Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об аннулировании регистрации плательщика НДС

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 63
Печать
Телеграмма от 09.07.2010 г. № 13694/7/29-1017

Об аннулировании регистрации плательщика НДС

Телеграмма Государственной налоговой администрации Украины от 09.07.2010 г. № 13694/7/29-1017

В связи со вступлением в силу Закона Украины от 20.05.2010 г. № 2275-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины», нормами которого предусмотрено дополнение п. 9.8 ст. 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»

новыми основаниями для возможности аннулирования регистрации плательщиков НДС, обязываю председателей государственных налоговых администраций в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе принять срочные меры по исключению из Реестра плательщиков НДС субъектов хозяйствования, в отношении которых в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) внесены записи об отсутствии по зарегистрированному местонахождению или имеется судебное решение о признании учредительных документов недействительными, и безотлагательно организовать работу по надлежащей отработке плательщиков НДС, местонахождение которых не установлено и в отношении которых в ЕГР должна быть внесена соответствующая запись, согласно приложению.

И. о. председателя В. Маликов

Приложение

 

Алгоритм организации работы органов ГНС по отработке плательщиков НДС, отсутствующих по зарегистрированному местонахождению, с целью аннулирования регистрации плательщиков НДС согласно п.п. «е» п. 9.8 ст. 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»

1.

Подразделения информатизации формируют перечни плательщиков НДС, которые отсутствуют по зарегистрированному местонахождению (находятся на учете с состояниями: 7 — «в ЕГР внесена запись об отсутствии подтверждения сведений», 9 — «направленно уведомление по форме № 18-ОПП», 10 — запрос на установление местонахождения (местожительства)», 23 — местонахождение не установлено» и 32 — «местонахождение не установлено, юридический адрес массовой регистрации»), отдельно по каждому регистрационному состоянию и передают их в подразделения налогообложения для подготовки запросов.

2.

Подразделения налогообложения готовят запросы на установление местонахождения и передают их в подразделения налоговой милиции (максимальный срок подготовки запросов — 5 дней*).

3. Подразделения налоговой милиции по результатам проведенных мероприятий

в случае неустановления местонахождения готовят служебные записки об отсутствии плательщиков налогов по местонахождению и передают их в подразделения регистрации и учета плательщиков налогов и подразделениям налогообложения (максимальный срок отработки запросов — 10 дней*).

* Срок устанавливается на период массовой отработки плательщиков НДС, отсутствующих по зарегистрированному местонахождению. —

Примеч. офиц.

4. Подразделения регистрации и учета плательщиков налогов в отношении плательщиков НДС, отсутствующих по зарегистрированному местонахождению,

направляют государственному регистратору уведомления об отсутствии юридического лица по местонахождению по форме № 18-ОПП (максимальный срок подготовки уведомлений — 5 дней*).

Справочно

. В случае поступления государственному регистратору из органа ГНС уведомления об отсутствии юридического лица по его местонахождению государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанного уведомления юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору регистрационной карточки. Если государственному регистратору возвращено заказное письмо с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу, государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению.

5. Подразделения регистрации и учета плательщиков налогов осуществляют постоянный мониторинг плательщиков налогов, в отношении которых направлено уведомление по форме № 18-ОПП, и сведений, поступающих от государственного регистратора.

В случае получения сведений о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи об отсутствии плательщика НДС по зарегистрированному местонахождению безотлагательно подают предложения по аннулированию регистрации плательщика НДС комиссии, созданной согласно распоряжению руководителя налогового органа в соответствии с Положением о регистрации плательщиков НДС, утвержденным приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 и зарегистрированным в Минюсте Украины 03.04.2000 г. под № 208/4429 (максимальный срок рассмотрения вопроса комиссией и составления акта — 10 дней*), составляют акты об аннулировании регистрации плательщиков НДС.

* Срок устанавливается на период массовой отработки плательщиков НДС, отсутствующих по зарегистрированному местонахождению. —

Примеч. офиц.

6. Юридические подразделения в установленном порядке направляют в суд иски о признании недействительной записи о государственной регистрации с момента регистрации, прекращения юридического лица и признания недействительным свидетельства плательщика НДС с момента его выдачи в отношении плательщиков,

которые задействованы в схемах минимизации налоговых обязательств по НДС и соответственно являются «выгодоформирующими» или «транспортирующими» субъектами хозяйствования.

 

комментарий редакции

 

Местонахождение и аннулирование регистрации плательщика НДС

В целом можно констатировать правильность тезисов комментируемой телеграммы. Ее текст фактически дезавуирует имевшиеся ранее опасения относительно позиции налоговиков в части возможности аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС из-за одного лишь факта неподтверждения сведений в Едином государственном реестре (далее — ЕГР). Так, по информации, размещенной на сайте Совета предпринимателей при Кабмине, налоговым инспекциям 08.07.2010 г. было дано указание аннулировать регистрацию тех плательщиков НДС, которые не предоставили государственному регистратору

подтверждение сведений о себе. В связи с этим субъектам хозяйствования рекомендуют подать государственному регистратору форму № 6 — подтверждение (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 60, с. 30).

Как видим, комментируемый документ датирован 09.07.2010 г. и таких выводов не содержит. Более того, ГНАУ приводит правильное основание аннулирования регистрации:

в ЕГР сделана запись об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению. Здесь можно обратить внимание на тот факт, что в п. 1 Приложения ГНАУ все-таки относит к плательщикам, отсутствующим по местонахождению, и тех лиц, в отношении которых в ЕГР сделана запись об отсутствии подтверждения сведений. Однако дальнейший текст свидетельствует о том, что одного лишь этого факта для аннулирования регистрации все-таки недостаточно.

Дополнительно обратим внимание вот на какой момент.

Налоговые органы в ходе своей деятельности могут осуществлять проверку местонахождения (места проживания) плательщика налогов. Но результаты этой проверки (даже в случае актирования факта отсутствия по местонахождению) сами по себе не могут быть основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС. Они могут лишь стать основанием для направления госрегистратору уведомления по форме 18-ОПП. Как правильно отмечается в телеграмме, лишь после того, как госрегистратору в ответ на его запрос, направленный плательщику налогов, заказное письмо вернется с отметкой отделения связи об отсутствии лица по местонахождению, то только тогда соответствующая запись появится в ЕГР и станет основанием для аннулирования регистрации.

Хотя приложение к комментируемой телеграмме направлено на установление алгоритма аннулирования регистрации плательщика НДС на основании пп. «е» п. 9.8 Закона об НДС, но в нем (п. 6) ГНАУ не упустила момента упомянуть нижестоящим налоговым органам и о необходимости обращения

в суд с исками о признании недействительным свидетельств плательщиков НДС, в отношении лиц, задействованных в «схемах минимизации налоговых обязательств по НДС». На наш взгляд, факты «минимизации» не имеют никакого отношения к аннулированию регистрации плательщика НДС (исчерпывающий перечень оснований для этого приведен в п. 9.8 Закона об НДС). Да и большие сомнения вызывает сама возможность включения в исковое заявление требований о признании недействительным свидетельства плательщика НДС (см. определение ВАСУ от 21.01.2010 г. № К-49204/09).

Кроме того, факты «минимизации» не имеют отношения и не могут быть основанием для вынесения судом

решения о признании недействительной записи о госрегистрации с момента регистрации, поскольку нарушения налогового законодательства нельзя отнести к неустранимым нарушениям закона, допущенным при создании юридического лица (ч. 2 ст. 38 Закона о госрегистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей).

 

Дмитрий Винокуров

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше