Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Торговые патенты: некоторые актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 63
Печать
Статья

Торговые патенты: некоторые актуальные вопросы

Все мы знаем, что сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания является важной составляющей частью внутреннего рынка нашей страны. Чтобы предпринимательская деятельность в этой сфере осуществлялась на законных основаниях, субъекту хозяйствования следует позаботиться о получении ряда разрешительных документов, в число которых входит и торговый патент. Однако во всех ли случаях он необходим? Как его можно приобрести? Где разместить? Чем может грозить его отсутствие? Ответам на эти и некоторые другие вопросы посвящена данная статья.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон о финуслугах

— Закон Украины «О фининсовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г.
№ 2664-ІІІ.

Положение № 1077

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Перечень № 576

— Перечень услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию, утвержденный постановлением КМУ от 27.04.98 г. № 576.

Порядок № 1800

— Порядок проведения внутреннего мониторинга субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность по организации и содержанию казино, других игорных заведений, и ломбардами, утвержденный постановлением КМУ от 20.11.2003 г. № 1800.

Методрекомендации № 784

— Методические рекомендации относительно полноты охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784.

Обобщающее налоговое разъяснение № 494

— Обобщающее налоговое разъяснение относительно упорядочения учета платы за торговые патенты и порядка взыскания начисленных очередных платежей за торговые патенты в случае их неуплаты, утвержденное приказом ГНАУ от 18.08.2006 г. № 494.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Классификатор ДК 009-96

— Государственный классификатор Украины ГК 009-96 «Классификация видов экономической деятельности» (КВЭД), утвержденный приказом Госстандарта Украины от 22.10.96 г. № 441.

Классификатор ДК 009:2005

— Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности» ДК 009:2005, принятый приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.

Предприятие осуществляет розничную торговлю через магазин, который находится в другом районе, нежели предприятие. В налоговый орган какого района в данном случае следует обращаться для приобретения патента и куда перечислять плату за него?

Согласно

ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности налоговыми органами по местонахождению этих субъектов или по местонахождению их структурных (обособленных) подразделений.

Субъектам хозяйствования, осуществляющим

торговую деятельность или предоставляющим бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), патент выдается по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю через передвижную торговую сеть, — по месту регистрации этих субъектов.

По мнению ГНАУ, изложенному в

п. 2.2 Методрекомендаций № 784 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 16), в отношении платы за торговые патенты:

субъектом учета является либо головное предприятие, либо обособленное подразделение, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ);

местом учета является тот налоговый орган, на территории которого расположена торговая точка (а в случае выездной торговли — место регистрации субъекта учета: либо головного предприятия, либо обособленного подразделения);

порядок взятия на учет в налоговом органе осуществляется на основании заявления на приобретение торгового патента.

Таким образом, встать на учет как плательщик и соответственно перечислять плату за патент может как головное предприятие (юридическое лицо), так и структурное (обособленное) подразделение

с ЕГРПОУ. Подтверждение тому находим и в письме ГНАУ от 22.11.2007 г. № 11633/6/15-0416.

Иначе говоря, если магазин

имеет код ЕГРПОУ, то он будет находиться на учете в налоговой инспекции по месту осуществления торговли и самостоятельно осуществлять плату за патент в госбюджет через казначейский счет соответствующей территориальной громады, где он расположен.

Если же такой магазин

не имеет кода ЕГРПОУ, то находиться на учете в налоговой инспекции и уплачивать плату за патент в госбюджет через казначейский счет соответствующей территориальной громады по месту расположения магазина будет головное предприятие (юридическое лицо), несмотря на то что такое юрлицо зарегистрировано в другом районе. То есть магазин без ЕГРПОУ не может находиться на учете как плательщик платы за патент.

Предприятие возле принадлежащего ему кафе обустраивает открытую летнюю площадку. Расчеты с посетителями площадки будут проводиться в помещении кафе. Сколько торговых патентов нужно приобретать в этом случае?

В соответствии с

ч. 1 ст. 3 Закона о патентовании патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах продажи товаров.

При этом под торговой деятельностью понимается розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

К пунктам продажи товаров указанный

Закон относит, в частности, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты, открытые летние площадки, киоски и другие пункты общественного питания.

Открытые летние площадки имеют статус

отдельного пункта продажи, если они не являются частью стационарного кафе, расположенного в помещении и если наличные расчеты с посетителями осуществляются непосредственно на открытой летней площадке. Такая торговая деятельность подлежит патентованию и для ее осуществления нужен отдельный торговый патент (если предприятие не является плательщиком единого налога). Иными словами, если торговая деятельность будет осуществляться в двух пунктах продажи товаров — в кафе и на открытой летней площадке, приобретать придется два торговых патента на каждый пункт продажи товаров.

Если же расчеты с посетителями будут производиться не на открытой летней площадке, а

непосредственно в кафе (в помещении стационарного капитального объекта), возле которого она расположена, тогда и кафе, и летняя площадка будут рассматриваться как один торговый объект (один пункт продажи товаров) и в приобретении дополнительного торгового патента для летней площадки не будет необходимости.

Заметим, что при осуществлении в

одном пункте продажи товаров, в одном отдельном помещении, здании или в их частях двух или более видов деятельности, подлежащих патентованию (розничная торговля, общественное питание и один вид бытовых услуг; розничная торговля и несколько видов бытовых услуг), следует приобрести один торговый патент по максимальной стоимости, установленной соответствующим органом местного самоуправления с учетом местонахождения такого пункта и ассортиментного перечня товаров (см. п. 20 Положения № 1077).

То есть в ситуации, когда в

одном помещении (одном пункте продажи) расположены и кафе, и летняя площадка, должен приобретаться один торговый патент на проведение торговой деятельности.

Каков порядок размещения торгового патента? Можно ли разместить вместо оригинала патента его копию?

Основные требования к размещению торгового патента изложены в

ч. 1 ст. 7 Закона о патентовании. Так, торговый патент должен быть размещен:

на фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — возле кассового аппарата;

на фронтальной витрине малой архитектурной формы;

на табличке — для автомагазинов, развозок и других видов передвижной торговой сети, а также для лотков, прилавков и других видов торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности;

в пунктах обмена иностранной валюты;

в помещениях для предоставления услуг в сфере игорного бизнеса и предоставления бытовых услуг.

Главное условие, вдвигаемое

Законом о патентовании, — торговый патент должен быть открытым и доступным для обозрения.

При этом в данном

Законе ничего не говорится о необходимости размещения именно оригинала патента, как собственно нет упоминания и о его копиях, в том числе заверенных нотариально.

ГНАУ в довольно давнем

письме от 05.08.96 г. № 11-411/10-5236 согласилась с тем, что в доступном для обозрения месте может быть размещен не оригинал торгового патента, а его нотариально заверенная копия. Сам же оригинал должен находиться в торговой точке — он обязателен для предъявления по требованию должностных лиц государственной налоговой инспекции и органов МВД.

Аналогичный вывод прозвучал и в

определении ВАСУ от 11.05.2006 г. № 2-263/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4): размещение копии торгового патента в торговом помещении в открытом и доступном месте при наличии оригинала патента в документации предприятия не является нарушением порядка его использования.

Кроме того, ВАСУ указал, что

ч. 1 ст. 7 Закона о патентовании не обязывает субъектов хозяйствования размещать для обозрения нотариально заверенную копию торгового патента, поэтому достаточным условием для выполнения установленных требований является размещение в открытом и доступном месте ксерокопии торгового патента, не обязательно заверенной нотариально.

Предприятие приобрело торговый патент на год, но, проработав три месяца, решило прекратить деятельность, подлежащую патентованию. Как вернуть торговый патент? Имеет ли предприятие право на возврат сумм, уплаченных за него авансом?

В случае прекращения деятельности, подлежащей патентованию, предприятие имеет право

отказаться от торгового патента. Процедура возврата патента и излишне уплаченных за него сумм в случае прекращения патентуемой деятельности описана в ч. 3 ст. 2 Закона о патентовании.

Обязательным условием в этом случае является подача соответствующему налоговому органу

письменного уведомления о прекращении такой деятельности. Такое уведомление подается до 15 числа месяца, предшествующего отчетному, а торговый патент подлежит возврату в налоговый орган.

То есть возможность возврата переплаты и соответственно ее сумма зависят от даты обращения в налоговый орган относительно прекращения патентуемой деятельности:

до 15 числа предшествующего месяца или после.

Излишне уплаченные суммы стоимости такого патента (переплата) возвращаются субъекту хозяйствования по его желанию либо на текущий счет, либо засчитываются в счет уплаты стоимости других патентов. Способ возврата средств должен быть указан в письменном уведомлении.

Ситуация 1.

Уведомление о прекращении патентуемой деятельности подано до 15 числа месяца, предшествующего отчетному.

Предприятие приобрело торговый патент 19.04.2010 г. При этом единоразово была уплачена его стоимость за оставшуюся часть апреля и за май 2010 года, а также за март 2011 года. До 15.05.2010 г. был осуществлен платеж за июнь, июль и август 2010 года.

Проработав 3 месяца, предприятие решило прекратить патентуемую деятельность, о чем сообщило в налоговую инспекцию до 15.07.2010 г. и возвратило торговый патент.

В таком случае предприятию возвращаются средства, уплаченные за август 2010 года и за март 2011 года.

Бывает и так, что предприятие уведомляет налоговую инспекцию о прекращении патентуемой деятельности

после 15 числа месяца, предшествующего отчетному. В этой ситуации суммы средств, уплаченные за следующий месяц, не возвращаются, поскольку начисление стоимости торгового патента за этот период уже состоялось.

Таким образом, для субъекта предпринимательства, несвоевременно сообщившего в налоговую инспекцию о прекращении патентуемой деятельности, излишне уплаченной суммой стоимости торгового патента считается

одноразовая плата, которая вносится таким субъектом во время приобретения торгового патента и на которую затем уменьшается размер платы, подлежащей внесению в последний месяц действия патента. Эта сумма возвращается налогоплательщику согласно действующему законодательству (см. консультацию представителей ГНАУ, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14, с. 36).

Ситуация 2.

Уведомление о прекращении патентуемой деятельности подано после 15 числа месяца, предшествующего отчетному.

Условия те же, что и в ситуации 1, но допустим, что предприятие известило налоговую инспекцию о прекращении патентуемой деятельности и возвратило торговый патент после 15.07.2007 г.

В этом случае субъекту хозяйствования средства, уплаченные за август 2010 года, не возвращаются, поскольку начисление стоимости торгового патента за этот период налоговым органом уже состоялось. Возврату подлежит только сумма, внесенная за март 2011 года.

Нужно ли приобретать торговый патент при предоставлении ломбардных услуг?

Нет, не нужно.

Ломбарды в числе других юридических лиц

Законом о финуслугах отнесены к финансовым учреждениям. Как финансовое учреждение, исключительным видом деятельности которого является предоставление на собственный риск финансовых кредитов физическим лицам наличными или в безналичной форме за счет собственных или привлеченных средств, кроме депозитов, под залог имущества и имущественных прав на определенный срок и под процент, а также предоставление сопутствующих ломбардных услуг, определяет ломбард и Порядок № 1800.

В свою очередь, под

ломбардной операцией в соответствии с п. 1.14 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР понимается операция физических или юридических лиц по получению средств от юридического лица, квалифицированного как финансовое учреждение в соответствии с законодательством Украины под залог товаров или валютных ценностей. Ломбардные операции являются разновидностью кредита под залог.

Ломбардные услуги не входят в

Перечень № 576, то есть не считаются бытовыми (подрядными) услугами, поэтому не подлежат патентованию.

Однако учтите: если ломбард будет осуществлять торговые операции, например, продавать заложенное имущество, ему потребуется торговый патент.

Предприятие осуществляет ремонт мобильных телефонов. Подлежат ли патентованию эти услуги?

В соответствии с разъяснениями Госкомпредпринимательства, изложенными в

письме от 17.12.2009 г. № 15571, услуги по ремонту и сервисному обслуживанию мобильных телефонов и аксессуаров к ним не подлежат патентованию, так как не относятся к бытовым услугам (не включены в Перечень № 576).

Другое дело, если предприятие, кроме ремонта, осуществляет еще и

продажу мобильных телефонов и аксессуаров к ним за наличные средства или с использованием других форм расчетов и кредитных карточек, производя расчеты с покупателем в пункте продажи товаров. В таком случае без приобретения торгового патента не обойтись.

Нужно ли приобретать торговый патент для боулинг-клуба?

Главный налоговый орган в

письме от 26.04.2005 г. № 8059/7/23-2317 и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 5, с. 37, указывает на необходимость приобретения торгового патента боулинг-клубами как субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги в сфере игорного бизнеса.

Свою позицию налоговики обосновывают тем, что в переводе с английского языка

«bowling» означает кегельбан. Кегельбаны, которые вводятся в действие при помощи жетона, монеты или без них, являются одним из видов игорных мест, т. е. относятся к сфере игорного бизнеса согласно ч. 3 ст. 5 Закона о патентовании. А осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса подлежит патентованию.

При этом стоимость торгового патента для таких кегельбанов установлена в фиксированном размере (за год) и составляет 6000 грн. за каждый игровой желоб (дорожку).

Иного мнения по этому поводу придерживается ВАСУ. Так, в

постановлении от 04.12.97 г. по делу № 3/106 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 53) он утверждает, что предоставление услуг боулинг-клубом не относится к игорному бизнесу, поскольку не соответствует его определению, приведенному в ст. 5 Закона о патентовании. Это связано с тем, что боулинг-клуб предоставляет гражданам во временное пользование за плату спортивный инвентарь и другое имущество, и при этом имущественный и денежный выигрыш не предусмотрен. А раз так, то для предоставления услуг боулинг-клуба торговый патент не нужен.

Более логичной в данном случае нам представляется позиция налоговых органов. Ведь если бы законодатель изначально не относил игру в боулинг (кегли) к числу патентуемых видов деятельности, то она не была бы прямо упомянута в

Законе о патентовании.

Предприятие на основании договора комиссии реализует товар комиссионера за наличные. Расчеты с комиссионером также будут производиться в наличной форме. Кому из сторон — комитенту или комиссионеру — в этом случае нужно приобретать торговый патент?

Прежде всего давайте выясним, чья деятельность (комитента или комиссионера) в данной ситуации рассматривается как

торговая деятельность в пунктах продажи товаров, ведь именно она согласно ч. 1 ст. 3 Закона о патентовании подлежит патентованию.

Под торговой деятельностью в целях патентования понимается

розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной сфере (общественное питание) за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек (ч. 2 ст. 3 Закона о патентовании). А торговый патент представляет собой государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного (обособленного) подразделения заниматься патентуемыми видами предпринимательской деятельности.

Суть договора комиссии заключается в том, что одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (

ст. 1011 ГКУ). То есть по договору комиссии комитент передает товары на реализацию комиссионеру, а их непосредственную реализацию, причем уже от своего имени, осуществляет комиссионер.

Выходит, что торговую деятельность за наличные средства в пунктах продажи товаров осуществляет именно

комиссионер. Подтверждением того, что именно комиссионер осуществляет торговую деятельность (розничную торговлю), служит, в частности, письмо Госкомстата от 05.05.2005 г. № 08/1-1-3/47, в котором со ссылкой на нормы Классификатора ДК 009-96 разъясняется: посредническая деятельность в розничной торговле отдельно не выделяется, а является торговлей и классифицируется в соответствующих подклассах раздела 52 «Розничная торговля бытовыми товарами и их ремонт» данного Классификатора в зависимости от вида реализуемого товара (товарной группы), а также места осуществления торговли. Заметим, что такая же классификация приведена и в разделе 52 «Розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления» Классификатора ДК 009:2005.

Следовательно,

поскольку именно комиссионер в рассматриваемой ситуации осуществляет розничную торговлю, то именно он и должен приобретать торговый патент.

Но если бы расчеты комиссионера с покупателями осуществлялись

в безналичной форме, приобретать торговый патент ему бы не понадобилось.

Что касается комитента, то его деятельность

не подпадает под определение торговой деятельности в понимании Закона о патентовании (комитент не осуществляет в данном случае розничную торговлю за наличные средства), в связи с чем приобретения торгового патента не требуется. Кроме того, комитенту не нужно приобретать торговый патент и при приеме от комиссионера наличных средств за проданный товар, так как эта операция не соответствует определению торговой деятельности.

Нужно ли приобретать торговый патент при продаже товаров, расчет за которые производится через кассу банка путем зачисления наличных средств на текущий счет продавца?

Нет, не нужно.

Для целей

Закона о патентовании под торговой деятельностью понимается розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек (ч. 2 ст. 3 данного Закона).

Расчеты без открытия текущего счета путем внесения в банки наличности для последующего ее перечисления на счета предприятий (предпринимателей) или физических лиц, для плательщиков средств являются наличными, а

для получателей средств — безналичными (п. 2.5 Положения № 637).

Поэтому если предприятие осуществляет продажу товаров с получением денежных средств за них

на текущий счет, то приобретать торговый патент ему не нужно. Аналогичное мнение высказано и в письме ГНАУ от 03.08.2000 г. № 4420/6/15-1316.

Обязан ли производитель, отпуская свою продукцию со склада и принимая за нее оплату наличными в кассу, находящуюся в офисе, приобретать торговый патент?

Выше мы сказали, что согласно

Закону о патентовании патентованию подлежит торговая деятельность в пунктах продажи товаров, а под торговой деятельностью понимается оптовая и розничная торговля, торгово-производственная деятельность (общественное питание) за наличные средства. При этом термины «оптовая торговля» и «розничная торговля» в данном Законе не разъясняются.

Вместе с тем в

ч. 10 ст. 3 Закона о патентовании содержится норма, разрешающая субъекту предпринимательской деятельности не приобретать торговый патент при реализации им продукции собственного производства исключительно физическим лицам, находящимся с ним в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенные в производственные или административные помещения этого субъекта.

Означает ли это, что реализация изготовленной продукции за наличные не своим работникам через встроенные пункты продажи, а

другим лицам (физическим и юридическим) со склада классифицируется как торговая деятельность, и производитель обязан приобретать торговый патент?

Налоговики склоняются к тому, что

обязан (см., в частности, консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 9, с. 23; письма от 19.06.98 г. № 7412/10/15-3117 и от 25.02.2004 г. № 11-1209/18).

Однако эта позиция не бесспорна. Существует и другой взгляд на этот вопрос. В качестве контраргумента субъекты хозяйствования могут обратиться к

Классификаторам ДК 009-96 и ДК 009:2005, в которых содержатся определения терминов «оптовая торговля» (раздел 51) и «розничная торговля» (раздел 52).

Так, под

оптовой торговлей понимается перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, предприятиям и организациям или другим оптовикам, которая осуществляется оптовыми торговцами, оптовыми фирмами по сбыту промышленных товаров, оптовыми базами, оптовиками-заготовителями, владельцами складов, экспортерами, импортерами, кооперативными организациями, которые занимаются заготовкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, и т. п.

В свою очередь, под

розничной торговлей понимается перепродажа (продажа без переработки) новых или бывших в употреблении товаров, предназначенных преимущественно для личного потребления или для использования в быту.

Заметьте: ключевые слова в этих определениях — «

продажа без переработки». То есть из указанных документов четко следует, что производитель не может считаться осуществляющим оптовую или розничную торговлю.

В то же время основополагающим документом, в котором расшифрованы термины в сфере торговли, является

Национальный стандарт Украины «Розничная и оптовая торговля. Сроки и определения понятий», утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 08.06.2004 г. № 130 (ДСТУ 4303:2004), а в нем приведены несколько иные определения этих терминов.

Так,

оптовой торговлей считается вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров по договорам поставки партиями для последующей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг. Под розничной торговлей понимается вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий куплю-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг.

То есть при оптовой торговле товары приобретают для последующей перепродажи, а в розничной — продают конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Получается, что если деятельность предприятия соответствует одному из признаков, а именно: осуществляется в сфере розничной или оптовой торговли за наличные средства в пунктах продажи товаров, то для ее осуществления

необходимо приобрести торговый патент.

Для смелых налогоплательщиков важным аргументом в пользу отсутствия необходимости приобретения торгового патента в рассматриваемой ситуации может служить тот факт, что расчеты с покупателями своей продукции производственное предприятие осуществляет

не в пункте продажи товаров (перечень таких пунктов приведен в ч. 3 ст. 3 Закона о патентовании и является исчерпывающим), а в кассе предприятия. Следовательно, склад, с которого отпускается продукция, не может классифицироваться как место торговли, а значит, торговый патент при этом не нужен.

При отстаивании данной позиции пригодится

постановление ВХСУ от 25.05.2005 г. по делу № А-4/142-6 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 58), в котором сделан вывод: производитель не может считаться оптовым или розничным торговцем, а склад, с которого только отпускается товар при проведении расчетов в офисе, не является местом торговли. Следовательно, торговый патент на осуществление таких операций не требуется.

Предприятие с целью привлечения покупателей планирует провести рекламный розыгрыш с выдачей призов. Нужно ли для этого приобретать торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса?

Согласно

ст. 1 Закона о патентовании торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса необходимо приобретать при осуществлении деятельности именно в сфере игорного бизнеса. При этом под игорным бизнесом в данном Законе понимается деятельность, связанная с организацией казино, других игорных мест, игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме.

Проведение же рекламной акции в виде розыгрыша призов с целью привлечения покупателей и повышения спроса на реализуемые товары (работы, услуги)

не относится к услугам в сфере игорного бизнеса и, следовательно, не подлежит патентованию. Подтверждение тому находим в письмах ГНАУ от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410; от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № № 31, 102; от 28.07.2009 г. № 8984/5/15-0416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 82, а также в письме Госкомпредпринимательства от 30.08.2006 г. № 6291.

И все же для полной уверенности советуем налогоплательщикам должным образом позаботиться о документальном оформлении такой акции:

— во-первых, позиционировать сам розыгрыш как

рекламную кампанию. Для этого имеет смысл издать соответствующий приказ и назначить ответственного за проведение такой рекламной кампании;

— во-вторых, не упоминать термин «лотерея», а назвать это мероприятие

акцией;

— в-третьих, представить сам выигрыш или приз

как подарок или как возможность приобрести товар за символическую плату (так будет гораздо выгоднее с налоговой точки зрения);

в-четвертых, проинформировать участников мероприятия о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.

Нужно ли неторговому предприятию приобретать торговый патент при разовой продаже основных фондов за наличные?

В соответствии с

Законом о патентовании патентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности или их структурными (обособленными) подразделениями в пунктах продажи товаров. А под торговой деятельностью ст. 3 указанного Закона понимает розничную и оптовую торговлю, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

Опираясь на эти нормы, ГНА в г. Киеве

в письме от 21.06.2004 г. № 697/10/31-105 на аналогичный вопрос плательщика о необходимости приобретения торгового патента при продаже за наличные основных фондов ответила утвердительно. Правда, данный ответ был адресован торговому предприятию.

На необходимости наличия торгового патента настаивают специалисты ГНАУ и в ситуации, когда предприятие продает

за наличные принадлежащие ему квартиры, несмотря на то что такая деятельность для него не является основной и осуществляется нерегулярно (см. консультации, опубликованные в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 9; 2009, № 9).

Вместе с тем существует и другая, более либеральная и обоснованная позиция сотрудников налогового ведомства, высказанная в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 22, касающаяся уже производственного предприятия. В ней говорится, что

несистематическая (разовая) продажа остатков материалов торговлей не является и приобретения патента не требует.

Исходя из изложенного можно сделать вывод:

неторговому предприятию не нужно волноваться о необходимости приобретения торгового патента при продаже основных фондов (ТМЦ) за наличные, если такая продажа не была систематической. А несистематическая продажа, по разъяснениям Пленума ВСУ, — это продажа не более двух раз в год (см. п. 4 постановления от 25.03.2003 г. № 3).

Определенную поддержку в этом вопросе может оказать мнение Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности (см.

письмо от 23.12.2002 г. № 06-10/685): если деятельность предприятия не была систематической, не имела целью получение прибыли и реализация ценностей осуществлялась с производственных складов предприятия, не являющихся пунктами продажи, исключительный перечень которых указан в Законе о патентовании, предприятие может осуществлять такую деятельность без приобретения торгового патента.

Полагаем, что данную логику вполне можно распространить и на подобную продажу основных фондов предприятиями торговли и общественного питания.

Для тех же, кто хочет подстраховаться при осуществлении таких операций без приобретения торгового патента, лучшим выходом будет осуществление платежей покупателем путем внесения денежных средств в кассу банка для последующего перечисления на текущий счет продавца.

Какая ответственность предусмотрена за нарушения в сфере законодательства о патентовании?

В случае нарушения таких требований субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие торговую деятельность, операции по торговле наличными валютными ценностями, по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг,

несут ответственность, установленную ст. 8 Закона о патентовании. Для удобства информацию о видах нарушений и применяемых в связи с этим санкциях приведем в таблице.

№ п/п

Вид нарушения

Санкция

1

2

3

1

Нарушение сроков уплаты или неполное внесение очередных платежей

Пеня

на сумму налогового долга* (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ на день возникновения такого налогового долга или на день его (части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате

* Заметим, что налогового долга при несвоевременном перечислении платы за патент быть не может, поскольку к субъектам предпринимательской деятельности за нарушение сроков уплаты стоимости торгового патента

не применяются нормы Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181. В соответствии с Обобщающим налоговым разъяснением № 494 очередные начисления платы за торговый патент в карточках лицевых счетов плательщиков при отсутствии подачи расчета не могут рассматриваться как согласованное налоговое обязательство. Согласованным налоговым обязательством платы за торговый патент может считаться лишь обязательство, определенное по результатам проверки налоговым органом в решении о применении штрафных (финансовых) санкций и согласованное в установленном порядке. Таким образом, нормы ст. 6 Закона № 2181 относительно принятия налоговыми органами мер по погашению налогового долга плательщика могут применяться только в случае неуплаты в установленный срок согласованной суммы налогового обязательства по плате за торговый патент, определенной налоговым органом по результатам проведенной проверки. Аналогичные разъяснения даны и в письме ГНАУ от 21.12.2006 г. № 15-0418/ш.
Более подробно порядок взыскания платы за торговый патент рассмотрен в статье «Администрирование платы за патент» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 86, с. 19.

2

Нарушение порядка использования торгового патента, предусмотренного

ч. 1 ст. 7 Закона о патентовании

Штраф

в размере стоимости торгового патента за один календарный месяц

3

Осуществление операций, подлежащих патентованию, без получения соответствующих торговых патентов или с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного

ст. 7 Закона о патентовании

Штраф в двойном

размере стоимости торгового патента за полный срок деятельности субъектов предпринимательской деятельности с указанным нарушением*

* Как свидетельствует практика, при расчете штрафа за осуществление подлежащей патентованию предпринимательской деятельности без приобретения торгового патента налоговые органы преимущественно исходят из стоимости патента за

полный месяц (если речь не идет о случаях, когда приобретению подлежит краткосрочный торговый патент), независимо от того, какое количество дней в этом месяце осуществлялась такая деятельность. Другими словами, если в ходе проверки будет установлено, что хотя бы один день субъект хозяйствования осуществлял розничную либо оптовую торговлю без получения патента, к нему будет применен штраф в двойном размере предусмотренной органом местного самоуправления стоимости торгового патента.
Однако суды придерживаются иного подхода к расчету штрафа за осуществление деятельности без приобретения патента. По их мнению, расчет штрафной санкции за осуществление предпринимательской деятельности без приобретения патента должен осуществляться пропорционально количеству дней, когда такая деятельность проводилась (см., в частности, определения ВАСУ от 06.03.2008 г. № К-39035/06 и от 25.03.2008 г. № К-37151/06).
Примите к сведению: приобретение торгового патента на прошедший период невозможно. ГНАУ в письме от 03.07.2008 г. № 6524/6/15-0416 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 75) напоминает, что осуществление деятельности без приобретения торгового патента в случаях, требующих его наличия, влечет за собой уплату штрафа в двойном размере стоимости торгового патента за полный срок деятельности субъектов предпринимательской деятельности с указанным нарушением.

4

Осуществление операций, требующих льготного торгового патента, без получения такового

Штраф в пятикратном

размере стоимости льготного торгового патента

5

Нарушение порядка получения и использования льготного торгового патента, предусмотренного

ч. 2 ст. 7 Закона о патентовании

6

Осуществление торговой деятельности без приобретения краткосрочного патента

Штраф в двойном

размере стоимости краткосрочного патента за полный срок деятельности субъектов предпринимательской деятельности с указанным нарушением

 

 

Указанные штрафы подлежат уплате нарушителем в

пятидневный срок согласно законодательству. До дня уплаты этих штрафов, а также до приобретения торгового патента или оформления льготного торгового патента деятельность нарушителя приостанавливается.

Суммы штрафов, взыскиваемые государственным налоговым органом, подлежат перечислению в бюджет местного самоуправления (местный бюджет) по месту уплаты стоимости торгового патента.

Контроль за соблюдением требований

Закона о патентовании осуществляют государственные налоговые органы и органы МВД Украины (ч. 3 ст. 9 Закона о патентовании).

На основании этого положения в случае выявления государственным налоговым органом по результатам проверки нарушений

Закона о патентовании субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими торговую деятельность, операции по торговле наличными валютными ценностями, операции по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, налоговый орган осуществляет расчет штрафных санкций и составляет решение об их применении к субъекту предпринимательской деятельности.

Такое решение принимает руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) по месту государственной регистрации субъекта хозяйствования с указанием в решении счета местного бюджета по месту осуществления платы за торговый патент (см.

письмо ГНАУ от 29.01.2010 г. № 1761/7/23-7017/97).

Кроме штрафов, которые налагаются на субъекта хозяйствования, его должностные лица и граждане — субъекты предпринимательской деятельности в случае нарушения требований

Закона о патентовании привлекаются к административной ответственности.

Во-первых, согласно

ст. 164 КоАП осуществление операций без приобретения торгового патента, если необходимость его приобретения предусмотрена Законом о патентовании, влечет за собой наложение штрафа в размере от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, средств производства и сырья или без таковой. Если такое же нарушение повторится в течение года, штраф составит уже от 30 до 60 ннмдг (от 510 до 1020 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, средств производства и сырья или без таковой.

Во-вторых, в соответствии с

Законом о системе налогообложения плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности относится к общеобязательным налогам и сборам (обязательным платежам), которые взимаются на территории Украины. В связи с этим ГНАУ распространяет санкции за нарушения, связанные с расчетом и уплатой налогов либо других платежей в бюджеты, и на случаи нарушения законодательства о патентовании. Норма, предусматривающая ответственность за данное нарушение, закреплена в ст. 1632 КоАП, согласно которой на руководителей и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций налагаются штрафы от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за указанное правонарушение, — от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.).

Вот такие моменты нужно учитывать при приобретении торговых патентов. Желаем, чтобы вопросы, связанные с патентованием, решались на вашем предприятии легко, а объем товарооборота и число покупателей постоянно увеличивались!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше