Темы статей
Выбрать темы

Получение услуг мерчандайзинга: есть ли налоговый кредит

Редакция НиБУ
Статья

Получение услуг мерчандайзинга: есть ли налоговый кредит

 

Суть спора

Предприятие с целью увеличения объемов продаж производимой им продукции осуществило расходы на ее предпродажную подготовку и на оплату услуг дистрибьютора по продвижению этой продукции на рынке.

Сумму осуществленных расходов, как связанных со своей хозяйственной деятельностью, предприятие включило в состав валовых расходов, а сумму «входного» НДС — в состав налогового кредита, претендуя на бюджетное возмещение НДС.

Налоговый орган счел, что сумма НДС, уплаченная в составе цены полученных предприятием услуг, была неправомерно включена в состав налогового кредита, в связи с чем была завышена сумма бюджетного возмещения. В результате в адрес предприятия было направлено налоговое уведомление-решение об уменьшении суммы бюджетного возмещения НДС на эту сумму.

Предприятие, не согласившись с выводами налоговиков, обратилось за защитой своих прав в суд.

 

Позиция налогового органа

Сотрудники налогового ведомства, проведя внеплановую выездную документальную проверку предприятия по вопросам правильности и достоверности заявленного к возмещению НДС, установили нарушение им норм

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, что, с их точки зрения, выразилось в завышении суммы налогового кредита на сумму НДС, уплаченную в составе цены услуг по предпродажной подготовке в сети розничной торговли, поэтому уменьшили сумму подтвержденного бюджетного возмещения НДС (в том числе заявленного в счет уменьшения налоговых обязательств следующих отчетных налоговых периодов).

При этом налоговики исходили из того, что реализацию готовой продукции на территории Украины предприятие-поставщик осуществляет через сеть дистрибьюторов в соответствии с дистрибьюторскими договорами. Однако у него отсутствуют документы, подтверждающие факт розничной торговли готовой продукцией, хотя в состав валовых расходов и налогового кредита по НДС им включены суммы по услугам предпродажной подготовки в сети розничной торговли.

По мнению проверяющих, в данном случае

предпродажная подготовка продукции не связана с хозяйственной деятельностью предприятия-поставщика.

 

Решение дела судом

Обратившись с иском в суд первой инстанции, предприятие выиграло дело — налоговое уведомление-решение об уменьшении суммы бюджетного возмещения по НДС было признано недействительным.

Суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации оснований для исключения из состава налогового кредита поставщика сумм «входного» НДС по затратам на предпродажную подготовку продукции и дистрибьюторским услугам нет. Это решение мотивировано тем, что указанные услуги

предоставляются в соответствии с действующим законодательством и направлены на обеспечение спроса на продукцию поставщика, а значит, на получение доходов в будущем. Следовательно, осуществление указанных затрат, с точки зрения налогового законодательства, непосредственно связано с хозяйственной деятельностью предприятия-поставщика, ведь предметом договора с дистрибьютором является предоставление услуг, связанных с реализацией продукции предприятия.

Налоговиков такой вывод суда не устроил и они решили оспорить его в апелляционном суде. Это им удалось — постановление суда первой инстанции было отменено на том основании, что по дистрибьюторскому договору товары перешли в собственность дистрибьютора, а значит, расходы, связанные с их реализацией другим покупателям, в том числе и по предпродажной подготовке, относятся к хозяйственной деятельности

дистрибьютора и могут быть учтены в его валовых расходах и налоговом кредите по НДС.

Однако предприятие «не сложило оружия» и подало кассационную жалобу в ВАСУ, который поставил точку в этом деле, поддержав выводы суда первой инстанции.

ВАСУ указал, что услуги по продвижению товара на рынке, развозке товара, обеспечению стандартов, размещению товаров в розничных торговых точках связаны с хозяйственной деятельностью поставщика (производителя продукции и оптового продавца) и

считаются его предпродажными и рекламными мероприятиями. Такие услуги обеспечивают спрос на данные товары, а следовательно, обеспечивают поставщику получение доходов в будущем. При этом валовые затраты и налоговый кредит по НДС по предпродажно-рекламным расходам не зависят от наличия права собственности на товар на момент получения услуг. Здесь важно лишь, чтобы данный товар продавался таким поставщиком.

Кроме того, ВАСУ уточнил, что основанием для отражения затрат на предпродажную подготовку продукции и дистрибьюторских услуг в составе валовых расходов предприятия-поставщика является

п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.

 

Мнение редакции

Ни для кого не секрет, что к расходам предприятия на оплату услуг по продвижению товаров на рынке (услуги мерчандайзинга) налоговики относятся с определенным недоверием. Свидетельством тому является, в частности,

письмо ГНАУ от 02.04.2007 г. № 6448/7/23-5017 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37), в котором использование в хозяйственной деятельности таких услуг, как маркетинг, мерчандайзинг, информационные, консультативные, юридические, права использования товарных знаков и т. д., отнесено к схемам уменьшения налоговых обязательств и оптимизации налоговых обязательств.

Поэтому неудивительно, что при проверке налоговики ставят под сомнение факт приобретения налогоплательщиком услуг мерчандайзинга. Отсюда и желание исключить суммы, уплаченные за такие услуги, из валовых расходов и налогового кредита по НДС.

Однако комментируемое судебное

определение показывает, что доказать законность приобретения и использования предприятием таких услуг в своей хозяйственной деятельности, а значит, и правомерность отнесения затрат на них в состав валовых расходов и налогового кредита несложно.

К тому же, судя по

письмам от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016 и от 28.01.2010 г. № 806/6/23-4016/40, у ГНАУ наметился более либеральный подход к услугам мерчандайзинга и она уже не сомневается в их хозяйственной направленности, если их предоставление подтверждено документально, как того требует абзац четвертый п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль.

Так, налоговое ведомство разъяснило, что в общем понимании под термином «мерчандайзинг» следует понимать новое направление торгового маркетинга. Прежде всего это выкладка и размещение товара в месте розничной продажи; обеспечение соответствующего ассортимента и достаточного количества товара; организация локальной рекламы (установление на торговой точке специального фирменного оборудования (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки и т. п.), конструкций презентационного характера (тумбы, выставочные стойки, рекламные стенды, подставки под рекламные материалы и др.), полиграфической рекламной продукции (буклеты, плакаты, гирлянды, флажки и т. п.), организация на месте продажи рекламных акций в виде дегустаций, бесплатной раздачи и др.); анализ показателей продаж; решение определенных вопросов ценовой политики о предельной торговой надбавке; инструктаж продавцов розничных магазинов относительно потребительских характеристик товара, методов мотивации потребителей и т. п.

В качестве документов, подтверждающих факт получения указанных услуг и их связь с хозяйственной деятельностью предприятия, ГНАУ предлагает использовать документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными

ст. 9 Закона о бухучете.

На наш взгляд, контрагентам в данном случае следует позаботиться о составлении как минимум двух документов:

письменного договора и акта приема-передачи предоставленных услуг.

Теперь что касается налогообложения затрат на мерчандайзинг у получателя услуг. В соответствии с

письмом ГНАУ от 29.07.2008 г. № 15176/15/0217 они относятся к расходам двойного назначения (как расходы на маркетинг) и согласно п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль включаются в состав валовых расходов налогоплательщика лишь в случае, если являются расходами на предпродажные и рекламные мероприятия (в частности, расходы на оплату услуг по размещению продукции в местах продажи, по очистке, фасовке, оперативному пополнению объемов товаров на стеллажах, размещению информации о товаре и т. п.).

В отношении НДС сложностей также нет. Поскольку, как мы сказали выше, существует несомненная связь расходов на мерчандайзинг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, суммы «входного» НДС по таким операциям при наличии налоговой накладной

включаются в налоговый кредит предприятия на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Такой порядок налогообложения затрат на предпродажную подготовку товаров и на дистрибьюторские услуги подтвердил ВАСУ в комментируемом

определении. Причем он обратил внимание, что эти затраты могут осуществляться поставщиком и в отношении товаров, переданных дистрибьютору на основании договора, т. е. уже фактически не являющихся его собственностью.

Кстати, в

постановлении Окружного административного суда г. Киева от 21.11.2008 г. № 10/410 также сделан вывод о том, что Закон о налоге на прибыль и другие нормативные акты не дают указаний, что расходы на предпродажные услуги должны осуществляться только в отношении товаров, являющихся собственностью плательщика налога. Так, услуги, предоставляемые супермаркетами (маркетинговые услуги, услуги по продвижению товаров в торговых сетях, услуги по внесению новых товаров в ассортиментный перечень товаров, услуги по организации сбыта товаров, услуги по стимулированию спроса, услуги мерчандайзинга), оказывают непосредственное влияние на результаты деятельности поставщика и направлены на получение дохода.

 

Материал подготовила Наталья Белова, экономист-аналитик

 

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

Определение

от 08.04.2010 г.

№ К-16160/07

(извлечение)

 

Коллегия судей Высшего административного суда Украины <…>, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества с иностранными инвестициями «Д» на постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 21 июня 2007 года <…> по иску Закрытого акционерного общества с иностранными инвестициями «Д» к Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов в городе <…> о признании недействительными налоговых уведомлений-решений,

установила:

<…>

В кассационной жалобе ЗАО с иностранными инвестициями «Д», ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 21 июня 2007 года и оставить в силе постановление хозяйственного суда Днепропетровской области от 20 февраля 2007 года.

<…>

Так, в актах проверки установлено, что реализацию готовой продукции ЗАО с иностранными инвестициями «Д» осуществляет на территории Украины через сеть дистрибьюторов согласно условиям дистрибьюторских соглашений, заключенных между истцом и дистрибьюторами. Однако у истца отсутствуют документы, подтверждающие факт розничной торговли готовой продукцией, но в состав валовых расходов и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость включены суммы по услугам предпродажной подготовки в сети розничной торговли. Кроме того, в актах сделан вывод о том, что предпродажная подготовка не имеет отношения к хозяйственной деятельности истца. Таким образом, согласно требованиям подпункта 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» ЗАО с иностранными инвестициями «Д» в декабре 2005 года и в январе 2006 года была завышена сумма налогового кредита на сумму налога на добавленную стоимость в размере <…> грн. и <…> грн. соответственно, уплачена в составе цены за услуги предпродажной подготовки в сети розничной торговли.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что отсутствуют основания для исключения из состава налогового кредита предприятия расходов по предпродажной подготовке продукции истца и дистрибьюторских услуг, поскольку они не противоречат действующему законодательству и направлены на обеспечение спроса на продукцию истца, следовательно, направлены на обеспечение получения в будущем доходов по его производству, а потому относятся к хозяйственной деятельности истца в понимании налогового законодательства. Исследовав предоставленные договоры, суд первой инстанции пришел к выводу, что их предметом является предоставление услуг, связанных с реализацией продукции истца, и отметил, что спорные расходы истца заключаются в оплате стоимости услуг контрагентов по предпродажной подготовке его продукции, а также услуг дистрибьюторов по продвижению продукции истца на рынке путем продажи ее торговым агентам.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что расходы, связанные с реализацией товара дистрибьютора другим покупателям, в том числе расходы по предпродажной подготовке, являются хозяйственной деятельностью дистрибьютора и в соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» связаны с хозяйственной деятельностью именно дистрибьютора и являются его расходами.

Однако

с такими выводами суда апелляционной инстанции коллегия судей согласиться не может, учитывая следующее.

Правоотношения, возникающие в связи с формированием плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость валовых расходов и налогового кредита, регулируются статьей 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и статьей 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Так, подпунктом 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 6.1 статьи 6 и статьей 81 этого Закона, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» определяющим признаком валовых расходов является их связь с хозяйственной деятельностью плательщика налога. При этом непременной характерной чертой хозяйственной деятельности в налоговых правоотношениях является ее направленность на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (пункт 1.32 статьи 1 этого Закона).

Подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 статьи 5 этого же Закона установлено, что в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией и ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда с учетом ограничений, установленных подпунктами 5.3 — 5.8 этой статьи.

Отсюда следует, что правильность формирования плательщиком налогов валовых расходов и налогового кредита требует наличия связи расходов плательщика налогов на приобретение услуг с его хозяйственной деятельностью, которая заключается в намерении плательщика налога извлечь пользу от приобретенных услуг. При отсутствии последнего отсутствуют основания для уменьшения базы обложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость за счет валовых расходов и налогового кредита.

Как усматривается из материалов дела, истец является производителем растительного масла и его оптовым продавцом, основная деятельность истца заключается в выпуске подсолнечного масла и сопутствующей продукции. Такой статус истца означает, что для него регулярной, постоянной и существенной является деятельность, связанная с производством подсолнечного масла.

1 октября 2005 года между истцом (продавец) и ООО «Торговая фирма «П» было заключено дистрибьюторское соглашение <…> (далее — соглашение) в связи с тем, что продавец желает распространения, продвижения на рынок и реализации продукции на территории Украины.

Согласно пункту 1.2 статьи 1 соглашения продавец назначил ООО «Торговая фирма «П» своим дистрибьютором продукции на территории, а дистрибьютор соглашается действовать в качестве неэксклюзивного дистрибьютора на территории и на условиях, определенных этим соглашением. Дистрибьютор покупает рафинированное дезодорированное масло под зарегистрированным знаком для товаров и услуг «О» у продавца и организует на территории прямые и непрямые поставки продукции согласно требованиям, указанным в Приложении 2, а также выполняет все другие обязательства в отношении указанных выше действий.

Согласно пункту 1.3 статьи 1 соглашения с целью увеличения объемов продажи, удержания и завоевания рыночных позиций продукции продавец поручает, а дистрибьютор принимает на себя обязательство предоставить услуги по продвижению продукции на рынке по следующим направлениям, в частности, но не исключительно: подготовка товарных партий к участию в акциях в торговых точках; размещение рекламной продукции продавца в торговых точках; оформление продукции с установленными стандартами мерчандайзинга; подготовка и организация рекламных акций и/или стимулирующих мероприятий для потребителей по активации продажи продукции в торговых точках; совершение других законных действий для удержания позиции продукции на рынке и постоянного расширения позиции продукции; совершение действий по поддержанию заинтересованности покупателей; расширение объема продукции, проданной торговым точкам; расширение объема продукции, проданной розничным точкам по их заказу; обеспечение стандартов размещения продукции в розничных торговых точках согласно Приложению 8; выполнение месячных, квартальных и годовых планов продажи; выполнение сезонных планов и выполнение планов по количеству торговых точек.

Согласно пункту 3.1 статьи 3 соглашения «Права и обязанности продавца» продавец продает и поставляет дистрибьютору продукцию на основе приема заказов дистрибьютора к исполнению, которые предоставляются продавцу на условиях базиса поставки Инкотермс-2000 СРТ, склад дистрибьютора.

Согласно пункту 4.1 статьи 4 соглашения «Права и обязанности дистрибьютора» дистрибьютор покупает, осуществляет хранение (складирование), распространение и реализацию продукции розничным торговым точкам и другим покупателям на территории, согласованной с покупателем.

Согласно статье 6 соглашения «Услуги по продвижению продукции на рынке» (в редакции дополнительного соглашения № 1 к соглашению) с целью увеличения объемов продаж, удержания и завоевания рыночных позиций продукции, продавец поручает и оплачивает, а дистрибьютор принимает на себя обязательство предоставить продавцу услуги по продвижению товара на рынке путем выполнения объемов продаж согласно заказам розничных точек (развозка транспортом дистрибьютора); интенсификации стимулирования сбыта продукции через механизмы цепи продаж. Вознаграждение, полученное дистрибьютором за предоставление этой услуги, является целевым и используется только по согласованию с региональным менеджером по продажам продавца. Продавец определяет по своему усмотрению осуществление предоплаты услуг, указанных в этом пункте, или осуществление их оплаты по факту предоставления таких услуг; выполнение месячной продажи; удержание позиции товара на рынке путем выполнения квартального задания продаж; удержание позиции товара на рынке путем выполнения годового задания продаж; дистрибьютор имеет право на получение вознаграждения за предоставленные услуги в случае высококачественного предоставления услуг, что подтверждается удостоверенными представителями сторон этого соглашения актами о соблюдении условий этого соглашения. Цена услуг, указанных в этом пункте, согласовывается Сторонами в Приложении 5 к этому Дистрибьюторскому соглашению, которое является его неотъемлемой частью и может изменяться ежемесячно в большую или меньшую сторону путем корректировки общей суммы вознаграждения за предоставленные услуги на корректировочный коэффициент, который применяется для сегментарного развития продаж продавца и акцентирования целевого потребления продукции продавца. Указанный коэффициент исчисляется исходя из удельного веса продаж дистрибьютора в определенном сегменте рынка объема его продаж через торговые сети и других факторов, определяющих позицию дистрибьютора на рынке. Механизм определения корректировочного коэффициента определяется сторонами в Приложении 5 к этому соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, сумма коэффициента отражается сторонами в соответствующем акте о соблюдении условий этого соглашения. Услуга считается предоставленной на дату подписания обеими сторонами акта, подтверждающего сдачу-приемку результатов предоставленных услуг. Стоимость предоставленных услуг за соответствующий период перечисляется продавцом в течение пятнадцати банковских дней после окончания соответствующего периода при условии наличия указанных выше актов, подписанных представителями обеих сторон.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что такие услуги, как продвижение товара на рынке, развозка товара и обеспечение стандартов, размещение продукции в розничных торговых точках, связаны с хозяйственной деятельностью истца. Следовательно, стоимость таких услуг может быть отнесена в состав валовых расходов и налогового кредита истца в соответствии с положениями Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Согласно подпункту 5.4.4 пункта 5.4 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в состав валовых расходов плательщика налога относятся расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) такими плательщиками налога.

Согласно содержанию этой статьи отнесение в состав валовых расходов сумм, уплаченных в связи с предпродажной подготовкой товаров, не зависит от наличия у плательщика налога права собственности на товар, а имеет значение только факт продажи плательщиком налога товара, по которому осуществляется такая предпродажная подготовка.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что расходы, связанные с оплатой предпродажной подготовки продукции истца и дистрибьюторских услуг, направлены на обеспечение спроса на его продукцию, а следовательно, направлены на обеспечение получения в будущем доходов по ее производству. Кроме того, имеется обоснованный вывод суда, что целью такого договора являются увеличение объемов продажи товара истца, удержание и завоевание рыночных позиций продукции истца.

Учитывая изложенное,

коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции, что расходы истца на предпродажную подготовку продукции, а также на услуги дистрибьюторов по продвижению продукции истца на рынке путем продажи ее торговым агентам дистрибьютора в розничной торговле, уплаченные в составе цены за услуги предпродажной подготовки в сети розничной торговли, относятся к хозяйственной деятельности истца.

При таких обстоятельствах коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции, что истцом не были нарушены требования подпункта 7.4.4 пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», истцом правомерно был сформирован налоговый кредит, а у ответчика не было оснований для уменьшения налогового кредита.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции отменяет судебное решение суда апелляционной инстанции и оставляет в силе решение суда первой инстанции, которое принято в соответствии с законом и отменено или изменено ошибочно.

Учитывая изложенное, постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 21 июня 2007 года подлежит отмене с оставлением в силе постановления хозяйственного суда Днепропетровской области от 20 февраля 2007 года.

Руководствуясь ст. ст. 160, 167, 210, 220, 221, 223, 226, 230, 231, ч. 5 ст. 254 Кодекса административного судопроизводства Украины,

коллегия определила:

Кассационную жалобу Закрытого акционерного общества с иностранными инвестициями «Д» удовлетворить

.

Постановление Днепропетровского апелляционного хозяйственного суда от 21 июня 2007 года отменить, а постановление хозяйственного суда Днепропетровской области от 20 февраля 2007 года оставить в силе.

Определение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Верховный Суд Украины по исключительным обстоятельствам в течение одного месяца со дня открытия таких обстоятельств.

<…>

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше