Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Слияние и присоединение: процедурные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2010/№ 68
Печать
Статья

Слияние и присоединение: процедурные вопросы

 

В деятельности субъектов хозяйствования могут возникать самые разнообразные ситуации, требующие смены формы ведения бизнеса. Иногда целесообразным оказывается объединение усилий для достижения общей цели. Тогда предприятия прибегают к таким формам реорганизации, как слияние и присоединение. Порядок их осуществления рассмотрим в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Принятие решения о слиянии/присоединении

В соответствии с

ч. 1 ст. 106 и ч. 2 ст. 109 ГКУ решение о слиянии либо присоединении юридического лица может быть принято:

а) участниками юридического лица;

б) органом юридического лица, уполномоченным на это учредительными документами;

в) судом;

г) соответствующим органом государственной власти.

Следует сказать, что в

ч. 1 ст. 59 ХКУ приведен несколько иной перечень субъектов, уполномоченных на принятие решения о слиянии, присоединении либо реорганизации юридического лица в другой форме. В соответствии с ней субъект хозяйствования может быть реорганизован:

а) по решению собственника (собственников);

б) по решению уполномоченного собственником (собственниками) органа;

в) по решению учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников;

г) по решению суда в случаях, предусмотренных

ХКУ.

Если решение о слиянии/присоединении принимается участниками или же органом юридического лица, такое слияние либо присоединение считается добровольным

.

Как видим,

ГКУ среди субъектов, уполномоченных инициировать добровольное слияние либо присоединение, называет участников юрлица и орган юридического лица, за которым соответствующие полномочия закреплены учредительными документами. В то же время известно, что участники хозяйственных обществ решают вопросы управления им через участие в высшем органе общества — общем собрании участников (ч. 2 ст. 97 ГКУ).

Управление осуществляется через органы общества (в том числе общее собрание), в то время как участие в управлении заключается, главным образом, в праве на участие и голосование на общем собрании. Право на голосование можно реализовать, принимая участие в собрании и голосовании лично или делегируя эти права представителю (они подтверждаются доверенностью) (см.

постановление ВХСУ от 14.10.2009 г. № К39/167-09).

Самостоятельно, вне общего собрания, участник либо несколько или даже все участники принять решение о добровольном слиянии либо присоединении не могут.

Другое толкование соотношения приведенных положений как предоставляющих, с одной стороны, право принимать решение о добровольной реорганизации общему собранию участников (под «участниками» в

ст. 106 ГКУ соответственно подразумевается именно их общее собрание), а с другой — дающих хозяйственным обществам возможность закрепить полномочие принимать решение о реорганизации за исполнительным органом общества (подразумевая его под «уполномоченным органом юридического лица») также будет противоречить требованиям действующего законодательства.

В подтверждение этого приведем конкретные предписания

ГКУ.

Высшим органом управления в ООО, АО, ОДО (обществе с дополнительной ответственностью), в полных и коммандитных обществах является общее собрание участников (

статьи 145, 151, 159 ГКУ).

В отношении производственного кооператива также предусмотрено, что высшим органом управления в нем выступает общее собрание кооператива (

ч. 1 ст. 164 ГКУ, ч. 1 ст. 15 Закона Украины «О кооперации» от 10.07.2003 г. № 1087-ІV).

Поскольку любая из форм реорганизации юрлица влечет за собой существенное изменение его правового статуса, вполне обоснованно, что решение о ее проведении относится к компетенции высшего органа управления юридического лица. Так, для хозяйственных обществ соответствующие предписания закреплены в

ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах, согласно которой реорганизация общества осуществляется по решению высшего органа общества. Это предписание по отношению к отдельным видам хозобществ детализируется в отношении отдельных видов хозобществ. Аналогичные предписания законодательство устанавливает и для юрлиц других организационно-правовых форм. В обобщенном виде приводим данную информацию в таблице.

 

Организационно-правовая форма юрлица

Требования к принятию решения о слиянии либо присоединении

Нормативный акт

1

2

3

Акционерное общество

К исключительной компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения о прекращении АО. Поскольку к прекращению юрлица и образованию нового приводят такие формы реорганизации, как слияние, деление, присоединение и преобразование, получается, что для их проведения необходимо принятие решения общим собранием. Новый Закон об АО к исключительной компетенции общего собрания АО также относит принятие решения о выделении и прекращении (в том числе слиянии и присоединении) общества.Решение о реорганизации АО принимается более чем тремя четвертями голосов акционеров от общего их количества

П. «і» ч. 5 и ч. 6 ст. 41 Закона о хозобществах, п. 21 ч. 2 ст. 33 Закона об АО

Общество с ограниченной ответственностью

Принятие решения о прекращении ООО является полномочием общего собрания участников ООО.

В ООО для принятия решения о слиянии либо присоединении будет достаточно простого большинства голосов

П. «і» ч. 5 ст. 41 и ч. 1 ст. 59 Закона о хозобществах

Общество с дополнительной ответственностью

Принятие решения о прекращении ОДО является полномочием общего собрания участников

Ч. 4 ст. 151 ГКУ, ч. 3 ст. 65 Закона о хозобществах

Коллективное сельскохозяйственное предприятие

слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование предприятия проводятся по решению общего собрания его членов

Ч. 1 ст. 31 Закона Украины «О коллективном сельскохозяйственном предприятии» от 14.02.92 г. № 2114-ХІІ

Потребительское общество

Реорганизация потребительского общества проводится по решению общего собрания его членов

Ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Украины «О потребительской кооперации» от 10.04.92 г. № 2265-ХП

Сельскохозяйственный кооператив

Вопрос о реорганизации кооператива решает общее собрание его членов

Ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 37 Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации» от 17.07.97 г. № 469/97-ВР

Кредитный союз

Реорганизация кредитного союза осуществляется по решению высшего органа управления.

Решение общего собрания членов кредитного союза о прекращении деятельности кредитного союза считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 75 процентов членов кредитного союза, присутствующих на общем собрании

Ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О кредитных союзах» от 20.12.2001 г. № 2908-ІІІ

Кооператив

Принятие решения о реорганизации кооператива — компетенция общего собрания членов этого кооператива.

Решение общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 75 процентов членов кооператива, присутствующих на общем собрании

Ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 28 Закона Украины «О кооперации» от 10.07.2003 г. № 1087-IV

Профсоюз

Решение о реорганизации профсоюза принимается съездом, общим собранием согласно уставу (положению) профсоюза

Ч. 2 ст. 18 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-ХІV

Банки

Реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его собственников

Ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III

 

Все приведенные выше предписания носят императивный характер и от них нельзя отклониться в уставе либо в иных учредительных документах, изменив компетенцию органов юрлица.

Учитывая все изложенное выше, можно сделать вывод, что для хозяйственных обществ решение о добровольном слиянии либо присоединении может быть принято только высшим органом управления, а именно общим собранием участников.

Статья 106 ГКУ, видимо, должна толковаться как учитывающая возможность существования других организационно-правовых форм, в которых, если это будет прямо предусмотрено законодательством, решение о реорганизации могут принимать участники без объединения их в общее собрание.

Если же решение принимается судом или соответствующим органом государственной власти, речь идет о принудительном слиянии либо присоединении. Принудительная реорганизация, в том числе слияние и присоединение, возможны только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Следует отметить, что

ХКУ не предусматривает случаев, когда реорганизация возможна по решению суда. Среди специалистов даже высказывается мнение, что поскольку нормы ХКУ для субъектов хозяйствования являются более специальными по сравнению с положениями ГКУ, которые касаются всех юридических лиц, фактически получается, что принудительная реорганизация субъекта хозяйствования в рамках действующего законодательства осуществляться не может, поскольку случаи, когда суд может принять соответствующее решение, в ХКУ не названы. Нет и указания на субъектов, которые могли бы инициировать подобный процесс. За органами налоговой службы оно, в частности, не закреплено.

Более того, на наш взгляд, суд либо орган государственной власти не может обязать участников или же орган юридического лица принять решение о слиянии либо делении. Суд может лишь возложить обязанность, если для этого есть достаточные основания, рассмотреть вопрос о возможном слиянии либо делении.

Следует отметить, что

если будет нарушен порядок проведения общего собрания, решение о слиянии либо присоединении будет признано недействительным (см. постановление ВХСУ от 15.07.2009 г. № К9/001-09).

Напомним, общее собрание хозяйственного общества будет полномочным только при условии, что для участия в нем зарегистрированы участники, совокупно владеющие не менее чем 60 процентами голосов. Внести же вопрос о слиянии либо присоединении общества в повестку дня общего собрания могут как сами участники, так и исполнительный орган в общем порядке, предусмотренном

Законом. Так, для закрытых и открытых акционерных обществ (еще не ставших частными и публичными) в этом случае действуют правила, предусмотренные ч. 2 ст. 43 Закона о хозобществах. В соответствии с ней любой акционер имеет право вносить свои предложения в отношении повестки дня общего собрания не позднее чем за 30 дней до его созыва. Решение о включении этих предложений в повестку дня принимается исполнительным органом общества. Предложения акционеров, владеющих более чем 10 процентами голосов, вносятся в повестку дня обязательно. Решение об изменениях в повестке дня должно быть доведено до сведения всех акционеров не позднее чем за 10 дней до проведения собрания в порядке, предусмотренном уставом.

В частных и публичных АО, действующих уже по новому

Закону об АО, повестку дня формирует наблюдательный совет, но если в ней нет вопроса о слиянии либо присоединении АО, то, например, предложения акционеров (акционера), совокупно владеющих 5 и более процентами простых акций, подлежат обязательному включению в повестку дня (ст. 38).

Для ООО правило несколько другое: любой участник общества с ограниченной ответственностью имеет право требовать рассмотрения вопроса на общем собрании с одним лишь условием — данный вопрос должен быть им заявлен не позднее чем за 25 дней до начала сборов (

ч. 3 ст. 60 Закона о хозобществах).

Требований к содержанию решения о присоединении либо слиянии законодательство не содержит. Основное условие — включение в него всех необходимых для последующей процедуры сведений. Так, решение должно содержать указание на то, что проводится реорганизация общества в форме слияния либо присоединения, называть юридических лиц, принимающих участие в реорганизации, юридическое лицо, которое будет создано в результате слияния либо присоединения, устанавливать состав комиссии по реорганизации юрлица с указанием ИНН членов этой комиссии (примерная форма решения о присоединении приведена в конце статьи; как пример рассмотрена ситуация присоединения ЗАО, которое не хочет приводить свою деятельность в соответствие с новым

Законом об АО и для для этого присоединяется к ООО). Это минимально необходимый набор информации, которую следует включить в решение о проведении слияния либо присоединения. Иначе госрегистратор в последующем откажет в рассмотрении документов, поданных для внесения в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица (абз. шестой ч. 7 ст. 34 Закона № 755).

В решение о слиянии либо присоединении целесообразно также включить информацию о порядке и сроках реорганизации, в том числе о порядке и сроках заявления требований кредиторами (

абз. первый ч. 2 ст. 105 ГКУ). Эти вопросы можно урегулировать и в последующем отдельным документом, но он также должен быть оформлен решением общего собрания.

Кроме того,

проведение слияния либо присоединения требует также заключения договора о слиянии либо присоединении соответственно (пример такого договора приведен в конце статьи ).

Согласно

абз. второму ч. 2 ст. 105 ГКУ функции комиссии по прекращению юрлица могут быть возложены на его орган управления (исполнительный орган хозяйственного общества). Но это не обязательное условие. Комиссия может быть сформирована и из других лиц, в частности из участников общества либо каких-либо третьих лиц.

Как указано в

ч. 3 ст. 34 Закона № 755, в случае прекращения юрлица путем слияния либо присоединения решение о прекращении юрлица подписывается уполномоченными лицами юридического лица либо юридических лиц, которые прекращаются, и юридического лица — правопреемника.

Решение о реорганизации должно быть изложено на украинском языке (

ч. 1 ст. 8 Закона № 755).

 

II. Работа комиссии по реорганизации юрлица

Комиссия по реорганизации юрлица должна выполнить ряд организационных мер. Ей, в частности, необходимо:

— провести инвентаризацию имущества;

— обеспечить публикацию информации о реорганизации;

— довести до сведения кредиторов информацию о реорганизации;

— рассмотреть требования кредиторов и принять решения по их удовлетворению либо отклонению;

— совершить ряд других действий, необходимых для осуществления реорганизации.

Рассмотрим более подробно порядок выполнения указанных мер.

Как мы уже указывали, рассматривая порядок осуществления мер по преобразованию юридического лица (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 58), а в этой части полномочия комиссии очень схожи, формулировка

ч. 3 ст. 105 ГКУ о том, что к комиссии с момента ее назначения (т. е. с момента принятия соответствующего решения общим собранием участников) переходят полномочия по управлению делами юридического лица, вызывает противоречивое толкование на практике в вопросе о пределах этих полномочий и их соотношении с полномочиями других органов юридического лица. Поэтому наиболее целесообразно урегулировать вопрос о пределах полномочий комиссии по реорганизации юрлица в самом решении о слиянии либо присоединении, в котором общее собрание участников может указать, какими функциями наделяет комиссию, а какие полномочия оставляет за исполнительным органом (постановление ВХСУ от 11.04.2007 г. по делу № 266/5-231). Это позволит избежать в будущем споров о том, была ли комиссия наделена достаточным объемом полномочий при совершении того или иного действия.

Важно также помнить, что

общее собрание участников имеет право изменить состав комиссии по реорганизации юрлица либо в любой момент возложить ее функции на исполнительный орган юрлица. Кроме того, общее собрание участников не ограничено в полномочии отменить решение о реорганизации до того момента, пока не внесена запись о ликвидации старого юрлица (см. п. 4 письма Госкомпредпринимательства от 07.07.2005 г. № 5486 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 73).

Начинает свою работу комиссия с

уведомления государственного регистратора о принятии решения о реорганизации юридического лица в форме слияния либо присоединения. Так, согласно ч. 1 ст. 105 ГКУ государственный регистратор должен быть немедленно уведомлен о принятии решения о реорганизации для внесения им соответствующей информации в Единый госреестр. Поскольку конкретный срок, в течение которого необходимо уведомить госрегистратора, законодательство не устанавливает, его следует указать в решении общего собрания о проведении слияния либо присоединения.

На комиссию по реорганизации юридического лица возложена обязанность не только уведомить госрегистратора о принятом решении, но и опубликовать соответствующее объявление в печатном издании, процедурно они объединены воедино.

Закон № 755

требует, чтобы госрегистратору для внесения в Единый госреестр сведений о том, что юридическое лицо пребывает в процессе реорганизации, было подано два документа (ч. 1 ст. 34 Закона № 755):

а) нотариально заверенная копия решения учредителей (участников) о реорганизации юридического лица;

б) документ, подтверждающий внесение платы за публикацию уведомления о принятии учредителями (участниками) решения о реорганизации юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации (51 грн.). Средство массовой информации, в котором осуществляется публикация, — «Бюлетень державної реєстрації» (см. также

письмо Госкомпредпринимательства от 16.08.2004 г. № 5530).

Требовать другие документы для внесения соответствующей записи в Единый госреестр государственный регистратор не имеет права.

Указанные документы могут быть направлены почтой либо поданы участником общества или же председателем комиссии по реорганизации либо другим уполномоченным лицом. Участнику необходимо будет предоставить госрегистратору паспорт, а председателю комиссии либо иному уполномоченному лицу, кроме паспорта, необходимо также предоставить документ, подтверждающий его полномочия. Это, в частности, может быть протокол общего собрания участников, которым была назначена комиссия по реорганизации.

Документы, которые подаются госрегистратору, должны содержать сведения, необходимые для включения в специализированное печатное издание

(ч. 7 ст. 22 Закона № 755):

— наименование юридического лица;

— идентификационный код юрлица;

— местонахождение юридического лица;

— основание для принятия решения о слиянии либо присоединении;

— дата назначения и сведения о комиссии по реорганизации;

— порядок и срок заявления кредиторами требований к юридическому лицу, которое прекращается (в случае слияния это те юрлица, которые принимают в нем участие; в случае присоединения — то юридическое лицо, которое входит в состав другого и прекращает свое существование).

С момента внесения в Единый госреестр записи о принятии решения о реорганизации юрлица запрещено

(ч. 2 ст. 35 Закона № 755):

— регистрировать изменения в учредительные документы юрлица, в отношении которого принято решение о реорганизации;

— вносить изменения в Единый госреестр в отношении сведений об обособленных подразделениях;

— проводить государственную регистрацию юрлица, учредителем (участником) которого является юрлицо, в отношении которого принято решение о реорганизации.

Отдельно уведомлять органы государственной налоговой службы, органы Пенсионного фонда и фондов социального страхования о том, что обществом принято решение о реорганизации в форме слияния либо присоединения, не нужно

. Соответствующую информацию им передает государственный регистратор.

Получение информации о проводимом слиянии либо присоединении может стать основанием:

для внеплановой выездной налоговой проверки (п. 6 ч. 6 ст. 111 Закона № 509);

— документальной проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов со стороны органов Пенсионного фонда (

п. 5.1 Порядка взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей как плательщиков страховых взносов, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.10.2006 г. № 14-4), Фонда страхования на случай безработицы (п. 3.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступлений в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339), Фонда страхования от несчастных случаев (п. 3.13 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 12.07.2007 г. № 36), Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (п. 15.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной правлением Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38).

Комиссия по реорганизации юрлица также должна лично письменно уведомить каждого выявленного кредитора юрлица

о том, что принято решение о реорганизации в форме слияния либо присоединения (см. абз. второй ч. 4 ст. 105 и ч. 2 ст. 109 ГКУ). Срок, в течение которого необходимо уведомить выявленных кредиторов о принятии решения о реорганизации юрлица, законом не определен, его целесообразно указать в самом решении о слиянии либо присоединении.

Если активы юрлица находятся в налоговом залоге, то одновременно с подачей документов госрегистратору необходимо также уведомить налоговый орган о принятом решении (

п. 13.2 ст. 13 Закона № 2181). Закон также требует одновременно с таким уведомлением предоставить налоговому органу план реорганизации. Как правило, для выполнения этого требования достаточно подать копию решения общего собрания о реорганизации.

Комиссия, как и в случае проведения преобразования, должна провести

инвентаризацию имущества юридического лица, которое проходит реорганизацию. В случае слияния проводится инвентаризация имущества обоих юридических лиц, при слиянии — того юрлица, которое присоединяется.

Инвентаризация проводится в соответствии с

Инструкцией об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

В случаях, предусмотренных законодательством, комиссия должна

организовать проведение независимой оценки имущества юрлица, которое проходит реорганизацию. Это, в частности, случаи реорганизации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (абз. третий ч. 2 ст. 7 Закона об оценке имущества). Кроме того, необходимость проведения независимой оценки имущества может быть предусмотрена самим решением о слиянии либо присоединении.

Важная часть работы комиссии —

рассмотрение заявленных требований кредиторов.

Кредиторы могут заявлять свои требования в течение того срока, который определен в решении о реорганизации. Этот срок не может быть меньше чем два месяца со дня публикации уведомления о реорганизации юридического лица (

абз. первый ч. 4 ст. 105 ГКУ). Кредиторы могут заявлять к удовлетворению требования как по обязательствам, срок исполнения которых уже наступил, так и тех, по которым только должен наступить. Исключение, напомним, составляют кредиторы банков. Они не имеют права требовать прекращения или досрочного выполнения обязательств (см. письмо Ассоциации украинских банков от 27.08.2009 г. № 01/02-09/0616).

Комиссия должна рассмотреть каждое заявленное требование кредитора, в том числе требования о досрочном выполнении либо прекращении обязательств, и по каждому из них принять решение об их удовлетворении либо отклонении. Если комиссия отклоняет требования кредитора, он может оспорить отказ в суде. Ответчиком по такому делу — юридическое лицо, реорганизация которого проводится, а не комиссия по реорганизации. В качестве меры обеспечения своих исковых требований кредитор может просить суд приостановить процедуру реорганизации. Однако если он этого не делает или суд отказывает в удовлетворении такого ходатайства, в результате чего процедура реорганизации будет завершена в установленном порядке, это не прекращает обязательств ликвидированного в результате реорганизации юридического лица. Ответчиком по делу становится юрлицо-правопреемник.

В то же время основное, о чем следует помнить:

реорганизация юридического лица не прекращает его обязательств. Поэтому неудовлетворенные требования кредиторы могут предъявить уже вновь созданному юрлицу, являющемуся правопреемником юрлица-должника (см., например, постановление ВХСУ от 10.03.2010 г. № 10/92).

Комиссия на этой стадии процедуры реорганизации также

составляет передаточный акт — как в случае слияния, так и в случае присоединения.

Требование к передаточному акту — он должен обязательно содержать положение о переходе всех прав и обязательств юридических лиц в случае слияния либо юрлица, которое присоединяется, в отношении всех кредиторов и должников, в том числе по обязательствам, которые оспариваются сторонами, к юрлицу-правопреемнику. К этой части процедуры реорганизации следует отнестись особенно внимательно, поскольку суды, рассматривая вопрос об объеме передаваемых прав и обязанностей, указывают на необходимость детального изучения документов, оформляемых в ходе слияния или присоединения (см., например,

постановление ВХСУ от 17.03.2009 г. № 8/138).

Подписи председателя и членов комиссии по реорганизации должны быть нотариально заверены в порядке, предусмотренном

разделом 28 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Минюста от 03.03.2004 г. № 20/5.

Передаточный акт подается на утверждение органу, принявшему решение о реорганизации. Для этого проводится еще одно общее собрание.

Как и в случае преобразования, подтверждать аудиторским заключением полноту передаточного акта при прекращении юридического лица путем реорганизации не нужно (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 16.02.2005 г. № 900), кроме тех случаев, когда необходимость получения аудиторского заключения предусмотрена уставом общества либо решением общего собрания участников о реорганизации.

 

III. Подготовка документов для регистрации нового юрлица

Параллельно с указанными выше действиями ведется подготовка учредительных документов нового юридического лица (при слиянии) либо изменений в учредительные документы старого, к которому происходит присоединение.

Утверждение устава

либо изменений в него любого хозяйственного общества — компетенция общего собрания участников.

Напомним, подписи участников общего собрания должны быть нотариально заверены.

 

IV. Государственная регистрация прекращения старого юрлица и создания нового

Для осуществления государственной регистрации прекращения юридических лиц в результате слияния либо юридического лица в результате его присоединения к другому юрлицу председатель комиссии по прекращению либо уполномоченное им лицо должны подать лично (направить ценным письмом с описью вложения) государственному регистратору такие документы:

— заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юрлица в результате слияния либо присоединения (форма № 8, утвержденная

приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54);

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается;

— оригинал учредительных документов юридического лица, которое прекращается;

— нотариально заверенную копию передаточного акта;

— справку архивного учреждения;

— справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам);

— справки органов Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования об отсутствии задолженности.

Государственная регистрация юрлица, созданного в результате слияния, осуществляется в общем порядке.

Для проведения госрегистрации нового юрлица государственному регистратору подаются (либо направляются ценным письмом с описью вложения) такие документы (

ст. 24 Закона № 755):

— заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица;

— экземпляр оригинала либо нотариально заверенная копия решения учредителей либо уполномоченного ими органа о создании юридического лица (протокол общего собрания участников);

— два экземпляра учредительных документов;

— документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

Кроме того, если законодательство выдвигает требования к минимальному размеру уставного фонда хозяйственного общества, то документом, подтверждающим его наличие у субъекта хозяйствования, созданного путем реорганизации, может быть передаточный акт (

письма Госкомпредпринимательства от 31.03.2005 г. № 2274, от 31.05.2007 г. № 3895).

При присоединении осуществляется госрегистрация прекращения юридического лица, которое присоединилось, и изменений в учредительные документы юрлица, к которому было осуществлено присоединение.

Слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь созданного юрлица и государственной регистрации прекращения старых юрлиц

. При присоединении — с момента государственной регистрации изменений в учредительные документы старого юрлица и госрегистрации прекращения юрлица, которое вошло в его состав. До момента государственной регистрации прекращения юридических лиц, слияние которых было осуществлено, новое юрлицо не может считаться правопреемником их прав и обязанностей (постановления ВХСУ от 05.03.2008 г. № 20/351, от 09.03.2007 г. № 2/433).

При проведении реорганизации возникает также вопрос о судьбе обособленных подразделений юридического лица, которое прекращается. В этом вопросе следует согласиться с позицией Госкомпредпринимательства, согласно которой при прекращении юридического лица в Единый госреестр вносят также сведения о закрытии его обособленных подразделений. При регистрации нового юридического лица в регистрационную карточку могут заноситься сведения о создаваемых им обособленных подразделениях (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 23.10.2009 г. № 13046). Поэтому данное правило не распространяется на обособленные подразделения юрлица, к которому осуществляется присоединение, и соответственно оно не прекращается.

В налоговой инспекции, Пенсионном фонде и фондах социального страхования новое юридическое лицо, созданное в результате слияния, регистрируется на основании поданной государственным регистратором информации.

Текущие счета юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния либо присоединения, закрываются

. Открытие счета нового юридического лица, созданного в результате слияния, происходит в общем порядке (см. п. 20.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 12.11.2003 г. № 492).

Это общие процедурные моменты, о которых следует помнить предприятиям, планирующим проведение слияния либо присоединения. Ничего личного — только бизнес!

Напоследок, чтобы было проще ориентироваться в рассмотренной выше процедуре, приводим ее основные этапы в виде схемы.

 

img 1

 

 

Пример составления

img 2

img 3

img 4

img 5

img 6

img 7

img 8

 

 

Пример составления

img 9

img 10

img 11

img 12

img 13

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше