Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Коммунальный налог

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 32
Печать
Статья

Коммунальный налог

 

Начиная разговор о местных налоговых платежах, первое место по праву можно отдать коммунальному налогу. Ведь его уплачивает практически каждое предприятие. Об особенностях уплаты и подачи «коммунальной» отчетности сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Прежде всего, напомним: согласно

ч. 3 ст. 15 Закона о системе налогообложения и ст. 18 Декрета № 56-93 механизм взимания и порядок уплаты местных налогов и сборов (обязательных платежей) в рамках предельных размеров ставок устанавливают органы местного самоуправления. При этом коммунальный налог относится к числу местных налогов, обязательных к установлению местными советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано введение этого налога. А потому налогоплательщикам, конечно же, желательно ознакомиться с «местным» положением о его уплате. Ведь круг плательщиков, порядок исчисления коммунального налога и отчетные налоговые периоды в разных регионах Украины могут различаться.

 

Плательщики

Согласно

ст. 15 Декрета № 56-93 коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий. В частности, коммунальный налог уплачивают:

— профсоюзные организации (

п. 1 Обобщающего разъяснения № 184, см. с. 36; письмо ГНАУ от 14.12.2009 г. № 27752/7/15-0717: как разъяснялось, профсоюзы при наличии объекта налогообложения являются плательщиками коммунального налога на общих основаниях, если иное не предусмотрено решением соответствующего органа местного самоуправления);

— предприятия, не осуществляющие деятельность (поскольку законодательство не ставит уплату коммунального налога в зависимость от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6);

— предприятия с иностранными инвестициями и пр.

Таким образом, этот налог

уплачивают практически все юридические лица, за некоторым исключением.

Так,

плательщиками коммунального налога не являются:

— бюджетные учреждения, организации;

— планово-дотационные предприятия (см.

п. 7 письма ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65 и редакционный комментарий к нему. Также в данном случае хотим отметить консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6, где отмечалось, что понятие «планово-дотационное предприятие» законодательно не определено, поэтому вопрос отнесения предприятий к планово-дотационным относится к компетенции финансовых органов и органов местного самоуправления);

— сельскохозяйственные предприятия (в том числе плательщики фиксированного сельхозналога,

ст. 1 Закона о ФСН);

— единоналожники (

ст. 6 Указа № 727);

— физические лица — предприниматели.

При этом

местные власти могут освобождать от уплаты отдельные категории плательщиков, вводить льготные ставки налога, а также предоставлять отсрочки в его уплате. Так что стать «неплательщиками» коммунального налога можно с разрешения местных властей. Вот почему, повторим, важно знать «местные» правила.

Если есть филиалы

. Зачастую органы местного самоуправления в утверждаемых «местных» положениях о коммунальном налоге для увеличения доходной части своих бюджетов предусматривают, что обособленные подразделения (филиалы), расположенные на их территории, являются плательщиками коммунального налога. И следовательно, коммунальный налог за работников обособленных подразделений должен уплачиваться в местный бюджет территориальной громады по месту расположения таких филиалов. А значит, если такое установлено положением о коммунальном налоге, принятым органом местного самоуправления по месту расположения обособленного подразделения, то головному предприятию предстоит также стать на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения плательщиком коммунального налога, подавать в такой налоговый орган за филиал Налоговый расчет коммунального налога, составляемый с учетом среднеучетного количества штатных работников обособленного подразделения, и уплачивать коммунальный налог в соответствующий местный бюджет.

Об этом же говорится и в

п. 2.3 Методрекомендаций № 784, где уточняется, что в органах ГНС плательщиками местных налогов и сборов учитываются лица, уполномоченные уплачивать такие налоги и сборы, с учетом требований решений органов местного самоуправления по таким местным платежам. Причем если юридическим лицом делегированы полномочия по подаче Налогового расчета и уплате коммунального налога такому обособленному подразделению (с письменным уведомлением об этом налоговых органов головного предприятия и налоговых органов филиала), то на учет в налоговых органах берется именно такое обособленное подразделение (филиал). А головное предприятие на учет как плательщик коммунального налога в этом случае не берется. Кстати, на то, что учет плательщиков коммунального налога в органах ГНС осуществляется по местонахождению юридического лица или филиала (если такой филиал расположен на территории другой, чем головное предприятие, территориальной громады, и является плательщиком коммунального налога согласно решению органов местного самоуправления), обращалось внимание в п. 2 Обобщающего разъяснения № 184 (см. с. 36) и в п. 1 письма ГНАУ от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617, см. с. 41. А значит, в таком случае уплата коммунального налога и подача налоговой «коммунальной» отчетности происходят по месту нахождения обособленного подразделения (филиала) (о филиалах см. также статью «Как филиал уплачивает отдельные налоги и сборы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 20).

 

Отчетность

В налоговые органы подается

Налоговый расчет коммунального налога (его форма утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 625). Его подают все плательщики коммунального налога, указанные в соответствующем «коммунальном» положении местных властей, в том числе и те, которым предоставлена льгота — освобожденные от уплаты* (т. е. освобождение от уплаты не освобождает от необходимости подачи «коммунальной» отчетности, если, конечно, иное не предусмотрено «местными» правилами; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6, с. 15).

* Неплательщиков коммунального налога это не касается, Налоговый расчет коммунального налога они не подают.

Плательщики коммунального налога, у которых временно отсутствует объект налогообложения (нет штатных работников), подают Налоговый расчет

с прочерками (письмо ГНАУ от 03.10.2007 г. № 4820/А/15-0214, см. с. 46. Также с прочерками предоставляют «коммунальный» расчет и начинающие деятельность вновь созданные предприятия, взятые на учет в налоговых органах плательщиками коммунального налога и не имеющие пока при этом штатных работников. А начислять и уплачивать коммунальный налог они начнут с налогового периода, в котором будет принят на работу первый штатный работник. При этом Налоговый расчет коммунального налога составляется и подается за каждый отчетный период отдельно (т. е. не нарастающим итогом).

 

Отчетный период

Отчетный (базовый)

период по коммунальному налогу (месяц, квартал, полугодие, год) устанавливается органами местного самоуправления и оговаривается в положении по коммунальному налогу на соответствующей территории (письмо ГНАУ от 03.10.2007 г. № 4820/А/15-0214, см. с. 46). Зачастую это, как правило, месяц либо квартал.

Если же базовый налоговый период по коммунальному налогу местными властями не установлен, то в таком случае согласно

п.п. 4.1.6 Закона № 2181 налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные для месячного базового налогового периода.

 

Сроки подачи и уплаты

Налоговый расчет коммунального налога является налоговой декларацией. А значит, на него распространяются правила

Закона № 2181. То есть подать Налоговый расчет в налоговые органы нужно в сроки, оговоренные п.п. 4.1.4 Закона № 2181, соответственно:

— если отчетный период равен месяцу — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода;

— если отчетный период равен кварталу — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода.

Уплатить

коммунальный налог предстоит в сроки, оговоренные п.п. 5.3.1 Закона № 2181, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи «коммунального» расчета.

Правда, подчас свои коррективы (законность которых мы не обсуждаем) могут вносить «местные» правила: к примеру, при квартальном отчетном периоде устанавливать необходимость помесячной (авансовой) уплаты коммунального налога за первый и второй месяцы отчетного квартала, и проведения окончательного расчета (с доплатой оставшейся суммы) уже после подачи Налогового расчета коммунального налога за соответствующий отчетный период (квартал).

 

Размер налога

Согласно

ст. 15 Декрета № 56-93 предельный размер коммунального налога не должен превышать 10 % годового фонда оплаты труда, исчисленного исходя из размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 17 грн. Таким образом, используемая при определении суммы коммунального налога величина так называемого «годового фонда оплаты труда» никак не связана с обычной зарплатой, а представляет собой показатель, который определяется расчетным путем — исходя из 1 ннмдг (17 грн.) на одного работника (письмо ГНАУ от 17.02.2004 г. № 2565/7/11-1317).

Если же решением местных органов самоуправления, к примеру, оказалась установлена большая ставка коммунального налога, скажем, 20 % (правовую оценку такой ситуации мы давать не будем), то, очевидно, налогоплательщики вряд ли отважатся этому противиться. Вдобавок по большому счету до решения суда нормативно-правовой акт местных властей нельзя назвать недействительным. Подробнее такая ситуация рассматривалась нами в консультации «Ставка коммунального налога превышает размер, предусмотренный законодательством: проблема валовых расходов» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 94. Тогда, напомним, мы пришли к выводу, что, уплачивая коммунальный налог по установленной местными властями повышенной ставке, предприятие в налоговом учете при этом сможет отнести всю сумму такого налога в состав валовых расходов (тем более что, как предусмотрено

Примерным порядком проведения невыездной документальной (камеральной) проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль, утвержденным приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761, данные «коммунальной» строки 4.6.23 годового приложения Р1 к декларации по налогу на прибыль сопоставляются при этом с данными строки 05 Налоговых расчетов коммунального налога за отчетный период, а значит, при формировании валовых расходов ориентиром послужат данные «коммунальных» расчетов).

 

Составляем «коммунальный» расчет

Строка 01 — количество работников.

Это, пожалуй, самый важный показатель Налогового расчета, от которого в дальнейшем зависит правильность расчета суммы коммунального налога. Как предусмотрено формой Налогового расчета коммунального налога, «кількісний склад працівників за базовий податковий (звітний) період» (показатель строки 01) принимается равным показателю СКШР (среднеучетному количеству штатных работников), определенному в соответствии с Инструкцией № 286. Напомним, что особенностям расчета этого показателя посвящен п. 3.2 Инструкции № 286. При этом в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, заключившие письменно трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день или больше, а также собственники предприятия, если кроме дохода они получали на этом предприятии заработную плату.

Так,

в частности, при определении количества штатных работников (КШР):

(а)

учитываются (а следовательно, коммунальный налог «за них» уплачивается):

внутренние совместители (работник, получающий на одном предприятии две, полторы ставки, т. е. оформленный по совместительству, где и основное место работы (внутреннее совместительство), или менее 1 ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как 1 физическое лицо) (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286);

— работники, принятые на работу с испытательным сроком (

п.п. 2.4.2 Инструкции № 286);

— работники, работающие

неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) (такие работники в учетном количестве штатных работников учитываются за каждый календарный день как целые единицы) (п.п. 2.4.3, п.п. 3.2.4 Инструкции № 286; см. об этом также ответ на вопрос в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 89, на с. 31);

— работники, находящиеся в служебных командировках (

п.п. 2.4.4 Инструкции № 286);

— работники, находящиеся на больничном и не вышедшие на работу по причине болезни (

п.п. 2.5.1 Инструкции № 286);

— работники, находящиеся в отпусках (

п.п. 2.5.6 Инструкции № 286), в том числе в отпусках без сохранения заработной платы (п.п. 2.5.7 Инструкции № 286), кроме декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;

— работники, не работавшие по причине простоя (

п.п. 2.4.1 Инструкции № 286);

— работники, с которыми заключены срочные трудовые договоры (см. об этом ответ на вопрос в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 40, с. 62);

(б)

не учитываются (а значит, и коммунальный налог «за них» не платится):

— работники, находящиеся в отпусках (

п.п. 3.2.2 Инструкции № 286):

— по

беременности и родам, т. е. в декретном отпуске (п.п. 2.5.8 Инструкции № 286);

— по

уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (п.п. 2.5.9 Инструкции № 286);

— работники, принятые на работу

по совместительству c других предприятий (т. е. внешние совместители) (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286);

— лица, выполняющие работы по

гражданско-правовым договорам (п.п. 2.6.2 Инструкции № 286);

— учредители (собственники) предприятия, не заключившие трудовой договор, не являющиеся наемными работниками и не получающие на предприятии заработную плату (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 6, с.18).

При этом согласно

Инструкции № 286 показатель среднеучетного количества штатных работников (СКШР) за месяц рассчитывается следующим образом:

(1)

ежедневно на основании ежедневных данных об учетном количестве выводится показатель количества штатных работников (т. е. КШР за день). Учетное количество штатных работников за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени работников (п. 3.2 Инструкции № 286);

(2)

СКШР за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников за каждый календарный день отчетного месяца (КШР за день), т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. При этом количество штатных работников за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день (п.п. 3.2.1 Инструкции № 286):

СКШР за месяц =

Σ КШР за день / (30 или 31 день) или (28 или 29 дней — для февраля).

Полученный результат округляется по «правилу четной цифры» (см. приложение к

Инструкции № 286), согласно которому если в дробном числе первая цифра после запятой:

— «4» и меньше — дробная часть числа отбрасывается;

— «6» и больше — дробная часть числа отбрасывается, округляемый показатель увеличивается на единицу;

— «5» (ровно) — дробная часть числа отбрасывается, при этом округляемый показатель увеличивается на единицу (если последняя цифра до запятой (слева) нечетная), и остается без изменений (если она четная). Если последняя цифра до запятой (слева) «0», то применяют правило округления как для четной цифры (подробнее об этом см. также материалы «Расчет численности работников на предприятии» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 59, с. 25 и «Округление: ничего лишнего» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 27).

Итак, рассчитав таким образом СКШР за месяц, можно приступать к заполнению «коммунального» расчета. При этом, как уточняется формой «коммунального» расчета, если решением органа местного самоуправления установлен базовый (отчетный) период:

— месяц — то в строке 01 Налогового расчета указывается СКШР за отчетный месяц;

— квартал — то в строке 01 Налогового расчета приводится

сумма СКШР за каждый месяц квартала.

В форме Налогового расчета коммунального налога:

— строки 01 — 05 предназначены для расчета суммы коммунального налога за отчетный период;

— строки 06 — 10 — отведены для исправления ошибок (в случае их заполнения составляемый «коммунальный» расчет считается уточняющим, в связи с чем в его поле «Уточнюючий розрахунок» предстоит поставить отметку об этом. При этом уточняющий расчет, которым исправляется ошибка (уточняющие расчеты — если исправляются ошибки нескольких периодов), может подаваться либо отдельно, либо вместе с текущим «коммунальным» расчетом за отчетный период; последний способ исправления ошибок считается исправлением «в текущей декларации»).

Графа «Усього» Налогового расчета коммунального налога разбита на 11 ячеек. В каждой ячейке приводится одна цифра соответствующей суммы. Точки в третьей ячейке справа отделяют гривни от копеек или целые от сотых (в ставке налога по строке 04).

Расчет суммы коммунального налога рассмотрим на примере.

Пример

. Согласно решению органа местного самоуправления коммунальный налог уплачивается ежеквартально, ставка налога — 10 %.

В 2010 году среднеучетная численность штатных работников (СКШР) составила:

— за январь — 52 человека;

— за февраль — 55 человек;

— за март — 58 человек.

Cледовательно, показатель строки 01 «коммунального» расчета за квартал, как оговорено формой, составит 165 человек (52 + 55 + 58).

Налоговый расчет коммунального налога за I квартал 2010 года будет заполнен следующим образом:

 

Одиниця виміру — грн. коп.

Показники

Код рядка

Усього

Кількісний склад працівників* за базовий податковий (звітний) період

01

 

 

 

 

 

 

 

 

1

6

5

Неоподатковуваний мінімум доходів громадян**

02

 

 

 

 

 

 

1

7

.

0

0

Річний фонд оплати праці (р. 01 х р. 02)

03

 

 

 

 

2

8

0

5

.

0

0

Ставка комунального податку***, %

04

 

 

 

 

 

 

1

0

.

0

0

Нараховано податку за базовий податковий (звітний) період (р. 03 х р. 04)

05

 

 

 

 

 

2

8

0

.

5

0

Нараховано податку за даними раніше поданого розрахунку, що уточнюється, усього (р. 05 розрахунку, що уточнюється)****

06

 

 

 

 

 

 

.

Сума недоплати (заниження податкового зобов'язання), яка збільшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 05 - р. 06)****,

якщо р. 05 > р. 06

07

 

 

 

 

 

 

.

Сума податку, яка зменшує податкове зобов'язання у зв'язку з виправленням помилки (помилок) (р. 06 - р. 05)****,

якщо р. 06 > р. 05

08

 

 

 

 

 

 

.

Сума штрафу***** (р. 07) х 5 %

09

 

 

 

 

 

 

.

Зміст помилки (помилок)****

10

* Кількісний склад працівників за відповідний базовий податковий (звітний) період дорівнює показнику середньооблікової кількості штатних працівників, визначеному відповідно до Інструкції зі статистики кількості працівників, затвердженої наказом Державного комітету статистики України від 28.09.2005 № 286, зареєстрованої у Міністерстві юстиції України 30.11.2005 за № 1442/11722. При цьому, якщо рішенням органу місцевого самоврядування про встановлення комунального податку визначено базовий податковий (звітний) період календарний місяць, то в рядку 01 указується середньооблікова кількість штатних працівників за такий місяць, якщо календарний квартал (півріччя, рік) — сума середньооблікової кількості штатних працівників за кожен місяць кварталу (півріччя, року).

** Проставляється розмір неоподатковуваного мінімуму доходів громадян, установлений законодавством України.

*** Проставляється ставка, визначена рішенням органу місцевого самоврядування про встановлення комунального податку.

**** Заповнюється у разі подання уточнюючого розрахунку, що містить виправлені показники.

***** Нараховується платником самостійно відповідно до пункту 17.2 статті 17 Закону України від 21.12.2000 № 2181-III «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (із внесеними змінами та доповненнями).

 

Отражение в учете

В бухгалтерском учете

в зависимости от функционального назначения (т. е. исходя из среднеучетного количества штатных работников, занятых в соответствующем подразделении предприятия) сумма коммунального налога отражается на счетах (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 641) и, в частности, попадает в:

— Дт 23 — исходя из среднеучетного количества штатных работников, занятых в производстве;

— Дт 91 — исходя из среднеучетного количества штатных работников общепроизводственного персонала, занятого управлением цехами, участками, отделениями, бригадами, другими подразделениями основного и вспомогательного производства;

— Дт 92 — исходя из среднеучетного количества штатных работников административного персонала;

— Дт 93 — исходя из среднеучетного количества штатных работников, занятых сбытом;

— Дт 94 — исходя из среднеучетного количества прочих штатных работников, не отнесенных к вышеперечисленным категориям.

В налоговом учете

сумма «коммунального» налога включается в валовые расходы согласно п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль (как сумма обязательных налогов и сборов, установленных Законом о системе налогообложения). В декларации по налогу на прибыль коммунальный налог попадает в строку 04.6 с расшифровкой по итогам года в строке 04.6.23 годового приложения Р1 к декларации.

 

Ответственность

За неподачу (несвоевременную подачу) «коммунального» расчета и неуплату налога применяется ответственность, установленная

Законом № 2181, в частности:

— за неподачу или несвоевременную подачу Налогового расчета коммунального налога — штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) за каждое непредоставление или задержку (

п.п. 17.1.1 Закона № 2181);

— за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств по коммунальному налогу в течение предельных сроков — штраф в размере 10, 20 или 50 % погашенной суммы налогового долга в зависимости от срока задержки в уплате (

п.п. 17.1.7 Закона № 2181).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше