Темы статей
Выбрать темы

Единый социальный взнос: как это будет...

Редакция НиБУ
Статья

Единый социальный взнос: как это будет…

 

Многолетние дебаты парламентариев о введении единого социального взноса увенчались принятием 8 июля 2010 года Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Закон подписан Президентом Украины и вступит в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений, касающихся свидетельств застрахованных лиц, которые вступают в силу с 1 января 2014 года. О том, какие изменения ожидают нас после вступления в силу данного закона, пойдет речь в данной статье.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 2464

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

 

Основной идеей

Закона № 2464 является введение единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, который заменит страховые взносы, ныне уплачиваемые в четыре фонда социального страхования: Пенсионный фонд (далее — ПФ), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФВПТ), Фонд социального страхования на случай безработицы (далее — ФБ), Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве (далее — ФНС).

Со вступлением в силу

Закона № 2464, а именно с 1 января 2011 года, нынешние плательщики страховых взносов в ПФ, ФБ, ФВПТ и ФНС станут плательщиками единого социального взноса. При этом перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц проводиться не будет.

Теперь рассмотрим наиболее волнующие на данный момент вопросы, связанные с введением единого социального взноса (далее — ЕСВ).

 

Что такое единый социальный взнос?

Под

единым взносом понимается консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц и членов их семей на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования (п. 2 ч.1 ст. 1 Закона № 2464).

База для взимания ЕСВ аналогична нынешней базе для обложения взносами в ПФ. Поскольку в настоящее время база для начисления и удержания взносов в ПФ наиболее обширная, именно она взята за основу.

В связи с тем, что

ЕСВ объединил в себе уплачиваемые в настоящее время социальные взносы, его размер (за исключением отдельных случаев), по сути, представляет собой сумму уплачиваемых в настоящее время страховых взносов в фонды социального страхования, как в части начислений, так и в части удержаний. В общем случае размер ЕСВ в части начислений зависит от класса профессионального риска производства по аналогии с ныне действующим размером взноса в ФНС. Определение класса профессионального риска производства по видам экономической деятельности по-прежнему будет осуществлять ФНС. В то же время для отдельных плательщиков установлен определенный размер ЕСВ.

ЕСВ

не входит в систему налогообложения и налоговое законодательство не регулирует порядок его начисления, исчисления и уплаты. Это прямо указано в ч. 2 ст. 8 Закона № 2464.

Сбор и ведение учета ЕСВ будет осуществлять Пенсионный фонд

.

Кроме того, Пенсионный фонд обязан

вести Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования, который состоит из реестра страхователей и реестра застрахованных лиц и предназначен для накопления, хранения и использования информации о сборе и ведении учета ЕСВ, его плательщиках и застрахованных лицах.

 

Кто является страхователями и застрахованными лицами?

Перечень плательщиков ЕСВ приведен

в ч. 1 ст. 4 Закона № 2464. Одни из них являются застрахованными лицами, другие — страхователями. Информацию о страхователях — работодателях и застрахованных лицах — их работниках приведем в таблице.

 

Страхователи

Застрахованные лица

1

2

Предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и ведения хозяйства, физические лица — предприниматели, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, по гражданско-правовым договорам*, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами, физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, другие физические лица, использующие труд других лиц на условиях трудового договора (контракта)

Работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на условиях трудового договора (контракта)

Физические лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам

Лица, которые работают на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получают заработную плату (вознаграждение) за работу на такой должности

Работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе

Дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами

Граждане Украины, которые работают на условиях трудового договора (если другое не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины)

Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположены на территории Украины

Граждане Украины и лица без гражданства, которые работают на условиях трудового договора

*Кроме гражданско-правовых договоров, заключенных с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации такого предпринимателя.

Предприятия, учреждения, организации, физические лица, которые используют наемный труд, воинские части, которые выплачивают денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности

Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава

Лица, которые получают пособие по временной нетрудоспособности

 

Что является базой для взимания ЕСВ и какими будут размеры ЕСВ?

База для начисления и удержания ЕСВ определена в

ст. 7 Закона № 2464.

Согласно

ч. 3 ст. 7 Закона № 2464 начисление ЕСВ осуществляется в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса, равной пятнадцати размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом, с которой взимается ЕСВ. Отметим, что такой же размер максимальной величины установлен и для взимания уплачиваемых в настоящее время социальных взносов.

База начисления ЕСВ установлена

ст. 7 Закона № 2464, а размеры ЕСВ в части начислений и в части удержаний — в ст. 8 этого Закона.

Для наглядности информацию о базе и ставках ЕСВ представим в таблице (на с. 40).

 

База для взимания и ставки ЕСВ

Для работодателей («начисления»)

Для наемных работников («удержания»)

объект налогообложения

ставка страхового взноса в % к объекту налогообложения

объект налогообложения

ставка страхового взноса в % к объекту налогообложения

1

2

3

4

Сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме (

абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

 

Размер страхового взноса

устанавливается в зависимости от классов профессионального риска производства
(абз. 1, 2 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме
(

абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

 

3,6 %


(абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона № 2464)

Для бюджетных учреждений —

36,3 %
(абз. 3 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

2,85 %

— для работников — инвалидов, работающих на предприятиях УТОГ, УТОС
(абз. 2 ч. 7 ст. 8 Закона № 2464)

Для работодателей, использующих труд наемных работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах:

45,96 % — для работников из числа лиц летных экипажей и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах (абз. 4 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464);

страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства
для других работников

6,1 % —

для плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, который дает право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. 3723-XII, «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII, «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.97 г. № 540/97-ВР, «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII, «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII, «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV, «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III, Таможенного кодекса Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13.10.95 г. № 379/95-ВР, для летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, которые выполняют специальные работы в полетах
(ч. 9 ст. 8 Закона № 2464)

Для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды:

— 8,41 % — для работающих инвалидов;
страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства — для других работников
(ч. 13 ст. 8 Закона № 2464);

— 5,3 %

— для всех работников предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС, у которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда
(абз. 1 ч. 14 ст. 8 Закона № 2464);

Для предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда:

5,5 % — для работающих инвалидов (абз. 2 ч. 14 ст. 8 Закона № 2464);
страховой взнос в зависимости от класса профессионального риска производства — для других работников

Сумма пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (

абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

 

33,2 %


(абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма пособия по временной нетрудоспособности и оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (

абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

 

2 %*


(ч. 12 ст. 8 Закона № 2464)

 

8,41 %

— для инвалидов, работающих на предприятиях, в учреждениях организациях
(ч. 13 ст. 8 Закона № 2464)

5,3 %

— для всех работников предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности, обществ УТОГ и УТОС, у которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда
(абз. 1 ч.14 ст. 8 Закона № 2464)

5,5 %

— для инвалидов, работающих на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда
(абз. 2 ч.14 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам
(

абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

34,7 %


(абз. 5 ч. 5 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам
(

абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

2,6 %


(ч. 8 ст. 8 Закона № 2464)

Сумма денежного обеспечения, выплачиваемого воинскими частями
(

абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

34,7 %


(абз. 1 ч. 6 ст. 8 закона № 2464)

Сумма денежного обеспечения, выплачиваемого воинскими частями
(

абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464)

2,6 %


(ч. 10 ст. 8 Закона № 2464)

* Ставка ЕСВ в размере 2 % установлена только для лиц, получающих пособие по временной нетрудоспособности. Относительно ставки ЕСВ в части удержаний для оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности в Законе № 2464 ничего не сказано. Однако, скорее всего, это упущение, а не задумка законодателя. Смеем предположить, что оплата первых пяти временной нетрудоспособности так же, как и пособие по временной потере трудоспособности, должна облагаться ЕСВ по ставке 2 %.

 

Суммы ЕСВ будут распределяться по видам общеобязательного государственного социального страхования пропорционально суммам ЕСВ в процентах (таблица по распределению ЕСВ приведена в

п. 1 ч. 15 ст. 8 Закона № 2464).

Исходя из данных указанной таблицы, получается, что, например, обычные работодатели, в составе ЕСВ в части начислений отчисляют 33,2 % базы начисления ЕСВ — на пенсионное страхование (в солидарную систему), 1,5 % — на социальное страхование на случай безработицы, 1,4 % — на социальное страхование по временной потере трудоспособности, оставшуюся часть (процент меняется в зависимости от класса профессионального риска производства) — на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания. А с суммы ЕСВ в части удержаний из зарплаты наемных работников 2 % базы начисления ЕСВ идет на пенсионное страхование (в солидарную систему), 0,6 % — на социальное страхование на случай безработицы, 1 % — на социальное страхование по временной потере трудоспособности.

 

В каком порядке и куда будет уплачиваться ЕСВ?

Согласно

ч. 8 ст. 9 Закона № 2464 плательщики ЕСВ обязаны уплачивать ЕСВ, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом. Базовым периодом является календарный месяц, а для работодателей — физлиц-предпринимателей и физлиц обеспечивающих себя работой самостоятельно, — календарный год (абзац третий ч. 8 ст. 9 Закона № 2464).

В то же время страхователи-работодатели

обязаны уплачивать ЕСВ (авансовые платежи) при каждой выплате заработной платы (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой начисляется ЕСВ, одновременно с выдачей указанных сумм. Исключение составляют следующие случаи:

— ЕСВ, начисленный на указанные выплаты, уже уплачен не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом;

— по результатам сверки плательщика с территориальным органом Пенсионного фонда за плательщиком признана переплата по ЕСВ, сумма которой превышает сумму ЕСВ, подлежащую уплате, или равна ей.

Суммы ЕСВ перечисляются

одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме. При этом фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения) считается (продолжение см. на с. 43):

— получение соответствующих сумм наличностью;

— зачисление зарплаты (дохода, денежного обеспечения) на счет получателя;

— перечисление по поручению получателя зарплаты (дохода, денежного обеспечения) на любые цели;

— получение товаров (услуг) или любых других материальных ценностей в счет зарплаты (дохода, денежного обеспечения);

— фактическое осуществление из зарплаты (дохода, денежного обеспечения) отчислений согласно законодательству или исполнительным документам или любых других отчислений.

Следует отметить, что из положений

ч. 8 ст. 9 Закона № 2464 следует, что работодатель — юридическое лицо независимо от выплаты облагаемого дохода обязан уплатить ЕСВ не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, в то время как работодатель — физическое лицо может уплатить взносы не позднее 20 января года, следующего за отчетным. При этом ЕСВ за себя физические лица — предприниматели и физические лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, должны уплачивать ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

На наш взгляд, логичнее было бы установление в качестве базового периода календарного месяца для всех работодателей.

ЕСВ

подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика.

При наличии у плательщика ЕСВ одновременно с обязательствами по уплате ЕСВ обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или обязательств перед другими кредиторами

обязательства по уплате ЕСВ выполняются в первую очередь и имеют приоритет перед всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода).

Суммы ЕСВ должны уплачиваться на счета территориальных органов Пенсионного фонда.

Обращаем внимание: для зачисления ЕСВ в соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда будут открыты счета в органах Государственного казначейства Украины. Поэтому плательщикам для перечисления ЕСВ необходимо будет узнать соответствующие реквизиты.

Суммы ЕСВ, перечисленные в ПФ в определенных

Законом № 2464 пропорциях, автоматически будут перечисляться на централизованные счета фондов социального страхования не позднее следующего операционного дня после их зачисления.

 

По какой форме нужно будет отчитываться?

Согласно

п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона № 2464 плательщики ЕСВ обязаны подавать отчетность по ЕСВ в территориальный орган ПФ в сроки, в порядке и по форме, установленным ПФ по согласованию с соответствующими фондами общеобязательного государственного социального страхования и центральным органом исполнительной власти в отрасли статистики.

В

ч. 2 ст. 20 Закона № 2464 указано, что работодатели обязаны подавать в ПФ персонифицированные сведения о заработной плате застрахованных лиц, на которую начислены и с которой уплачены страховые взносы, и другие сведения.

До введения предоставления в ПФ персонифицированных сведений о заработной плате застрахованных лиц работодатели обязаны подавать в территориальные органы ПФ персонифицированные сведения о застрахованных лицах, с которыми случился несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, а также лиц, которые уволены с работы за период после предоставления последнего отчета по персонифицированному учету, в порядке, установленном ПФ по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики.

Как видим, и форма, и порядок, и сроки предоставления отчетности по ЕСВ должны быть установлены ПФ. На сегодняшний день неизвестно, какой именно будет отчетность по ЕСВ. Очевидно только то, что в ее составе должны подаваться персонифицированные сведения о заработной плате. Будем ожидать соответствующих действий ПФ.

 

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о ЕСВ?

Согласно

п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464 сумма ЕСВ, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в установленные сроки, считается недоимкой.

Порядок взыскания сумм недоимки определен

ст. 25 Закона № 2464. Суммы недоимки взыскиваются с начислением пени и штрафных санкций.

В случае выявления своевременно не уплаченных сумм страховых взносов плательщики ЕСВ обязаны самостоятельно исчислить эти взносы и уплатить их с начислением пени.

Пеня

начисляется из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

За нарушения законодательства о ЕСВ для работодателей предусмотрены следующие штрафы:

1)

за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ — штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм;

2) за доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ — штраф

в размере 5 % доначисленной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который она доначислена, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ;

3)

за непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом № 2464, — штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.);

4)

за ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ — штраф в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 136 до 255 грн.);

5) за

неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей), — штраф в размере 10 % неуплаченных или несвоевременно уплаченных сумм авансовых платежей.

Как видим, виды и размеры штрафных санкций, которые будут применяться к плательщикам ЕСВ, максимально приближены к тем, что в настоящее время предусмотрены за нарушения в сфере пенсионного страхования.

Срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

За нарушения законодательства о сборе и учете ЕСВ должностные лица плательщиков ЕСВ будут подвергаться административным взысканиям (штраф в размере от 340 до 510 грн.). Останется и административная ответственность за нарушение законодательства о социальном страховании на случай безработицы, от несчастного случая на производстве, в связи с временной потерей трудоспособности, а также за совершение действий, препятствующих проведению проверок уполномоченными лицами ПФ и других фондов социального страхования.

Кроме того, за уклонение от уплаты ЕСВ предусмотрена уголовная ответственность (штраф в размере 5100 до 8500 грн.).

Штрафы будут налагаться на страхователей и за нарушение порядка использования средств ФБ (в размере предоставленной Фондом суммы) и ФВПТ (в размере 50 % предоставленной Фондом суммы).

 

Кто будет проводить проверки?

Контролирующие функции относительно соблюдения законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ выполняет ПФ.

Согласно

п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464 ПФ предоставляется право проводить не чаще одного раза в календарном году плановую, а в случаях, предусмотренных законом — внеплановую проверку на предприятиях, в учреждениях и организациях, у физических лиц — предпринимателей бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов о начислении, исчислении и уплате единого взноса, получать необходимые объяснения, справки и сведения (в частности, письменные) по вопросам, которые возникают во время такой проверки. При этом ПФ имеет право изымать в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих занижение размера заработной платы (дохода) и других выплат, на которые начисляется единый взнос. Порядок проведения проверок должен быть утвержден КМУ.

Что касается проверки правильности использования страховых средств по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве, то их будут проводить соответствующие фонды социального страхования.

ФНС имеет право также проводить проверки достоверности поданных страхователями сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности, ФВПТ и ФБ — проверку достоверности сведений, поданных работодателем для получения средств Фонда.

 

Как можно будет получить пособия из ФВПТ?

Порядок получения пособий из ФВПТ изменится. Соответствующие изменения вносятся

Законом № 2464 в Закон № 2240.

В настоящее время пособия за счет средств ФВПТ выплачиваются застрахованным лицам страхователями работодателями в счет уплаты страховых взносов.

Теперь финансировать страхователей-работодателей для предоставления материального обеспечения наемным работникам будут исполнительные дирекции отделений Фонда следующим образом.

Суммы пособия будут перечисляться ФВПТ на счет страхователя. Причем для этих целей

страхователь-работодатель должен открыть отдельный текущий счет в банке. Бюджетные учреждения открывают отдельный счет для зачисления страховых средств в соответствующем органе Государственного казначейства Украины.

Основанием

для получения финансирования из ФВПТ будет заявление-расчет, которое содержит информацию о начисленных застрахованным лицам суммах материального обеспечения по их видам.

Финансирование страхователей осуществляется

в течение десяти рабочих дней после поступления такого заявления. Средства, перечисленные ФВПТ на специальный счет работодателя, должны быть использованы исключительно для предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.

В случае если

сумма полученных страхователем от ФВПТ страховых средств превышает фактические расходы на предоставление материального обеспечения, неиспользованные суммы должны быть возвращены в рабочий орган ФВПТ в течение трех рабочих дней.

В ФВПТ страхователи должны будут предоставлять сведения о материальном обеспечении и социальных услугах в порядке, установленном правлением ФВПТ.

 

Что ожидает предпринимателей?

Физические лица — предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения, попали в число обязательных плательщиков ЕСВ.

Для физлиц-

предпринимателей на общей системе налогообложения базой обложения ЕСВ, который они должны уплачивать «за себя», является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащая обложению налогом с доходов физических лиц («чистый доход»). При этом сумма ЕСВ за месяц, в котором получен доход, должна быть не меньше минимального страхового взноса. Таким образом, ограничение по минимальной сумме ЕСВ действует только в тех месяцах, когда предприниматель получал доход.

Предприниматели, работающие

на упрощенной системе налогообложения (плательщики единого и фиксированного налогов), суммы для начисления ЕСВ будут определять самостоятельно. При этом такие суммы должны быть:

— не более максимальной величины базы начисления ЕСВ, которая равна 15 размерам прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц;

и

— не менее минимальной заработной платы.

Таким образом, упрощенцы за каждый месяц должны будут уплачивать ЕСВ в размере не меньше минимального страхового взноса.

Ставка ЕСВ для предпринимателей

, в том числе работающих на упрощенной системе налогообложения, установлена в размере 34,7 % соответствующей базы обложения.

И еще один важный момент. Из положений

ч. 1 ст. 4 Закона № 2464 следует, что в случае если с физическим лицом — предпринимателем заключен гражданско-правовой договор, то сумма вознаграждения по такому договору не будет облагаться ЕСВ только в случае, когда выполняемые предпринимателем работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации. Как на практике будет это осуществляться — не совсем ясно. Дело в том, что в свидетельстве о госрегистрации виды деятельности не указаны. То есть необходим дополнительный документ, чтобы определить соответствуют ли выполняемые работы (предоставляемые услуги) видам деятельности, которыми занимается предприниматель. Поэтому здесь потребуются разъяснения Пенсионного фонда.

В заключение отметим, что с 1 января 2011 года утратят силу

Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III, а также отдельные положения Закона Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III и Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Кроме того,

Законом № 2464 вносится ряд изменений, касающихся ЕСВ, в действующие законодательные акты.

Обращаем внимание: в случае если страхователи до 1 января 2011 года погасят задолженность по уплате взносов в ФВПТ, ФНС ФБ, которая возникла до 1 июля 2010 года, то задолженность по уплате финансовых санкций будет списана.

Как видим, грядут значительные изменения в сфере общеобязательного государственного социального страхования. Надеемся, что материал данной статьи прольет свет на ожидающие нас перемены, связанные с введением ЕСВ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше