Темы статей
Выбрать темы

Когда можно не допустить налоговиков к проверке?

Редакция НиБУ
Статья

Когда можно не допустить налоговиков к проверке?

 

Противостоять налоговикам гораздо проще, когда они еще не переступили порог предприятия. Однако для того, чтобы не допустить представителей налогового органа к проверке, нужны веские основания.

Михаил ВИШНЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что может служить основанием для недопуска проверяющих из налоговой инспекции к проверке?

Если подходить формально,

Закон № 509 в качестве оснований для недопуска проверяющих к проверке называет только непредоставление работниками налоговой службы документов, необходимых для проведения проверки (при плановой проверке — направление на проверку и служебные удостоверения проверяющих, при внеплановой, кроме указанных документов, налогоплательщику также должна быть предоставлена копия приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки с обязательным указанием оснований ее проведения), либо их предоставление с нарушением установленных законом требований (ч. 2 ст. 112 Закона № 509).

Суды, например, в качестве нарушения установленных законом требований к предоставлению необходимых для проведения налоговой проверки документов относят неуказание в уведомлении о плановой проверке даты начала и даты окончания проверки (см.

определение ВАСУ от 09.04.2009 г.), наименования контролирующего органа либо субъекта хозяйствования, нарушение 10-дневного срока для уведомления о предстоящей плановой проверке (определение Харьковского апелляционного административного суда от 26.05.2009 г. по делу № 22-а-11464/09), несоответствие в реквизитах направления на проверку и приказа на ее проведение (см. определение ВАСУ от 21.04.2009 г. по делу № 2-23/2207-2007А), непредъявление должностными лицами контролирующего органа служебных удостоверений и направления на проверку (см. постановление Черкасского окружного административного суда от 05.02.2009 г. № 2-а-1948/08), неуказание в направлении на проверку даты ее начала и даты окончания (определение ВАСУ от 12.01.2010 г. № К-3139/08). Все эти недостатки они считают достаточным основанием для недопуска проверяющих к проверке.

Как мы уже указывали, ГНАУ также признает обязательность для ее органов требование

Указа № 817 о необходимости расписываться в журнале проверок с обязательным указанием сроков и цели посещения, должности и фамилии проверяющего. Отказ представителя контролирующего органа расписываться в журнале — основание для недопуска его к проверке (см. письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 70, с. 5).

 

Можно ли не допустить к проверке проверяющего, который указан в направлении на проверку, но является сотрудником налоговой инспекции, на учете в которой предприятие не состоит?

Ситуация спорная. ГНАУ признает возможность участия в проверке представителей вышестоящих налоговых органов. Например, в проверке налоговой инспекции города, по мнению ГНАУ, вполне может принять участие сотрудник налоговой инспекции области. Более того, налоговые органы настаивают на том, что не только не исключена возможность участия представителей другой налоговой в проведении проверки, но

налоговый орган любого уровня, а не только орган, на учете в которой пребывает налогоплательщик, может проводить или возглавлять плановую либо внеплановую проверку в отношении такого субъекта хозяйствования (п. 2.1 письма ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354). Отражен данный подход и в Методрекомендациях № 355.

Мы в свое время публиковали

определение ВАСУ от 02.10.2007 г. № К-22855/06, в котором он признавал неправомерным привлечение к проведению проверки сотрудников другой налоговой либо проведение проверки налоговым органом, в котором налогоплательщик не находится на налоговом учете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 5, с. 12). В нем ВАСУ, в частности, указывал, что вышестоящим налоговым инспекциям предоставлено право осуществлять методологическую и практическую помощь в организации работы, однако это не охватывает собой возможности осуществления ее сотрудниками проверок субъектов хозяйствования, находящихся на налоговом учете в другом налоговом органе.

 

Можно ли не допустить налоговиков к проверке после окончания сроков ее проведения?

Многие наверняка сталкивались со следующей ситуацией. В направлении на проверку указан срок ее проведения, например, с 01.03.2010 г. по 19.03.2010 г. Однако проверяющие хотят продолжить проверку и на следующий рабочий день, т. е. возвращаются на предприятие 22.03.2010 г. Можно ли их не допустить к дальнейшему осуществлению проверки?

Со дня, следующего за указанной в направлении на проверку датой ее окончания, проверяющих можно не допускать к проверке (см.

определение ВАСУ от 14.09.2006 г. № К-6985/06). При этом проверка считается оконченной, если составлен акт проверки (определение ВАСУ от 22.04.2009 г. № К-37415/06, К-37530/06), т. е. в описанной выше ситуации проверяющие должны были успеть составить акт проверки до 19.03.2010 г. включительно и предоставить его на подпись должностным лицам предприятия.

Наиболее спорной может стать ситуация, если налоговый орган решит продлить проверку. Подробно о том, в каком порядке это происходит, см.

письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 и комментарий к нему в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 70, с. 5). Дело в том, что, как мы указывали на с. 17, Закон № 509 допускает возможность продления налоговых проверок (общий срок, на который продляется плановая проверка, не может превышать 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней, а внеплановая — на 5 и 2 рабочих дня соответственно). В то же время Закон № 877 устанавливает запрет на продление сроков проверки. Какому из этих актов отдадут приоритет суды в случае возникновения спорной ситуации, сказать в данный момент сложно.

 

Могут ли налоговики в судебном порядке получить разрешение на проверку по основаниям, не предусмотренным законом?

Нет, не могут.

Сегодня суды обоснованно исходят из того, что документом, подтверждающим право налогового органа на проведение внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным Законом № 509, является приказ руководителя этого налогового органа, по основаниям, предусмотренным другими законами, — приказ руководителя, выданный на основании соответствующего решения суда. Если определенное обстоятельство не предусмотрено действующими законами как основание для проверки, суд не может признать за налоговым органом право на ее проведение (см., например, постановление Харьковского окружного админсуда от 13.10.2009 г. по делу № 2-а-40437/09/2070).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше