Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О распоряжении КМУ об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 63
Печать
Письмо от 21.07.2010 г. № 10004-0-33-10-29

О распоряжении КМУ об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации

Письмо Министерства юстиции Украины от 21.07.2010 г.
№ 10004-0-33-10-29

Министерством юстиции Украины рассмотрено письмо Государственной таможенной службы Украины от 17.06.2010 № 11/3-10.18/5916 о действии распоряжения Кабинета Министров Украины от 23.12.2009 № 1689-р «Об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» и сообщается.

Заместителем Генерального прокурора Украины в Кабинет Министров Украины внесен протест от 06.04.2010 № 07/1-108вик.-10 на распоряжение Кабинета Министров Украины от 23.12.2009 № 1689-р «Об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине».

В соответствии со ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре» протест прокурора приостанавливает действие опротестовываемого акта — подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления.

В случае отклонения протеста или уклонения от его рассмотрения прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача такого заявления приостанавливает действие правового акта.

Постановлением Окружного административного суда города Киева от 11.05.2010 открыто производство по делу № 2а-6775/10/2670 по иску заместителя Генерального прокурора Украины к Кабинету Министров Украины о признании противоправным и отмене указанного выше распоряжения Кабинета Министров Украины.

Следующее судебное заседание по указанному делу назначено на 02.09.2010.

На основании изложенного сообщаем, что в силу ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре»

действие распоряжения Кабинета Министров Украины от 23.12.2009 № 1689-р «Об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» приостановлено.

 

Заместитель министра Ю. Притыка

комментарий редакции

 

На продукцию снова нужны сертификаты

Как следует из комментируемого письма, действие распоряжения «Об отмене отдельных пунктов Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине» от 23.12.2009 г. № 1689-р (далее — распоряжение № 1689-р) приостановлено. Напомним, в результате внесенных изменений из Перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, который утвержден приказом Госпотребстандарта от 01.02.2005 г. № 28 (далее — Перечень № 28), была

исключена большая часть пищевых продуктов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 27). Поэтому на данный момент на первый план выходит вопрос, какими могут быть для субъектов хозяйствования последствия приостановления и возможной последующей отмены указанного распоряжения.

Действие распоряжения № 1689-р приостановлено в результате вынесения протеста заместителя Генерального прокурора Украины. Что послужило основанием для этого, к сожалению, в письме не сказано. Текст самого протеста в СМИ также не попал. Как указано в ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII (далее — Закон о прокуратуре), протест выносится на акт, противоречащий закону, с требованием привести данный акт в соответствие с требованиями законодательства либо отменить его. Поэтому можно предположить, что основанием для вынесения протеста в отношении распоряжения № 1689-р вполне могло стать то, что его принятие выходило за сферу компетенции Кабмина, на что мы указывали в комментарии к данному акту.

Но сейчас важно даже не это. Дело в том, что протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта. А в случае отклонения протеста либо уклонения от его рассмотрения (что, судя по всему, и было сделано правительством) прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незаконным.

Из приведенных предписаний Закона о прокуратуре следует, что действие распоряжения № 1689-р

приостановлено уже с 06.04.2010 г. (даты вынесения протеста). Как видим, субъектам хозяйствования очень непросто согласовывать свою деятельность с требованиями законодательства о сертификации продукции. Вначале с 23.12.2009 г. ряд товаров исключается из перечня продукции, подлежащей сертификации, хотя информация об этом была опубликована только 22.03.2010 г. О возобновлении обязательности их сертификации субъекты хозяйствования также узнают со значительным опозданием: объявление об открытии производства было опубликовано только 04.06.2010 г. («Официальный вестник Украины», 2010, № 39), т. е. спустя два месяца с того момента, как соответствующие положения в Перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, возобновили свое действие.

Формально получается, что на протяжении всего этого периода существовали основания для применения к субъектам хозяйствования санкций, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII. Им

предусмотрена ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, если в документах, в соответствии с которыми она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия либо свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, — в размере 50 процентов стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Однако, на наш взгляд, правомерность применения санкций за отсутствие сертификатов на продукцию, исключенную из Перечня № 28, в период с 06.04.2010 г. по 04.06.2010 г., есть все основания оспаривать, поскольку субъекты хозяйствования не могли знать о приостановлении действия распоряжения № 1689-р до опубликования соответствующего объявления, а значит, в их действиях нет признака вины как обязательного условия привлечения к административно-хозяйственной ответственности.

Еще до последнего времени суды отказывали в удовлетворении требований о взыскании таких штрафов, ссылаясь на отмену обязательной сертификации ряда продукции распоряжением № 1689-р. Однако теперь субъектам хозяйствования, не имеющим сертификатов на соответствующие виды продукции, следует заняться их получением. Либо дождаться, пока вопрос о законности распоряжения № 1689-р разрешится в суде.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше