Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О штрафных санкциях за проведение расчетов через незарегистрированный РРО

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 61
Печать
Письмо от 01.07.2010 г. № 13036/7/23-7017/769

О штрафных санкциях за проведение расчетов через незарегистрированный РРО

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 01.07.2010 г. № 13036/7/23-7017/769

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <…> о применении штрафных (финансовых) санкций за проведение субъектами хозяйствования расчетных операций через РРО, не зарегистрированный в органах ГНС, и в рамках компетенции сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 265), субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны, в частности, проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с распечатыванием соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций, либо в случаях, предусмотренных данным Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек и выдавать лицу, получающему или возвращающему товар, получающему услугу или отказывающемуся от нее, расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Согласно ст. 2 расчетный документ — документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных данным Законом, и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.

В соответствии с разделом 3 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 г. под № 105/5296, кассовый чек должен содержать такие обязательные реквизиты, как, в частности, фискальный номер регистратора расчетных операций.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона № 265 за нарушение требований данного Закона к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов государственной налоговой службы Украины применяются финансовые санкции, в частности, в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) в случае нераспечатывания соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 265 в случае применения при осуществлении расчетных операций непереведенного в фискальный режим работы, незарегистрированного, неопломбированного либо опломбированного с нарушением установленного порядка регистратора расчетных операций, к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов государственной налоговой службы Украины применяются финансовые санкции в размере двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Следует отметить, что в случае применения субъектом хозяйствования непереведенного в фискальный режим работы и незарегистрированного РРО лицу, получающему или возвращающему товар, выдается документ, который не содержит обязательного реквизита кассового чека — фискального номера РРО, т. е. документ, не являющийся расчетным документом установленной формы.

Исходя из вышеизложенного,

к субъекту хозяйствования, осуществлявшему расчетные операции через незарегистрированный, неопломбированный в установленном порядке и непереведенный в фискальный режим работы регистратор расчетных операций с распечатыванием документов не установленной формы, применяются финансовые санкции согласно п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 265, а именно:

— в размере

двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за осуществление расчетных операций через незарегистрированный, неопломбированный в установленном порядке и непереведенный в фискальный режим работы РРО;

— и в

пятикратном размере стоимости проданных товаров за нераспечатывание соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции в случае, если проверкой доказательно установлена сумма расчетных операций, проведенных без выдачи лицу, получающему или возвращающему товар расчетного документа установленной формы.

 

Заместитель председателя Н. Рубан



комментарий редакции

За проведение операции через незарегистрированный РРО — два штрафа?

Законодательство, регулирующее порядок осуществления расчетных операций, назвать простым и доступным, к сожалению, нельзя, чем, как правило, не упускают возможности воспользоваться налоговые органы.

Однако в данном случае ситуация несколько иная. Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон об РРО)

за проведение расчетных операций через не зарегистрированный в налоговой РРО предусматривает штраф в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 грн.) и в этом вопросе оснований для двоякого толкования не дает.

Тем не менее ГНАУ в комментируемом письме настаивает на необходимости применения

дополнительно к штрафу в 340 грн. также санкции за нераспечатывание расчетного документа в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг). Обоснование такой позиции: расчетный документ, распечатанный на незарегистрированном РРО, не имеет фискального номера РРО, что равнозначно отсутствию самого расчетного документа (аналогичная позиция высказывалась в письме ГНАУ от 12.02.2010 г. № 2833/7/7017/157 в отношении неправильного указания или отсутствия названия или адреса хозяйственной единицы).

Другими словами,

ГНАУ предлагает применять два штрафа за одно действие, что, безусловно, нарушает базовый принцип привлечения к юридической ответственности «одно нарушение — одна санкция».

Следует сказать, что это уже не первая попытка налоговых органов за одно действие, нарушающее требования Закона об РРО, применить две санкции. Так, с необходимостью доказывания того, что одно нарушение является основанием для применения только одной санкции, сталкивались, например, субъекты хозяйствования, не распечатавшие Z-отчет и не сохранившие его в КУРО (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 33). Подобные проблемы возникали и у тех предприятий, в отношении которых было выявлено несоответствие наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 29). Однако если раньше ГНАУ осознавала

неправомерность привлечения к «двойной ответственности за одно и то же нарушение» и давала необходимые разъяснения налоговым органам на местах (см. Налоговое разъяснение по применению пунктов 5, 6 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», утвержденное приказом ГНАУ от 14.01.2002 г. № 20), то теперь, видимо, этот момент оказался менее принципиальным.

К сожалению, если спор о неправомерности применения за распечатку расчетного документа на незарегистрированном РРО штрафа в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) с налоговиками все же возникнет, свою правоту придется доказывать в суде. Тем, кто уже вступил в подобный спор, уверенность должна придать

позиция ВАСУ, согласно которой у налоговых органов отсутствуют правовые основания для применения двух штрафов — по п. 1 ст. 17 и по п. 2 ст. 17 Закона об РРО (см. определение ВАСУ от 19.05.2010 г. по делу № К-22861/07).

Напомним также, что запрет на применение двух санкций за одно нарушение не означает, что в случае проведения расчетных операций через незарегистрированный РРО

продавец-кассир не будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа от 34 до 85 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 85 до 170 грн.), а должностные лица предприятия — в виде штрафа от 85 до 170 грн. (за повторное в течение года нарушение — от 170 до 340 грн.).

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше