Темы статей
Выбрать темы

Особенности взимания рыночного сбора

Редакция НиБУ
Статья

Особенности взимания рыночного сбора

 

Механизм взимания рыночного сбора на законодательном уровне недостаточно урегулирован, что в конечном счете приводит к конфликтным ситуациям и функционированию схем манипуляций с уплатой сбора (письмо Госпредпринимательства от 10.12.2009 г. № 15285). Поэтому некоторые вопросы, касающиеся сбора, не имеют однозначного решения. В этой статье систематизируем основные аспекты взимания сбора. Надеемся, эта статья станет удобным пособием по основам его взимания.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Кто является плательщиком сбора?

Прежде всего отметим, что вопрос взимания рыночного сбора регламентирован двумя нормативными документами —

Декретом № 56-93 и Указом № 761.

Согласно

ст. 4 Декрета № 56-93 рыночный сбор — это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли с автомашин, тележек, мотоциклов, ручных тележек, взимаемая с юридических лиц и граждан, реализующих сельскохозяйственную и промышленную продукцию и другие товары.

А согласно

ст. 1 Указа № 761 рыночный сбор — это плата за право занятия места для торговли на рынках всех форм собственности, в том числе в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках (включая арендованные), с автомобилей, тележек, мотоциклов, ручных тележек и т. п.

Причем плательщиками рыночного сбора являются юридические лица всех форм собственности, их филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, а также физические лица (

ст. 2 Указа № 761).

Из приведенного следует,

что плательщиками рыночного сбора являются любые лица (юридические, включая их подразделения, и физические), торгующие на рынке.

Вместе с тем

ст. 4 Указа № 761 установлена льгота по уплате сбора для двух категорий торговцев. Не взимается рыночный сбор:

1)

с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, расположенных в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) на территории рынка;

2)

с собственных торгово-закупочных подразделений рынка независимо от занимаемого места.

Рассмотрим эти льготы детальнее.

Из содержания первой льготы следует, что она не распространяется на физических лиц. То есть, если в стационарных помещениях (магазинах, киосках, палатках) торгуют физические лица (как предприниматели, так и непредприниматели), сбор они уплачивают на общих основаниях (см.

постановление № 962).

Другой вопрос:

что понимать под стационарными помещениями?

На наш взгляд,

Указ № 761 ставит в один ряд и магазины, и киоски, и палатки, называя их стационарными помещениями. Поэтому торговля с этих мест юрлицами не должна сопровождаться уплатой рыночного сбора. Кстати, для выяснения содержания понятий «магазин», «киоск» и «палатка» можем ориентироваться на Правила № 30 (п. 2.1):

магазин

— стационарный пункт розничной продажи товаров, который занимает отдельное помещение или строение и имеет торговый зал для покупателей;

киоск

— торговый объект для организации розничной продажи товаров, который имеет постоянное пространственное местонахождение, занимает отдельное закрытое сооружение некапитального типа на одно рабочее место без торгового зала для покупателей и дополнительной площади для размещения запаса товаров;

палатка

— торговый объект сборно-разборной полузакрытой конструкции для организации розничной продажи товаров на одно или несколько рабочих мест с товарным запасом на один день торговли.

Идентичные определения этих понятий содержатся в ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий».

Следующий вопрос:

чтобы пользоваться льготой, предприятия должны иметь магазины, киоски, палатки на праве собственности или можно использовать арендованные?

В

ст. 4 Указа № 761 идет речь о расположении в стационарных помещениях на территории рынка. Ни одного слова не сказано о правовых основаниях расположения (аренда или право собственности). Из чего следует, что правовые основания расположения не имеют значения. Поэтому, для того чтобы пользоваться льготой, предприятия могут иметь магазины, киоски, палатки как на праве собственности, так и арендованные.

Здесь еще возникает вопрос:

для того чтобы пользоваться льготой, предприятия должны занимать стационарное помещение полностью или только его часть?

При буквальном прочтении

ст. 4 Указа № 761 можем сделать вывод, что достаточно занимать даже часть помещения.

Теперь что касается

второй категории торговцев, имеющих право на льготу. Это торгово-закупочные подразделения рынка. Очевидно, что имеются в виду подразделения, непосредственно осуществляющие торговлю. То есть это не касается принадлежащих рынку торговых мест, сдаваемых в аренду.

Следует отметить, что льготы по уплате рыночного сбора не исчерпываются приведенными выше категориями торговцев. Согласно

ст. 18 Декрета № 56-93 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают и определяют порядок уплаты местных налогов и сборов в соответствии с перечнем и в границах установленных предельных размеров ставок. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков и предоставлять отсрочки по уплате местных налогов и сборов.

Поэтому местными порядками уплаты могут вводиться дополнительные льготы, кроме предусмотренных

ст. 4 Указа № 761.

Кстати, плательщики единого налога не освобождены от уплаты сбора, поскольку рыночный сбор не входит в перечень налогов, вместо которых уплачивается единый налог.

 

Какая ставка рыночного сбора применяется?

Рыночный сбор взимается

за каждый день торговли (ст. 4 Декрета № 56-93, ст. 3 Указа № 761).

Согласно

ст. 4 Декрета № 56-93 предельный размер сбора не должен превышать 20 % минимальной заработной платы для граждан и трех минимальных заработных плат для юридических лиц в зависимости от рынка, его территориального расположения и вида продукции (товара). Например, размер минимальной зарплаты во втором квартале 2010 г. — 884 грн. Тогда согласно Декрету сбор будет составлять соответственно с 176,80 грн. (884 х 20 %) и до 2652 грн. (884 х 3).

В то время согласно

ст. 3 Указа № 761 ставка рыночного сбора устанавливается в размере от 0,05 до 0,15 ннмдг для физических лиц и от 0,2 до 2 ннмдг для юридических лиц за каждое торговое место. Размер ннмдг составляет 17 грн. (п. 22.5 Закона № 889). Следовательно, имеем сумму сбора соответственно от 0,85 грн. (0,05 х 17) до 2,55 грн. (0,15 х 17) и от 3,40 грн. (0,2 х 17) до 34 грн. (2 х 17).

Согласитесь, что расхождение между ставками согласно

Декрету и согласно Указу довольно значительное. Так какие из них следует применять на практике?

По нашему мнению, преимущество имеет

Указ № 761, принятый позднее* Декрета № 56-93, в соответствии с п. 4 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины от 28.06.96 г. с целью стимулирования развития малого предпринимательства. Такого же мнения придерживается и Госпредпринимательства (см. письма от 24.06.2009 г. № 7479, от 10.12.2009 г. № 15285**). Там обращается внимание на ст. 7 Указа № 761, которая уже давно призывает КМУ принять меры по недопущению увеличения администрациями рынков сумм рыночного сбора при его начислении.

* К этому добавим, что суд не имеет правовых оснований считать названный Указ недействительным (письмо от 04.12.2000 г. № 01-8/718). Но если Указ действующий, то действующими являются все его нормы. Следовательно, преимущество следует отдавать все же нормам Указа.

** Кроме того, в этом письме сообщается, что «...с целью предупреждения конфликтных ситуаций и ликвидации схем манипуляций с уплатой рыночного сбора Правительством внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства» (регистр. № 5033 от 09.10.2009), который предусматривает отмену рыночного сбора».

К сожалению, у налоговиков иное мнение: они считают, что применять ставки, установленные

Декретом № 56-93, вполне правомерно (письмо ГНАУ от 11.06.2009 г. № 12263/7/15-0717, с. 45).

На практике местные советы, опираясь на

ст. 18 Декрета № 56-93, разрабатывают местные положения, в которых часто при установлении ставок рыночного сбора предпочитают исходить из положений ст. 4 Декрета № 56-93, т. е. из предельных размеров рыночного сбора, базой для расчета которых является минимальная заработная плата. В итоге предпринимателям и гражданам, торгующим на рынке, придется принимать действительность такой, какая она есть, т. е. уплачивать рыночный сбор по ставкам, установленным органами местного самоуправления, даже если они ориентированы на ст. 4 Декрета № 56-93. Если же плательщики считают принятое решение неправомерным, они могут обжаловать его в суде.

 

Механизм взимания сбора

Рыночный сбор взимается за каждое торговое место работниками рынка до начала реализации продукции за каждый день торговли (

ст. 4 Декрета № 56-93).

Рыночный сбор уплачивается за каждое торговое место до начала торговли через кассовый аппарат администрации рынка за каждый день торговли (

ст. 3 Указа № 761).

То есть рыночный сбор относится к так называемым транзитным платежам, когда плательщиками выступают одни лица (о которых мы уже сказали в начале статьи), а отчитываются и перечисляют в бюджет другие, а именно субъекты предпринимательства —

рынки.

Согласно

п. 2 Правил № 57 рынок — это субъект хозяйствования, созданный на отведенном по решению местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления земельном участке и зарегистрированный в установленном порядке, функциональными обязанностями которого являются предоставление услуг и создание для продавцов и покупателей надлежащих условий в процессе купли-продажи товаров по ценам, складывающимся в зависимости от спроса и предложений.

Следовательно, рынком будет только тот субъект хозяйствования, который получил для размещения рынка земельный участок и выполняет другие условия, предусмотренные правилами (должен иметь необходмые согласования с компетентными органами, соответствовать требованиям санитарных правил и т. п.).

Требования к обустройству рынков приведены также в

Методрекомендациях № 281.

Таким образом, если субъект хозяйствования имеет, например, павильон и предоставляет торговые места в нем на условиях аренды и т. п. другим лицам, причем земельный участок предоставлен для размещения торгового павильона, а не рынка, этот субъект не является рынком. Поэтому он не должен взимать рыночный сбор с торговцев, перечислять его в бюджет и отчитываться по сбору. На этот аспект обращает внимание также и ГНАУ (

письмо ГНАУ от 11.06.2009 г. № 12263/7/15-0717, с. 45).

Фактически же плательщики сбора определяются решением органа местного самоуправления об установлении рыночного сбора.

Рыночный сбор взимается за каждое торговое место.

А

какое место является торговым?

Согласно

п. 13 Правил № 57 торговое место площадь, отведенная для размещения необходимого для торговли инвентаря (весов, лотков и т. п.) и осуществления продажи продукции с прилавков (столов), транспортных средств, прицепов, тележек (в том числе ручных), в контейнерах, киосках, палатках и т. п. Размер торгового места определяется в правилах торговли на рынках, которые утверждаются в соответствии с законодательством. Отметим, что согласно п. 2 приказа, которым утверждены Правила № 57, эти Правила имеют рекомендательный характер для утверждения правил торговли на рынках органами местного самоуправления.

Следовательно, если правилами торговли на соответствующем рынке, утвержденными органами местного самоуправления, установлено, что одно торговое место, например, на прилавках (столах) равняется одному погонному метру, а субъект хозяйствования занимает три погонных метра, такой субъект должен уплачивать сбор в тройном размере — за три места.

Как уже указывалось, согласно

ст. 3 Указа № 761 рыночный сбор уплачивается до начала торговли через кассовый аппарат администрации рынка. На основании кассового чека об уплате рыночного сбора лицу предоставляется место для торговли. Вместе с тем согласно ст. 5 Указа № 761 за торговлю без кассовых чеков взыскивается штраф.

Из приведенного следует, что

Указ № 761 не предусматривает другой формы уплаты рыночного сбора, чем только через кассовый аппарат рынка. Причем уплачивать нужно ежедневно за текущий день. То же указано и в п. 23 Правил № 57.

Хотя на практике эти нормы нередко игнорируют. Во-первых, уплачивают не ежедневно, а авансом за определенный период. Во-вторых, уплачивают не через кассовый аппарат рынка, а через банковское учреждение на счет рынка.

Формально в этом случае имеется нарушение. Хотя, например, Госпредпринимательства в своем

письме от 28.10.2005 г. № 9516 утверждает, что субъекты, осуществляющие свою деятельность на рынке, при условии заключения соответствующего договора с администрацией рынка имеют право уплатить рыночный сбор заранее через банковское учреждение. В этом случае вместо кассового чека у продавца будет платежное поручение или квитанция установленного образца, подтверждающие уплату рыночного сбора. По существу, действительно, какая разница — уплатить рыночный сбор через РРО или через банковское учреждение, ежедневно или авансом? Так-то оно так, но законом не предусмотрено, поэтому достаточно штрафоопасно. Во всяком случае мы бы не советовали так делать.

Достаточно распространенной является ситуация, когда субъекты хозяйствования арендуют на определенный период торговое место на рынке, однако в силу каких-либо причин (болезнь и т. п.) в отдельные дни торговлю не осуществляют.

Должны ли они в такие дни уплачивать рыночный сбор?

Как в

Декрете, так и в Указе четко указано, что сбор уплачивается за каждый день торговли. Выходит, если в отдельные дни торговли не было, сбор уплачивать не нужно.

Хотя ГНАУ придерживается иного мнения (

письма от 11.06.2009 г. № 12263/7/15-0717, с. 45, от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617, с. 41, от 11.03.2009 г. № 2718/5/15-0716). Она считает, что субъекты хозяйствования должны уплачивать рыночный сбор за предоставленное им торговое место в сроки, за срок и в сумме, которые предусмотрены заключенными с ними арендными соглашениями. То есть если заключили договор на год, то и сбор должен уплачиваться за каждый предусмотренный соглашением рабочий день года, несмотря на возможное отсутствие предпринимателя в отдельные дни на торговом месте.

Мнение ГНАУ противоречит законодательству, поэтому отнестись к нему следует критически. Да и Госпредпринимательства в

письме от 15.03.2006 г. № 1972 справедливо замечает, что исходя из содержания п. 20 Правил № 57 в арендном соглашении условия и размер платы рыночного сбора не указываются, поскольку это налоговый платеж, уплата которого регламентируется не арендным соглашением, а требованиями налогового законодательства. А налоговым законодательством установлена ежедневная плата за день торговли, а не за неторговые дни. Это, кстати, в очередной раз подтверждает необходимость ежедневной уплаты сбора.

 

Когда отчитываться и уплачивать сбор в бюджет?

Как уже отмечалось, отчитываются по рыночному сбору рынки как уполномоченные лица, определенные решением органа местного самоуправления, — в ГНИ по местонахождению рынка подается Налоговый расчет рыночного сбора, форма которого утверждена

приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 627.

В зависимости от того, какой налоговый период установлен для рыночного сбора решением соответствующего местного органа, Расчет подается ежемесячно или ежеквартально. То есть в первом случае — в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем отчетного месяца, а во втором случае — в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала.

Перечисление сбора в местный бюджет осуществляется рынком в течение 10 календарных дней, следующих за последним предельным днем подачи Расчета.

Вся сумма сбора, собранного рынком с плательщиков (торговцев) за налоговый период, указывается в строке 01 Расчета. Причем все другие строки с 02 по 05 прочеркиваются. Указанные строки предназначены для того случая, когда рынок выявил ошибку и ему придется подавать новый отчетный Расчет.

 

Ответственность

Согласно

п. 16 Правил № 56 торговец на рынке должен иметь определенный пакет документов, среди которых и документы об уплате рыночного сбора. В ходе проведения органами контроля и администрацией рынка проверок работы торговцев они должны предъявить указанные документы.

Согласно

ст. 5 Указа № 761 в случае выявления на рынке при проведении контрольной проверки работниками органов ГНС торговцев без кассовых чеков, удостоверяющих уплату рыночного сбора, с этих торговцев взыскивается штраф в сумме, эквивалентной пяти размерам рыночного сбора, а с администрации рынка — в размере 10 ннмдг (10 х 17 = 170 грн.). В случае выявления у торговцев ненадлежащим образом оформленных по вине администрации рынка кассовых чеков администрация рынка за каждый случай уплачивает штраф в сумме, эквивалентной 20 ннмдг (20 х 17 = 340 грн.).

Вроде все просто и понятно — ответственность за неуплату сбора предусмотрена. Однако небольшое «но» — отсутствие в законодательстве оснований для такой проверки. Если проверка плановая, то она проводится по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще одного раза в календарный год и торговца должны уведомлять заранее (за 10 дней), а если внеплановая, то на это должно быть решение суда (

ст. 111 Закона № 509).

Вместе с тем это не единственные штрафы, которые могут применяться.

За неподачу, несвоевременную подачу Расчета, неуплату, несвоевременную уплату рыночного сбора к рынку может быть применен стандартный налоговый набор штрафов, предусмотренных

ст. 17 Закона № 2181.

 

Налоговый и бухгалтерский учет рыночного сбора

Налоговый учет сбора у рынка

. Согласно ч. 3 п. 2 ст. 15 Закона о системе налогообложения рыночный сбор относится к местным налогам и сборам, поскольку его место среди валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль.

Следует заметить, что сам рынок, в отличие от торгующих на рынке юридических и физических лиц, плательщиком рыночного сбора не является. На него лишь возложены обязанности по взиманию этого сбора с плательщиков и перечислению собранных сумм в местный бюджет. Однако именно рынок, как лицо, ответственное перед бюджетом, должен воспользоваться

п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль и отражать сумму внесенного (начисленного) сбора в строке 04.6 декларации по налогу на прибыль и в строке 4.6.24 годового приложения Р1.

Это подтверждают и положения

приложения 1 к Примерному порядку проведения невыездной документальной (камеральной) проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль, утвержденному приказом ГНАУ от 05.12.2008 г. № 761. Из него следует, что налоговики при проверке будут сопоставлять данные строки 4.6.24 приложения Р1 с данными строки 01 Налогового расчета рыночного сбора , утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 627.

В свою очередь, суммы, поступающие от плательщиков сбора, рынок отражает в составе валового дохода

в строке 01.1 декларации по налогу на прибыль (см. письмо ГНАУ от 01.03.2000 г. № 2925/7/15-1117).

Что касается НДС

, то операция по поступлению от плательщиков и перечислению в местный бюджет рыночного сбора не является объектом обложения этим налогом. Это связано с тем, что согласно п. 4.1 Закона об НДС в базу обложения НДС включаются только общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи), а рыночный сбор относится к местным налогам, поэтому в базу налогообложения не попадает. Кроме того, аккумулирование рыночного сбора не является объектом обложения НДС, понятие которого определено п. 3.1 Закона об НДС. Это же именно указано в письмах ГНАУ от 20.03.2008 г. № 5390/7/16-1517-27, от 18.05.2009 г. 10191/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 47.

Суммы рыночного сбора

не включаются в базу обложения единым налогом, поскольку взимание сбора для рынка не является операцией по продаже. Такие суммы можно назвать транзитными. Именно такой справедливый вывод содержится в письмах ГНАУ от 22.11.2000 г. № 15532/7/15-1317, от 29.09.2000 г. № 13156/7/18-0317. О том, что позиция главного налогового ведомства не изменилась, свидетельствуют консультации, опубликованные в журнале «Вісник податкової служби України», 2006, № 10; 2004, № 11. Такого же мнения придерживается и Госпредпринимательства в письме от 10.08.2001 г. № 2-532/4980.

Налоговый учет сбора у торговца на рынке.

В налоговом учете юридических лиц — плательщиков налога на прибыль сумма уплаченного рыночного сбора включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль как составляющая стоимости услуг рынка (выше мы указывали, что валовые расходы на основании п.п. 5.2.5 Закона по налогу на прибыль отражает то лицо, которое перечисляет сбор в бюджет, т. е. сам рынок). Поэтому эти субъекты отражают сумму сбора в строке 04.1 декларации по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

. В бухгалтерском учете торговцев (юридических лиц) рыночный сбор на основании п. 19 П(С)БУ 16 включается в состав расходов на сбыт и отражается на одноименном счете 93. Субъекты малого предпринимательства суммы уплаченного рыночного сбора отражают в составе других операционных расходов и учитывают их на счете 84 «Расходы операционной деятельности».

В бухгалтерском учете

рынка рыночный сбор проходит транзитом. Как это происходит, покажем в таблице.

 

Учет начисления и уплаты рыночного сбора

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет счета

кредит счета

валовой доход

валовые расходы

Учет у рынка

1

Получен рыночный сбор от торговцев

2000

301 (311)

377

2000

2

Перечислен рыночный сбор в местный бюджет

2000

642/рыночный сбор

311

2000

3

Произведен зачет суммы рыночного сбора

2000

377

642/рыночный сбор

Учет у торговца на рынке

1

Выданы работнику наличные средства под отчет для уплаты рыночного сбора

100

372

301

2

Уплачен рыночный сбор через подотчетное лицо

100

685

372

3

Начислен рыночный сбор

100

93

685

100

 

Надеемся, что благодаря нашему материалу уплачивать сбор станет легко и весело, хотя последнее в большей степени зависит от умеренности аппетита местной власти, устанавливающей ставки сбора. Поэтому пожелаем мудрых правителей, платежеспособных покупателей и масштабных продаж, тем более, что сезон рыночной торговли набирает свои обороты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше