Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Основания для проверок налоговыми органами

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 30
Печать
Статья

Основания для проверок налоговыми органами

 

«А не сходить ли нам в гости..?» Конечно же, принятие решения о проведении проверки с этих слов начинаться не может. Для того чтобы налоговики могли прийти с проверкой, должны быть предусмотренные законом основания. Их отсутствие дает налогоплательщику возможность не допустить контролеров к проверке.

Нина КОСТЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Основания для плановых налоговых проверок

Согласно

ст. 111 Закона № 509 для того, чтобы налоговый орган имел основания для проведения плановой налоговой проверки, она должна быть предусмотрена планом работы государственной налоговой службы. В случае если проверка включена в такой график, руководитель органа ГНС принимает решение о ее проведении.

В связи с тем, что

Законом № 509 предусмотрено, что периодичность плановых проверок не может превышать одной проверки в календарном году, в план-график не включаются налогоплательщики, дата последней плановой проверки которых приходится на текущий год. Но отметим: речь идет именно о календарном годе, а значит — не исключена ситуация, когда после проведения плановой проверки в декабре с очередной плановой проверкой налоговики приходят в январе. Формально они требований законодательства не нарушают, но и лимит плановых налоговых проверок на этот год будет исчерпан.

Хотим также напомнить о более жестких к периодичности плановых проверок требованиях

Закона № 877: если распространять его действие на налоговые проверки, то поскольку критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска с целью их проведения так и не утверждены, плановые налоговые проверки могут проводиться не чаще одного раза в пять лет. Вынуждены признать — применять на практике данное правило, не допуская представителей налоговой инспекции к проверке на том основании, что с момента предыдущей плановой проверки прошло менее пяти лет, весьма рискованно и гарантий того, что суд примет сторону налогоплательщика, нет.

Итак, фактически

основанием проведения плановой налоговой проверки является включение налогоплательщика в план-график проверок . Безусловно, налоговые органы при его составлении в первую очередь стараются включить в план проверок наиболее «рискованных» налогоплательщиков. Вот примерный перечень критериев, которыми они при этом руководствуются:

1) уровень роста налогов неадекватен уровню роста валовых доходов, или уровень уплаты налогов неадекватен уровню уплаты налогов по соответствующей отрасли, или уровень налоговой отдачи менее 1 процента, если средний уровень налоговой отдачи по отрасли превышает 1 процент. Налоговая отдача по налогу на прибыль определяется по формуле

Н. о. =

Сумма начисленного налога на прибыль
(данные гр. 12 Декларации по налогу на прибыль)


X 100 %.

Сумма откорректированного валового дохода
(данные гр. 3 Декларации по налогу на прибыль)

При этом сумма начисленного налога на прибыль на I квартал определяется по данным гр. 12 Декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев года, предшествующего году, на который проводится планирование, а для II, III, IV кварталов — по данным гр. 12 Декларации по налогу на прибыль за год, предшествующий году, на который проводится планирование.

Сумма валовых доходов определяется на I квартал по данным гр. 3 Декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев года, предшествующего году, на который проводится планирование, а для II, III, IV кварталов — по данным гр. 3 Декларации по налогу на прибыль за год, предшествующий году, на квартал которого проводится планирование.

Налоговая отдача по налогу на добавленную стоимость определяется по формуле

Н. о. н. =

Сумма начисленного НДС
(данные строки 20 Декларации по НДС)


X 100 %.

Общий объем поставки
(данные строки 5 Декларации по НДС)

При этом сумма начисленного НДС определяется как суммарное значение строки 20 Декларации по НДС за предыдущие шесть отчетных месяцев (или два квартала для плательщиков, подающих отчетность поквартально), предшествующих кварталу, в течение которого осуществляется составление плана-графика.

Сумма общего объема поставки определяется как суммарное значение строки 5 Декларации по НДС за предыдущие шесть отчетных месяцев (или два квартала для плательщиков, подающих отчетность поквартально), предшествующих кварталу, в течение которого осуществляется составление плана-графика;

2) наличие сомнительных или значительных финансово-хозяйственных операций;

3) заявленные к возмещению суммы НДС за предыдущий год превышают 1,2 млн гривень;

4) разовое декларирование сумм НДС к возмещению в значительных объемах (более чем 100 тыс. грн.);

5) декларирование отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль;

6) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

7) сумма других расходов превышает 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

8) объемы операций со связанными лицами или неплательщиками налога на прибыль превышают 10 процентов суммы откорректированных валовых расходов;

9) сумма возмещенных из бюджета сумм НДС превышает уплату налога на прибыль;

10) объем налоговых льгот по налогу на прибыль превышает 1 млн гривень;

11) осуществление экспортных операций товаров, не типичных основному виду деятельности предприятия (нетипичный экспорт);

12) осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах;

13) наличие информации подразделений налоговой милиции об уклонении субъекта хозяйствования от налогообложения и (или) от своевременного погашения налогового долга;

14) наличие информации подразделений борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, о поступлении обобщенных материалов от Госфинмониторинга Украины;

15) наличие информации правоохранительных органов, подразделений налоговой милиции, юридических подразделений органов государственной налоговой службы о взаимоотношениях с субъектами хозяйствования: регистрация по которым отменена в судебном порядке; в отношении которых возбуждено уголовное дело; в отношении которых заведено оперативно-розыскное дело;

16) адрес субъекта хозяйствования совпадает с адресом, занесенным в информационную базу как «адрес массовой регистрации» плательщиков налогов (до создания такой базы отбор осуществляется по результатам анализа регистрационных данных плательщиков);

17) другие показатели, характеризующие деятельность субъекта хозяйствования или свидетельствующие о возможности занижения налоговых обязательств.

Чем большему количеству критериев соответствует налогоплательщик, тем с большей вероятностью он может ожидать проведения плановой налоговой проверки.

 

Основания для внеплановой налоговой проверки

Сложнее дело обстоит с проведением внеплановых налоговых проверок.

В соответствии с

ч. 6 ст. 111 Закона № 509 внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в законе. В самом Законе № 509 перечислен ряд оснований для проведения внеплановой налоговой проверки. Приводим его в таблице с некоторыми замечаниями и уточнениями, касающимися практики использования данных оснований налоговых проверок.

 

№ п/п

Основание для внеплановой налоговой проверки

Анализ позиции налоговиков и судебной практики

1

2

3

1

По результатам проверок других плательщиков налогов выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 1 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

1. Обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы направляется плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении. Датой получения запроса считается дата его вручения плательщику (п.п. 1.1 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354).
2. Практику налоговиков по наложению админарестов на активы налогоплательщиков в том случае, если они не отвечают на запрос налоговиков, суды часто признают неправомерной, указывая, что админарест является исключительным способом обеспечения возможности погашения налогового долга (определение Львовского апелляционного админсуда от 02.07.2008 г. по делу № 22а-2251/08).
3. Суды указывают на то, что при направлении такого запроса запрещается требовать от налогоплательщика предоставить копии документов, необходимых для проверки, поскольку п. 9 ст. 11 Закона № 509 предусмотрено, что копии документов изымаются только при проведении проверок, и только тех документов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения (определение Днепропетровского админсуда от 28.01.2009 г. по делу № 5/10/08-АП)

2

Плательщиком налогов не подана в установленный срок налоговая декларация или расчеты, если их подача предусмотрена законом (п. 2 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

Налоговый орган обязательно должен указать, какую именно налоговую декларацию или расчет и за какой налоговый период не предоставил налогоплательщик (определение ВАСУ от 20.10.2009 г. № К-17897/07).
Напомним, что под налоговой декларацией (расчетом) подразумевается документ, который подается плательщиком налогов в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Поэтому, например, неподача плательщиком налогов таких форм отчетности, как отчет по форме № 1-ПП, или, предположим, валютной декларации (которые согласно Закону № 2181 не являются налоговыми декларациями) не может быть основанием для внеплановой проверки

3

Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, поданной плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 3 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

1. Запрос, как и при использовании основания по п. 1 ч. 6 ст. 111 Закона № 509, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
2. Запрос должен содержать четкое требование о необходимости предоставления налогоплательщиком пояснений и документального подтверджения с указанием, какие конкретно данные налоговой декларации и по какому именно налогу вызвали сомнения в их достоверности. В противном случае суды признают, что у налогового органа отсутствовали основания для проведения проверки (см. определение ВАСУ от 27.10.2009 г. № К-14245/07).
3. Суды признают законными требования налоговиков о предоставлении документов /реестров выданных и полученных налоговых накладных, налоговых накладных, оригиналов пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций, платежных документов, подтверждающих правомерность бюджетного возмещения. Непредоставление таких документов по запросу налоговиков — основание для внеплановой проверки. При этом суды недостоверность данных налоговой декларации приравнивают к неподтверждению таких данных соответствующими отчетными и расчетными документами (постановление ВАСУ от 16.04.2009 г. № К-38716/06)

4

Плательщик налогов подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы в ходе проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки (п. 4 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

Налогоплательщиком должна быть подана жалоба о нарушении во время проведения плановой либо внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в этом случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой налогоплательщик требует полной либо частичной отмены результатов проверки

5

В случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п. 5 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

1. Запрос налогового органа должен обязательно содержать перечень вопросов, ответы на которые должен предоставить налогоплательщик, указание на выявленные факты, свидетельствующие о допущенном нарушении, и какие именно документы-пояснения по поводу этих фактов они хотят получить от предприятия. В противном случае отсутствие ответа налогоплательщика на такой запрос не может быть основанием для внеплановой налоговой проверки (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07, постановление Донецкого окружного админсуда от 15.01.2009 г. по делу № 31633/08/0570).
2. Поскольку налоговый орган запрашивает пояснения в отношении определенного периода работы (например, за 2007 — 2008 годы), последующая проверка не может осуществляться в отношении другого периода (например, за 2009 год) — проверяться должен тот период, в отношении которого был направлен запрос, на который налогоплательщик не ответил (определение ВАСУ от 17.06.2009 г. № К-64/07).
3. В то же время суды признают, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость указания в запросе причин, которыми обусловлено направление налогоплательщику такого запроса (определение ВАСУ от 04.03.2010 г. № К-8262/08).
4. Истребуемая в запросе информация должна касаться исключительно правовых отношений налогоплательщика с контрагентом. На вопросы, выходящие за рамки таких отношений, налогоплательщик отвечать не обязан (определение ВАСУ от 05.11.2009 г. № К-1930/09). Если у налоговиков нет доказательств существования правовых отношений между указанными субъектами, отсутствие ответа на такой запрос основанием для проверки выступать не может (постановление Севастопольского апелляционного админсуда от 01.10.2009 г. по делу № 2-а-887/09/2770)

6

Проводится реорганизация (ликвидация) предприятия (п. 6 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

Напомним, что согласно п.п. 8.1 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, утвержденной приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, для снятия с учета плательщика налогов — юридического лица, в случае принятия решения о прекращении учредителями (участниками) юридического лица, председателю комиссии по прекращению (ликвидатору, ликвидационной комиссии и т. п.) или лицу, ответственному за погашение налоговых обязательств или налогового долга плательщика налогов в случае ликвидации плательщика налогов, следует в 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, подать в орган государственной налоговой службы, в котором плательщик налогов находится на учете, копию решения собственника о ликвидации, копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии и другие, в 10-дневный срок со дня подачи заявления составить ликвидационный баланс в форме годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации) и подать его для проверки в орган государственной налоговой службы. В случае нарушения указанных выше норм плательщиком налогов ГНИ лишена возможности проведения проверки плательщика налогов, т. е. не может выполнить функцию в рамках своей компетенции, что может стать основанием для приостановления процедуры ликвидации (постановление ВХСУ от 18.03.2007 г. по делу № Б-39/42-07)

7

 

В отношении налогоплательщика (его должностного лица) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого плательщика налогов (п. 7 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 2135 оперативным подразделениям налоговой милиции для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных Законом оснований предоставляется право инициировать в установленном законом порядке вопрос о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью или другими видами хозяйственной деятельности индивидуально, и принимать участие в их проведении.
В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником оперативного подразделения налоговой милиции или его уполномоченным заместителем.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона № 2135 в постановлении о заведении оперативно-розыскного дела указываются место и время его составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела.
Условия же допуска должностных лиц органов государственной налоговой службы к проведению плановых и внеплановых выездных проверок при наличии рассматриваемого основания для их проведения, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены плательщику налогов под расписку, являются общими (письмо ГНАУ от 03.07.2009 г. № 2954/Н/23-8014)

8

В случае когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности плательщика налогов или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка в этом случае может инициироваться вышестоящим органом государственной налоговой службы только в том случае, когда в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили плановую или внеплановую выездную проверку указанного плательщика налогов, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело (п. 8 ч. 6 ст. 111 Закона № 509)

По содержанию данной нормы сам собой факт назначения и начала служебного расследования в отношении работников истца не является достаточным основанием для проведения внеплановой выездной проверки у ответчика, поскольку данный факт является только обязательным условием при наличии определенных обстоятельств, определенных в ч. 8 ст. 111 Закона № 509, а именно: осуществление проверки вышестоящим налоговым органом документов обязательной отчетности плательщика налогов в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа и установления их несоответствия требованиям закона; осуществление проверки заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, а также установление несоответствия его заключений Закону, что повлекло непоступление в бюджет сумм налогов (определения ВАСУ от 29.01.2009 г. № К-22651/07, от 28.01.2008 г.)

9

Плательщиком подана декларация с отрицательным значением налога на добавленную стоимость, составляющим более 100 тыс. гривень

Основанием для внеплановой проверки является подача плательщиком налогов декларации по НДС с отрицательным значением при условии, что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет свыше 100 тыс. грн. (обращаем внимание: речь идет не о сумме возмещения НДС, а об отрицательном значении суммы НДС в строке 18.2 декларации)

10

Обращение налогоплательщика

Если налогоплательщик направляет в налоговую обращение о проведении проверки, какие-либо иные основания для проведения проверки не требуются (постановление Харьковского окружного админсуда от 04.07.2008 г. по делу № 2а-3495/08)

11

Проверки, проводимые после возбуждения уголовного дела против проверяемого плательщика налогов (должностных лиц плательщика налогов), в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или в связи с ведением оперативно-розыскных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов)

1. Выдача работникам налоговой милиции направления на проведение проверки без возбуждения оперативно-розыскного дела либо расследования уголовного дела является неправомерной (определение ВАСУ от 26.02.2008 г. № К-28393/06, К-28542/06, К-28728/06).
2. Внеплановая выездная проверка осуществляется на основании возникновения обстоятельств, изложенных в этой статье, по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом. Таким образом, постановление следователя о проведении документальной проверки не является основанием для ее проведения органами налоговой службы (постановление Харьковского окружного админсуда от 06.03.2008 г. по делу № 2а-1468/08)

12

 

Основания, не предусмотренные Законом № 509, в частности:
1) в отношении плательщика НДС поступило заявление от покупателя с жалобой ввиду отказа со стороны такого плательщика НДС (поставщика) выдать покупателю налоговую накладную или нарушения порядка ее заполнения (п.п. 7.2.6 Закона об НДС);
2) есть достаточные основания считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства (п.п. 7.7.5 Закона об НДС);
3) отрицательное значение объекта налогообложения декларируется плательщиком налога в течение четырех последних налоговых периодов. При проведении такой внеплановой проверки проверяется правильность определения объекта налогообложения (п. 6.3 Закона о налоге на прибыль);
4) стоимость объекта финансового лизинга, который впервые вводится в эксплуатацию, определяется договором в сумме, меньшей стоимости расходов на его приобретение или сооружение, налоговый орган имеет право провести внеплановую проверку для определения уровня обычной цены (абзац второй п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль)

 

Что касается основания, предусмотренного п.п. 7.7.5 Закона об НДС. по мнению ГНАУ, внеплановые выездные проверки по вопросам правомерности заявленного к возмещению из бюджета НДС могут проводиться либо в соответствии с п. 9 ст. 111 Закона № 509, либо в соответствии с п.п. 7.7.5 Закона об НДС. Тем самым фактически ГНАУ выступает за одновременное применение норм этих двух законов в отношении внеплановых проверок, расценивая их как самостоятельные, отдельно существующие основания для проведения внеплановых проверок (письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354, от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016, от 19.09.2007 г. № 18727/7/16-1517).
Основание по п.п. 7.2.6 Закона об НДС ГНАУ также рассматривает как имеющие самостоятельное значение, указывая, что «получение такой жалобы является основанием для проведения внеплановой выездной проверки такого поставщика для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по этому налогу по такой гражданско-правовой операции» и соответственно принятия судебного решения о проведении внеплановой проверки не требует (письмо от 24.10.2006 г. № 19823/7/10-1417/4894).
Свое несогласие с такой позицией мы высказываем давно, считая, что в сложившейся ситуации нужно в первую очередь исходить из того, что основополагающим «проверочным» законом, устанавливающим основания для проведения внеплановых проверок, безусловно, является Закон № 509. Поэтому пп. 7.2.6 и 7.7.5 Закона об НДС, а также п. 6.3 и абзац второй п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль о внеплановых проверках следует применять с учетом и в рамках норм Закона № 509. Закон об НДС и Закон о налоге на прибыль самостоятельно устанавливать дополнительные основания для проведения внеплановых проверок не могут. Согласно п. 2 Заключительных положений Закона № 2322, который внес в Закон № 509 исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок, до приведения законов и других нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом они применяются в части, не противоречащей ему. Таким образом, по решению налогового органа без решения суда внеплановые проверки плательщиков НДС в соответствии с пп. 7.2.6 и 7.7.5 Закона об НДС и плательщиков налога на прибыль в соответствии с п. 6.3 и абзацем вторым п.п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль могут осуществляться только в том случае, если они подпадают под основания, перечисленные в ст. 111 Закона № 509, либо по решению суда (подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102, с. 39).
Подтверждает такую позицию и судебная практика. Как указывает ВАСУ, Законом № 509 предусмотрено право налоговой инспекции на обращение в суд с иском о предоставлении разрешения на проведение внеплановых проверок, однако решение суда как исключительное основание для проведения внеплановой документальной проверки необходимо рассматривать только в случаях возникновения обстоятельств, прямо не указанных в ст. 111 Закона № 509 (определение ВАСУ от 22.10.2009 г. К-585/08, постановление ВАСУ от 16.04.2009 г. № К-38716/06)

 

Хотим дополнительно оговорить следующее: ограничить основания проведения внеплановых налоговых проверок перечнем, который закреплен в

ч. 1 ст. 6 Закона № 877, нельзя, поскольку данный Закон прямо допускает возможность установления иных оснований для проверки в других законах либо в международных договорах, ратифицированных ВРУ. Для налоговых органов таким специальным законом как раз является Закон № 509, поэтому в этом вопросе следует руководствоваться им.

При применении же самого

Закона № 509 сложности возникают с определением того, в каком порядке должно назначаться проведение внеплановой проверки — достаточно для этого приказа руководителя налогового органа или все же необходимо решение суда? Сложность и неоднозначность ситуации обусловлена существованием двух седьмых частей в ст. 111 Закона № 509, в одной из которых указывается, что «внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда». В то же время ч. 8 ст. 111 Закона № 509 предусматривает, что внеплановая выездная проверка осуществляется на основании возникновения обстоятельств, указанных в ч. 6, по решению руководителя налогового органа, которое оформляется приказом.

Суды в большинстве дел исходят из того, что

ст. 111 Закона № 509 должна толковаться как предоставляющая суду полномочия на предоставление разрешения на проведение внеплановой проверки независимо от названных в Законе оснований. Если же есть предусмотренные Законом № 509 основания для проведения проверки, необходимости получать соответствующее решение суда нет. Так, в ряде своих решений ВАСУ указывал, что по содержанию ст. 111 Закона № 509 внеплановые выездные проверки налогоплательщиков по основаниям, предусмотренным частями 6 и 7 этой статьи, проводятся на основании приказа руководителя налогового органа. При наличии же других оснований (обстоятельств) для проведения внеплановой проверки, которые указанными нормами не предусмотрены, необходимо решение суда о предоставлении разрешения на проведение внеплановой проверки (постановление ВАСУ от 16.04.2009 г. № К-38716/06, определения ВАСУ от 28.04.2009 г. № К-5218/07, от 31.03.2009 г. № К-18318/07).

Однако не можем не сказать, что судебная практика достаточно противоречива в данном вопросе. Так, в своих отдельных решениях ВАСУ указывает, что

внеплановые проверки соблюдения налогового законодательства осуществляются налоговым органом при наличии решения суда о предоставлении разрешения на внеплановую проверку, обязательным условием вынесения которого должно быть одно из названных в ст. 111 Закона № 509 оснований (определения ВАСУ от 29.01.2009 г. № К-22739/07, от 30.06.2009 г. № К-87/08, от 22.04.2009 г. № К-37415/06, К-37530/06, постановление Волынского окружного админсуда от 07.04.2009 г. по делу № 2а-14487/09/0370). Такое судебное решение, в свою очередь, выступает основанием для вынесения приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой проверки (более подробно см. «Проверки субъектов хозяйствования: обзор судебной практики» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 86).

Напоследок хотим обратить внимание на то, что нарушения требований к порядку проведения проверок, в том числе в части оснований их осуществления, суды преимущественно рассматривают

как основание для недопуска субъектом хозяйствования представителей контролирующего органа к проверке, но не как основание для отмены ее результатов (более подробно см. «Нарушение процедуры проверки как основание для обжалования штрафной санкции» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 90, с. 52). Так, в одном из недавних решений ВАСУ исходил из того, что «несоблюдение порядка проведения проверки является основанием для недопуска должностных лиц к проведению плановой либо внеплановой проверки. Указанное нарушение никоим образом не отрицает выводов акта проверки, составленного по результатам ее проведения» (определение ВАСУ от 21.04.2009 г. № К-11412/07). Хотя есть и исключения. Например, в определениях ВАСУ от 24.03.2009 г. № К-6511/07, от 25.03.2008 г. № К-14460/07 суд приходил к выводу, что «акт проверки, составленный по результатам проверки, проведенной с нарушением требований законодательства, не может быть доказательством нарушения субъектом хозяйствования законодательства».
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц