Отсутствуют отметки в загранпаспорте: сохраняются ли ВР по суточным при загранкомандировке?
Поводом для написания данной статьи послужил поступивший в редакцию вопрос, связанный с загранкомандировкой. Так, по завершении командировки выяснилось, что в загранпаспорте работника не проставлены отметки о въезде-выезде, в связи с чем возник вопрос о суточных.
Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.Закон № 889
— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.Инструкция № 59
— Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Минфина Украины от 13.03.98 г. № 59.
Приведем ситуацию подробнее.
Ситуация
. После возвращения работника из загранкомандировки в Италию (страну, с которой установлен полный пограничный таможенный контроль) оказалось, что отметки контрольно-пропускных пунктов Украины в загранпаспорте отсутствуют. Это вызвало вопрос: можно ли суточные по такой командировке отнести на валовые расходы?Для ответа на него обратимся к
п. 1.5 «заграничного» раздела II «командировочной» Инструкции № 59. Он оговаривает порядок подтверждения фактического времени нахождения в загранкомандировке, который, в свою очередь, зависит от того, установлен со страной командировки полный или упрощенный пограничный контроль. Так, согласно этому пункту фактическое время пребывания в командировке за границей определяется:(а)
в случае командировки из Украины в страны, с которыми установлен полный пограничный таможенный контроль, — по отметкам контрольно-пропускных пунктов Пограничных войск Украины в заграничном паспорте или документе, его заменяющем;(б)
в случае командировки из Украины в страны, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль, — согласно отметкам отправляющей и принимающей сторон в командировочном удостоверении.В случае невыполнения этих условий и отсутствия вышеуказанных отметок суточные расходы командированному работнику
не возмещаются ( п.п. «в» п. 1.5 р. II Инструкции № 59; письмо Минфина от 28.12.2007 г. № 31-26030-12-27/29180 // спецвыпуск «Служебные командировки», 2009, № 11).Ситуация, рассматриваемая в вопросе, подпадает под нормы
подпункта «а» (поскольку c Итальянской Республикой установлен полный пограничный контроль). А значит, учитывая такие требования «командировочной» Инструкции № 59 о наличии соответствующих отметок в загранпаспорте, командированному об этом нужно побеспокоиться. Пожалуй, об этом стоило заранее предупредить командируемого работника и попросить «собрать» нужные отметки на загранпаспорте при поездке за границу. Тем более, что для работника это также имеет значение. Ведь, как предусмотрено п. 1.15 р. II Инструкции № 59, составляя отчет об использовании израсходованных средств по возвращении из командировки в страны, с которыми установлен полный пограничный контроль, к отчету также нужно приложить заверенные отделом кадров или главным бухгалтером ксерокопии страниц заграничного паспорта или документа, его заменяющего, с фамилией командированного работника, отметками о пересечении границы и визой страны командировки (в случае командировки в страны, с которыми установлен визовый режим). Иначе право на суточные может оказаться под сомнением.В то же время, с другой стороны, не можем не заметить, что случай, описываемый в вопросе (связанный с непроставлением в загранпаспорте украинских пограничных отметок), встречается на практике по той причине, что (в отличие от «командировочных» правил) он вполне допускается положениями «пограничного» законодательства. Прежде всего на это прямо указывает
ч. 3 ст. 12 Закона Украины «О пограничном контроле» от 05.11.2009 г. № 1710-VI*, согласно которой отметки о пересечении государственной границы не проставляются, в частности, в паспортных документах граждан Украины, за исключением случаев их личного обращения о проставлении такой отметки. Выходит, следуя «пограничным» правилам, важные для командировки отметки о пересечении границы не проставляются автоматически, а получить их, наоборот, можно, только непосредственно обратившись за их получением. В связи с чем работник заранее должен быть осведомлен об этом, чтобы вовремя потребовать их проставления.* До этого Закона ситуация регулировалась п. 8 Правил пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.95 г. № 57, которые также предусматривали возможность непроставления отметок в паспорте, в частности, устанавливая, что «на основании личного обращения гражданина в пункте пропуска отметка «Выезд» («Въезд») в паспорте не проставляется или проставляется в другом документе».
Другое дело, если работник направляется в командировку
в страны, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль (например, такие как Россия, Беларусь, Молдова и ряд других стран СНГ). В таком случае при пересечении границы гражданам достаточно предъявить вместо загранпаспорта документы, оговоренные соответствующими международными договорами, заключенными с Украиной (последний абзац ст. 2 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» от 21.01.94 г. № 3857-ХII, п. 8 Правил пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденных постановлением КМУ от 27.01.95 г. № 57). В связи с этим и для определения фактического срока пребывания работника за границей в данном случае будут важны (как оговорено в п.п. «б» п. 1.5 р. II Инструкции № 59) отметки, проставленные в командировочном удостоверении. Но это уже не наш случай.А как же быть, если командированный работник, как в рассматриваемой ситуации, все же вернулся
без отметок в загранпаспорте? В таком случае налогоплательщик, следуя Инструкции № 59, вряд ли отважится на возмещение суточных и отражение по ним валовых расходов. При этом мы рекомендуем работнику все-таки вернуть валюту предприятию, так как она приобреталась в банке для оплаты суточных. А если предприятие желает возместить расходы работнику, то лучше это сделать в гривне с сопутствующим удержанием налога с доходов согласно п.п. 4.2.9 Закона № 889 как с дополнительного блага, полученного от работодателя. В то же время другие, связанные с загранкомандировкой расходы, такие как расходы на проезд, питание, проживание, оплату телефонных счетов, налогоплательщик согласно п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль и п. 1.4 р. II Инструкции № 59 сможет отнести на валовые расходы при наличии подтверждающих документов в оригинале в виде транспортных билетов, счетов гостиниц и прочих подтверждающих документов.Ну а желающим все же попробовать сохранить валовые расходы в возникшей ситуации с суточными, прежде всего, можно говорить о том, что о подтверждении факта свершившейся командировки, конечно же, будут свидетельствовать прочие, связанные с командировкой документы (транспортные билеты, счета на проживание, отметки в командировочном удостоверении, отчеты о выполненном в ходе командировки задании и т. п.). В связи с чем факт пребывания работника за границей по производственной необходимости налицо. Вдобавок если обратиться к валоворасходному «командировочному»
п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, то похожая норма о суточных в нем устанавливает, что в случае командировки в страны, с которыми установлен полный пограничный таможенный контроль, сумма суточных определяется «в соответствии с отметками органов пограничного контроля в паспорте или заменяющем его документе». Как видим, в отличие от Инструкции № 59, Закон не говорит о наличии отметок именно украинских органов пограничного контроля. Поэтому если в загранпаспорте отсутствуют украинские пограничные отметки, но такие отметки при этом проставлены, к примеру, зарубежными органами пограничного контроля, то, отдавая приоритет Закону как нормативному документу, имеющему в сравнении с подзаконной инструкцией высшую силу, можно говорить о том, что его требования для валоворасходности в данном случае выполняются. Кстати, попутно уместно вспомнить случай с расходами на бронирование гостиниц, когда налоговики отдают предпочтение именно Закону (не конкретизирующему такие расходы в числе командировочных) и игнорируя при этом положения «командировочной» Инструкции № 59 (которая, наоборот, возможность таких расходов прямо оговаривает), отказывают налогоплательщикам в валоворасходности бронирования (подробнее об этом см. письмо ГНАУ от 23.09.2009 г. № 20575/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 84).И все же в заключение, повторим, во избежание спорных ситуаций лучше заранее информировать работников о необходимости «собирать» нужные пограничные отметки в ходе загранкомандировки.