Темы статей
Выбрать темы

Транспортно-Заготовительные Расходы: принципы учета и распределения

Редакция НиБУ
Статья

Транспортно-Заготовительные Расходы: принципы учета и распределения

 

В процессе приобретения (получения) запасов практически любое предприятие — будь то торговая фирма или производственная компания — несет сопутствующие затраты, среди которых значительную долю занимают расходы по заготовке и доставке ценностей к месту их использования.

Об особом порядке отражения в учете покупателя транспортно-заготовительных расходов поговорим в этой статье.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 6

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99 г. № 137.

П(С)БУ 9

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.

Положение № 1213

— Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 г. № 1213.

Методрекомендации № 2

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 10.01.2007 г. № 2.

Методрекомендации № 373

— Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Министерства промышленной политики Украины от 09.07.2007 г. № 373.

 

Одной из существенных составляющих первоначальной стоимости запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей, товаров и т. п.) являются

транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР). Причем такие расходы участвуют не только в формировании первоначальной стоимости запасов, приобретенных за плату (наряду с суммами, уплачиваемыми по договору их поставщику (продавцу), ввозной пошлиной, невозмещаемыми косвенными налогами и прочими расходами, непосредственно связанными с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в запланированных целях), но и присоединяются к денежной оценке запасов, внесенных в уставный капитал предприятия (п. 11 П(С)БУ 9), а также прибавляются к справедливой стоимости полученных бесплатно (п. 12 П(С)БУ 9) и приобретенных (полученных) в результате обмена запасов (письмо Минфина от 14.04.2005 г. № 31-04200-30-25/6582).

Оперируя термином «

транспортно-заготовительные расходы», нормативные акты в области бухгалтерского учета, к сожалению, не дают его определения. Между тем, исходя из положений п. 9 П(С)БУ 9 можно сделать вывод о том, что ТЗР однозначно возникают в связи с поступлением запасов на предприятие и под ними следует понимать затраты, непосредственно связанные с процессом их (запасов) заготовки и доставки.

 

Составляющие ТЗР

В укрупненном виде, т. е. без установления подробного перечня расходов, состав затрат, формирующих

ТЗР , обозначен абзацем пятым п. 9 П(С)БУ 9, согласно которому таковые включают в себя затраты на:

— заготовку запасов;

— оплату тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы;

— транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов.

С более детальной расшифровкой затрат, относимых к ТЗР, можно ознакомиться, обратившись к

п. 20 Методрекомендаций № 373. Среди них, в частности, названы:

— оплата тарифа (фрахта) за перевозку грузов железнодорожным, водным автомобильным и воздушным транспортом;

— провозная плата со всеми дополнительными сборами, когда цена на запасы установлена с оплатой поставки франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) отправления (

кроме штрафных санкций);

— расходы на противопожарную и сторожевую охрану при транспортировке запасов;

— расходы по доставке и разгрузке на складах (кладовых) предприятия прибывших запасов (

кроме оплаты труда постоянных складских работников, которая относится к расходам на содержание заводских складов и включается в административные расходы);

— затраты по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных предприятием в местах заготовки (закупки) запасов;

— средства, израсходованные на командировки по непосредственной заготовке запасов и доставке (сопровождению) их на склады предприятия с мест заготовок (как-то: командировочные расходы водителей и грузчиков данного предприятия по доставке грузов от поставщиков).

В том же

п. 20 Методрекомендаций № 373 четко указано, что к ТЗР не относятся и, как следствие, в первоначальную стоимость заготавливаемых запасов не включаются затраты на командировки, связанные с согласованием технических условий и оформлением договоров на поставку запасов. Помимо этого, не включаются в состав ТЗР расходы на содержание отделов снабжения (других отделов (служб) предприятия с аналогичными функциями, занимающихся обеспечением предприятия запасами). Это предписывает п. 2.3 Методрекомендаций № 2. Все упомянутые здесь затраты относятся к расходам того периода, в котором они были осуществлены, и являются слагаемыми административных расходов.

Анализируя

п. 9 П(С)БУ 9, несложно убедиться, что среди отдельных видов затрат, образующих первоначальную стоимость запасов, в нем (как, собственно, и в п. 2.2 Методрекомендаций № 2) особняком выделены суммы ввозной пошлины и косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию в соответствии с действующим законодательством, а также прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Перечисленные расходы, судя по всему, не могут быть отнесены к ТЗР, поскольку они не связаны напрямую с заготовкой и доставкой запасов на предприятие.

Что касается сумм потерь сырья и материалов (недостача, порча)

в пределах установленных норм естественной убыли в пути, выявленных при оприходовании приобретенных запасов, то, на наш взгляд, их место не среди ТЗР, а в составе прочих расходов, связанных с доставкой запасов. Это подтверждает п. 2.2 Методрекомендаций № 2, он упоминает их среди «прочих… непосредственно связанных…» расходов. Кстати, к последним п. 9 П(С)БУ 9 относит прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда, прочие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественно-технических характеристик запасов. Коими, в частности, являются расходы на ремонт запасов, а также затраты по их дополнительной обработке или переработке на стороннем предприятии (см. п. 2.12 Методрекомендаций № 2, письма Минфина от 30.07.2003 г. № 04220-109 и от 22.06.2007 г. № 31-34000-10-16/12889). К слову сказать, в отличие от недостач и потерь запасов, в пределах установленных норм естественной убыли при транспортировке, увеличивающих первоначальную стоимость оприходованных запасов, сверхнормативные потери и недостачи запасов и/или испорченные запасы, выявленные при оприходовании и произошедшие в процессе их транспортировки, равно как и недостачи и потери запасов при хранении (и в пределах установленных норм, и сверх норм естественной убыли) признаются расходами отчетного периода с отражением их фактической себестоимости (с учетом ТЗР) по дебету субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Следует также учитывать, что в соответствии с нормами

П(С)БУ 9 включению в первоначальную стоимость подлежат исключительно суммы ТЗР, связанные с приобретением (получением) запасов. Расходы же, понесенные в связи с внутренними перевозками запасов по территории предприятия или между его структурными подразделениями; возникшие при возврате запасов поставщику; на погрузку, транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с реализацией продукции (товаров), не имеют никакого отношения к формированию первоначальной стоимости запасов. Иначе говоря, расходы на доставку запасов до склада предприятия включаются в их первоначальную стоимость, а расходы на транспортировку готовой продукции (товаров) со склада предприятия-продавца покупателю или в структурное подразделение такого продавца (тот же магазин) относятся к расходам на сбыт.

 

Условия договора и ТЗР

В зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем, стоимость доставки может быть:

— включена в цену запасов;

— установлена сверх цены запасов;

— возложена на покупателя.

Так вот, если по условиям договора

доставка запасов покупателю входит в обязанности поставщика, то для любого такого покупателя (не важно, является он торговой организацией, закупающей товар, или промышленным предприятием, приобретающим сырье, материалы, комплектующие изделия и т. п.) расходы на транспортировку войдут в цену приобретаемых запасов, даже если стоимость доставки указана продавцом в расчетных и сопроводительных документах отдельно от стоимости самих запасов. Определяющим при таких обстоятельствах является то, что доставку запасов осуществляет их продавец, неся при этом соответствующие расходы, которые покупатель оплачивает ему наряду со стоимостью купленных запасов. Одним словом, для покупателя такие транспортные расходы поставщика (включенные в цену продаваемых запасов либо же установленные сверх нее) вместе со стоимостью запасов являются не чем иным, как «суммами, уплачиваемыми согласно договору поставщику (продавцу)…», но никак не ТЗР.

В качестве же

ТЗР расцениваются лишь те транспортные расходы, которые осуществлены непосредственно покупателем запасов при самостоятельной их доставке на предприятие. Вот что на сей счет говорит Минфин в письме от 27.02.2003 г. № 053-2920: «расходы (любые) предприятия, связанные с транспортировкой запасов от поставщиков (станций, причалов) к месту их использования, считаются транспортно-заготовительными расходами».

Причем транспортные расходы, понесенные покупателем в связи с приобретением запасов, относятся к ТЗР вне зависимости от того, осуществлялась ли их доставка сторонними организациями и/или собственными силами самого предприятия (собственными либо арендованными транспортными средствами). При этом работы, связанные с транспортировкой запасов

собственным транспортом, включаются в ТЗР по производственной себестоимости услуг вспомогательных (подсобных) производств (хозяйств) предприятия по перевозке таких запасов (письмо Минфина от 04.03.2005 г. № 31-04200-30-10/3778).

 

Способы учета ТЗР

Пункт 9 П(С)БУ 9

предусматривает возможность осуществления учета ТЗР одним из двух способов, а именно путем:

— непосредственного (прямого)

включения в состав первоначальной стоимости единицы (наименования, группы, вида) приобретенных запасов при их оприходовании (с отражением по дебету соответствующих субсчетов счета 20 «Производственные запасы», счетов 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 28 «Товары»);

обобщения на отдельном специально вводимом для этого субсчете счетов учета запасов с дальнейшим распределением по среднему проценту.

При этом

прямое включение ТЗР в состав себестоимости конкретных единиц (наименований, групп, видов) запасов осуществляется, повторим, в момент их оприходования, а проводить его целесообразно в случае, когда можно достоверно (точно) определить суммы таких расходов, непосредственно относимых к приобретенным запасам (п. 5.5 Методрекомендаций № 2). Применение этого варианта учета ТЗР оправданно при небольшой номенклатуре запасов. Ведь включение тех же транспортных расходов в фактическую себестоимость единицы приобретенных запасов каждого конкретного наименования с практической точки зрения бывает весьма затруднительно, так как запасы обычно доставляются на предприятие не одного, а нескольких наименований (иногда нескольких десятков). В этом случае общую сумму транспортных расходов нужно распределить между всеми наименованиями. Понятно, что в зависимости от избранной базы (пропорционально стоимости запасов, их количеству или весу) результат распределения расходов на единицу запасов будет различным. Логичнее, конечно, распределять транспортные расходы пропорционально стоимости полученных запасов, нежели их количеству, особенно в ситуации, когда в одном сопроводительном документе поставщика указаны запасы с разным количественным измерением.

Как работает на практике этот вариант учета ТЗР, покажем на примере.

Пример.

Предприятие за приобретенную партию товара в количестве 150 единиц уплатило поставщику 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.). При этом транспортной организации за предоставленные услуги по доставке товара было оплачено 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Предприятием установлено, что в состав первоначальной стоимости товара ТЗР включаются прямо.

Итак, поскольку расходы по доставке связаны с транспортировкой товара одного наименования, то первоначальная стоимость единицы приобретенного товара при его оприходовании на склад определяется так: к стоимости товара, уплаченной согласно договору поставщику без учета суммы НДС (6000 грн.), прибавляется сумма транспортных расходов также без НДС (300 грн.), а полученный результат делится на количество оприходованного товара (150 единиц).

Тогда первоначальная стоимость единицы товара составит 42 грн. ((6000 грн. + 300 грн.) : 150 единиц), а в бухгалтерском учете будут сделаны нижеследующие записи:

 

Учет ТЗР прямым методом

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

сумма, грн.

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходован товар, полученный от поставщика

281

631

6000

6000

2

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости товара (при наличии налоговой накладной)

641

631

1200

3

Включена в первоначальную стоимость товара сумма расходов на его доставку

281

631

300

300

4

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости услуг по транспортировке товара (при наличии налоговой накладной)

641

631

60

5

Перечислена оплата поставщику за товар

631

311

7200

6

Оплачены услуги транспортной организации по транспортировке товара

631

311

360

 

В тех случаях,

когда ТЗР связаны одновременно с несколькими наименованиями, группами, видами запасов и их невозможно отнести непосредственно к конкретным единицам бухгалтерского учета запасов, допускается вести учет ТЗР по отдельным группам запасов на специально вводимом субсчете (например, 200 «Транспортно-заготовительные расходы на запасы») или на отдельном дополнительном субсчете (к примеру, 2011 «Транспортно-заготовительные расходы на сырье и материалы») к соответствующему счету учета запасов (п. 5.5 Методрекомендаций № 2).

Предприятиям

розничной торговли для отражения сумм ТЗР приложением к П(С)БУ 9 (пример 2) предложен субсчет 289 «Транспортно-заготовительные расходы». Там сделана оговорка о применении упомянутого субсчета именно предприятиями розничной торговли, осуществляющими учет товаров в продажных ценах.

И хотя казалось бы,

как раз таковым предприятиям нет никакого смысла помимо торговой наценки распределять еще и ТЗР и они могли бы руководствоваться рекомендацией начальника Управления методологии бухгалтерского учета Минфина В. Н. Пархоменко (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 6, с. 8): «Розничные торговые предприятия, ведущие учет товаров по ценам продажи, учет и распределение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчете 289 могут не вести. Транспортно-заготовительные расходы эти предприятия учитывают и распределяют по такой учетной политике на субсчете 282 «Товары в торговле».

Однако бухгалтерия ведет учет товаров на 282 субсчете не обезличенно. Так, например, в программу 1С товар заносится по каждой накладной, тогда становится не понятно, к какому именно виду товара (А, Б, С или др.) присоединять все полученные расходы по ТЗР. Поэтому субсчет 289 не помешает и розничным торговцам. Подробнее о ТЗР в рознице можно прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8, с. 35.

В основу второго способа учета ТЗР (

по среднему проценту) положен принцип усреднения, в соответствии с которым сумма ТЗР в течение месяца накапливается на отдельном субсчете счета учета запасов, а затем в конце месяца определяется сумма ТЗР, подлежащая списанию на увеличение (удорожание) стоимости выбывших запасов в сумме, рассчитанной по специальной формуле. Как следствие, при использовании этого варианта учета ТЗР распределяются не между каждой конкретной единицей запасов, а между выбывшими запасами и остатком запасов на конец отчетного месяца по отдельным однородным группам усредненно. Другими словами, происходит формирование себестоимости выбывших и оставшихся в остатке запасов.

Сколько субсчетов ТЗР вводить, к каким группам запасов они будут создаваться, предприятие решает самостоятельно

. При этом степень детализации учетных групп ТЗР зависит от многих факторов, в том числе от различий в удельном весе ТЗР в разрезе групп однородных запасов, а также от задач управления и экономической целесообразности проведения таких подробных учетных работ.

 

Процедура распределения ТЗР по среднему проценту

Обобщенная на отдельном субсчете учета запасов (общей суммой по однородной группе либо же в целом по каждому субсчету)

сумма ТЗР подлежит ежемесячному распределению между оставшимися на конец отчетного месяца и выбывшими (использованными в производстве, реализованными, безвозмездно переданными и т. п.) в течение этого месяца запасами.

Списание ТЗР

по отдельным группам запасов производится пропорционально стоимости выбывших запасов, исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало отчетного месяца и суммы ТЗР, понесенных за месяц, к сумме стоимости остатка запасов на начало месяца и поступивших запасов в течение месяца. Полученное в результате значение, умноженное на 100, и дает средний процент ТЗР, который следует использовать для определения суммы ТЗР, относящейся к выбывшим запасам.

Найти средний процент ТЗР можно по формуле

Ср. % ТЗР =

ТЗРнач + ТЗРпост


х 100 %

,

Знач + Зпост

где

ТЗРнач — остаток ТЗР на начало отчетного месяца;

ТЗРпост

— ТЗР за отчетный месяц;

Знач

— стоимость остатка запасов на начало отчетного месяца;

Зпост

— стоимость запасов, поступивших за отчетный месяц.

Для определения суммы ТЗР, приходящейся на выбывшие запасы, применяется формула

ТЗРвыб = Звыб х Ср. % ТЗР : 100 %

,

где

ТЗРвыб — сумма ТЗР, приходящаяся на выбывшие в отчетном месяце запасы;

Звыб

— стоимость выбывших запасов;

Ср. % ТЗР

— средний процент ТЗР.

При этом обратите внимание, что запасы участвуют в расчетах по стоимости, равной расходам на их приобретение, которая не включает в себя ТЗР, т. е. по так называемой учетной стоимости (исключение составляют розничные торговцы, которые ведут учет товаров по продажной стоимости // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 8). Кроме того, в обязательном порядке

из расчетов предварительно исключаются (по приходу и расходу за отчетный месяц) внутренние обороты по перемещению запасов со склада в другое место хранения.

Сумма ТЗР

, относящаяся к стоимости выбывших запасов (отпущенных в производство, на нужды управления, на иные цели и реализованных на сторону), списывается на те же счета бухгалтерского учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие соответствующих запасов. Если, скажем, стоимость отпущенных в производство материалов была списана по кредиту субсчета 201 «Сырье и материалы» в корреспонденции с дебетом счета 23 «Производство», то и сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость этих материалов, должна быть списана в дебет счета 23 «Производство» с кредита субсчета 2011 «Транспортно-заготовительные расходы на сырье и материалы».

Применение данного способа учета ТЗР рассмотрим подробнее на условном примере.

Пример.

Предприятие, занимающееся производственной деятельностью, имело на начало отчетного месяца (апреля 2010 года) остаток материалов в сумме 25000 грн. (сальдо Дт 201). Сумма ТЗР, приходящаяся на этот остаток, составила 1500 грн. (сальдо Дт 2011).

В течение отчетного месяца предприятием приобретены материалы, покупная стоимость которых равняется 120000 грн. (кроме того, НДС — 24000 грн.), а расходы, связанные с их доставкой, — 3500 грн. (кроме того, НДС — 700 грн.).

В этом же месяце материалы были:

— отпущены основному производству на сумму 108000 грн.;

— переданы для административных целей на сумму 1300 грн.;

— реализованы на сторону на сумму 1200 грн.

Всего выбыло материалов учетной стоимостью 110500 грн.

Прежде всего определим сумму ТЗР, приходящуюся на выбывшие материалы, для чего:

1) определим сумму остатка ТЗР на начало отчетного месяца и транспортных расходов, понесенных за месяц:

1500 грн. + 3500 грн. = 5000 грн.;

2) найдем суммы стоимости остатка материалов на начало отчетного месяца и стоимости поступивших за отчетный месяц материалов:

25000 грн. + 120000 грн. = 145000 грн.;

3) рассчитаем средний процент ТЗР, для чего сумму пункта 1 разделим на сумму пункта 2 и умножим на 100. Тогда искомая величина составит:

5000 грн. : 145000 грн. х 100 = 3,448 %;

4) определим сумму ТЗР по списанным материалам умножением стоимости выбывших материалов на средний процент ТЗР:

110500 грн. х 3,448 % : 100 % = 3810,04 грн.;

5) распределим ТЗР по направлениям использования материалов:

— отпущенных основному производству: 108000 грн. х 3,448 % : 100 % = 3723,84 грн.;

— переданных для административных целей: 1300 грн. х 3,448 % : 100 % = 44,82 грн.;

— реализованных на сторону: 1200 грн. х 3,448 %  : 100 % = 41,38 грн.

Распределение ТЗР между выбывшими и оставшимися на складах запасами можно выполнить и в такой нижеследующей таблице:

 

Расчет ТЗР по среднему проценту (распределение за апрель 2010 года)

№ строки

Наименования показателей

Стоимость материалов, грн.

Сумма ТЗР, грн.

Итого, грн.(гр. 3 + гр. 4)

1

2

3

4

5

1

Остаток на начало отчетного месяца на складах и других местах хранения

25000

1500

26500

2

Поступило за отчетный месяц

(без внутреннего оборота)

120000

3500

123500

3

Итого (стр. 1 + стр. 2)

145000

5000

150000

4

Средний процент ТЗР

(стр. 3 гр. 4 : стр. 3 гр. 3) х 100

х

х

3,448 %

5

Выбыло за отчетный месяц

(без внутреннего оборота)

(для гр. 4: стр. 5 гр. 3 х стр. 4 гр. 5 : 100 %)

110500

3810,04

114310,04

из них:

 

 

 

— отпущено основному производству

108000

3723,84

111723,84

— передано для административных целей

1300

44,82

1344,82

— реализовано на сторону

1200

41,38

1241,38

6

Остаток на конец отчетного месяца

(стр. 3 - стр. 5)

34500

1189,96

35689,96

 

Как видим из таблицы, фактическая себестоимость выбывших в отчетном периоде запасов составила 114310,04 грн., а оставшихся на конец месяца на складах — 35689,96 грн.

Еще раз повторим: такой расчет составляется обычно по группам однородных запасов, а при отсутствии значительных расхождений в уровнях ТЗР — в целом по каждому субсчету или счету учета запасов. При этом необходимо прежде исключить (по строкам 2 и 5 расчета) внутренние обороты по передаче материальных ценностей из общезаводских складов в цеховые кладовые или перемещению из одного места хранения в другое.

В бухгалтерском учете приведенные операции отразятся так:

 

Учет ТЗР по среднему проценту

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

сумма, грн.

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходованы материалы, полученные от поставщика

201

631

120000

120000

2

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости материалов (при наличии налоговой накладной)

641

631

24000

3

Подписан акт предоставленных транспортных услуг

2011

631

3500

3500

4

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости услуг по транспортировке материалов (при наличии налоговой накладной)

641

631

700

5

Перечислена оплата поставщику за материалы

631

311

144000

6

Оплачены услуги транспортной организации по доставке материалов

631

311

4200

7

Отпущены материалы в производство

23

201

108000

8

Списана сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость материалов, отпущенных в производство

23

2011

3723,84

9

Переданы материалы для административных целей

92

201

1300

10

Списана сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость материалов, переданных для административных целей

92

2011

44,82

12

Отражена учетная стоимость материалов, реализованных на сторону

943

201

1200

13

Списана сумма ТЗР, приходящаяся на стоимость реализованных материалов

943

2011

41,38

 

Установление и изменение порядка учета ТЗР

Конкретный вариант учета ТЗР

(в составе стоимости единицы приобретенных (полученных) запасов или на отдельном субсчете учета ТЗР) устанавливается предприятием по своему усмотрению. Выбранный порядок учета (идентифицированно или в целом) и распределения ТЗР закрепляется учетной политикой предприятия включением в соответствующий распорядительный документ — приказ (письмо Минфина от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793, п. 2 раздела II Положения № 1213).

При этом по отношению к различным единицам учета запасов (наименованиям или однородным группам, видам)

П(С)БУ 9 не запрещает устанавливать свои способы учета ТЗР. Так, предприятие, приобретающее товар у нерезидента и покупающее товар на территории Украины, вправе определить учетной политикой, что ТЗР, осуществленные в связи с закупкой импортного товара, будут включаться в его себестоимость прямо в момент оприходования, а ТЗР, понесенные при приобретении отечественного товара, будут приниматься к учету с отражением на специально открытом субсчете 289 «Транспортно-заготовительные расходы» к счету 28 «Товары».

Главное надо помнить, что поскольку установление

порядка учета и распределения ТЗР является одним из элементов учетной политики, изменить его возможно только в исключительных случаях, прямо установленных в п. 9 П(С)БУ 6. Правила пересмотра учетной политики и отражения ее изменений в бухгалтерском учете и финансовой отчетности подробным образом описаны в статье «Учетная политика-2010: главное» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 1-2), поэтому здесь лишь укажем, что принятый порядок учета ТЗР должен применяться предприятием последовательно, так как его несоблюдение может привести не только к искажению показателей финансовой отчетности, но и отразиться на правильности ведения налогового учета по налогу на прибыль. Объясняется это тем, что ТЗР как один из составных элементов первоначальной стоимости запасов включаются в валовые расходы и участвуют в дальнейшем при перерасчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, естественно, при использовании запасов в хозяйственной деятельности плательщика налога (см., в частности, письмо ГНАУ от 27.05.2005 г. № 4807/6/11-1116). Поэтому безосновательное изменение порядка учета ТЗР может повлечь искажение величины налогооблагаемой прибыли, а при ее занижении еще и штрафные санкции.

Для наглядности рассмотрим пример.

Пример.

На балансе предприятия числится товар, не имеющий сбыта, стоимостью 10000 грн. и приходящаяся на такой остаток сумма ТЗР, равная 1000 грн. В отчетном периоде предприятием импортирован товар покупной стоимостью 100000 грн., стоимость его доставки составила 15000 грн. Импортный товар в том же месяце был реализован.

Невзирая на то что учетной политикой предусмотрено использование для целей учета ТЗР, относящихся к товарам, отдельного субсчета 289 «Транспортно-заготовительные расходы» к счету 28 «Товары»,

бухгалтер предприятия решила включить стоимость доставки импортного товара в первоначальную стоимость непосредственно при его оприходовании.

В результате себестоимость реализованного товара составила фактически 115000 грн. (100000 грн. + 15000 грн.), а по расчету должна была бы равняться: 100000 грн. + [(1000 грн.  + 15000 грн.) : (10000 грн. + 100000 грн.) х 100000 грн.] = 114545,45 грн.

Соответственно в валовые расходы отнесено 115000 грн. вместо надлежащих 114545,45 грн., что привело к необоснованному занижению налогооблагаемой прибыли отчетного (налогового) периода в сумме 454,55 грн. (115000 грн. - 114545,45 грн.).

Безусловно, при заблаговременном и аргументированном внесении предприятием соответствующих изменений в приказ об учетной политике ситуация не будет иметь таких негативных последствий.

В любом случае не нужно забывать, что

в состав ТЗР включаются фактически понесенные затраты, а основанием для их отнесения являются первичные документы, удостоверяющие осуществление соответствующей хозяйственной операции. Это подтверждает и Минфин в своем письме от 27.02.2003 г. № 053-2920: «Принадлежность расходов к разным предметам перевозок и объектам расходов определяется на основании первичных документов». То есть если предприятие предварительно оплатило счет украинского перевозчика на предоставление услуг по доставке нескольких партий импортируемого товара, то в акте выполненных работ должна быть четко прописана стоимость доставки каждой из партий.

 

ТЗР в Балансе

В соответствии с

п. 5.6 Методрекомендаций № 2 остаток ТЗР, учет которых ведется на отдельных субсчетах, включается в соответствующую статью Баланса (форма № 1), где показывается стоимость самих запасов. Проще говоря, ТЗР, относящиеся к остаткам запасов на складах, в кладовых предприятия и других местах хранения, в Балансе присоединяются к остаткам по синтетическим счетам учета таких товарно-материальных ценностей.

Так,

в статье «Производственные запасы» (строка 100 формы № 1), наряду со стоимостью оборотных активов, учет которых ведется на счетах 20 «Производственные запасы» и 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», отражаются суммы ТЗР, оставшиеся числиться после распределения на названных счетах. Величина ТЗР, приходящаяся на остаток товаров (в случае их обобщения на отдельном субсчете учета товаров), показывается вместе со стоимостью самих товаров (без суммы торговых наценок) в строке 140 Баланса.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше