, дата ее начала и дата окончания

— оформленное на основании приказа о проведении проверки направление на проверку, которое подписывается руководителем либо заместителем руководителя органа контроля (с указанием ФИО) и удостоверяется печатью;

 — каждый проверяющий для их допуска к проверке должен предъявить свои служебные удостоверения и предоставить копию направления на проверку;

 — копия приказа о проведении внеплановой проверки

 

 

Примечание.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона № 877 субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа. На практике данное предписание иногда пытаются использовать для обоснования требования о предоставлении субъекту хозяйствования документов, подтверждающих наличие оснований для внеплановой проверки. Однако, думаем, речь в данном случае все же идет о необходимости ознакомления субъекта хозяйствования с копией приказа о проведении внеплановой налоговой проверки, в котором будет указано основание ее осуществления

3

Сведения, подлежащие включению в направление на проверку

— дата выдачи направления;

 — название органа ГНС;

 — цель, вид (внеплановая) и основания проверки;

 — дата начала и дата окончания проверки;

 — должности, звания и фамилии должностных лиц органа ГНС, которые будут проводить проверку

— наименование органа ГНС;

 — наименование и местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо ФИО физлица-предпринимателя;

 — номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;

 — перечень должностных лиц, осуществляющих проверку, с указанием их должности, ФИО;

 — дата начала и окончания проверки;

 — тип проверки (внеплановая);

 — основания проверки;

 — предмет проверки;

 — информация о предыдущей проверке (ее вид и время проведения)

4

Периодичность проведения проверок

Не предусмотрена. Проводятся по мере выявления оснований для их осуществления

5

Длительность проверки

Не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней (ч. 10 ст. 11-1 Закона № 509)

Не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом

6

Возможность продления сроков проверки

Не более чем на 5 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней

Продление проверки не допускается (абз. второй ч. 4 ст. 6 Закона № 877)

7

Возможность приостановления либо переноса проверки

Не предусмотрена

 

Проверка состояния активов в налоговом залоге

Следует сказать, что указанные выше

требования к порядку проведения плановых и внеплановых налоговых проверок не распространяются на проводимые налоговиками проверки состояния активов в налоговом залоге. Они не охватываются понятием проверок своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, а потому проводятся в соответствии со специально установленным порядком.

Так, согласно

абзацу четвертому п.п. 8.6.5 Закона № 2181 налоговый управляющий (назначается в соответствии с Положением о назначении, освобождении от должности и компетенции налогового управляющего, утвержденным приказом ГНАУ от 02.08.2001 г. № 312) имеет право осуществлять проверки состояния сохранности активов, находящихся в налоговом залоге.

Положение о проведении проверок состояния сохранности активов налогоплательщика, пребывающих в налоговом залоге, утверждено

приказом ГНАУ от 20.09.2004 г. № 544. В соответствии с ним:

1) о проведении проверки налоговый управляющий предварительно письменно (письмом, факсом, телеграммой и т. п.) уведомляет налогоплательщика;

2) непосредственно при проведении проверки налоговый управляющий предъявляет налогоплательщику следующие документы:

— служебное удостоверение работника органа государственной налоговой службы Украины;

— копию приказа налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о назначении его налоговым управляющим;

— уведомление о проведении проверки состояния сохранности активов налогоплательщика, подписанное руководителем налогового органа и зарегистрированное в таком налоговом органе.

Перечисленных документов достаточно для проведения проверки и оформления дополнительных документов не требуется.

 

Порядок проведения неналоговых проверок налоговыми органами

Наибольшее количество вопросов на практике возникает в связи с проведением неналоговых проверок налоговыми органами. Это, в частности, проверки соблюдения требований

Закона об РРО и Закона № 481. В самих законах говорится только об осуществлении контроля органами ГНС. Кроме того, в Законе об РРО предусмотрено, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Закон № 509

ограничивается указанием на то, что проверки соблюдения требований Закона об РРО и Закона № 481 считаются внеплановыми (ч. 7 ст. 111 Закона № 509). Но, безусловно, напрямую переложить требования к порядку проведения внеплановых налоговых проверок на порядок проверки соблюдения Закона об РРО и Закона № 481 нельзя в силу специфики предмета проверки.

Сами налоговики исходят, в частности, из того, что предписания

Закона № 509 на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) распространяются только в части соблюдения условий допуска должностных лиц органов ГНС к проведению плановых и внеплановых проверок. В остальном, как настаивает ГНАУ, порядок проведения проверок регламентирован Законом об РРО и приказами ГНАУ (п.п. 2.1 письма от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572). Иногда с таким подходом соглашаются и суды (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 03.03.2008 г. № 3/184).

Так,

Методрекомендациями № 355 предусмотрено, что сотрудники ГНС в соответствии с ежемесячными планами проводят плановые проверки с целью контроля за осуществлением субъектами хозяйствования расчетных операций в наличной и/или безналичной форме, а также операций купли-продажи инвалюты и кассовых операций, а также наличием свидетельств о государственной регистрации, патентов и лицензий, и внеплановые проверки в случаях, предусмотренных законодательством на основании решения руководителя органа ГНС.

Такие проверки осуществляются при наличии у сотрудников ГНС служебных удостоверений и направления на проверку. Направление на проверку выписывается отдельно на проверку каждого субъекта хозяйствования в двух экземплярах, скрепляется гербовой печатью и подписывается руководителем органа ГНС.

Следует отметить, что до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, должны ли налоговики при проведении неналоговых проверок, в том числе за соблюдением требований

Закона об РРО, руководствоваться Указом № 817. В свое время точку зрения, согласно которой такая обязанность на налоговиках лежит, отстаивали Комитет ВРУ по вопросам финансовой и банковской деятельности (письмо от 18.03.2002 г. № 06-10/138) и Госкомпредпринимательства (письмо от 15.10.2002 г. № 1-221/5509). Противники же как раньше, так и сейчас указывают на то, что проверки РРО не являются проверками финансово-хозяйственной деятельности, а полномочия налоговых органов согласно Указу № 817 ограничиваются проверками уплаты налогов сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей, поэтому действие Указа № 817 на них распространяться не может.

На наш взгляд, требования

Указа № 817 в части необходимости проставления подписи проверяющими в Журнале проверок должны распространяться на неналоговые проверки, проводимые органами ГНС.

Поскольку проверки соблюдения требований

Закона об РРО и Закона № 481 осуществляются в порядке, установленном для внеплановых налоговых проверок, следует иметь в виду:

1) как плановые, так и внеплановые неналоговые проверки проводятся без предварительного уведомления субъекта хозяйствования;

2) документами, которые проверяющие должны предъявить для их допуска к проверке, являются направление на проверку, служебные удостоверения проверяющих и копия приказа руководителя налогового органа о проведении проверки.

Кроме того, на проверки РРО и другие неналоговые проверки распространяются требования

ст. 11-1 Закона № 509 о длительности проверок (не должна превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней), запрете для налоговой милиции принимать в них участие.

Рассматривая требования к порядку проведения налоговых проверок, мы сознательно обошли вниманием вопрос о том, что может стать основанием для проверки. Данному вопросу ввиду его важности мы решили посвятить отдельную статью.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше