Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Техобслуживание, ремонт и улучшения основных средств: принципиальные отличия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2010/№ 34
Печать
Статья

Техобслуживание, ремонт и улучшения основных средств: принципиальные отличия

 

Наверное, никто не будет спорить с тем, что от правильной классификации тех или иных расходов, направленных на поддержание объекта основных средств (фондов) в надлежащем состоянии, зависит порядок их отражения в налоговом и бухгалтерском учете предприятия.

О том, как разграничить понятия «техническое обслуживание», «ремонт» и «улучшения» основных фондов, какими документами при этом следует руководствоваться, вы узнаете из предлагаемой статьи.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для начала напомним, почему так важно уметь разграничивать расходы на техническое обслуживание, ремонт или улучшение основных средств (фондов).

Во-первых

, это важно для налогового учета. Если расходы на содержание, обслуживание и эксплуатацию собственных основных фондов (к которым относятся и расходы на техническое обслуживание) сразу попадают в состав валовых расходов (основание — п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль), то расходы на улучшения увеличивают валовые расходы с определенными ограничениями, установленными абзацами первым и вторым п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Напомним, что в соответствии с ними:

1) часть расходов на улучшение ОФ в пределах 10 % лимита включается в состав валовых расходов;

2) расходы, превысившие 10 % лимит, распределяются пропорционально сумме фактически понесенных расходов на улучшение ОФ групп 2, 3, 4 или отдельных объектов основных фондов группы 1 и увеличивают балансовую стоимость основных фондов соответствующих групп или отдельных объектов ОФ группы 1 по состоянию на начало расчетного квартала.

Во-вторых

, правильная классификация перечисленных расходов повлияет и на бухгалтерский учет: если все виды ремонта и технического обслуживания включаются в состав расходов отчетного периода (п. 15 П(С)БУ 7), то расходы, связанные с улучшением объекта основных средств, подлежат капитализации и увеличивают первоначальную стоимость объекта (п. 14 П(С)БУ 7). Подробнее о налогово-учетных особенностях расходов на техническое обслуживание, ремонты и улучшения собственных основных средств (фондов) читайте на с. 13.

Несмотря на всю серьезность проблемы правильного толкования понятий «ремонт», «улучшение» и «техническое обслуживание», ни

Закон о налоге на прибыль, ни Положения (стандарты) бухгалтерского учета) не содержат четких критериев для их разграничения. Поэтому обратимся к другим нормативно-правовым актам.

Правовая природа ремонта и технического обслуживания по-разному понимается в различных нормативных документах и во многом зависит от разновидностей основных средств (фондов). Наиболее общие определения указанных терминов содержит

пункт 1.1 ГСТУ 2860-94 «Надежность техники. Сроки и определения». В соответствии с нормами упомянутого пункта ремонтом считается комплекс операций по возобновлению исправности или работоспособности и возобновлению ресурса объекта или его составляющих. Под техническим обслуживанием понимают комплекс операций или отдельную операцию по поддержанию исправности или работоспособности объекта во время его использования по назначению, простоя, хранения и транспортировки. Фактически это означает, что ремонт проводится для возобновления исправности или работоспособности объекта, а техническое обслуживание — для поддержания его исправности или работоспособности.

Отметим, что действие

ГСТУ 2860-94 «Надежность техники. Сроки и определения» распространяется на технические системы, программные средства, сооружения, машины, аппаратуру или их отдельные компоненты, т. е. почти на весь спектр видов основных средств. А значит, он может быть использован при рассмотрении вопросов ремонта и обслуживания, по меньшей мере, перечисленных объектов.

Что касается улучшений, то расшифровку этого термина можно найти в

приказе Госкомстата от 15.12.2003 г. № 444 «Об утверждении формы единовременного государственного статистического наблюдения № 1-амортизация». В нем сказано, что улучшением объекта основных средств считаются расходы, связанные с модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и т. п. объекта основных средств, в результате чего увеличиваются экономические выгоды, которые первоначально ожидаются от его использования.

Итак, мы привели наиболее широкие определения интересующих нас терминов. Однако для отдельных видов основных средств (как, например, автомобилей и недвижимости) предусмотрены свои определения с расшифровкой возможного комплекса операций. На них мы остановимся подробнее.

 

Автомобили

Техническое обслуживание

. Основным нормативным документом, определяющим общие требования к проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей, является Положение № 102. В соответствии с п. 1.3 этого Положения техническое обслуживание представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке.

Различают следующие виды технического обслуживания автотранспорта (см. таблицу):

 

Виды технического обслуживания

Техническое обслуживание

Краткая характеристика

Ежедневное обслуживание

Проводится после работы автомобиля соответствующим техническим персоналом с целью подготовки к дальнейшей эксплуатации

Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2)

Осуществляются периодически в обязательном порядке. Периодичность проведения определяется пробегом автомобиля или периодом времени, прошедшего с момента приобретения (предыдущего ТО)

Сезонное техническое обслуживание

Производится два раза в год — весной и осенью (вместе с очередным ТО-2) для подготовки автомобиля к эксплуатации в соответствующих погодных условиях

Техническое обслуживание во время консервации

Выполняется для обеспечения сохранности автомобиля в период простоя и возможности его эксплуатации после расконсервации

Техническое обслуживание на линии

Проводится непосредственно на линии

 

В соответствии с

п. 3.8 Положения № 102 ежедневное обслуживание, техническое обслуживание, а также сезонное техническое обслуживание не относятся к улучшению транспортного средства.

Ежедневное обслуживание

включает в себя следующие виды работ:

1) проверку технического состояния;

2) выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида;

3) заправку эксплуатационными жидкостями;

4) устранение выявленных неисправностей;

5) санитарную обработку автомобиля.

Первое

и второе технические обслуживания предусматривают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные работы относительно основных агрегатов и систем автомобиля, а также смазочные и очистительные работы.

Относящиеся к ТО-1 смазочные и очистительные работы включают:

1) смазку узлов трения и проверку уровней масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов; проверку уровня жидкости в гидроприводе тормозов, выключения сцепления, жидкости в бачках омывателя стекла;

2) промывку воздушных фильтров гидровакуумного усилителя тормозов, поддона и фильтрующего элемента воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтра грубой очистки топлива;

3) спуск конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов;

4) в автомобилях с дизелями — слив отстоя из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки; проверку уровня масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя;

5) в условиях большой запыленности — замену масла в поддоне картера двигателя, слив отстоя из корпусов фильтров очистки масла, очистку от отложений внутренней поверхности крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла;

6) после обслуживания — проверку работы агрегатов, узлов и устройств автомобиля во время движения или на посту диагностирования.

При прохождении ТО-2, кроме работ, предусмотренных ТО-1, необходимо пройти ряд дополнительных контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных работ, смазочные и очистительные работы. Последние из них, в частности, включают:

1) очистку и промывку клапана вентиляции картера двигателя, замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла (или очистку центробежного фильтра);

2) прочистку сапунов и добавление (замену) масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля;

3) после обслуживания — проверку работы агрегатов, узлов, устройств автомобиля на ходу или на диагностическом стенде.

Сезонное техническое обслуживание

предусматривает следующие работы:

1) промывку системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувку трубопроводов (осенью), радиаторов обогревателя кабины (кузова) и пускового подогревателя;

2) проверку состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;

3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировку плотности электролита;

4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывку и проверку состояния их работы на стенде (осенью);

5) снятие топливного насоса высокого давления, промывку и проверку состояния их работы на стенде (осенью);

6) снятие прерывателя-распределителя, очистку, проверку его состояния и, по необходимости, регулировку на стенде;

7) снятие генератора и стартера, очистку, продувку внутренней полости, замену изношенных деталей и смазку подшипников;

8) замену масла в оборудовании спидометра, проверку правильности пломбирования спидометра и его привода;

9) проверку исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;

10) проверку работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установку (снятие) чехлов утепления;

11) осуществление сезонной замены масел в соответствии с химмотологической картой.

Как видим, в перечне операций каждого вида ТО фигурируют в основном виды работ, предусматривающие проверку тех или иных деталей. Что же касается

замены неисправных деталей, то о ней в Положении № 102 упоминается крайне редко. Примером тому является замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки масла (п. 12 приложения Б к Положению № 102 ) при прохождении ТО-2, а также замена изношенных деталей при проведении работ по снятию генератора и стартера в рамках сезонного технического обслуживания (п. 7 приложения В к Положению № 102). Однако это не означает, что остальные замены неисправных деталей и узлов автомобиля необходимо приравнивать к ремонту. Дело в том, что устранение выявленных неисправностей представляет собой одну из целей проведения ежедневного техобслуживания (п. 3.5 Положения № 102), которое, как известно, является составной частью каждого из остальных видов технического обслуживания, предшествуя им. Поэтому если при проведении того или иного вида ТО предприятие понесло расходы на замену определенных деталей или узлов, то такие расходы должны рассматриваться как расходы на проведение техобслуживания (а не как расходы на ремонт) со всеми вытекающими отсюда валоворасходными последствиями.

Так, если в рамках ТО-1 при проверке действия

звукового сигнала, электрических лампочек, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала будет обнаружена неисправность той или иной детали, то ее замену можно считать операцией по техническому обслуживанию. Описанный подход распространяется и на любые другие операции по замене деталей и узлов автомобиля, проводимые в рамках технического обслуживания. Исключение составляют операции по замене одного или нескольких базовых агрегатов. такие расходы следует классифицировать как расходы на ремонт транспортного средства. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Ремонт и техобслуживание авто: проблемы классификации и учета», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 83.

Кроме ориентировочного состава работ,

Положение № 102 устанавливает и периодичность проведения технического обслуживания. Так, например, первое техническое обслуживание легковых автомобилей и автобусов необходимо проводить каждые 5000 км пробега. Что касается грузовых автомобилей, то для них комплекс операций по поддержанию работоспособности в рамках ТО-1 проводится каждые 4000 км пробега.

В то же время для многих современных автомобилей ТО-1 может проводиться с другой периодичностью: через 10000, 15000 км пробега или через год после приобретения (если автомобиль используется неинтенсивно). Объясняется это прежде всего тем, что новые технологии, применяемые в автомобилестроении, позволяют улучшить их технические характеристики и, как следствие, снизить расходы на обслуживание и поддержание работоспособности автомобиля. В связи с этим определяющими в вопросах периодичности проведения технических осмотров и полного состава работ являются инструкции производителя. Все они, как правило, приводятся в технической документации на автомобиль и могут отличаться от требований

Положения № 102. Кстати о том, что классификация выполненных работ осуществляется исходя из норм Положения № 102 только при отсутствии эксплуатационной документации на дорожное транспортное средство, говорится в п. 24 Правил № 792.

Операции по замене шин и аккумуляторных батарей

рассматриваются отдельно от всех остальных операций. Связано это прежде всего с тем, что они не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения дорожно-транспортных средств (п. 3.19 Положения № 102). Упоминаний о них нет и в перечне операций по техническому обслуживанию. Поэтому классификация операций по замене шин и аккумуляторных батарей всегда вызывала вопросы.

Должны отметить, что по своей сути эти операции являются одной из разновидностей работ,

необходимых для поддержания автомобиля в рабочем состоянии. А потому их следует рассматривать в качестве операций по техническому обслуживанию. Как следствие, расходы на замену шин и аккумуляторных батарей можно в полном объеме включать в валовые расходы (основание — п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль), а их стоимость учитывать при перерасчете по п. 5.9.

Однако мы должны предупредить наших читателей, что у представителей главного налогового ведомства на этот счет есть свое мнение. Так, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14, они отметили, что к техобслуживанию можно отнести лишь операции, осуществляемые в рамках норм эксплуатационного пробега. Что касается операций сверх таких норм, то они приравниваются к ремонту. Поэтому расходы на их проведение относятся в состав валовых расходов лишь в рамках сумм, установленных

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. Правда, такой вывод налоговики сделали только в отношении автошин, а вот об аккумуляторах умолчали.

Ремонт.

Если при проведении технического осмотра ухудшения работоспособности автомобиля или поломки отдельных его деталей не наблюдаются, то при ремонте дело обстоит иначе — тут неисправности присутствуют в обязательном порядке.

Понятно, что периодичность ремонтных работ и их перечень нельзя регламентировать нормативно-правовыми актами, однако в ходе их проведения необходимо учитывать требования

Положения № 102. Согласно нормам этого Положения ремонт бывает текущим и капитальным. Различие между этими видами ремонтов заключается в целях их проведения и количестве заменяемых деталей.

Текущим ремонтом

считается ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключающийся в замене и (или) восстановлении отдельных частей. К такому ремонту относятся работы по ремонту агрегатов, а также работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (пп. 3.12, 3.13 Положения № 102). Перечень последних содержится в приложении Г к Положению № 102. В него вошли:

1) двигатель с картером сцепления в сборе;

2) коробка передач, распределительная коробка;

3) гидромеханическая передача;

4) задний мост (ось);

5) средний мост (ось);

6) передняя ось (мост);

7) рулевое управление;

8) кабина грузового и кузов легкового автомобиля;

9) кузов автобуса;

10) рама;

11) подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

Капитальным

ремонтом является ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или приближенного к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых частей, в том числе и базовых. Такой ремонт необходим для увеличения срока эксплуатации автомобиля и может включать в себя работы, связанные с:

— заменой кузова — для автобусов и легковых автомобилей;

— заменой рамы — для прицепов и грузовых автомобилей;

— одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

Итак, мы выделили главные отличительные особенности текущих и капитальных ремонтов. Надеемся, что теперь вы без труда сможете правильно классифицировать те или иные расходы, обеспечивающие безопасность использования авто. Напомним, что в соответствии с

п. 29 Методрекомендаций № 561 решение о характере и признаках ремонтных работ (т. е. направлены ли они на улучшение объекта ОС или на поддержание его в рабочем состоянии) принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов.

И учтите, что правильная классификация расходов на ремонт может сыграть решающую роль, например, при проведении ремонтов

арендованных объектов. Связано это прежде всего с тем, что по правилам, установленным ст. 776 ГКУ, текущий ремонт осуществляется арендатором, а капитальный — арендодателем (конечно, если иное не установлено договором аренды). И если арендодатель не осуществляет капитальный ремонт в предусмотренные договором сроки или в другие объективно необходимые (разумные) сроки, и это осложняет использование имущества, то арендатор может либо сам отремонтировать вещь (с зачетом стоимости ремонта в счет уплаты арендных платежей или с требованием возместить эти расходы), либо требовать расторжения договора и возмещения ущерба.

Кроме того, от вида ремонта (текущий он или капитальный) может зависеть гарантийный срок и гарантийный пробег на выполненный ремонт. Для капитальных ремонтов гарантийные параметры, как правило, больше (см. приложение 4

Правил № 792).

 

Объекты недвижимости

Разъяснения терминов «техническое обслуживание», «капитальный» и «текущий ремонт» жилых помещений можно найти в

письмах Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 26.01.2005 г. № 4/3-102 и Государственного комитета по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401. В соответствии с ними техническим обслуживанием зданий является комплекс работ, направленных на поддержание исправности элементов зданий или заданных параметров и режимов работы технического оборудования. С конкретным перечнем работ, относящихся к техническому обслуживанию зданий, можно ознакомиться в п. 1.1 перечня № 150. Так, например, к техническому обслуживанию здания относится проверка его противопожарного и санитарно-гигиенического состояния, расшивка мелких трещин раствором в кирпичных стенах, простукивание и укрепление отдельных кирпичей, которые угрожают падением, забивание трещин в местах примыкания пола балкона к стене, укрепление парапетных ограждений, очистка кровель от мусора и грязи, укрепление сорванных металлических листов на спусках и отдельных покрытиях.

К

текущему ремонту относится комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. При этом, как указал Госкомитет по строительству и архитектуре в вышеупомянутом письме, текущий ремонт должен производиться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). На практике текущий ремонт здания проводится по мере необходимости для восстановления и поддержания здания в рабочем состоянии.

Примерный перечень работ, проводимых в рамках текущего ремонта, приведен в

п. 1.2 перечня № 150. В частности, в нем указаны охрана фундаментов от размывания путем ремонта и восстановления в некоторых местах отмостки, а также тротуаров рядом со зданием; ликвидирование мелких неисправностей в фундаментах стен, не связанные с усилением или перекладкой фундамента; мелкий ремонт бетонных и железобетонных стен в отдельных местах; укрепление отдельных архитектурных деталей, которые угрожают падением, в перемычках, карнизах и прочих выступающих частях здания; ремонт внешней штукатурки в отдельных местах с отбиванием отставшей штукатурки (не более 3 % поверхности фасада), простое окрашивание фасада здания известковыми смесями.

Капитальным ремонтом

считается комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, возобновление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, улучшением эксплуатационных показателей, а также планировки здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта.

Перечень работ, относящихся к капитальному ремонту, приведен в

п. 2.1 перечня № 150. В него, помимо всего прочего, вошли работы по частичной перекладке (до 15 %) и усилению фундаментов под внешними и внутренними стенами, а также столбами каменных и деревянных сооружений, не связанные с надстройкой здания; ремонт каменных стен и ремонт каменной облицовки цоколя и стен (более 10 облицовочных плиток в одном месте); частичная разборка существующих внутренних стен и кладка новых (до 25 % общего объема), связанная с перепланировкой помещений; восстановление внешней штукатурки с дальнейшей покраской фасадов зданий; сплошное окрашивание фасадов здания стойкими красками; восстановление бетонных, асфальтовых, мозаичных, плиточных, цементных и прочих видов полов и их основ. Помимо всего прочего к капремонту относят замену окон и дверей (п. 2.8 приказа № 150), а также утепление наружных стен помещений пенопластом или другими утепляющими материалами с дальнейшим оштукатуриванием и окраской. Подробно об этом читайте в статье «Готовим помещение к холодам: что в учете?», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 92, с. 25.

В общем можно сказать, что в результате проведения технического обслуживания и ремонта объекта недвижимости (как текущего, так и капитального) будущие экономические выгоды от использования объекта сохраняются. Различие заключается только в характере выполняемых работ. Что же касается улучшений объекта недвижимости, то они приводят к увеличению срока возможной эксплуатации объекта и росту его материальной ценности.

Ярким примером улучшений объектов недвижимости может служить установка охранной или противопожарной сигнализации. Напомним, в налоговом учете,

согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, затраты на установку сигнализации, как и все остальные расходы на улучшение объектов основных фондов, включаются в состав валовых в размере, не превышающем 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало года. А сумма расходов, превысившая 10 % лимит, относится на увеличение стоимости объекта ОФ группы 1.

В то же время не все сигнализации будут рассматриваться в качестве улучшений объектов ОФ. Так, расходы на приобретение автономных переносных сигнализаций

с учетом расходов на подключение и настройку следует амортизировать в составе группы 3 основных фондов. Конечно, если срок их полезного использования превышает 365 календарных дней, а стоимость — 1000 грн. Если же стоимость сигнализации не превышает 1000 грн., то в налоговом учете она признается налоговой малоценкой. Расходы на ее приобретение попадают в состав валовых расходов и в дальнейшем пересчитываются по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

К улучшениям объекта недвижимости можно отнести и работы по сооружению автономной системы отопления. Порядок отражения расходов на их проведение в учете во многом будет зависеть от того, строят ли пристройку — котельную к помещению или устанавливают обычный котел отопления в отведенном для него в здании месте. В первом случае расходы на автономную систему формируют в налоговом учете отдельный объект ОФ группы 1, а во втором — учитываются по правилам, предусмотренным

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль (в пределах 10 % лимита относятся на валовые расходы, а превышение — увеличивает балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 (здания)). Подробнее об этом см. статью «Готовим помещение к холодам: что в учете?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 92, с. 25.

 

Обслуживание и улучшение арендованного объекта

Проблема правильной классификации тех или иных расходов, направленных на поддержание объекта основных средств (фондов) в надлежащем состоянии, актуальна не только в отношении собственных, но и арендованных основных средств. Так, при заключении договоров аренды стороны должны заранее установить порядок проведения ремонтов и улучшений объектов аренды. Если же по каким-либо причинам указанные моменты не нашли отражения в договоре, действовать будут общие правила ГКУ. В соответствии с ними:

техобслуживание и текущий ремонт арендованных объектов осуществляется арендатором (ст. 776, ст. 801 ГКУ);

капитальный ремонт таких объектов выполняется арендодателем (ст. 776 ГКУ);

улучшения арендованного объекта могут осуществляться арендатором, но только с согласия арендодателя (ст. 778 ГКУ).

Рассмотрим перечисленные операции по порядку.

Каждый арендатор заинтересован в том, чтобы используемый им объект аренды находился в надлежащем рабочем состоянии. Именно поэтому обязанность относительно проведения техобслуживания и текущего ремонта возлагается на арендатора.

Что же касается капитального ремонта, то в общем случае его проводит арендодатель. В соответствии с требованиями

ст. 776 ГКУ такой ремонт выполняется в сроки, установленные договором, а если такие сроки не установлены — то в разумные сроки. Если же по каким-либо причинам арендодатель не выполняет возложенных на него обязательств по проведению капитального ремонта, то арендатор имеет право:

1) отремонтировать вещь самостоятельно, зачислив стоимость ремонта в счет платы за пользование вещью, или требовать возмещения стоимости ремонта;

2) требовать расторжения договора и возмещения убытков.

В отношении улучшений объекта аренды отметим, что их может осуществлять как арендодатель, так и арендатор (но

только с согласия арендодателя). Такое согласие должно содержаться в тексте самого договора или быть оформлено в виде допсоглашения. Если согласие имеется, то арендатор получает право:

— на возмещение понесенных расходов;

— зачета их стоимости в счет арендной платы;

— на изъятие улучшений, если они отделимы от объекта аренды*.

* Только учтите, что правом на изъятие можно воспользоваться лишь в том случае, если это предусмотрено договором аренды. Иначе арендатор сможет реализовать только одно из двух указанных прав.

В случае если улучшения осуществлялись без согласия арендодателя, улучшения, отделимые от объекта аренды без его повреждения, арендатор сможет изъять, а вот неотделимые улучшения переходят в собственность к арендодателю.

На этом мы завершаем рассмотрение проблемных вопросов, связанных с классификацией расходов по техническому обслуживанию, ремонту и улучшению основных средств (фондов). Ну а о тонкостях их отражения в налоговом и бухгалтерском учете вы узнаете из других статей тематического номера.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц